Высшее образование
им. Филиппа Джессопа, и занимает достойные места, опережая именитые команды государственных вузов.
Академия видит необходимым создание условий для развития практики научных стажировок преподавателей за рубежом, а также приглашение для участия в образовательном процессе иностранных ученых и преподавателей.
В рамках международного сотрудничества в академии предусмотрено развитие программ студенческого обмена и практики проведения международных студенческих школ, без чего невозможно жить и работать современному вузу.
Академия социального образования на практике становится частью международного образовательного и научного сообщества.
На сайте АСО (КСЮИ) www.aso-ksui.ru создана и постоянно пополняется страница международного сотрудничества.
Литература:
1. Академическая мобильность студентов как фактор подготовки конкуренто-
способного специалиста в контексте Бо-лонского процесса: Учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во «Данис» ИПППО РАО, 2008. - 106 с.
2. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 5 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСП, 2007. - 128 с.
3. Основные положения Концепции государственной политики в области подготовки кадров для зарубежных государств // Мир русского слова. - 2003.- №1.
4. Распространение Болонского процесса: от деклараций к внедрению на практике. В 3-х частях. Часть 3. Опыт интернационализации вузов и их интеграции в международное образовательное пространство/ Сборник статей. Под ред. проф. Р.Р.Агишева. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. - 100 с.
5. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» к заседанию коллегии Министерства образования и науки России 16 декабря 2004 года [http: / /www.umo.msu.ru/info/161204. html].
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
И.Ш. Мухаметзянов, доктор медицинских наук, Академия социального образования (КСЮИ), г. Казань
Активная интеграция информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества требует фундаментальных сдвигов в системе образования и переноса акцента с получения информации на обучение
тому, как получать и как использовать информацию, предусматривает в качестве основного ожидаемого учебного результата образования формирование системы компетентностей, позволяющих эффективно действо-
Казанский педагогический журнал
>'2006
вать в современном мире. К числу ключевых компетенций в настоящее время можно отнести: умение действовать самостоятельно, использовать инструменты интерактивно и работать в разных социальных группах. В рамках настоящего отчета особое внимание уделяется компетенции интерактивно использовать инструменты образования, чему в настоящее время уделяется основное внимание в процессе модернизации системы образования России. Данная компетентность предполагает способности человека управлять знаниями и информацией и использовать их в качестве основы для анализа вариантов, формирования мнений, принятия решений и осуществления действий, позволяющих ему быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Приоритетной становится задача перехода от пассивного получения знания от педагога к активному самостоятельному обучению учащихся интерактивным способом и с использованием учебных программ, ориентированных на формирование ключевых компетентностей, позволяющих активно интегрироваться в конкурентную среду современного рынка труда.
До настоящего времени нет общепринятых подходов развития единой системы здоровьесберегающего образования как компоненты поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности образовательного учреждения. В современной ситуации на рынке труда востребованы специалисты, способные реализовать свой целевой выбор в области деятельности или знания,
имеющие достаточный уровень освоения образовательной программы, позитивную мотивацию и ценностную ориентацию на здоровый образ жизни как фактор, повышающий конкурентоспособность.
Здоровьесберегающая образовательная среда должна быть всесторонне продуманным, специально организованным пространством, в котором проходят индивидуальные «маршруты» реабилитации и развития (формирования) индивидуального здоровья, формирование позитивных социальных связей, способности личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности. Результатом формирования эффективной здоровьесберега-ющей ИКОС учреждения образования, применения здоровьесберега-ющих образовательных технологий является привитие навыков в самостоятельном достижении учащимися определенного уровня здоровья и образованности, под которым понимается физическая и физиологическая готовность и способность решать личностные и профессиональные проблемы.
Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.
Теоретическим фундаментом концепции являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания;
74
Высшее образование
теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание:
- интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;
- гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;
- дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;
- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесбере-гающих образовательных технологий;
- научная организация учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий сбережения и формирования здоровья учащихся;
- антропологичность, целостность человека, его психосоматическое, социокультурное, духовное и физическое единство; взаимосвязь и взаимовлияние социальной среды и личнос-
ти в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности.
Анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволяют выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые необходимо учитывать при разработке ИКТ здоровьесберегающей среды системы образования.
- Единства связи компонентов системы здоровьесберегающей ИК технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, аппаратная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.
- Диагностика целей и результатов. Целеполагание рассматривается как многократно повторяющийся процесс, результат которого выражается в планируемом итоге последующей деятельности субъекта. Цель деятельности влияет на результат деятельности больше, чем сама деятельность. Кроме того, цель должна быть диаг-ностичной (контролируемость ее достижения). Только диагностируемая цель может являться побудительным мотивом деятельности.
- Функциональная полнота и взаимосвязи содержания ИК здоровье-сберегающей технологии.
- Одновременный охват всех составляющих образовательной системы (информационная, инструментальная и кадровая) и компонентов (педагогические, психологические, медицинские) социальной среды, наличие адекватного материально-технического и правового обеспечения.
Казанский педагогический журнал
>'2006
- Открытость функциональных и методических действий.
- Понятность, доступность, логичность, информационная открытость для участников педагогического процесса.
- Объективность оценки конечного результата как условие эффективного контроля и коррекции возможных нарушений и ошибок.
- Преемственность и завершенность как технологической модели, так и ее содержания, форм учебной деятельности. При этом здоровьесбе-регающее обучение в рамках ИКТ среды должно иметь распространение и на внеучебную деятельность, обеспечивая удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.
- Вариативность средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих ИК технологий в образовании, что позволяет обеспечить полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности.
- Выбор оптимального варианта деятельности по содержанию, средствам, формам, методам внедрения и функционирования здоровьесберега-ющих технологий применительно к конкретному учебному заведению, участнику образовательного процесса и с учетом индивидуальных особенностей функционирования, достижения оптимального уровня освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.
Особенностью процесса информатизации образования, на наш взгляд,
является то, что педагоги контролируют данный процесс только в рамках учебного заведения. Вместе с тем фактическое обучение в учебных аудиториях составляет в настоящее время только 40% от всей учебной нагрузки. Условия использования информационных технологий вне учебного заведения никем не контролируются и не учитываются. Следовательно, говорить о модели здоровье-сберегающего образовательного учреждения, не учитывая формирования у учащегося потребности в здоровье и навыках формирования здоровье-сберегающей образовательной среды вне учебного заведения, нам представляется неправомерно, т.к. данная модель будет односторонней, отражающей часть образовательного процесса (только в рамках учебного заведения) и, что самое главное, не отражающей реальной потребности общества в образованном и здоровом поколении.
Таким образом, необходимо исходить из того, что в настоящий период времени говорить о формировании и реализации в рамках учебного заведения образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности невозможно без широкой интеграции в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, в свою очередь воздействующих на изначально дискредитированный уровень здоровья учащихся. Все это выдвигает требование к формированию не только в учебном заведении, но и по месту проживания учащегося эффективной здоровьесберегающей и здоровьеформирующей информационной образовательной среды.
76