Научная статья на тему 'Развитие международного сотрудничества негосударственного вуза в условиях интернационализации образования'

Развитие международного сотрудничества негосударственного вуза в условиях интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рафикова Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международного сотрудничества негосударственного вуза в условиях интернационализации образования»



ЪЫСUlff О Б РАЮ bAtin f

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Э.М.Рафикова, кандидат педагогических наук, заместитель первого проректора по международному сотрудничеству ACO (КСЮИ)

В современных условиях процессы

глобализации и интернационализации общественной жизни стимулируют кардинальные реформы во всех сферах жизни мирового сообщества. Европейский союз медленно, но поступательно двигается по пути интеграции в единое государство. Происходят структурные изменения, модернизируются технологии и средства обучения, само содержание образования, складываются новые отношения между высшими учебными заведениями, между вузами и рынком труда, интенсивно развивается и совершенствуется международное сотрудничество высших учебных заведений разных стран.

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе затронули систему высшего образования во всех странах мира, и в этом отношении Россия не является исключением. «Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития. Важную роль в процессе развития международной интеграции высшего образования играют международное сотрудничество и такие

международные организации, как ЮНЕСКО. Согласно программному документу ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995): «Развитие международного сотрудничества является главной целью ЮНЕСКО и основной формой деятельности в сфере высшего образования». На современном этапе развития обществ одной из неотложных задач является модернизация международного сотрудничества в сфере образования в связи с необходимостью формирования академической мобильности студентов высших учебных профессиональных школ и сотрудничества преподавателей университетов с целью интеграции в единое образовательное пространство.

Единое образовательное пространство предполагает рост академической мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, что, безусловно, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса этих стран в сфере образования.

69

Казанский педагогический журнал

>'2006

Сегодня все европейские страны вовлечены в двухсторонний процесс международной деятельности студентов и преподавателей, что стало характерной чертой международного сотрудничества высших учебных заведений, требует новых подходов к развитию международных связей.

Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. В 2002 г. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации одобрили Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации осуществлен комплекс мер по расширению приема зарубежных студентов в вузы Российской Федерации, увеличение числа студентов из стран-участников СНГ, в том числе на коммерческой основе, что повышает значимость и возможности не только государственных, но и негосударственных вузов. Хотя только в России принято разделение высшего образования на государственное и негосударственное. Остальной мир ориентируется не на форму собственности, а на качество знаний, преподавательский состав, востребованность выпускников и удовлетворенность работодателей. Ведь никому не приходит в голову сомнение - идти ли в Гарвард, знаменитый, кстати, частный университет. Во всем остальном мире вузы встречают и провожают не «по одежке, а по уму». СМИ мало озвучивается очевидный факт о том, что сегодня почти 60 процентов студентов

получают образование за плату. Причем на госсектор приходится почти втрое больше «платных» студентов, хотя значительная часть населения России все еще полагает, что обучение в госвузе бесплатно. Но немаловажно то, что сами студенты давно уже не делят вузы на государственные и негосударственные, а выбирают качественные. В передовых государствах в негосударственных вузах учатся около 80 процентов студентов, а в России - всего лишь одна шестая часть. В Республике Тайвань почти все технические вузы являются частными, что говорит о вкладе бизнеса и корпораций в развитие качественного образования.

Согласно данным Центра социологических исследований Федерального агентства по образованию, численность иностранных граждан, обучавшихся в негосударственных вузах в 1998/99 учебном году, составляла 3495, в 2006/07 учебном году уже 4995, доля иностранных граждан, обучавшихся в негосударственных вузах на платной основе, составила 98,6% по сравнению с долей, равной 65,1% федеральных вузов, 74,5% муниципальных вузов. Заметен значительный рост численности и доли негосударственных вузов в подготовке иностранных граждан в вузах такой формы собственности.

Что касается иностранных граждан из стран СНГ, обучавшихся в негосударственных вузах в 2006 / 07 учебном году, то их численность составила 3642, доля иностранных граждан из СНГ в негосударственных вузах в 2006/07 учебном году -72,9%.

70

Высшее образование

Академия социального образования (ACO (КСЮИ)) принимает у себя иностранных студентов из разных стран СНГ — Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Литвы, Грузии, Туркменистана, которые обучаются на разных факультетах и по разным формам обучения.

Численность иностранных граждан из стран СНГ в ACO (КСЮИ) в 2007/ 08 учебном году увеличилась на 60% по сравнению с 2006/ 07 учебным годом. Преобладают студенты из Узбекистана, доля которых составляет 28% от общего количества иностранных граждан, обучающихся в академии, из стран СНГ. Из года в год приток иностранных студентов, в основном из стран СНГ, увеличивается в негосударственных вузах, что безусловно является определенным знаком качества подготовки специалистов в вузах такого типа.

Международная деятельность высшего учебного заведения — это одно из значимых направлений работы, которое тесно связано с научным и образовательным процессами. Сегодня особенно важна работа по международному сотрудничеству в сфере научных исследований и образовательных технологий, вхождению в систему международного информационного и коммуникационного пространства, использованию международного опыта для повышения качества подготовки специалистов.

Для полноценного участия в Бо-лонском процессе Академия социального образования вкладывает немало усилий в развитие и совершенствование международного сотрудничества.

Ректоратом академии была поставлена задача провести международную сертификацию вуза. С целью повышения конкурентоспособности своих выпускников и преподавателей АСО (КСЮИ) прошел сертификацию в Международном образовательном сообществе (IES, Лондон), в результате чего сертифицирован вуз в целом и три программы факультета педагогики и психологии. 75 выпускников факультета педагогики и психологии, а также преподаватель факультета социально-экономического факультета получили в этом году именные международные сертификаты IES, которые необходимы для трудоустройства в своей или другой стране, а также в случае продолжения обучения за рубежом.

Проблемы интернационализации академии и ее интеграции в мировое пространство высшего образования были и есть в центре внимания ректората вуза. АСО (КСЮИ) официально признан мировым образовательным сообществом и с 15 марта 2008 года является полноправным членом Международной ассоциации университетов, главный офис которой находится в Париже, во Франции. Представители АСО (КСЮИ) приняли участие в выборах нового президента и административного совета Международной ассоциации университетов (IAU).

Главный вектор международного сотрудничества — это партнерские связи с зарубежными вузами и организациями, участие в конкурсах, конференциях, международных образовательных и научных программах, обучение иностранных студентов. Международное сотрудничество высшей

^[ГШ , E^^^HZEQ

Казанский педагогический журнал

>'2000

профессиональной школы представляет собой взаимовыгодное и целенаправленное взаимодействие учебных заведений разных форм собственности разных стран, нацеленное на обмен интеллектуальными ресурсами, развитие академической мобильности, а также способствует укреплению межкультурных и деловых связей. ACO (КСЮИ) в составе научно-образовательного комплекса (ИПППО PAO и ACO (КСЮИ) продолжает развивать научное и педагогическое сотрудничество в области высшего и среднего образования с Центральной академией педагогических исследований КНР (ЦАПИК) - это и публикации значимых для обеих сторон экспериментальных данных, и взаимное участие сторон в научно-практических конференциях, ежегодный обмен делегациями с целью изучения опыта научных исследований и обобщенного опыта практических инноваций. Не зря экс-президент Российской Федерации В.В. Путин говорил, что нам есть чему у них поучиться. В Китае приняли закон «О стимулировании негосударственного образования»: он гарантирует равенство государственных и частных вузов в правовом поле. На участие в государственных научных проектах могут претендовать абсолютно все студенты и преподаватели, а не только те, кто учится и работает в госвузах. Также всем учащимся гарантируются трудоустройство, медицинское обслуживание, учебники. Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования также имеют под собой законодательно обеспеченную базу. «Закон об образовании

Китайской Народной Республики» гласит: «Государство поощряет развертывание внешних обменов и сотрудничества в сфере образования». В «Законе о высшем образовании КНР» говорится: «Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования».

Успешно развиваются отношения АСО (КСЮИ) с Тишринским университетом г. Латакия Сирийской Арабской Республики. Уже в этом году Институт языка университета Тишрин готов принять наших студентов в летнюю школу арабского языка с выдачей сертификата университета. В рамках подписанного договора между университетом Тишрин г.Латакия, Сирийской Арабской Республики и Академией социального образования, г.Казань, РТ, Российской Федерации утверждена исполнительная программа-соглашение, которая предусматривает проведение научных исследований в области педагогики и психологии, менеджмента, культуры России и арабских стран, развитие академической и профессиональной мобильности между вузами, обмен научным и педагогическим опытом и т.д.

Профессорско-преподавательский состав АСО (КСЮИ) активно участвует в международных конференциях, семинарах, выставках как в России, так и за рубежом: Китае, Сирии, Японии, Египте, США, Нидерландах и других странах. Планомерно развивается участие студентов в международных мероприятиях. Команда юридического факультета ежегодно успешно выступает в международных конкурсах, в частности конкурсе

72

Высшее образование

им. Филиппа Джессопа, и занимает достойные места, опережая именитые команды государственных вузов.

Академия видит необходимым создание условий для развития практики научных стажировок преподавателей за рубежом, а также приглашение для участия в образовательном процессе иностранных ученых и преподавателей.

В рамках международного сотрудничества в академии предусмотрено развитие программ студенческого обмена и практики проведения международных студенческих школ, без чего невозможно жить и работать современному вузу.

Академия социального образования на практике становится частью международного образовательного и научного сообщества.

На сайте АСО (КСЮИ) www.aso-ksui.ru создана и постоянно пополняется страница международного сотрудничества.

Литература:

1. Академическая мобильность студентов как фактор подготовки конкуренто-

способного специалиста в контексте Бо-лонского процесса: Учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во «Данис» ИПППО РАО, 2008. - 106 с.

2. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 5 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСП, 2007. - 128 с.

3. Основные положения Концепции государственной политики в области подготовки кадров для зарубежных государств // Мир русского слова. - 2003.- №1.

4. Распространение Болонского процесса: от деклараций к внедрению на практике. В 3-х частях. Часть 3. Опыт интернационализации вузов и их интеграции в международное образовательное пространство/ Сборник статей. Под ред. проф. Р.Р.Агишева. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. - 100 с.

5. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» к заседанию коллегии Министерства образования и науки России 16 декабря 2004 года [http: / /www.umo.msu.ru/info/161204. html].

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

И.Ш. Мухаметзянов, доктор медицинских наук, Академия социального образования (КСЮИ), г. Казань

Активная интеграция информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества требует фундаментальных сдвигов в системе образования и переноса акцента с получения информации на обучение

тому, как получать и как использовать информацию, предусматривает в качестве основного ожидаемого учебного результата образования формирование системы компетентностей, позволяющих эффективно действо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.