А. М. Сивцова
ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ НА ПОСЛЕДУЮЩУЮ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Работа представлена кафедрой валеологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор медицинских наук, профессор В. В. Колбанов
В статье дан анализ понятия «педагогическая технология», предложена авторская классификация системы здоровьесберегающих педагогических технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Доказано влияние комплексного использования сберегающих здоровье технологий в работе со старшими дошкольниками на их адаптацию к обучению в школе.
The article describes the author's classification of health preserving pedagogical technologies and their influence on preschool children's adaptation to school education.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровье-сберегающие технологии», которые включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех эта -пах его обучения и развития.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических тех -нологий мы считаем их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и готовность ребенка легко адаптироваться к последующим школьным нагрузкам.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на медицинские (проводится медицинским персоналом ДОУ -лечебная физкультура, массаж, водные процедуры и др.) и педагогические (проводятся воспитателями и педагогами ДОУ всех специальностей). В дальнейшем речь
пойдет о педагогических здоровьесберега-ющих технологиях.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей здоровья детей.
Анализ тематической литературы позволил выделить более двадцати педагогических здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим технологии, которые чаще всего используют в современных ДОУ, в комплексе или эпизодически. Мы распределили их по следующим направлениям (рис. 1):
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Такое деление в значительной мере условно, так как границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникатив-
Педагогические здоровьесберегающие технологии
1
Рис. 1. Система здоровьесберегающих педагогических технологий
ную игру, а закончиться релаксацией. Сказка сопровождает ребенка с раннего детства, а классическая музыка воспринимается малышом еще во внутриутробном периоде. Динамические паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную), а цветовое оформление помещения влиять на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий... Каждое из описанных педагогических воздействий имеет оздоровительный, обучающий и коррекционный компонент.
Педагогами ведется много споров о том, что может называться «педагогической технологией».
Мы нашли более десяти определений этого понятия. Остановимся на наиболее
полном: педагогическая технология - это система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (по определению Г. М. Коджаспировой).
Для описания здоровьесберегающего направления работы образовательного учреждения многие авторы справедливо используют формулировку «здоровьесберега-ющая деятельность», так как реализация
Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий..,
указанных мер по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, как правило, связывается с деятельностью соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, валео-логов и т. п.). В то же время большинство проблем здоровья воспитанников ДОУ решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с профессиональной педагогической деятельностью. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоро-вьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В процессе экспериментальной работы в течение трех лет были исследованы 150
детей, учащихся первых классов. Из них 75 детей - выпускники ДОУ, где системно применялись здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз); стретчинг; релаксация; игротреннинг; самомассаж; музыкотерапия; сказкотерапия; психогимнастика; система занятий из серии «Здоровье». Ученики контрольной группы - дети, пришедшие из различных ДОУ (в том же количестве), где здоровьесберегающие технологии применялись эпизодически либо не применялись. Были изучены показатели заболеваемости и успеваемости детей (количество пропущенных дней по болезни на одного ребенка и средний показатель успеваемости за год). Количество пропущенных по болезни дней распределилось следующим образом (рис. 2).
Дни
10 8 6 4 2 0
" 8,1
4 7
■ 1 ■
контрольная группа экспериментальная группа
Рис. 2. Показатели заболеваемости
На рис. 2 показано, что сезонная заболеваемость детей простудными заболеваниями в экспериментальной группе снизилась почти в два раза. Также было отмечено значительное снижение количества пропущенных дней в период эпидемий гриппа и карантинов.
Снижение количества пропусков занятий не могло не отразиться на учебной деятельности школьников. На рис. 3 показа-
Баллы
5 4 3 2 1
ны средние показатели успеваемости детей-первоклассников в контрольной и экспериментальной группах.
Вероятность ошибки р < 0,001, что свидетельствует о высокой значимости различий.
Результаты обследования детей, посещавших ДОУ, где системно применялись здоровьесберегающие педагогические тех -нологии, отличаются от результатов диа-
4
контрольная группа экспериментальная группа
Рис. 3. Показатели успеваемости
29 1
гностики детей контрольных групп. Дети экспериментальных групп показывали более выраженную активность, последовательность, доказательность, критичность суждений. Они меньше затруднялись в построении обобщений, аналогии и классификации. У детей этой группы более сильная и осознанная мотивация к школьному обучению: они более уверены в себе, имеют личностные ожидания и интерпретации собственного отношения к школьному обучению.
Мы можем объяснить выявленные различия тем, что в работе с детьми экспериментальных групп активно использовались такие технологии, как коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги), коррекция поведения, психогимнастика. Именно эти педагогические здоровьесбере-гающие технологии оказывают влияние на формирование представления об искусстве человеческих взаимоотношений. Воспитанники обучаются диалогу, дискуссии, беседе; у детей формируются эмоциональ-но-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и взрослым; решаются проблемы с развитием речи, развитием слухового и зрительного внимания, развитием слуховой зрительной и тактильной
памяти, низкой самооценкой ребенка; развиваются индивидуальные способности; воспитывается интерес к окружающим людям, взаимоуважение, взаимодоверие; снижается тревожность и улучшается эмоциональное состояние, нарушенное различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями.
Проведенное исследование показало влияние применения здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ на учебную деятельность в первом классе общеобразовательной школы. Считаем, что системное использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ снизит сезонную заболеваемость первоклассников и повысит их успеваемость, если будут:
• созданы условия для возможности выбора технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;
• внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий на основе мониторинга здоровья детей;
• обеспечен дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку;
• сформированы положительные мотивации на здоровый образ жизни у педагогов ДОУ и родителей детей.