Научная статья на тему 'К вопросу о технологиях образования взрослых'

К вопросу о технологиях образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о технологиях образования взрослых»

К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В.А.Челнокова, декан ФДО ACO (КСЮИ), кандидат педагогических наук

Существенные изменения в системе образования взрослых в связи с качественной трансформацией общества и представлений о возможности и необходимости освоения людьми новых профессий вызывают усиление внимания к современным технологиям обучения взрослых, которое обусловлено многими факторами:

заинтересованностью общества в создании оптимальных условий для непрерывного образования взрослых;

необходимостью удовлетворения интересов и потребностей каждого человека в приобретении новых знаний и формировании конкурентоспособного специалиста;

созданием условий для конвертируемости образования.

Отказ от стереотипов устоявшихся форм жизнедеятельности человека требует соответствующего теоретического осмысления адекватных образовательных технологий, которые отвечали бы требованиям конструктивной помощи работающим людям в преобразовании имеющегося профессионального и жизненного опыта в новое качество.

Изменение требований со стороны экономики и социальной сферы, регионализация образования обусловили необходимость научного осмысления структуры и содержания дополнительного образования, а также методического обеспечения учебного процесса.

Процесс обучения взрослых в системе повышения квалификации и переподготовки до сих пор методически и дидактически недостаточно обеспечен. Также ощущается дефицит эффективных технологий обучения, ориентированных на взрослую аудиторию.

Сложившаяся экономическая ситуация привела к сокращению сроков обуче-

ния на курсах повышения квалификации специалистов. Большой объем учебного материала в условиях острого дефицита времени приводит к необходимости искать такие формы и средства его организации, которые обеспечивали бы легкость в восприятии и запоминании учебной информации, помогали избежать монотонности и утомления слушателей, придали бы процессу повышения квалификации большую практическую направленность.

Анализ научной литературы, состояние организации практики образования взрослых позволили выявить ряд противоречий: между растущими требованиями общества к специалистам в новых социально-экономических условиях и реальным состоянием их научно-теоретических знаний, социальной активности; между существующей потребностью системного подхода к реализации задач обучения взрослых и ситуационным, фрагментарным его осуществлением; между объективной необходимостью использования современных технологий обучения взрослых при организации процесса повышения квалификации специалистов и неразработанностью дидактических условий ее реализации в рамках данной системы.

Отсюда возникает проблема разработки дидактических условий реализации новых технологий в системе повышения квалификации, позволяющих повысить качество обучения специалистов.

Нам представляется, что реализацию новых технологий в системе повышения квалификации необходимо осуществлять, соблюдая следующие организационно -дидактические условия:

1) модульное проектирование содержания учебного материала;

Дополнительное образование

лых

х наук

квалификации учебного дефицита димости ис-его органи-бы легкость ни учебной •~г-ежать моно-■ _ ¿гелей, при-я квалифи-ю направ-

эы, состоя-: бразования ряд проти--ребования-з новых со-вия х и ре-научно-: сальной ак-:ей потреб-реализации ситуацион-ществлени-

" чОДИМОСТЬЮ

технологий 1зации про-....дии специа-ъю дидактиче-ции в рамках

зоблема разра-ий реализации повышения повысить ов.

реализацию не повышения осуществлять, анизационно -

ирование coma;

2) использование оптимальной для обучения взрослых структуры учебного блока;

3) вариативность в сочетании различных моделей реализации новых технологий.

Все это будет способствовать повышению эффективности обучения, т.к. при этом учитываются социально-

психологические особенности слушателей, специфика сроков и форм обучения.

В научно-образовательном комплексе «Академия социального образования -Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО» факультет дополнительного образования, функционирующий в целях реализации системы непрерывного образования, структурно включает: переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов по профилю ВУЗа; подготовительные курсы; профориентиро-ванные классы.

ФДО реализует дополнительные профессиональные образовательные программы по повышению квалификации, стажировке, профессиональной подготовке специалистов и руководителей, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, студентов по профилю вуза.

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации разрабатываются и утверждаются на кафедрах КСЮИ с учетом потребностей заказчика.

Несмотря на то, что мы находимся на начальном этапе своего развития, можно подвести некоторые итоги. Достаточно апробированы и привлекательны программы:

«Менеджмент социальной работы» (факультет дополнительного образования создал и реализует эту программу совместно с кафедрой социальной работы ACO (КСЮИ) - зав. каф., к.п.н. Зиннуро-ва Р.И.). Здесь специалисты социальных служб изучают психологию управления, проблемы имиджа специалиста социальной сферы, методологию решения управленческих проблем, социальный менеджмент. психологию делового общения.

Организуются встречи с учеными ИПППО РАО, обмен опытом работы, посещение эффективно работающих отделов социальной защиты.

«Педагогика среднего профессионального образования» (программа создавалась совместно с лабораторией «Теории и истории социальной работы и социальной педагогики» ИПППО РАО -профессором Масленниковой В.Ш.). По этой программе проводится системное обучение заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, преподавателей и методистов ССУЗ республики. Это позволило выработать Концепцию воспитательной деятельности ССУЗ РТ, подготовить ряд учебно-методических материалов в помощь преподавателям, кураторам студенческих групп, заместителям директоров, психологам, работающим в средних специальных учебных заведениях, скоординировать действия совета директоров ССУЗ Республики, методического совета и ученых ИПППО РАО.

Курсы по программе «Риэлтовая практика» (под руководством к.полит.н., зав каф. гражданского права, доцента Гусевой Л.А.); компьютерные курсы (под руководством д.п.н., проф. Кириловой Г.И.); «Рекламное дело» (под руководством зав. кафедрой PR, к.э.н. Антроповой Т.Г.).

Успешно функционируют программы переподготовки кадров: «Преподаватель высшей школы» (для преподавателей филиалов и представительств ACO (КСЮИ), под руководством академика РАО, проф. Мухаметзяновой Г.В.); «Психология» (под руководством декана психологического факультета, профессора Аболина Л.М.).

В течение двух лет на базе института успешно функционирует программа тематического усовершенствования «Основы профилактики наркомании, ВИЧ (СПИД) ЗППП и формирования здорового образа жизни» для специалистов учреждений социальной защиты, преподавателей и руководителей ССУЗ РТ, психологов и специалистов УИН и др. категорий.

Социальное воспитание и право

На факультете дополнительного образования ACO (КСЮИ) ведется отработка всего спектра научно-методических и организационных вопросов, связанных с дополнительным профессиональным образованием, с решением проблем правового, методического и научно-педагогического обеспечения целостной системы дополнительного профессионального образования как студентов, так и руководителей и специалистов.

Анализ современных тенденций развития дополнительного профессионального образования показывает, что качество дополнительного профессионального образования зависит от полноты и эффективности реализации преподавателем всех своих многоаспектных функций, которые отражают его личностные и профессиональные качества.

Преподаватель дополнительного образования должен быть организатором

познавательной, преобразовательной деятельности слушателей, которые выступают не как пассивные объекты, а как субъекты учебного процесса, поэтому роль преподавателя, его личности в условиях дополнительного профессионального образования приобретает первостепенное значение.

Рассматривая возможность получения нашими студентами — будущими специалистами дипломов двойной компетенции, например: юрист-международник (знание иностранного языка); специалист по связям с общественностью и маркетолог в рекламной фирме; соц. работник -психолог и др., мы предусматриваем диапазон различных специальностей, считая целесообразным вертикальную и горизонтальную системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ

О. Н. Захаренко, аспирантка Академии социального образования (КСЮИ)

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному мнению, должно быть основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, а его цель - попытаться избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.

Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменительные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов юве-нальной юстиции доказал достаточно вы-

сокую эффективность в деле защиты прав, свободы и законных интересов детей [1].

С момента создания первого суда для несовершеннолетних прошло 100 лет. Если даже учитывать, что основные его модели - англосаксонская и континентальная - сформировались окончательно примерно через пять - десять лет каждая после этого события, все равно срок немалый. Очевидно, что ювенальная юстиция, сформировавшись в целом, не могла, развиваясь, оставаться застывшей правовой схемой. Она менялась и меняется. Однако эти изменения не затрагивали концепцию и философию ювенальной юстиции, не посягали на задачи деятельности суда для несовершеннолетних как суда уголовной юрисдикции [2].

Изменения в правосудии по делам несовершеннолетних происходили по причинам, общим для всех стран, где оно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.