АЛААМЕРИ Абдуллах Хушам,
аспирант кафедры Публичного права и правового обеспечения управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», e-mail: [email protected]
Научный руководитель: ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,
профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ
САНКЦИЙ
Аннотация. В статье исследуется понятие международных санкций через призму понятия международно-правовой ответственности, анализируется содержание международных санкций в современной международной правовой системе, их роль и значение как для всего международного сообщества, так и для каждого субъекта права. Последнее десятилетие характеризуется интенсивным использованием санкционного механизма в международной жизни, сформировалось понятие санкционной политики, на первое место в международной политической жизни при освещении проблем ставится применение санкций.
Ключевые слова: международные санкции, международно-правовая ответственность, экономические войны, международное публичное право.
ALAAMERI Abdullah Khusham,
graduate student of the Department of Public Law and Legal Support of Management FSBEI HE "State University of Management"
Scientific supervisor: ERIASHVILI Nodari Darchoevich,
Professor, Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Doctor of Economics, Candidate of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor
CONCEPT AND CONTENT OF INTERNATIONAL LEGAL SANCTIONS
Annotation. The article examines the concept of international sanctions through the prism of the concept of international legal responsibility, analyzes the content of international sanctions in the modern international legal system, their role and significance both for the entire international community and for each subject of law. The last decade is characterized by the intensive use of the sanctions mechanism in international life, the concept of sanctions policy has been formed, the use of sanctions is put first in international political life when covering problems.
Key words: international sanctions, international legal responsibility, economic wars, international public law.
Международные санкции выступают одним из элементов международно-правовой ответственности. Начиная с 1980-х гг. санкция как инструмент воздействия и принуждения к определённому поведению показала свою эффективность и результативность, вытес-
нив с международно-правовой арены другие виды ответственности. Сегодня мир видит настоящую санкционную войну, когда вводится беспрецедентное количество санкций (например, в отношении Ирана, России, Китая). В тоже время, международные санкции превратились из эле-
мента международно-правовой ответственности в инструмент экономических войн, «поглотив» другие виды ответственности (например, реторсии стали в международной жизни восприниматься как санкции и т.д.).
Санкции из сугубо невоенного экономического механизма воздействия или формы международно-правовой ответственности на основные субъекты международного права превратились в глобальный инструмент международной политики, применяемый повсеместно, используемый всеми субъектами права и не только международного публичного, но и частного. Для понимания роли, значения и места санкций в современной мире, а также для выявления тенденций их развития рассмотрим понятие «санкции» с позиции международно-правовой ответственности, к которой долгое время они полностью относились и воспринимались.
В последнее время санкции в связи с их активным и, подчас, не продуманным использованием стали показывать свое недостаточную эффективность в рамках мирового правопорядка. К тому же, субъекты ответственности стали активно возражать против применении санкций, доказывая их нелегитимность, а иногда и абсурдность. Международные санкции из эффективной меры ответственности стали превращаться в инструмент «гегемонов» для продвижения своей политической точки зрения и экономической составляющей. Для рассмотрения роли, значения, места международных санкций в современном мире как элемента международной ответственности необходимо рассмотреть точки зрения на их понятие и содержание.
В 2001 году ООН своим рекомендательным актом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» [1] (далее - Статьи об ответственности) упорядочил многие аспекты сферы международно-правовой ответственности, вызывающие активные, разноплановые дискуссии на протяжении многих лет. В данном акте отмечено, что основанием для наступления международно-правовой ответственности является международное противоправное деяние, элементами которого выступает поведение государства, выражающееся в действиях или бездействиях, и присваивается государству по международному праву либо выступает как нарушение обязательства в международном праве. Важной специфической чертой международно-правовой ответственности, исходя из содержания исследуемого рекомендательного акта Генеральной Ассамблеи ООН выступает то обстоятельство, что квалификация деяния государства на международной арене как противоправное должно определятся
только международным правом, а не внутригосударственным. О данном факте государства возлагая санкции на других субъектов права часто забывают, воспринимая и трактуя санкционную политику, проводимую ими из собственного законодательства. В качестве примера можно привести, США, национальное законодательство которых допускает применение санкций в отношении как иностранных государств, так и юридических и физических лиц. К тому же, США применяют санкции в большинстве случаев в одностороннем порядке, дабы добиться от субъектов как международного публичного, так и международного частного права соответствующего поведения на международной арене, необходимого США [2].
Необходимо отметить, что нормы Глава II, посвященные ответственности можно сказать завершили многолетнею полемику о противоправном поведении государства, включив в себя нормы отражающие, что государство несет все тяготы международной ответственности за поведение своих государственных органов, образований, лиц, осуществляющих элементы государственной власти, а также за поведением органов, которые были предоставлены в распоряжение иностранным государствам. Также в данный список входит: превышение органом, образованием, лицом полномочий либо нарушение указаний, поведение указанных субъектов под руководством или контролем государства, поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей государства, факт повстанческого или иного движения, и, последнее: поведение, признаваемое и принимаемое государством как собственное. Данный перечень включил в субъекты международно-правовой ответственности достаточно большой круг лиц и органов, что в итоге официально, в 2001 году увеличило возможности применения санкций по кругу лиц.
В литературе по международному праву санкции чаще всего ассоциируют с международно-правовой ответственность, рассматривая их как элемент, меру, механизм, а иногда даже как вид. Апологет юридической мысли С.С. Алексеев считал, что санкция - категория широкая и характеризует всю систему средств принуждения [3]. Рассуждая о понятии и содержании «санкции», считаем возможным привести сложившиеся в науке международного права мнения о данном понятии.
Одним из первых определений санкций появилось в Великобритании, когда в 1938 году Британский королевский институт международных отношений заявил, что «международная санкция - это действие, которое совершается субъектами международного сообщества против существующих или угрожающих нарушений права» [4]. Как
видно из приведенного высказывания термин «санкции» трактуется весьма обширно. К тому же, данное определение заложило фундамент в понимании санкции в зарубежной науке международного права и практике применения субъектами международного права исследуемой категории.
Представители отечественной науки международного права определяя санкции в большей мере отталкивались от международно-правовой ответственности. Рассмотрим отдельные определения «санкции», существующие как в национальном понимании международного права, так и в зарубежном. Научных определений анализируемой категории существует великое множество, среди ученых нет единства в понимании данного термина, кроме того, существующая в настоящее время правовая, политическая, экономическая, социальная парадигма породили стремительное, динамичное развитие данного термина и, как следствие, неоднородность в его восприятии различными субъектами права.
Итак, давая определение международным санкциям С.В. Бахин и И.Ю. Еременко утверждают, что ими являются принудительные меры, которые должны применяться в соответствии со статьей 41 Устава ООН Советом Безопасности ООН [5].
Как практикующий юрист-международник К.Г. Геворгян говорит, что термин «санкции» могут иметь различное значение и содержание в зависимости от сферы и субъекта их использования [6].
Известный в международной юридической среде ученый-теоретик А. Пелле исследуя санк-ционную политику, правовую природу и содержание тех или иных международных санкций говорит, что ими выступают «правомерные принудительные меры реагирования на международное противоправное деяние» [7].
В своем диссертационном исследовании К.В. Крицкий приходит к выводу, что «санкции -это меры, применяемые Советом Безопасности ООН на основании главы 7 Устава ООН в отношении угрозы миру, либо при его нарушении, а также при возникновении акта агрессии [8].
Такой ученый правовед как В.Л. Толстых утверждает, что «санкции являют собой форму реакции на правонарушения в международной жизни, которые могут быть определены как совокупность мер, принимаемых государством, а также организациями на основании решений международных организаций» [9].
Д.Б. Левин говорит о санкциях как о мерах принуждения, которые могут применяться как государством, так и международными организациями, причем в одностороннем порядке [10]. В
свою очередь, И.В. Рачков анализируя понятие «санкции» соотносит их с контрмерами [11], относя тем самым «санкции» к элементам юридической ответственности.
Ряд авторов определяют «санкции» как «форму ответственности (зачастую политической), закрепленную в международных нормах и направленную на сохранение международного правопорядка в различных сферах международного сотрудничества» [12].
Как видно из вышеприведенных определений, санкции относят к международно-правовой ответственности, причем большинство говорит об объективном характере их применения, о их «справедливой» направленности для устранения противоправного деяния. Причем как советские, так и российские правоведы, исследуя такую категорию как международные санкции акцентируют внимание на то, что они должны применяться Советом Безопасности ООН, а также на недопустимость применения односторонних чаще всего экономических санкций.
Список литературы:
[1] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/56/83 от 12 декабря 2001 г. с приложением Проекта статей «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» [Электронный ресурс] URL: https://www.daccess-dds ny.org/doc/UNDOC/GEN/NO1/477/99/PDF/ NO147799.pdf?OpenElement.
[2] Крицкий К.В. Односторонние ограничительные меры (на примере внешней политики США) // Московский журнал международного права. 2017. № 1. С. 133-140.
[3] Алексеев С.С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права / С.С. Алексеев. - Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. - C. 77.
[4] Royal Institute of International Affairs (RIIA), International Sanctions: A Report. London, 1938. 267 p.
[5] Бахин С.В., Еременко И.Ю. Односторонние экономические «санкции» и международное право // Закон. 2017. № 11. С. 170-176.
[6] Геворгян К.Г. Односторонние «санкции» и международное право // Международная жизнь. 2012. № 8. С. 87-95.
[7] Pellet A. Unilateral Sanctions and International Law // Yearbook of Institute of International law. Tallinn, 2015. Vol. 76. P.256-804.
[8] Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве: дис. ... канд. юр. наук / Крицкий Кирилл Владимирович; Московский государственный институт международных отношений. -Москва, 2019. - С. 47.
[9] Толстых В.Л. Курс международного права / В.Л. Толстых. - Москва: Проспект, 2018. - С. 214.
[10] Левин Д.Б. Санкции в международном праве // Правоведение. 1981. № 1. С. 40-48.
[11] Рачков И.В. Экономические санкции с точки зрения права ГАТТ/ВТО // Международное правосудие. 2014. № 3. С. 102-107.
[12] Семенова Н.К., Марченкова Е.А., Грачева И.В. Санкции, односторонние ограничительные меры и рестрикции в международном праве // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). С. 1-6.
Spisok literatury:
[1] United Nations General Assembly Resolution A/RES/56/83 of December 12, 2001, attaching the Draft Articles "Responsibility of States for Internationally Wrongful Acts" [Electronic Resource] URL: https ://www.daccess-dds ny.org/doc/UNDOC/ GEN/NO1/477/99/PDF/NO147799.pdf?OpenEle-ment.
[2] Kritsky K.V. Unilateral restrictive measures (on the example of US foreign policy )//Moscow Journal of International Law. 2017. № 1. S. 133-140.
[3] Alekseev S.S. Problems of the theory of law: The main questions of the general theory of socialist law/S.S. Alekseev. - Sverdlovsk: Publishing House Sverdle. jurid. in-ta, 1972. - C. 77.
[4] Royal Institute of International Affairs (RIIA), International Sanctions: A Report. London, 1938. 267 p.
[5] Bakhin S.V., Eremenko I.Yu. Unilateral economic "sanctions" and international law//Law. 2017. № 11. S. 170-176.
[6] Gevorgyan K.G. Unilateral "sanctions" and international law//International life. 2012. № 8. S. 87-95.
[7] Pellet A. Unilateral Sanctions and International Law // Yearbook of Institute of International law. Tallinn, 2015. Vol. 76. P.256-804.
[8] Kritsky K.V. Sanctions and unilateral restrictive measures in modern international law: dis....
cand. jur. Sciences/Kirill Vladimirovich Kritsky; Moscow State Institute of International Relations. - Moscow, 2019. - S. 47.
[9] Tolstykh V.L. Course of International Law/ V.L. Tolstykh. - Moscow: Prospect, 2018. - S. 214.
[10] Levin D.B. Sanctions in international law// Jurisprudence. 1981. № 1. S. 40-48.
[11] Rachkov I.V. Economic sanctions from the point of view of GATT/WTO law//International justice. 2014. № 3. S. 102-107.
[12] Semenova N.K., Marchenkova E.A., Gracheva I.V. Sanctions, unilateral restrictive measures and restrictions in international ^//International Research Journal. 2022. № 8 (122). S. 1-6.