Научная статья на тему 'К вопросу о типологии электронных образовательных ресурсов сети Интернет для обучения иностранному языку'

К вопросу о типологии электронных образовательных ресурсов сети Интернет для обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН КУРС / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВИДЕОСЕРВИС / COURSERA / YOUTUBE / SKYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисов А. Р.

Рассматриваются типичные электронные образовательные ресурсы и сервисы сети Интернет, которые могут быть использованы в учебном процессе по иностранному языку в рамках смешанных моделей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологии электронных образовательных ресурсов сети Интернет для обучения иностранному языку»

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Идрисов А.Р.*

Институт информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

Рассматриваются типичные электронные образовательные ресурсы и сервисы сети Интернет, которые могут быть использованы в учебном процессе по иностранному языку в рамках смешанных моделей обучения.

Ключевые слова электронные образовательные ресурсы, обучение иностранному языку, смешанное обучение, массовый открытый онлайн курс, социальная сеть, видеосервис, Coursera, YouTube, Skype.

Согласно российским национальным стандартам [1] электронный образовательный ресурс (ЭОР) понимается как «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них». Решение актуальных задач типологии электронных образовательных ресурсов полезно для развития технологий создания ЭОР и их применения в учебном процессе [2].

Применению информационных и коммуникационных технологий при обучении иностранному языку посвящено большое количество научных и методических работ, подробный обзор которых представлен в учебнике П.В. Сысоева [3]. Хорошо известно, что уже более десяти лет ресурсы и сервисы сети Интернет, а особенно социальные сервисы Web 2.0 и открытые образовательные ресурсы, активно применяются для развития языковых навыков учащихся [4-7].

Интернет содержит огромное количество информации, и поиск соответствующих потребностям пользователей ресурсов требует много сил и времени. В настоящий момент имеется несколько быстро растущих сегментов информационного рынка, каждый из которых способствует развитию своих источников электронных образовательных ресурсов. Коротко обозначим

* Студент 4-го курса бакалавриата по направлению подготовки 01.03.04 Прикладная математика кафедры Фундаментальной и прикладной математики Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ. Научные руководители: Синицын В.Ю., доцент кафедры Фундаментальной и прикладной математики Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ, кандидат физико-математических наук, доцент; Кашпаро-ва В.С., профессор кафедры Иностранных языков РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, кандидат филологических наук, доцент.

пять из них: Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК); Специализированные Социальные Сети для совместного обучения и научной деятельности (ССС); системы ВидеоКонференцСвязи и сервисы мгновенных сообщений (ВКС); Видеосервисы и Учебные Каналы YouTube (ВУК); Издательства Учебной Литературы и электронные библиотечные системы (ИУЛ). Электронные образовательные ресурсы, которые производятся в этих пяти сегментах теперь уже в промышленных масштабах, значительно различаются по качеству, структуре, цене, потребительским свойствам и методике их применения в образовательном процессе. Приведем типичные примеры источников ЭОР из названных выше сегментов.

Массовые Открытые Онлайн Курсы на порталах Coursera, edX, Fu-tureLearn, Udacity, ИНТУИТ и от многих других провайдеров предоставляют широкие возможности при обучении иностранному языку для многочисленных целей и на различных уровнях, так как МООК содержат качественный контент, который, как правило, является бесплатным, свободно распространяемым и современным. Однако, использование материалов массовых открытых онлайн курсов требует критической оценки затрагиваемых тем, концепций и подходов. Необходимо также отметить, что МООК в подавляющем большинстве не соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам. Поэтому МООК целесообразно использовать в рамках смешанных моделей обучения. Рекомендации по использованию МООК при обучении иностранному языку описаны в работах [7, 8].

Специализированные Социальные Сети Livemocha, Busuu, Shared-talk, MyLanguageExchange, italki, LinguaLeo, Baby!, Lang8, Ling, Interpals для совместного обучения иностранному языку насчитывают сегодня миллионы интернет-пользователей, которые проводят большое количество времени в общении друг с другом. Основные преимущества изучения иностранного языка с помощью социальных сетей - это широкие возможности разнообразных коммуникаций с носителями изучаемого языка, специальные фильтры для выбора подходящих собеседников и сервисы для организации групп по интересам. Можно отметить также полезные механизмы гей-мификации процесса обучения иностранному языку в социальных сетях, которые позволяют привлечь больше пользователей, особенно детей. Методические вопросы, связанные с использованием социальных сетей при обучении иностранному языку, обсуждаются в работе [9].

Системы ВидеоКонференцСвязи WebEx, BigBluebutton, GoToMeeting, AdobeConnect, Webinar.ru и сервисы мгновенных сообщений такие как Skype, ooVoo, GoogleTalk, Telegram, iChat являются современными средствами синхронной видео-интернет-коммуникации, и могут успешно применяться при обучение речевому общению в рамках модели «удаленная ауди-

тория» [10]. ВКС дает возможность организации видео и аудио конференций (вебинаров) для двух или нескольких пользователей, обмениваться сообщениями в режимах онлайн и оффлайн, записывать онлайн встречи и создавать тем самым учебный контент, транслировать рабочий стол и осуществлять совместную работу над документами.

Видеосервисы linguaspectrum.com, englishcentral.com, engvid.com, learningenglish.voanews.com, ted.com и Учебные Каналы YouTube Puzzle English, Albert Kakhnovskiy, Английский как по нотам, Канал Ирины Шипиловой, Английский язык в Школе Джобса содержат и генерируют большое количество электронных образовательных ресурсов, которые полезны при изучении иностранного языка и, как правило, бесплатны. Обычно видеоролики разделены по уровням сложности, тематически разнообразны и снабжены учебными заданиями, помогающими осваивать иностранный язык.

Издательства Учебной Литературы Macmillan, Cambridge University Press, Oxford University Press и многие другие крупные издательства издают разнообразные учебные пособия для обучения иностранному языку и одновременно предоставляют учащимся и учителям доступ к дополнительным созданным самими издательствами электронным образовательным ресурсам на своих корпоративных платформах дистанционного обучения. Продукты элитных университетов и крупных издательств весьма дороги, но отличаются высоким качеством и могут успешно применяться при обучении иностранному языку.

Важно отметить, что использование электронных образовательных ресурсов, которые сейчас производятся в названных выше секторах информационного рынка, необходимо сочетать с применением традиционных методик обучения иностранному языку, что позволит во многих случаях улучшить результаты обучения [11-15].

Список литературы:

1. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.gostedu.ru/ 50209.html.

2. Суворова Т.Н. Анализ подходов к типологии электронных образовательных ресурсов // Вестник Московского городского педагогического университета. Информатика и информатизация образования. - 2015. - № 1 (31). -С. 70-84.

3. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учеб. пособие / П.В. Сысоев. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 264 с.

4. Кашпарова В.С., Сорокин А.П., Синицын В.Ю. Информационные ресурсы сети Интернет для обучения английскому языку // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: матер. 3 Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2004. - С. 52-55.

5. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Современные сервисы сети Интернет для обучения // Информатизация и глобализация социально-экономических процессов: сб. науч. тр. II Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2007. -С. 301-303.

6. Кашпарова В.С., Сорокин А.П., Синицын В.Ю. Опыт использования видеоконференций в международной программе обучения экологов // Применение новых технологий в образовании: матер. XVIII Междунар. конф. -Троицк, 2007. - С. 151-152.

7. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Дистанционный курс по грамматике английского языка // Применение новых технологий в образовании: матер. XXIII Междунар. конф. - Троицк, 2012. - C. 230-232.

8. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Обучение английскому языку в вузе с использованием массовых открытых онлайн курсов по экологической тематике // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 152-157.

9. Сахарова Т.Е. Использование социальных сетей для эффективного изучения иностранных языков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 42. - С. 110-114.

10. Сысоев П.В., Ежиков Д.А. Обучение студентов речевому общению на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации // Язык и культура. - 2015. - № 2. - С. 129-140.

11. Graham C.R. Blended Learning Systems: Definition, Current Trends, and Future Directions [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: http://www.publicationshare.com/graham_intro.pdf.

12. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение для повышения качества образования // Вестник Учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования: журнал. -М.: МГУП, 2013. - № 5. - С. 169-174.

13. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. О практике использования смешанного обучения // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. -№ 10. - С. 89-92.

14. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение при языковой подготовке магистров-экологов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 32. - С. 88-94.

15. Природообустройство и водопользование: Учебное пособие по английскому языку / О.В. Ершова, В.С. Кашпарова, Н.М. Логачёва, В.Ю. Синицын. - М.: ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.