УДК 34.09
DOI: 10.30914/2411 -3522-2018-4-2-82-86
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Г. Ю. Шабалин, О. Л. Шабалина
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
TO THE QUESTION OF THE TYPOLOGY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
G. Yu. Shabalin, O. L. Shabalina
Mari State University, Yoshkar-Ola
Введение. В статье рассматривается проблема классификации организаций, осуществляющих воспитание и обучение, де-юре не относящиеся к образовательной деятельности. Цель: формирование целостного научного представления о практике применения норм, регулирующих деятельность образовательных организаций и возникновение статуса педагогического работника. Материалы и методы Исследование основано на изучении образовательного и трудового законодательства Российской Федерации, а также подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих статус образовательных организаций и педагогических работников. Центральное место в статье занимает анализ позиций высших судебных инстанций. Методами исследования являются общенаучные и частнонаучные, в том числе формальнологические методы (гипотеза, анализ, синтез, дедукция, индукция). Из специальных методов применялись юридико-технический, системный и другие методы научного познания. Результаты исследования. Дана оценка возникновению статуса педагогического работника в зависимости от места организации-работодателя в системе образовательных организаций. Авторы анализируют соответствующую судебную практику. Заключение Отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является нарушением, однако препятствует получению педагогическим работником такой организации трудовых льгот. Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности является квалифицирующим признаком при отнесении юридического лица к образовательным организациям.
Ключевые слова: образовательное право, образовательная организация, педагогический работник.
Introduction. The article deals with the problem of classifying organizations that carry out upbringing and training, not related to education de-jure. The purpose of the study is to form a comprehensive scientific understanding of the practice of applying the norms governing the activities of educational organizations and the emergence of the status of a pedagogical worker. Materials and methods. The research is based on the study of the educational and labor legislation of the Russian Federation, as well as subordinate regulatory legal acts regulating the status of educational organizations and pedagogical workers. Central to the article is the analysis of the positions of the highest courts. Methods of the study are general and specific scientific, including formal and logical methods (hypothesis, analysis, synthesis, deduction, induction). Legal-technical, systemic and other special methods of scientific cognition are also used in the study. Results. The assessment of the emergence of the status of a pedagogical worker depending on the place of the employer organization in the system of educational organizations is given. The authors analyze relevant jurisprudence. Conclusion. The lack of a license to conduct educational activities is not a violation, but it prevents the pedagogical workers of such organization from receiving labor benefits. The existence of a license to conduct educational activities is a qualifying sign when assigning a legal entity to educational organizations.
Keywords: educational law, educational organization, pedagogical worker.
В настоящее время в Российской Федерации образовательные правоотношения регулируются совокупностью нормативно-правовых актов.
Законодательно установлена определенная классификация организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.
© Шабалин Г. Ю., Шабалина О. Л., 2018
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 2
Такая деятельность требует лицензирования, а статус работников учреждений и организаций во взаимоотношениях с работодателем отражен в трудовом законодательстве. Так, при разрешении возникающих спорных ситуаций судам требуется применять нормы различных отраслей права и значительного числа нормативно-правовых актов.
Действительно, как отмечает Т. Г. Макаров, «трудоправовой» статус педагога является частью его правового статуса [4]. На практике возникают споры, вытекающие из трудовых отношений, однако затрагивающие базовые нормы о типологии образовательных организаций. Более того, мотивы принятых судом решений, основываются на применении таких норм.
Так, на рассмотрении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации находилось дело, обстоятельства которого требовали оценки с точки зрения норм образовательного права. Государственное учреждение (социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних) в одностороннем порядке изменило условия трудового договора с педагогическим работником на должности воспитателя, снизив продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и увеличив продолжительность рабочей недели, ссылаясь на то, что данным работником не осуществляется образовательная деятельность, а само учреждение не имеет соответствующей лицензии. Педагогический работник обратился в суд в целях защиты своих прав. Центральное место при разрешении спора занял вопрос о том, возникают ли трудовые льготы у педагогического работника, если работодатель осуществляет деятельность, близкую к образовательной, однако таковой не являющейся.
Правовая оценка возникшего спора сводится к следующему. Во-первых, необходимо выяснить, является ли заявитель педагогическим работником в юридическом смысле. В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Так, можно выделить два признака:
1) выполнение обязанностей по обучению и воспитанию, организации образовательной деятельности;
2) трудовые отношения с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Само по себе выполнение функций по обучению и воспитанию или организации образовательной деятельности не означает, что работник приобретает статус педагогического.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». В частности, в названную номенклатуру должностей включена должность воспитателя.
Трудовые льготы педагогических работников определяются трудовым законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Основными трудовыми льготами являются: сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. И. Б. Карамурзова указывает, что продолжительность рабочего времени педагогических работников законодателем регулируется неоднозначно [5].
В соответствии частями 1, 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников регулируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной
платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». В силу пункта 2.6 приложения № 1 к данному приказу норма часов педагогической работы 30 часов в неделю устанавливается воспитателям медицинских организаций и организаций социального обслуживания.
Согласно статье 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», указано, что ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников.
Как отмечалось выше, должность воспитателя включена в номенклатуру должностей педагогических работников.
В соответствии с пунктом 2 раздела IV приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 ФЗ «Об образовании», составляет 56 дней.
Второй признак касается статуса юридического лица, являющегося работодателем педагогического работника.
Под организациями, осуществляющими образовательную деятельность, понимаются образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. В соответствии с пунктами 18, 19 статьи 2 ФЗ «Об образовании» образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями,
ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Согласно части 6 статьи 31 ФЗ «Об образовании» для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией.
По мнению К. И. Черновой, на основании устава и иных внутренних документов публичные юридические лица создают структурные подразделения для осуществления образовательной деятельности [9].
В силу части 1 статьи 42 ФЗ «Об образовании» психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Стоит обратить внимание на то, что вне зависимости от того, является ли образовательная деятельность основным или дополнительным видом деятельности организации, такая деятельность требует лицензирования.
Приведенное выше рассуждение подводит к промежуточному выводу о том, что воспитатель, состоящий в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющий
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 2
обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, является педагогическим работником и обладает правом на получение соответствующих трудовых льгот, в частности, сокращенную продолжительность рабочей недели 30 часов и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.
Обращаясь к рассматриваемой ситуации, следует отметить, что основной вид деятельности учреждения-работодателя направлен на предоставление услуг по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствует какой-либо дополнительный вид деятельности и лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Тем не менее существует приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 1 сентября 2015 года № 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (далее - Приказ), которым установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью. Такая тождест-
Литература
венность установлена в целях реализации гражданами права на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Вопрос о возможности применения норм Приказа по аналогии к признанию тождественности деятельности воспитателя специализированного учреждения и педагогического работника к определению трудовых льгот первого разрешался судами положительно.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала невозможность применения по аналогии регулирования социального обеспечения к трудовым правоотношениями, указав, что Отношения по предоставлению гарантий педагогическим работникам, установленных статей 333, 334 ТК РФ, Приказом не регулируются.
Таким образом, право работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями социального обслуживания, на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени зависит от наличия у такой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности. Наличие соответствующей лицензии является необходимыми признаком для отнесения юридического лица к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
1. Ашенова Т. М. Особенности типологии образовательных организаций // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 2. С. 11-15.
2. Богатов В. В., Сыроежкина Д. С. Коллаборации научных организаций как элемент инфраструктуры науки // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 4 (22). С. 30-44.
3. Быковская Т. С. Особенности рабочего времени педагогических работников: пробелы законодательства // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 125.
4. Макаров Т. Г. Частноправовой статус педагога в системе высшего образования // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 481-487.
5. Карамурзова И. Б., Карамурзова Ж. З. Трудовые права и социальные гарантии педагогическим работникам // Вопросы российского и международного права. 2016. № 5. С. 87-96.
6. Козырин А. И. Понятие образовательной организации по законодательству Российской Федерации // Публично-правовые исследования. 2017. № 1. С 61-85.
7. Курбангалеева О. А. Ежегодный отпуск педагогического работника // Советник в сфере образования. 2015. № 4. С. 62.
8. Сагандыков М. С. Ограничения трудовых прав педагогических работников: вопросы теории и практики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 2 (28). С. 98-105.
9. Чернова К. И. Образовательные организации как вид юридических лиц и их согласованность с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2016. № 2 (35). С. 253-257.
10. Шмелева О. Г., Лебедева А. В., Шаймуллина Р. А. Правовое регулирование труда педагогических работников // Казанский педагогический журнал. 2015. № 1 (108). С. 177-183.
References
1. Ashenova T. M. Osobennosti tipologii obrazovatel'nykh organizatsij [Peculiarities of the typology of educational institutions]. Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii = Bulletin of Omsk Law Academy, 2017, vol. 14, no. 2, pp. 11-15.
2. Bogatov V. V., Syroezhkina D. S. Kollaboratsii nauchnykh organizatsij kak element infrastruktury nauki [Collaboration of scientific organizations as a part of science infrastructure]. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie = Science. Innovations. Education, 2016, no. 4 (22), pp. 30-44.
3. Bykovskaya T. S. Osobennosti rabochego vremeni pedagogicheskikh rabotnikov: probely zakonodatel'stva [Features of working time of teachers: gaps in legislation]. Innovatsionnaya nauka = Innovative science, 2016, no. 4, p. 125.
4. Makarov T. G. Chastnopravovoj status pedagoga v sisteme vysshego obrazovaniya [Private legal status of a teacher in higher education]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities, 2016, no. 2, pp. 481-487.
5. Karamurzova I. B., Karamurzova Zh. Z. Trudovye prava i sotsial'nye garantii pedagogicheskim rabotnikam [Labour rights and social guarantees for teaching staff]. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogoprava = Issues of Russian and International law, 2016, no. 5, pp. 87-96.
6. Kozyrin A. I. Ponyatie obrazovatel'noj organizatsii po zakonodatel'stvu Rossiiskoj Federatsii [The concept of an educational organization under the legislation of the Russian Federation]. Publichno-pravovye issledovaniya = Public law research, 2017, no. 1, pp. 61-85.
7. Kurbangaleeva O. A. Ezhegodnyj otpusk pedagogicheskogo rabotnika [Annual vacation of pedagogical worker]. Sovetnik v sfere obrazovaniya = Advisor in the field of education, 2015, no. 4, p. 62.
8. Sagandykov M. S. Ogranicheniya trudovykh prav pedagogicheskikh rabotnikov: voprosy teorii i praktiki [Restrictions of labor rights of pedagogical workers: theory and practice]. VestnikPermskogo universiteta. Yuridicheskie nauki = Bulletin of Perm University. Law, 2015, no. 2 (28), pp. 98-105.
9. Chernova K. I. Obrazovatel'nye organizatsii kak vid yuridicheskikh lits i ikh soglasovannost' s novoj redaktsiej Grazhdanskogo kodeksa Rossiiskoj Federatsii [Educational organizations as a type of legal entities and their consistency with the new edition of the Civil Code of the Russian Federation]. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, 2016, no. 2 (35), pp. 253-257.
10. Shmeleva O. G., Lebedeva A. V., Shaimullina R. A. Pravovoe regulirovanie truda pedagogicheskikh rabotnikov [Legal regulation of work of pedagogical workers]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan pedagogical journal, 2015, no. 1 (108), pp. 177-183.
Статья поступила в редакцию 6.04.2018 г.
Submitted 6.04.2018.
Для цитирования: Шабалин Г. Ю., Шабалина О. Л. К вопросу о типологии образовательных организаций // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 82-86. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-82-86
Citation for an article: Shabalin G. Yu., Shabalina O. L. To the question of the typology of educational organizations. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 82-86. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-82-86
Шабалин Глеб Юрьевич, студент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Шабалина Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Gleb Yu. Shabalin, student, Mari State University, Yoshkar-Ola,
Ol'ga L. Shabalina, Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]