Научная статья на тему 'Педагогические технологии, сберегающие здоровье, в контексте преемственности дошкольного и школьного (начального) образования'

Педагогические технологии, сберегающие здоровье, в контексте преемственности дошкольного и школьного (начального) образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каленчук М. К., Сивцова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии, сберегающие здоровье, в контексте преемственности дошкольного и школьного (начального) образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ,

СБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ,

В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО (НАЧАЛЬНОГО)ОБРАЗОВАНИЯ

М. К. Каленчук А. М. Сивцова

В статье рассмотрен вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. Показано влияние комплексного использования сберегающих здоровье технологий на работу со старшими дошкольниками и на их физическую и психологическую готовность к обучению в школе.

Введение Федеральных государственных требований к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального школьного образования предполагает реализацию единой концепции развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С этого момента начинается новый этап в развитии маленького человека. Ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Ребенок будет успешным только в том случае, если во главу угла мы поставим его здоровье. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди здоровью» и быть направленной на сохранение и укрепление здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии», которые включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий мы считаем их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и готовность легко адаптироваться к последующим школьным нагрузкам.

Для описания здоровьесберегающего направления работы образовательного учреждения многие авторы справедливо используют понятие «здоровьесберегающая деятельность», так как реализация указанных мер по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, как правило, связывается с деятельностью соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, валеологов и др.). В то же время большинство проблем со здоровьем дошкольников решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с профессиональной педагогической

207

деятельностью. Очень важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

В процессе экспериментальной работы (в течение трех лет) нами было обследовано 150 детей - учащихся первых классов, из з них 75 детей - выпускники дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ, где системно применялись здоровьесберегающие педагогические технологии: гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз), стретчинг, релаксация, игротрен-нинг, самомассаж, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, система занятий из серии «Здоровье». Ученики контрольной группы - дети, пришедшие из различных ДОУ (в том же количестве), где здоровьесберегающие технологии не применялись, либо применялись эпизодически. Были изучены показатели заболеваемости и успеваемости детей (количество пропущенных дней по болезни на одного ребенка и средний показатель успеваемости за год). Сезонная заболеваемость детей простудными заболеваниями в экспериментальной группе ниже почти в два раза. Также было отмечено значительное снижение количества пропущенных дней в период эпидемий гриппа и карантинов (см. рис.).

Дни

10

5

0

81

4,7

1

контрольная группа экспериментальная группа

Рис. Показатели заболеваемости

Пропущенные занятия не могли не отразиться на учебной деятельности школьников. Результаты обследования детей, посещавших ДОУ, где системно применялись здоровьесберегающие педагогические технологии, отличаются от результатов диагностики детей контрольных групп. Дети экспериментальных групп показывали более выраженную активность, последовательность, доказательность, критичность суждений. Они меньше затруднялись в построении обобщений, аналогии и классификации. У детей этой группы более сильная и осознанная мотивация к школьному обучению: они более уверены в себе, имеют личностные ожидания и интерпретации собственного отношения к школьному обучению. Мы можем объяснить данные различия тем, что в работе с детьми экспериментальных групп активно использовались такие технологии, как коммуникативные игры, игротренинги, коррекция пове-

208

дения, психогимнастика и др. Именно эти педагогические здоровьесберегающие технологии оказывают положительное влияние на здоровье детей: (а) воспитанники обучаются диалогу, дискуссии, беседе; (б) у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и к взрослым; (в) снижается тревожность и улучшается эмоциональное состояние, нарушенное различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями; (г) решаются проблемы с развитием речи, слухового и зрительного внимания, зрительной и тактильной памяти, низкой самооценкой ребенка; (д) развиваются индивидуальные способности; воспитывается интерес к окружающим людям, взаимоуважение, взаимодоверие.

Проведенное исследование показало влияние применения здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ на учебную деятельность в первом классе общеобразовательной школы. Полагаем, что системное использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ позволит снизить общую и сезонную заболеваемость детей первоклассников и повысит их успеваемость, если будут: (а) созданы условия для возможности выбора технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; (б) внесены необходимые поправки в здоровьесберегающие методики на основе мониторинга здоровья детей; (в) обеспечен дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку; (г) сформированы положительные мотивации на здоровый образ жизни у педагогов ДОУ и родителей детей.

Системная работа по внедрению педагогических здоровьесберегающих технологий в дальнейшей работе с детьми в начальной школе показала, что уровень заболеваемости во 2-4 классах также остается на низком уровне. Мы убеждены, что в начальной школе тоже могут применяться здоровьесберегающие педагогические технологии, возможно, с коррекцией на возраст учащихся и условия обучения. Педагогический опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе: на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения; в то же время школа «подхватывает» достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его здоровья, а это - одна из важнейших задач образования.

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.