cow, Nauka, 2002, 588 p.; Osetiny [Ossetians]. Moscow, Nauka, 2012, 605 p.; Chechentsy [Chechens]. Ed. by L.T. Solov'eva, Z.I. Khasbulatova, V.A. Tish-kov. Moscow, Nauka, 2012, 622 p.
10. Materialy Mezhdunarodnogo foruma istorikov-kavkazovedov (14-15 oktyabrya 2013 g., Rostov-
na-Donu) [Proc. Int. forum of Caucasus Historians (14-15 October 2013, Rostov on Don)]. Ed. by VV Chernous. Rostov-on-Don, MART, 2013, 244 p., p. 5.
5 января 2019 г.
УДК 94 (470.67)
К ВОПРОСУ О СВЯЗЯХ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДОВ С ГОРЦАМИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
М.Р. Гасанов, З.Д. Адалова DOI 10.18522/2072-0181-2019-97-1-59-63
23 февраля 2019 г. исполнилось 80 лет со дня рождения одного из ведущих историков-кавказоведов, снискавшего заслуженное уважение и авторитет в России и далеко за ее пределами своей неутомимой научной и педагогической деятельностью, доктора исторических наук, профессора М.Р. Гасанова.
Магомед Раджабович был одним из первых, кто поддержал идею Ю.А. Жданова о создании междисциплинарного, научного и общественно-теоретического журнала «Научная мысль Кавказа». Редколлегия журнала высоко ценит активное авторское сотрудничество М.Р. Гасанова с нашим журналом во все годы его существования. Его статьи по истории российско-северокавказских связей, специфики развития Кавказской Албании, места и роли Дагестана в истории Кавказа и России хорошо известны читателям журнала «Научная мысль Кавказа». Они привлекают своей новизной, глубиной осмысления и решения проблем, аргументированностью и разнообразной источниковедческой базой.
Сегодня редколлегия журнала предлагает вниманию читателей новую статью М.Р. Гасанова как свидетельство его неутомимого научного поиска, воспитания молодого поколения ученых-кавказоведов и дальнейшего развития созданной им школы по изучению разносторонних многовековых связей народов Дагестана и Кавказа.
Искренне и сердечно поздравляем Вас, Магомед Раджабович со знаменательной датой!
Крепкого Вам здоровья! Новых созидательных терзаний и дерзаний духа на вершине достигнутых Вами вершин научного творчества.
В раннем средневековье дагестанские (Риони) он знал многие племена, но особо выде-
народы поддерживали многогран- лял среди них алан, абасгов и зихов. Он пишет,
ные связи с различными народами что абасги живут «по берегу», их границы «про-
Кавказа [1]. Дагестанские горцы находились в стираются до гор Кавказского хребта». связях с кабардинцами и балкарами, предки ко- В перечне племен западной оконечности
торых в позднеантичных и раннесреднековых Кавказа исторически достоверно определение
источниках были известны под названием зихов. абасгов и брухов, под которыми подразумевались
Весьма важные сведения о предках народов Се- абхазские племена. Название зихи в этнонимике
веро-Западного Кавказа содержатся в сочинении этого региона появляется еще в сочинениях ан-
Прокопия из Кесарии. К северу от реки Фазис тичных авторов Страбона, Птолемея, Дионисия,
Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical Univer-
наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестане- sity, 57 M. Yaragskogo Street, Makhachkala, Dagestan, 367003, кого государственного педагогического университета, e-mail: shamhalova.sonya@yandex.ru; 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагс- Zarema Adalova - Dagestan State Pedagogical University, кого, д. 57, e-mail: shamhalova.sonya@yandex.ru; 57 M. Yaragskogo Street, Makhachkala, Dagestan, 367003.
Адалова Зарема Джамалудиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагс-кого, д. 57.
Арриана и др. Зихи - это одно из адыгских племенных объединений, давших свое этническое имя всему адыгскому массиву. Их имя сохранилось не только в самоназвании современных адыгейцев и кабардинцев - адыге, но и в именах, даваемых адыгским племенам соседями» [2].
Область Зихия лежала за пределами Кубанской дельты и простиралась на юг до реки Нечепсухо, откуда начиналась территория Абхазского царства, и на восток до реки Лабы, где зихи граничили с Аланией.
К V в. территория зихов значительно расширилась и переместилась на северо-запад. Псевдо Арриан, говоря о расселении этнических групп отмечал, что: от Старой Ахэи (Туапсе) до Старой Лазики (устье р. Нечепсыхо) и затем до р. Ахеунта прежде жили народы, носившие имена: инниохи, кораксы, колики, меланхлены, маха-лоны, колхи и лазы, а ныне живут зихи». Позже термин «зихи» стал употребляться итальянцами для обозначения всех адыгов. Раннегрузинские источники также называют «джихами» абазин и кабардинцев. По мнению Л. Лопатинского, слово адыгэ также восходит к корню зих (а -дзыге). Усиление зихов после V в. произошло в результате объединения вокруг них соседних мелких родственных племен и возникновения союза. «Термин "зихи", - пишет Р. Бетрозов, -чаще фиксируется в византийской историографии VI-X вв. Этноним "зихи", как обозначение адыгов, продолжает встречаться в домонгольское время и иногда даже в постмонгольский период - XV и в начале XVI в.» [3, с. 174-175].
Еврейско-хазарские, арабские, персидские, русские источники термином кашаг - ка-саг-касог - каса обозначают весь адыгский массив Северо-Западного Кавказа, включая и те группы адыгов, которые населяли Тамань и побережье [4].
О народах, проживавших к северу и северо-западу от Алании, арабские авторы имели лишь самое смутное представление. Из них более всего известны кашаки, занимавшие значительную территорию от гор вплоть до Черного моря. Из источников явствует, что кашаки не уступали бы по силе аланам, если бы не были разобщены. В исторической литературе сложилось мнение о том, что восточные источники называли адыгов - предков современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов и других - каша-ками.
Адыги были оседлыми земледельцами. В поселениях и особенно в погребениях найдено прекрасно сделанное оружие, орудия тру-
да, украшения, а также керамические изделия. Все это говорит о развитом ремесле - металлообрабатывающем и гончарном. На основании археологических находок и других источников установлено, что довольно большое место в экономической жизни адыгов в ГУ-Х вв. занимала торговля со многими народами Кавказа.
О торговых связях черкесов с внешним миром, Масуди писал: «На этом море лежит Тра-пезунд (Трабзунда), прибрежный город, где ежегодно происходит несколько торгов (базаров), и на них для торговли приходит много народов, таких, как мусульмане, греки, армяне, а также люди из страны кашаков» (касак, касоги-черсы). Из Трапезунда «товары идут к ним на кораблях». «Они одеваются, - продолжает Масуди, - в белую, в римскую парчу, в ярко-алую ткань (сикла-тун) и в различные парчовые ткани, затканные золотом. В их стране производятся различные ткани из льна того сорта, который именуется тала (?) - золото и который более тонок и носок, чем сорт дабики; один отрез его стоит 10 динаров, и он вывозится в соседние страны ислама. Такие же ткани вывозятся и смежными народами, но славится сорт, вывозимый этими (кашака-ми)» [5]. В течение I тыс. н.э. черкесы (адыги) сохранили свои города и крепости, построенные их предками на морском побережье еще в синдскую эпоху. Города продолжали выполнять функции торговых, политических и военных центров.
Связи адыгов и дагестанских горцев осуществлялись через такие государства, как Хазарский каганат и Алания. Отношения адыгов с Хазарским каганатом, распространившим свое владычество в северокавказских степях, включая приазовские и прикубанские степи, а также на Таманский полуостров, были весьма сложными. «Под владычеством хазар, - пишет Р. Бетро-зов, - оказались также часть Крыма, Таманский полуостров. Адыги, как и другие народы (хотя бы частично), вошли в состав хазарского федеративного союза племен» [6]. Почти все северокавказские племена, поддерживали связи с Ха-зарией. Среди них упомянуты и «жители Каса» (кашаки - касоги).
Как известно, в Хазарский каганат входили и некоторые народы Дагестана, которые находились в разносторонних связях с горцами Северного Кавказа. В развитии связей адыгов с дагестанскими народами большую роль играли аланы. Определенная часть адыгского населения временами входила в Аланское государство. Алания, как известно, граничила с дагестански-
ми владениями - Сериром, Гумиком, жители которых поддерживали связи с аланами, а также с входившими в Аланию народами, в том числе с адыгами. Адыги являлись посредниками в торговле генуэзцев с народами Северного Кавказа. Наиболее важным «товаром», более всего интересовавшим генуэзских торговцев, были живые люди - рабы, которых они поставляли почти на все невольничьи рынки Средиземноморья. Они находили непрерывный спрос на всем Ближнем Востоке, особенно в Египте. «Как свидетельствуют источники, - пишет Р. Бетрозов, - большинство рабов с Кавказа были черкесами, абхазами и дагестанцами - «лезгинами»[3, с. 179].
Крупной генуэзской колонией был г. Себа-стополис (Сухуми) в Абхазии, где оканчивался старинный торговый путь, шедший через Кавказ по долине Теберды и вверх по Кубани и связывавший Черноморское побережье с народами Центрального Кавказа. Закрепившись на северозападной части Кавказа, генуэзцы стремились проникнуть на восток. Так, в 1266 г., достигнув Дагестана, они решились открыть плавание с грузами по Каспийскому морю. Большой процент населения в возникших генуэзских колониях составляли черкесы и абхазы. Наиболее крупными генуэзскими колониями были Мат-рега, Копа, Мапа (современная Анапа). Матре-га (бывшая Тамарха, Тмутаракань) была самым крупным центром для торговли со всей Черкеси-ей. Матрега был хорошо укрепленным портом, через который шли товары в Турцию, Западную Европу, а также на Северный Кавказ. Население его состояло из итальянцев, греков и представителей северокавказских горцев.
Во второй половине XIII в., как видно из ценного сообщения Марко Поло [7], генуэзские суда, перенесенные из Черного моря, плавали также и в Каспийском море. По словам Марко Поло, отсюда шел тот шелк, что назывался <^ее1е». Академик В.В. Бартольд полагает, что целью стремлений генуэзских купцов здесь был главным образом гилянский шелк, который в это время стал предметом международной торговли [8].
Генуэзцы приняли меры для развертывания торговой деятельности в восточной части Кавказа, в том числе в Дагестане, включая горные владения и общества. Этому способствовали католические миссионеры, которые в целях распространения христианства устремились на восток, прокладывая путь торговцам.
Одна из торговых магистралей начиналась от Анапы, направляясь по Тереку к Каспийско-
му морю. На Каспийское море генуэзцы ездили за шелком. Из «Каталонского атласа» 1375 г. и карты Пицигани видно, что итальянские купцы были хорошо осведомлены о Каспийском море, о побережье Каспия, центрах торговли и условиях торговли на море. По указанию Фануччи, генуэзцы выстроили и заселили поселение в Ку-бачи [9, с. 90]. Первый исследователь Кавказа И. Гюльденштедт разделял мнение о том, что кубачинцы происходят от генуэзцев, которые в XIII в. и в следующих столетиях поселились на берегу Черного моря. Мнение о том, что будто генуэзцы строили Кубачи, действительности не соответствует. Вместе с тем это говорит об определенных связях жителей Кубачи с генуэзцами.
Опираясь на генуэзские и венецианские фактории, католические миссионеры проводили в XШ-XVвв. активную деятельность по распространению своего вероучения. В XIV в. на Северном Кавказе было немало католиков. Около 1363 г. образовалось католическое «епископство Каспийских гор», а к 1392 г. в Дагестане («в стране Кайтагской») находилось уже пять католических епископских кафедр («Комек, Тума, Тарку, Дервели, Микаха») [10, с. 12].
В период татаро-монгольского нашествия по-иному сложилась судьба адыгских народов Прикубанья, проживавших к северо-западу от р. Лабы вплоть до Причерноморья. Происходит продвижение определенных групп адыгов на север от р. Кубани в восточное Приазовье, а также на юг-восток, в бассейн р. Терек, где к концу ХИ-Х^ вв. они расселились на значительной территории предгорно-плоскостных районов Центрального Кавказа. Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами [11]. Тем самым было положено начало обособлению части адыгов в самостоятельную народность -кабардинцев. Массовое продвижение адыгов-кабардинцев на восток до р. Сунжи имело место в XV в. Предание связывает происхождение термина «Къэбэрдей» с именем адыгского владетеля Кабарда. С начала XIV в. кабардинцы уже населяли широкие просторы предгорий центральной части Северного Кавказа.
Дагестанские народы поддерживали связи и с кабардинцами, балкарами. Карачаево-балкарская народность сложилась в XШ-XГV вв. в результате смешения местного населения с пришлым тюркским, особенно с кыпчаками. «У подножья Кавказа на север, - пишет итальянский миссионер Аркаджело Ламберти, - живут еще несколько народов, так называемые карачаевцы или карачеркесы, т.е. черные черкесы» [12,
с. 16-17]. Соседние народы Кавказа их называли: адыги - «къэрэшей», осетины -«къарасей-аг», ногаи -«къаращай».
В наиболее тесных связях с кабардинами и балкарами находились горцы северной части Дагестана. Примерно с 40-х годов XIII в. в источниках появляется слово «черкас» (джеркас). Монголы зафиксировали этот этноним в форме «серкесут». Ближайшие к городу Дедякову (Тю-тяково) горы в начале XIV в. были известны, как «Черкесскыя». В языке адыгов термин «черкес» существует как «шерджэс». В исторической литературе он является синонимом «адыг». Этноним «черкес», возникший в среде тюркоязыч-ного населения для обозначения адыгов, был воспринят другими народами и прочно вошел в европейскую и восточную литературу. «Имя черкес, сменив предшествующие ему этнические названия зихи и касаги, - пишет Н.Г. Волкова, - прочно вошло в литературу всех времен и народов. Появление этого термина в источниках ХШ-Х^ вв. в известной мере связано с историческими событиями той эпохи, изменившими политическую ситуацию и этническую карту некоторых областей Причерноморья и Северного Кавказа»[2, с. 25].
Еще генуэзец Д. Интериано подчеркивал, что зихи сами себя называют - «адыга» и живут они по всему морскому побережью от реки Таны до Азии. По словам архиепископа Иоанна де Галонифонтибуса (конец XIV - нач. XVвв.), «страна, называемая Зикией или Черкесией, расположена у подножья гор, на побережье Черного моря»[12, с. 16]
С продвижением групп адыгского населения в район Центрального Кавказа, образованием кабардинской народности и с того периода, когда они стали известны под общим названием черкесы, связи последних с дагестанскими горцами получили дальнейшее развитие.
За время частых перемен своего местожительства черкесам, в частности кабардинцам, приходилось сталкиваться (мирно или враждебно) со многими народами, в том числе и с дагестанскими.
С именем византийского императора Юстиниана предание связывает распространение христианства среди черкесов. В Кавказские горы проникло греческое духовенство, началась постройка там церквей, появились епископы.
Предметами импорта в Кабарду и Бал-карию являлись азовская соль, дагестанские и иранские кольчуги. Керамический материал, найденный на территории Миатлинского мо-
гильника, как в формах, так и по технике внешнего оформления лепной посуды, имеет большое типологическое сходство с изделиями из поселений Кабарды, датируемых Х-Х11 и даже XIII-XIV вв. [13, с. 173].
Во многих кабардинских памятниках XII-XIII вв. содержались изображения человеческих фигур и животных. Это сближает кабардинские надмогильные памятники с надгробиями других северокавказских народов. Имеются примеры совпадения фольклорных сюжетов на СевероЗападном Кавказе и в Дагестане. Среди черкесов ислам распространялся без кровопролития, сравнительно мирными средствами. В X-XII вв. проповедниками ислама среди местного населения выступали не только арабы и многочисленные «воители за веру» («газии») из разных стран, но и мусульманское население Дагестана.
В 1395 г. Северный Кавказ оказался ареной борьбы между Золотой Ордой и полчищами Тимура. Кавказские народы - кайтаги, аланы, абазины, адыги оказывали упорное сопротивление Тимуру. Некоторые эпизоды борьбы происходили в Карачаеве и Балкарии. Военачальники Тимура «ограбили улус черкесский, захватили большую добычу и, благополучно возвратившись, удостоились чести целования ковра». Тимур совершил четыре похода против жителей Северо-Западного и Центрального Кавказа и везде встречал достойный отпор, но разрозненные отряды горцев не смогли справиться с его многочисленным войском [14].
У кабардинцев существуют предания, связанные с Дагестаном, о пребывании здесь завоевателя Тимура. Согласно сказанию, в городе Дербенте правил царь Аксак-Темыр. Войско его, возвратившееся в Дербент, было так многочисленно, что оставило за собой след в виде глубокого рва, остатки которого названы теперь «дорогой зятя». При изучении этимологии некоторых адыгских терминов исследователи привлекают дагестанские языки [15, с. 245]. Народы Дагестана и горцы Северо-Западного Кавказа участвовали в развитии, совершенствовании и обогащении нартского эпоса, свидетельствующего о культурных связях кавказских народов.
Таким образом, дагестанские горцы поддерживали разносторонние, прежде всего экономические, взаимоотношения с народами СевероЗападного Кавказа. Основными путями общения между ними были перевальные. Предметами торговли служили изделия домашних промыслов и ремесел. С населением Северо-Западного Кавказа дагестанские горцы находились и в
культурных связях, которые отразились в лексике, памятниках материальной и духовной культуры. Известны примеры совместной борьбы горцев Дагестана и Северо-Западного Кавказа против иноземных завоевателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гасанов М.Р. Дагестан и народы Кавказа в V-XV вв. (некоторые вопросы этнической общности, расселения и взаимоотношений). Махачкала: Дагкнигоиздат, 2008. 191 с.
2. См.: Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973. 275 с. С. 19-23.
3. Бетрозов Р.Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. Нальчик: Эльбрус, 1998. 278 с.
4. См.: Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1979. 213 с. С. 194.
5. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М.: Изд-во восточной литературы. 1963. 264 с. С. 190.
6. Бетрозов Р. Этническая история адыгов. Нальчик: Эльбрус. 1996. 245 с. С. 179.
7. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XII-XVIII в. Махачкала: Дагкниго-издат, 1992. 301 с. С. 32.
8. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // В.В. Бартольд. Соч. В 9 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Наука, 1963. 813 с. С. 720.
9. ЗевакинЕ.С. иПенчкоН.А. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе // Исторические записки. М.: Наука. 1938. № 3. С. 90-101.
10. Лавров Л.И. Культура и быт народов Северного Кавказа в XIÏÏ-XVI веках // История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ, 1981. С. 12-18.
11. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука. 1988. 554 с. С. 273.
12. См.: Иоанн де-Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 / Пер. З.М. Буниятова. Баку: Изд-во «Элм», 41 с.
13. ПикульМ.И. Раскопки на Сулаке в 1955 г. // Материалы по археологии Дагестана. Т. 1. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. С.157-174.
14. Хизриев Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный: Книга, 1992. 165 с. С. 85.
15. ШагировА.К. Адыгские этимологии // Ежегодник иберийско-кавказского языкознания. Тбилиси: Мецниереба, 1974. № 1 С. 245-250.
REFERENCES 1. Gasanov M.R. Dagestan i narody Kavkaza v V— XV vv. (nekotorye voprosy etnicheskoy obshchnosti, rasseleniya i vzaimootnosheniy) [Dagestan and the peoples of the Caucasus in the 5th-15th centuries (some issues of ethnic community, settlement and relations)]. Makhachkala, Dagestan Book Publ., 2008, 191 p.
2. Volkova N.G. Etnonimy i plemennye nazvaniya Severnogo Kavkaza [Ethnonyms and tribal names of the North Caucasus]. Moscow, Nauka, 1973, 275 p., pp. 19-23.
3. Betrozov R.Zh. Adygi: vozniknovenie i razvitie et-nosa [Circassians: origin and development of ethnicity]. Nalchik, Elbrus, 1998, 278 p.
4. Gadlo A.V. Etnicheskaya istoriya Severnogo Kavkaza IV-X vv. [Ethnic history of the North Caucasus IV-X centuries]. Leningrad, Leningrad Univ. Press, 1979, 213 p., p. 194.
5. Minorskiy VF. Istoriya Shirvana i Derbenda [History of Shirvan and Derbend]. Moscow, Publishing house of Oriental literature, 1963, 264 p., p. 190.
6. Betrozov R. Etnicheskaya istoriya adygov [Ethnic history of the Adygs]. Nalchik, Elbrus, 1996, 245 p., p. 179.
7. Dagestan v izvestiyakh russkikh i zapadnoevropey-skikh avtorov XII-XVIII v. [Dagestan in the news of Russian and Western European authors 12th-18th century]. Makhachkala, Dagestan Book Publ., 1992, 301 p., p. 32.
8. Bartold V.V. Mesto prikaspiyskikh oblastey v istorii musul'manskogo mira [Place of the Caspian regions in the history of the Muslim world]. In: Bartold V.V Sochineniya [Works]. In 6 vol. Vol. 2. Part 1. Moscow, Nauka, 1963, 813 p., p. 720.
9. Zevakin E.S. and Penchko N.A. Istoricheskie zapiski, 1938, no. 3, pp. 90-101.
10. Lavrov L.I. Kul'tura i byt narodov Severnogo Ka-vkaza v XIII-XVI vekakh [Culture and life of the peoples of the North Caucasus in the 13th-16th centuries]. In: Istoriya, etnografiya i kul'tura nar-odov Severnogo Kavkaza [History, Ethnography and culture of the peoples of the North Caucasus]. Ordzhonikidze, North-Ossetian State Univ. Press, 1981, pp.12-18.
11. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII v. [The history of the peoples of the North Caucasus from ancient times to the end of 18th]., Moscow, Nauka,1988, 554 p., p. 273.
12. Ioann de-Galonifontibus. Svedeniya o narodakh Kavkaza. 1404 [John de Guanfation. Information about the peoples of the Caucasus. 1404]. Baku, Elm Publ., 41 p.
13. Pikul' M.I. Raskopki na Sulake v 1955 g. [Excavations on Sulak in 1955] In: Materialy po arkheologii Dagestana [Materials on archeology of Dagestan]. Vol.1. Makhachkala. Dagestan Book Publ., 1959, pp. 157-174.
14. Khizriev Kh.A. Kavkaztsyprotiv Timura [Caucasians against Timur]. Grozny, Kniga, 1992, 165 p., p. 85.
15. Shagirov A.K. Adygskie etimologii [Circassian etymology]. In: Ezhegodnik iberiysko-kavkazskogo yazykoznaniya [Yearbook of the Iberian-Caucasian linguistics]. Tbilisi, Mecniereba, 1974, no. 1, pp. 245-250.
21 февраля 2019 г.