Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «САНКЦИИ»: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «САНКЦИИ»: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международные санкции / экономические санкции / политические меры / международное право / международная ответственность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алаамери А. Х.

В статье автор исследует вопросы понимания и содержания понятия «санкции» в их международно-правовом аспекте с учетом современных мировых реалий. Автором статьи сделан вывод о том, что содержание санкций в настоящий период времени достаточно вариативно, как и их место в международном праве. Самыми распространенными санкциями выступают экономические, которые могут вводиться как самостоятельно, так и вместе либо после применения политических санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «САНКЦИИ»: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

АЛААМЕРИ Абдуллах Хушам,

аспирант кафедры Публичного права и правового обеспечения управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», e-mail: mail@law-books.ru

Научный руководитель: ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук,

профессор, e-mail: professor60@mail.ru

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «САНКЦИИ»: МЕЖДУНАРОДНО-

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

£ Аннотация. В статье автор исследует вопросы понимания и содержания понятия «санк-X ции» в их международно-правовом аспекте с учетом современных мировых реалий. Автором g статьи сделан вывод о том, что содержание санкций в настоящий период времени достаточно | вариативно, как и их место в международном праве. Самыми распространенными санкциями | выступают экономические, которые могут вводиться как самостоятельно, так и вместе либо | после применения политических санкций.

х Ключевые слова: международные санкции, экономические санкции, политические

0 меры, международное право, международная ответственность.

ALAAMERI Abdullah Khusham,

graduate student of the Department of Public Law and Legal Support of Management FSBEI HE "State University of Management"

Scientific supervisor: ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

Professor, Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Doctor of Economics, Candidate of Law,

Candidate of Historical Sciences, Professor

TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL AND LEGAL UNDERSTANDING OF THE CONTENT OF THE CONCEPT OF "SANCTIONS": INTERNATIONAL LEGAL ASPECT

£ Annotation. In the article, the author explores the issues of understanding and content of the a concept of "sanctions" in their international legal aspect, taking into account modern world realities.

1 The author of the article concluded that the content of sanctions at the present time is quite variable, X as is their place in international law. The most common sanctions are economic, which can be intro-S duced both independently and together or after the application of political sanctions.

$ Key words: international sanctions, economic sanctions, political measures, international law, S international responsibility.

Теоретики науки международного права, употребляя термин «санкции» подразумевают представители государств и междуна- под ним различные экономические и политиче-родных организаций, практики-международники, ские меры, не связанные с применением воору-

женных сил, которые в международной жизни трактуется как «принудительные действия». В подтверждении вышеуказанного скажем словами апологета науки международного права Д.Б. Левина, что «санкции» - это невоенные принудительные меры, применяемые, подчас в одностороннем порядке [1]/ Хотя односторонние санкции выступают самым проблемным аспектом, порождающим всплеск дискуссий, множество зарубежных ученых говорят о том, что односторонние санкции существуют до тех пор, пока в международном праве отсутствуют нормы их запрещающие [2].

Анализируя международные документы на предмет содержания в них определения «санкции» можно увидеть только попытки включения данного термина в международные акты, например, при обсуждении Проекта статей об ответственности государств специалист сферы международного права Р. Арго предлагал назвать статью в данном международном акте «Правомерное осуществление санкций», но, к сожалению, в международный акт была включена иная статья по названию «Ответные меры в отношении международно-противоправного деяния». Упоминаемая выше Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН также не включила в свои положения термина «санкции». Даже практика закрепления и реализации санкционной политики государств не отражает в их законодательствах понятие и содержание санкций, а только предоставляет возможность их применения, например, США.

Таким образом, не закрепление в международно-правовых актах термина «санкции» порождает их расширительное толкование, предоставляет неограниченные возможности использования данного термина в международной жизни. Это можно наблюдать повсеместно, когда представители государств, международных организаций, средств массовой информации освещая любую международную проблематику в своих выступлениях употребляют термин «санкции» в контексте призвания к международной ответственности, забыв, подчас, о других, более «подходящих» к конкретной международной ситуации формах международно-правовой ответственности.

Данный подход к использованию термина «санкции» на международной арене не является верным, так как право международной ответственности владеет более обширным инструментарием и готова предоставлять его субъектам права. Формы международно-правовой ответственности, их элементы разрабатывались теорией международного права долгое время, представляют собой устоявшееся правовое явление, способное отвечать на вызовы времени и опери-

ровать всеми необходимыми формами ответственности на практике, в международной жизни. К сожалению, в международной жизни последних лет из-за расширительного толкования термина «санкции» употребляются в международном обороте только они, не давая возможность, например, контрмерам проявить в полной мере себя как инструмента международной ответственности.

К тому же, если российские теоретики науки международного права на термин «санкции» придерживаются «классического» подхода, который предполагает их наложение только коллективным решением, Советом Безопасности ООН, выявление целей санкций, которые состоят: в пресечение правонарушений и восстановление нарушенных прав прежде всего, призвание к ответственности правонарушителя и ее реализация по отношению к нему, то иностранные контрагенты давно максимально широко трактуют категорию «санкции», пользуются ими и для достижения своих политических, экономических целей в одностороннем порядке. В качестве примера приведем национальное законодательство США, позволяющее применять односторонние санкции. Данными нормативными правовыми актами выступают: Закон о торговле с врагом [3], содержащий в себе возможность вводить неограниченное количество санкций по отношению к враждебным государствам в период войны или чрезвычайной ситуации; Национальный закон о чрезвычайных полномочиях [4], Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях [5]. Причем в указанных законах США содержатся только основания применения односторонних санкций и процедурные аспекты их применения, но отсутствует дефиниция «санкции», что, в свою очередь, позволяет США максимально расширительно их толковать, и, соответственно, применять.

Таким образом, «санкции» в силу своей терминологической неопределенности, в последнее время, превратился в «каучуковую» категорию, позволяющую ее применять практически в любых сложных, противоречивых, не стабильных международных ситуациях. Подобная неоднозначность категории «санкции» и ее использование повсеместно, всеми субъектами права отдаляет ее от права международной ответственности, которое пользуется своими инструментами только при наличии международно-противоправного деяния. «Санкции», на сегодняшний день, существуют обособленно в международной правовой системе в связи с неопределенностью понятия международными документами, а также в связи с расширительным их толкованием субъектами права.

По своему значению и занимаемому месту в международной жизни «санкции» выходят из международной ответственности, так как уже не полностью совпадают по своим характеристикам с общеизвестным инструментарием международной ответственности. Можно сказать, что «санкции» эволюционировали, содержание их изменилось, стало обширнее. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что содержание «санкций» состоит из экономической, политической и социальной составляющей. Причем, практика применения санкционной политики показывает, что все названные структурные позиции: экономический, политический, социальный аспекты многовариативны, включают в себя разнообразную видовую характеристику. При том, что если в прошлом веке «санкции» в основном носили экономический характер, то сейчас в содержании санкций можно увидеть огромное количество политических аспектов.

По содержанию экономические санкции являются самыми проблематичными, так как могут включать в себя как отказ от режима наибольшего благоприятствования и приостановления торговых контрактов, так и установление полного экономического эмбарго.

Одной из проблем в понимании термина «санкции» и установления его содержания выступает тот аспект, что до недавнего времени санкции относились к международной ответственности, выступая его механизмом несмотря, что в зарубежной науке и практике международного права санкции всегда понимались достаточно широко. В отечественной юридической практике последних лет при работе с санкциями четко прослеживается два основных направления:

1. «санкции» — это меры ответственности, налагаемые коллективным решением и Советом Безопасности ООН, имеющие четкие цели, состоящие в пресечение правонарушений и восстановление нарушенных прав прежде всего, а также призвание к ответственности правонарушителя, и ее реализация по отношению к нему. То есть в данном подходе «санкция» — это категория международного публичного права, которая налагается на правонарушителя за совершенное им международно-противоправное деяние;

2. «санкция» - это принудительная мера, чаще всего экономического либо политического характера, вводимая иностранным государством для побуждения к действию другое государство. В данном контексте «санкция» — это категория международного частного права. Санкционная политика, проводимая зарубежными странами в отношении Российской Федерации, привела к пониманию

того, что такие санкции либо ограничительные меры и вводимые нашим государством ответные меры выступают частью публичного порядка, который как известно выступает категорией российского международного частного права.

Санкции, в особенности односторонние экономического, политического, социального характера вводимые против Российской Федерации с целью подрыва ее экономической или иной составляющей государства не подлежат применению судами в соответствии с действующим российским законодательством и квалифицируются судами только через механизмы международного частного права [6]. В отношении понимания «санкции» как категории в международном частном праве высказал в 2019 году свою позицию Президиум Верховного Суда Российской Федерации, где отметил, что правоотношения, не урегулированные международным соглашением, ратифицированным Российской Федерацией, будут пониматься и регламентироваться в соответствии с нормами национального права [7].

Отметим, что такое понимание международных санкций в настоящее время является наиболее верным, так как становится очевидным разница в содержании санкций, в аспекте их применения и реализации. При том, что достаточно давно санкции стали использовать как принудительные меры по отношению как к государствам, так и к другим субъектам права для того, чтобы добиться совершения от них определенных действий либо установления необходимого поведения. При том, что из действенного механизма, применяемого при международных противоправных деяниях санкции стали восприниматься мировым сообществом как инструмент ограничения и принуждения, который субъекты международной жизни как показывает практика научились «обходить» или приспосабливаться к ним.

Содержание санкций в настоящий период времени достаточно вариативно, впрочем, как их место в международном праве. Самыми распространенными санкциями выступают экономические, которые могут вводиться как самостоятельно, так и вместе либо после применения политических санкций. Экономические санкции, например, по словам М. Кешнер, могут включать: «...эмбарго, бойкот, экономическую блокаду, замораживание финансовых ресурсов, включая средства, полученные или извлекаемые благодаря имуществу, находящемуся во владении или под прямым или косвенным контролем объекта санкций, запрет капиталовложений в экономику объекта санкций, а также предоставление ему финансовой, материальной, технической и другой помощи» [8].

Список литературы:

[1] Левин Д.Б. Санкции в международном праве // Правоведение. 1981. № 1. С. 40-48.

[2] Hofer A. The Developed/Developing Divide on Unilateral Coercive Measures: Legitimate Enforcement or Illegitimate Intervention? // Chinese Journal of International Law. 2017. Vol. 16. Iss. 2. P. 189-197.

[3] Trading with the enemy Act [Электронный ресурс] URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/twea.pdf.

[4] National emergencies Act [Электронный ресурс] URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/ text/50/1621/

[5] International emergency economic power Act [Электронный ресурс] URL: https://www.trea]-sury.gov/resource-center/sanctions/Documents/ ieepa.pdf

[6] Аксенов А.Г. Правовое регулирование международных коммерческих контрактов в условиях экономических санкций // Вестник арбитражной практики. 2020. № 5. С. 86-100; Примаков Д.Я. Санкционный комплаенс // Экономические санкции против России: правовые вызовы и перспективы: Сб. статей / Под ред. С.В. Гландина, М.Г. Дораева. М.: Инфотропик Медиа,

2018. С. 2-23; Starzhenetskii V., Butyrina V., Dragunova Iu. Ekonomicheskie sanktsii glazami rossiskikh sudei: mezhdy zashchitoi publichnogo poriadka i interesov biznesa // Mezhdunarodnoe prvosudie. 2018. № 4. P. 129-139.

[7] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.

2019. № 10.

[8] Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве: монография. М.: Проспект, 2015. С. 57.

Spisok literatury:

[1] Levin D.B. Sanctions in international law// Jurisprudence. 1981. № 1. S. 40-48.

[2] Hofer A. The Developed/Developing Divide on Unilateral Coercive Measures: Legitimate Enforcement or Illegitimate Intervention? // Chinese Journal of International Law. 2017. Vol. 16. Iss. 2. P. 189-197.

[3] Trading with the enemy Act URL: https:// www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Docu-ments/twea.pdf.

[4] National emergencies Act URL: https:// www.law.cornell.edu/uscode/text/50/1621/

[5] International emergency economic power Act [Электронный ресурс] URL: https://www.trea-sury.gov/resource-center/sanctions/Documents/ ieepa.pdf

[6] Aksenov A.G. Legal Regulation of International Commercial Contracts under Economic Sanc-tions//Bulletin of Arbitration Practice. 2020. № 5. S. 86-100; Primakov D.Ya. Sanctions compliance//Eco-nomic sanctions against Russia: legal challenges and prospects: Sat. articles/Ed. S.V. Glandina, M.G. Doraeva. M.: Infotropic Media, 2018. S. 2-23; Starzhenetskii V., Butyrina V., Dragunova Iu. Ekonomicheskie sanktsii glazami rossiskikh sudei: mezhdy zashchitoi publichnogo poriadka i interesov biznesa // Mezhdunarodnoe prvosudie. 2018. № 4. P. 129139.

[7] Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 09.07.2019 No. 24 "On the Application of Private International Law by the Courts of the Russian Federation "//Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2019. № 10.

[8] Keshner M.V. Economic sanctions in modern international law: monograph. M.: Prospect, 2015. S. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.