правленный на достижение в S2 поставленных внешних и внутренних целей, поддерживаемых в базисном процессе купли-продажи рабочей силы. Внутренними целями этого процесса может выступать обеспечение внутренним рыночным механизмом системы S2 рациональных, экономически обоснованных для рыночных отношений показателей уровня занятости, безработицы, оплаты труда, производительности труда.
Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будет способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации.
Именно поэтому с учетом кибернетического подхода возможно решение вопроса о роли государства в регулировании занятости и рынка труда, так как сфера занятости и развития человеческого капитала не может и не должна оставаться на вторых ролях и фи-
нансироваться по остаточному принципу, как было принято до этого в России.
Литература
1. Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М., 2008.
2. Кононов Д.А., Кульба В.В., ШубинА.Н. Информационное управление в социально-экономических системах: элементы управления и способы информационного воздействия // Проблемы упр. 2004. № 3.
3. Локтюхина Н.В. Кибернетическая модель системы государственного регулирования найма рабочей силы // Вестник университета им. В.И. Вернадского. 2010. № 4—6 (29).
4. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. М., 2003.
5. Словарь по кибернетике / под ред. В.М. Глуш-кова. Киев, 1979.
К ВОПРОСУ О ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИИ В СЕГОДНЯШНИХ УСЛОВИЯХ
Д.Д. ТУТАЕВА,
адъюнкт Академии управления МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье речь идет об особенностях теневой экономике в Северо-Кавказском федеральном округе России в сегодняшних условиях, указаны механизмы влияния теневых отношений на экономику России и Северо-Кавказского федерального округа, рассмотрены нерешенные острые социально-экономические, общественно-политические, духовно-нравственные проблемы, толкающие часть молодежи на путь радикализма, предложен план мероприятий по противодействию коррупции в Северо-Кавказском федеральном округе России.
Ключевые слова: преступность, теневая экономика, Северо-Кавказский федеральный округ России, противодействие коррупции, религиозные процессы, теневые отношения, экономическая преступность, криминальные образования, коррупционная экономика, фиктивная экономика, терроризм, экстремизм.
THE UNDERGROUND ECONOMY IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT OF RUSSIA TODAY
D.D. TUTAEVA,
adjunct ofthe Management Academy of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article is about the peculiarities of the underground economy in the North Caucasus Federal District of Russia in today's world, are mechanisms of influence of the shadow economy in Russia and relations of the North Caucasus Federal District, considered unresolved pressing socio-economic, socio-political, spiritual and moral problems among youth on the path of radicalism, proposed a plan of measures to counter corruption in the North Caucasus Federal District of Russia.
Keywords: criminality, shadow economy, North-Caucasian Federal District of Russia, countering corruption, religious processes, shady relations, economic crime, criminal, corrupt economy, fictitious economy, terrorism, extremism.
Наряду с определенными положительными результатами в период проведения экономических реформ в стране усиливаются негативные процессы в экономике, все большее значение приобретают расширяющаяся криминализация экономических отношений, укрепление тенденций подчинения экономической политики государства специфическим интересам криминальных структур. Во время реформ в нашей стране произошли серьезные изменения в структуре и динамике экономической преступности. Организованность стала ее доминирующим качеством, а высокий профессионализм — неотъемлемой чертой. В России стали действовать более сложные по своей внутренней структуре криминальные образования, чем организованная группа, и они не ограничиваются совершением лишь одних преступлений в сфере экономики.
Теневая экономика, иначе говоря, теневой сектор экономики страны, является выкристаллизовыванием (следствием, «плодом», результатом) теневых экономических отношений. И если теневая экономика довольно обстоятельно исследуется в современной экономической литературе (тем самым исследуются следствия, результаты), то теневые экономические отношения, будучи причиной, часто остаются вне сферы внимания исследователей. В свою очередь, сами теневые экономические отношения, будучи причиной теневой экономики, являются следствием (результатом) деформации системы открытых экономических отношений общества.
Влияние теневых отношений в России велико. Российская экономика значительно превосходит страны с развитой рыночной экономикой по размерам составляющей теневого предпринимательства «в силу глубокой несовместимости современной экономики с институциональной средой.., с шизофреническими масштабами и характером лицензирования, прямым государственным рэкетом, вмешательством репрессивных органов в деятельность экономических субъектов, коррумпированностью власти и ее верхушки в первую очередь» [1].
В последние годы по проблемам теневой экономики появляется все больше публикаций как в периодической печати, так и в форме монографических исследований [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]. Рост числа публикаций объясняется двумя причинами: во-первых, повышением актуальности исследований, посвященных противодействию теневой экономики; во-вторых, созданием разного рода государственных структур, в том числе и образовательных учреждений, в которых проводятся целенаправленные исследования теневой экономики.
Сегодня для экономики Северо-Кавказского федерального округа России (далее — СКФО) как никогда ранее актуальны два извечных российских вопроса: «Что делать?» и «Как делать?». Толковых и вразумительных ответов на эти вопросы дать пока никто не сумел. По сей день в регионах СКФО России нет жизнеспособных программ социально-экономического развития, нет плана действий, нет даже примерных рецептов решения наиболее злободневных проблем.
Для многих жителей округа ответ на первый вопрос прост и понятен: нужно обеспечить в СКФО России достаточный уровень экономической свободы, чтобы государство и бандиты не мешали человеку работать, зарабатывать и нормально жить. В ответ гражданин должен платить налоги, желательно необременительные. Должен знать, на что потрачены эти деньги, и иметь возможность контролировать их целевое использование. Нормальный для цивилизованных стран социальный контракт гражданина и государства. Вхождение во власть гарантирует чиновнику кусок бюджета или возможность получения доходов за счет использования своих полномочий. Национальное богатство распределяется между входящими во власть кланами.
В регионах СКФО России создан и функционирует особый вариант государственного устройства, во многом имеющий черты феодализма и раннего капитализма. За последние годы в регионах СКФО России сформировалась структура экономики «паразитического типа». Она ориентирована не на производство новой добавленной стоимости (товаров, услуг), а на потребление уже созданной (дотаций и субвенций). В этой системе граждане больше необходимы для обоснования получения федеральной помощи (как иждивенцы, инвалиды, пенсионеры, безработные, пострадавшие и т.п.), а не как потенциальные налогоплательщики.
Необходимым условием функционирования такой системы власти стала коррупция. Образовалась среда, когда коррупция стала «нормой жизни» — явлением столь обыденным, как, например, покупка газеты. В этой среде взяткодатель и коррумпированный чиновник действуют в условиях уже сложившихся коррупционных отношений, т.е. коррупция утрачивает разовый характер и превращается в экономическую систему — рынок коррупционного товара. На этом рынке все продается и покупается, фамилии продавцов и цены хорошо известны. Если скоро появятся прайс-листы, рекламные листовки и сезонные распродажи коррупционных услуг — это ни у кого не вызовет большого удивления.
Поэтому можно говорить о существовании в регионах СКФО России коррупционной экономики как стабильной системы, основанной на злоупотреблении служебным положением со стороны должностных лиц.
Происходящие в регионах СКФО религиозные процессы имеют свою специфику, и ее необходимо учитывать. Экстремизм в регионах СКФО — далеко не то же самое, что мы можем наблюдать в других регионах России. В регионах СКФО накопился целый комплекс нерешенных острых социально-экономических, общественно-политических, духовно-нравственных проблем, толкающих часть молодежи на путь радикализма. То, что в регионах СКФО России официальными властями называется разветвленной террористической сетью, которая, опираясь на пособническую базу из числа приверженцев экстремистских идей, занимается противоправной деятельностью, в народе именуется повстанчеством, активно пополняющим свои ряды новыми адептами в мечетях и вузах [12].
Необходимо констатировать факт, что если многие мусульманские страны стремятся дать молодежи духовное и светское образование, обучить различным специальностям по отраслям современной науки и техники, то в республике СКФО России наблюдается обратный процесс, когда светское образование постепенно вообще отвергается. Во многих населенных пунктах дети не посещают общеобразовательные школы, молодежь уклоняется по религиозным соображениям от призыва в ряды Вооруженных сил для прохождения срочной службы.
Следует также отметить, что в регионах СКФО России не в полной мере рассматриваются вопросы, посвященные проблемам молодежи, очень мало проектов, где мог бы реализовать себя молодой человек, а работа в этом направлении не соответствует требованиям сегодняшнего дня, отсутствуют изучение и прогнозирование социальных процессов в подростковой и молодежной среде.
Правозащитники, высказывая свое мнение о сложности ситуации в регионах СКФО России, в частности, отмечают [13], что растет число нарушений прав человека в регионах, а социально-политическую обстановку характеризуют как крайне напряженную. Клановая борьба, существование вооруженного подполья, участившиеся случаи нападения на представителей государственных структур и СМИ — факты повседневной жизни, превращающие регионы округа в плацдарм экстремизма в СКФО России на Северном Кавказе.
Вместе с тем правозащитники подчеркивают, что предпринимаемые федеральными и местными властями жесткие меры в рамках кампании борьбы с терроризмом не согласуются с правовыми нормами российского и международного законодательства. Фабрикуются уголовные дела, происходит давление на подозреваемых и их родственников, применяются пытки, и такая политика не может быть признана эффективной, а скорее наоборот, — она приводит к усилению радикальных настроений в обществе регионов округа.
По сведениям правозащитных центров, СКФО России — один из самых неблагополучных регионов России в плане соблюдения прав человека. Всепроникающая коррупция, тяжелая социально-экономическая ситуация, грубейшие нарушения избирательных прав граждан, полицейский произвол, а в последнее время — откровенное давление власти на прессу порождают вооруженное противостояние в СКФО.
Здесь, к сожалению, укоренилось и действует вооруженное подполье, что влияет на дестабилизацию обстановки в регионах СКФО. Члены подполья, осознавая, что ждет их в случае попадания в руки органов правопорядка, предпочитают умереть, чем сдастся, из-за чего многие преступления остаются нераскрытыми, что, в свою очередь, подрывает доверие общества к представителям власти. Фундаментальный ислам, или ваххабизм, прочно утвердился в СКФО России. Во многих регионах СКФО России ваххабизм имеет огромное влияние на жизнь местного населения. Ваххабизм (араб.) — это религиозно-политическое движение в исламе, признанное сектой во многих странах и являющееся официальной идеологией Саудовской Аравии, оформившееся в XVIII в. [14].
Коррупционные отношения вытесняют правовые. Коррупционеры сами предлагают гражданам и организациям нарушать свои обязанности за определенные блага. Вырабатывается неофициальная система тарифов, когда уже любому известно, кому и сколько нужно платить за уклонение от налогов, штрафов, за сдачу экзаменов, за направление на лечение и т.д.
На этой почве выросли, невиданно расцвели и активно плодоносят два основных сектора теневой экономики: коррупционная и фиктивная.
Коррупционная экономика сформировалась как система отношений между отдельными гражданами, хозяйствующими субъектами и государственными служащими, получающими взятки за выполнение или нарушение своих должностных обязанностей. Как ги-
гантский паук этот монстр опутал в СКФО России все стороны хозяйственной и частной жизни. Практически ничего нельзя сделать, не затронув липкую паутину коррупционных отношений.
Другой монстр — фиктивная экономика, которая представляет собой систему экономических отношений, «встроенную» в официальную экономику. Она черпает ресурсы, выдавая фиктивные результаты как реальные (хищения, приписки, махинации с государственными закупками и т.д.) По своей сущности, это некий спрут-вампир, высасывающий деньги из государства, бизнеса и граждан.
Фиктивная экономика в СКФО стала основным источником формирования начального капитала и инвестиций в развитие как легального, так и теневого бизнеса, является основой инвестиций в строительство, стимулирует гипертрофированный рост торговли и сферы услуг. Именно в этот сектор уходят деньги, предназначенные для развития отраслей материального производства. Фиктивная экономика черпает ресурсы в четырех областях: бюджет, финансово-кредитная система, внешнеэкономическая деятельность, сфера приватизации и инвестиционной деятельности.
Дотационность регионов СКФО России, значительные бюджетные ассигнования и инвестиции, разного рода компенсации создают благоприятные условия для развития фиктивной экономики, стали нормой злоупотреблений должностных лиц и хищений бюджетных средств, выделяемых на возмещение потерь от паводков, боевых действий, террористических актов. Расхищаются средства бюджета развития, товарные кредиты, социальные субсидии и пр. Все давно и хорошо усвоили, что «самый большой, жирный и вкусный кусок» — бюджет. Здесь обитает и кормится первое, самое большое щупальце «спрута».
Выполняя план мероприятий по противодействию коррупции, как представляется, ее возможно победить, прежде всего, по мнению автора, требуются:
♦ корректировка и актуализация плана мероприятий по реализации целевой программы «О противодействия коррупции, обеспечение постоянного контроля за его исполнением»;
♦ составление реестра наиболее коррупционно опасных направлений деятельности предпринимательства в СКФО России;
♦ проведение оценки коррупционных рисков в предпринимательстве СКФО России и ранжирование их по степени распространенности;
♦ обеспечение действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих СКФО России и урегулированию конфликта интересов в соответствии с действующим законодательством;
♦ анализ уровня профессиональной подготовки государственных гражданских служащих СКФО России, обеспечение повышения их квалификации. Проведение аттестации в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе;
♦ развитие исключающей коррупцию системы подбора и расстановки кадров, в том числе мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, ротация кадров;
♦ формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в СКФО России, организация работы по их эффективному использованию;
♦ формирование у государственных гражданских служащих СКФО России нетерпимости к коррупционным действиям;
♦ организация работы «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции в СКФО России;
♦ обеспечение эффективного контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими СКФО России ограничений, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе.
Литература
1. Теневая экономика. Центр «Модернизация». URL:// http://www.parlt. ru/newsarchive/gilbo/.
2. Шестаков А.В. Теневая экономика. М., 2010.
3. Есипов В.М. Теневая экономика. М., 2007.
4. Шикунова О.Г. Теневая экономика. Состояние, проблемы, способы противодействия. М., 2012.
5. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 2009.
6. Эминов Е.В. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. М., 2009.
7. Кучеров И.И. Налоги и криминал. М., 2010.
8. Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. М., 2010.
9. Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности. М., 2002.
10. Андреев Н.М., Завидов Б.Д. и др. Новое об экономических преступлениях. М., 2003.
11. Ларичев В.Д. Малякина Е.В. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М., 2012.
12. Более 460 преступлений террористического характера совершено в 2010 г. в СКФО, число экстремистских преступлений возросло в 2 раза // Северный Кавказ. 2011. 17 февр.
13. Аствацатурова М.А., Тишков В.А., Хоперская Л.Л. Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в Северокавказском регионе. М., 2010.
14. URL://http://www.ru.wikipedia.org.