Научная статья на тему 'К истории связей дагестанских и чеченского народов (с древности до XV В. )'

К истории связей дагестанских и чеченского народов (с древности до XV В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1767
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / PEOPLES OF DAGESTAN / ЧЕЧЕНЦЫ / CHECHENS / НАХО-ДАГЕСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ / LOCAT-DAGESTAN LANGUAGES / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ / ARCHAEOLOGICAL CULTURE / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / CULTURAL RELATIONS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВА / POLITICAL ENTITIES AND THE STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

В статье обобщены и проанализированы факты многообразных связей дагестанских народов и чеченцев с конца III тыс. до н.э. до XV в. В результате сформировались особенности и общие черты культуры народов Северо-Восточного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории связей дагестанских и чеченского народов (с древности до XV В. )»

44. Al-Kufi Abu Mukhammad. Kniga zavoyevanii (Izvlecheniya po istorii Azerbaidzhana 7-9 vv.) [The book of conquests (Extract on the history of Azerbaijan 7th-9th centuries)]. Transl. from Arab. Z.M. Buniyatov. Baku, Elm, 1981, 84 p.

45. Baladzori. Kniga zavoyevaniya stran. Tekst i perevod [Book the conquest of countries. Text and translation]. Transl. from Arab. P.K. Zhuze. Baku, Ob-vo obsledovaniya i izucheniya Azerbaidzhana, 1927, 42, XA p., p. 18.

46. Vardan Velikii. Vseobshchaya istoriya [Universal history]. Transl. N. Emin. Moscow, Lazarev. Institute of Oriental languages, 1861, 218 p., p. 96.

47. Gmyrya L.B. Vestnik Instituta IAE DNTs RAN, 2012, no. 2, pp. 3-20.

48. Gmyrya L.B. Strana gunnov u Kaspiiskikh vorot: Prikaspiiskii Daghestan v epokhu Velikogo pereseleniya narodov [Country of the Huns from the Caspian gate: Caspian Dagestan during the era of the great migrations]. Makhachkala, Daghestan. Book Publishing House, 1995, 287 p., p. 75.

49. Mukhammed-Avabi Aktashy. Tarikhi Derbendname (s 9-yu prilozheniyami) [Tarikhi Darband-

Nameh (9-th applications)]: Transl. and ed. M. Alikhanova-Avarskiy. Tiflis, Tip. of Ya.I. Liberman, 1898, 192 p., p. 83-84.

50. Ibn Khordadbekh. Kniga putei i stran [Book of roads and countries]. Transl., Comments, N.M. Velikhanova. Moscow, Nauka, 1986, 527 p., p. 110.

51. Gmyrya L.B. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007, no. 18, pp. 111-118.

52. Zimonyi Istvan. Medieval Nomads in Eastern Europe: Collected Studies. Bucure§t, Braila, 2014, 399 p.

53. Komar A.V. K diskussii o khronologhii rannesrednevekovykh kochevnicheskikh pamyatnikov Srednego Povolzh'ya [To a debate about the chronology of early medieval nomadic monuments of the Middle Volga region]. In: Kul'tury yevraziiskikh stepei vtoroi poloviny I tysyacheletiya n.e. (voprosy mezhetnicheskikh kontaktov mezhkul'turnogo vzaimodeistviya) [The Eurasian steppe culture in the second half of the 1st millennium BC (ethnic intercultural contacts)]. Samara, Ofort, 2010, pp. 169-199.

2 февраля 2016 г.

УДК 94 (470.67)

К ИСТОРИИ СВЯЗЕЙ ДАГЕСТАНСКИХ И ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДОВ

(с древности до XV в.)

DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-68-73

М.Р. Гасанов

Великий Кавказ, древний витязь, стоящий между востоком и западом, югом и севером. Его близкие небу высоты были жилищем богов. У подножия этих высот покоятся могилы и развалины, жилища и храмы древних народов, а вершины их сверкают над облаками близ солнца и звезд.

(Ованес Туманян)

Новый этап исторических преобразований в России, как и в мире в целом, определяется взаимоотношениями между народами, их разносторонними и многовековыми связями. Осмысление исторических этапов этих взаимоотношений может и должно способствовать правильному выбору стратегии сосуществования народов, их сближению и интеграции в рамках идеи демократических ценностей [1, с. 87].

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57, e-mail: [email protected].

В этой связи дальнейшее и глубокое освещение взаимоотношений между народами многонационального Кавказа имеет важное значение в научном и практическом отношении.** К глубокой древности восходят связи народов Дагестана и Чечни.

В исторической литературе отсутствуют не только специальные монографические работы, но и статьи, посвященные дагестано-чеченским взаимоотношениям до XV в.

Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57, Yaragsky Street, Makhachkala, Dagestan, 367003, e-mail: [email protected].

Некоторые вопросы темы вскользь затронуты в обобщающих трудах.

Дагестанские горцы и чеченцы являются не только ближайшими соседями, но и родственными народами, о чем свидетельствуют языковые, антропологические, археологические и другие материалы.

Если родство всех языков иберийско-кавказской семьи еще не доказано, то родство нахско-дагестанских языков, как считают лингвисты - факт бесспорный [2]. С точки зрения культурно-исторического и этнического развития, территория, занимаемая предками народов Дагестана и Чечни, выделяется как самостоятельная историко-этнографическая область, входящая в кавказскую историко-эт-нографическую надобласть обширного кавказско-ближневосточного региона. На протяжении почти всего исторически обозримого периода на Северо-Восточном Кавказе одни археологические культуры сменялись другими, и при этом определенное единство материальной и духовной культур, а также своеобразие этого региона сохранились на всех этапах его исторического развития примерно в тех же естественно-географических границах [3].

Древнейшие связи населения Дагестана и Чечни получили некоторое освещение в трудах Е.И. Крупнова [4], В.И. Маркови-на [5], М.Г. Гаджиева [6], М.Х. Багаева [7].

В конце III тысячелетия до н.э. на Северо-Восточном Кавказе с распадом местного варианта куро-аракской культуры эпохи ранней бронзы, сложилась восточно-кавказская метакультурная общность, в которую входит и гинчинская археологическая культура, объединяющая могильники, расположенные в Горном Дагестане и Юго-Восточной Чечне [8].

Важным этапом в истории Дагестана и Чечни и их взаимосвязей является период, связанный с каякентско-хорочоевской культурой, бытовавшей на всей территории Дагестана и Чечни с середины II тысячелетия до н.э. Свое название она получила от двух могильников, расположенных у сел. Каякент в Дагестане и сел. Хорочой в Чечне. Этот памятник изучен в трудах А.П. Круглова [9], В.И. Марковина [5]. Культура представлена главным образом могильниками из каменных ящиков.

Анализ древностей каякентско-хорочо-евской культуры позволил исследователям сделать вывод, что эта культура связана с предшествующими эпохами и отражала

преемственность этнокультурного развития населения Дагестана и Чечни на протяжении многих тысячелетий. Племена культуры пользовались теми же достижениями эпохи, что и граничившие с ними жители Кавказа.

"Каякентско-хорочоевская культура, -пишет В.И. Марковин, - является культурой огромной важности. Она занимает видное место в истории края, ибо в недрах этой культуры намечаются те черты племенного деления, которые получат еще большее развитие в последующее время в эпоху железа" [5, с. 88].

О древних связях населения Чечни и Дагестана свидетельствуют легенды, предания, сообщения летописцев (Леонти Мровели), верования.

В эпоху железа связи племен Дагестана и Чечни получили дальнейшее развитие.

Этот этап изучен в трудах М.И. Пикуль [10], О.М. Давудова [11], М.Х. Багае-ва [7] и др. на примере различных культур, в том числе Зандакской, охватывающей эпоху поздней бронзы и раннего железа XII-IV веков до н.э. Территориально культура охватывает пределы Чечни вплоть до границ с кобанской культурой и Дагестан к северу от Дербента. Носители зандакской археологической культуры вступали в контакты с племенами Кавказа, индоиранцами и др. и во взаимодействии с ними развивали свою материальную и духовную культуру.

Связи племен Дагестана с чеченским населением усилились с возникновением на Кавказе первых государств - Урарту, Албании. По мнению некоторых исследователей, в период усиления Албанского государства, его влияние распространялось на земли, населенные чеченцами. Как считает М.Х. Багаев материалы, полученные в результате исследования Галайтинского могильника - 2, опорного по своему значению для горной зоны Чечни и Дагестана, служат надежной основой для выводов о существовании активных взаимоотношений населения Чечни и Дагестана в период Кавказской Албании.

На этом этапе на Центральном Кавказе сложилось крупное этнополитическое объединение предков нахов, которое занимало территорию бассейнов рек Терека, Ассы, Сунжи, Аргуна, Аксая и др. Предки древних нахов включали множество малых этнических единиц, которые находились в связях с предками дагестанских горцев.

В ^-Ш вв. до н.э. на территории расселения предков нахских племен возникло крупное объединение Дурдзукетия. О границах этого объединения проф. Я.З. Ахмадов пишет следующее: "Если суммировать данные Л. Мровели и более поздних авторов, то "Дурдзукетия" приходилась на участок Кавказских гор между леками (Дагестан) на востоке и Сванетией (Западная Грузия) на западе. Это была горная область, ущелья которой были населены в эту эпоху одной этнокультурной общностью - нахокобанца-ми. В равнинной части Северного Кавказа, согласно той же географической традиции в грузинской литературе, граница между дурдзуками - кавкасионами и леками (дагестанцами) проходила где-то по Тереку, а на западе кавкасионы расселялись вплоть до "рубежей Кавказа", то есть окончания горной гряды" [12, с. 128].

Объединение Дурдзукетия сохраняло свое единство и в раннем средневековье и находилось во взаимоотношениях с политическими образованиями Кавказа, в частности с Се-риром, Джиданом, Хазарией, Аланией и др. Из сочинения "Картлис цховреба" явствует, что Дидоэтия была соседом Дурдзукети.

Благодаря связям предки дагестанских и чеченского народов друг друга называли различными этнонимами. Полагают, что одно из распространенных названий чеченцев - ми-чиховцы, имеет дагестанское происхождение.

В развитии связей между горцами Дагестана и Чечни значительную роль играли торговые пути. Через внутренний Дагестан проходил важнейший стратегического и торгового значения путь, связывавший дагестанских горцев с чеченцами по маршруту: р.Самур-Курах-Кумух-Чох-Гидатль-р.Андий-ское Койсу-Чечня. Другой путь, который связывал соседние народы, прорезывал истоки многочисленных притоков Сунжи и Терека, и пройдя через пункт Адитское и южные части Чечни, направлялся в Дагестан, а оттуда на побережье Каспийского моря, в Дербент.

В связях дагестанских народов и чеченцев большую роль играл великий шелковый путь, представлявший систему караванных путей, по которым в древности китайский шелк попадал в Европу. Этими путями горцы Дагестана и Чечни пользовались как для поддержания связей между собой, так и со многими странами и народами.

Специальными исследованиями установлено существование в VШ-XI веках крупного

торгового пути, который проходил от Семен-дера по Сунже и Тереку в Чечню. Кроме того, дагестанские горцы с чеченцами были связаны различными другими перевальными путями.

Основными предметами торговли между горцами Дагестана и Чечни были продукты земледельческо-скотоводческого хозяйства и изделия домашнего производства, в частности, изделия кубачинских и других мастеров. Из Дагестана, конкретно из Дидоэтии, в Чечню проникли также поясные пряжки [13].

В развитии взаимоотношений дагестанских горцев с чеченцами важную роль играли города Семендер, Маджар, Верхний Джулат, Магас, Варачан, Дербент, а также старинные аулы-Хунзах, Тарки, Кумух и др. "Население Юго-Восточной Чечни поддерживало активные экономические контакты с хазарскими городами Северного Дагестана (Андрей-аульское, Верхне-Чирюртовское, Казар-Калинское городища)" [14].

Развитию политических связей между горцами Дагестана и Чечни определенное содействие оказала обстановка на Северном Кавказе, на Кавказе в целом, а также переселения, передвижения народов. В раннем средневековье горцы Дагестана и Чечни подвергались нашествиям многочисленных тюркоязычных племен и народов - гуннов, булгар, и других.

В раннем средневековье Дагестан был раздроблен на ряд феодальных владений Серир, Гумик, Лакз, Табасаран, Джидан и др. Известно, что некоторые земли, населенные предками чеченцев, в прошлом входили в Аланию, а дагестанское владение Серир находилось в разносторонних связях с Аланией.

Немаловажное значение в развитии связей между предками горцев Дагестана и Чечни имело то, что территория Северо-Восточной части Дагестана и земли Чечни входили в единое государство - Хазарский каганат.

Взаимоотношения между ними не прекратились и в период нашествий татаро-монгол. В период прекращения военных действий связи между ними продолжались. В отдельные периоды (в XIV в.) чеченцы входили в дагестанские политические образования, в частности в шамхальство. "А Мичихич, -пишет Мухаммад Рафи, - целиком является его владением (мулк)" [15]. Это подтверждает в своем труде А.-К.А. Бакиханов, который пишет: "Мичикич (Чечня), был собственным уделом Шамхала" [16, с. 67].

Взаимоотношения дагестанских горцев и чеченцев зависели и от международной обстановки. Связи между предками дагестанских горцев и чеченцами становились теснее в период борьбы против иноземных завоевателей. В армянских, грузинских сочинениях говорится о совместной борьбе леков, овсов, дурдзуков против сасанидов, против кочевых народов. Горцы Кавказа, в том числе Дагестана и Чечни, подвергались нашествиям общих завоевателей и они воевали против них. В частности, речь идет о борьбе против татаро-монгол, полчищ Тимура. А.-К. Баки-ханов, Г.-Э. Алкадари, дополняя сообщения историков Тимура, пишут, что этот завоеватель с Кумыкской низменности вторгся в восточные окраины Чечни и после сильного сопротивления штурмом взял и разорил чеченские населенные пункты [17].

О связях дагестанских и чеченского народов в раннем средневековье свидетельствуют археологические материалы. На территории Дагестана выявлен ряд городищ ката-комбных могильников У1-1Х веков (Верхний Чир-Юрт, Бавтугай), близких памятникам из Чечни. В материалах могильников (Харачой, Рагета, Чинухов, Кенхи, Макхеты, Гуни, Гендеген и др.), датируемых У-ХП веками, присутствует целый комплекс черт, роднящих их с синхронными памятниками нагорного Дагестана. Сходство, порой полное тождество, имеет место в погребальном обряде, керамике, типах височных подвесок и серег, браслетах, фибулах, деталях украшений головных уборов, оружия и т.д. [18].

Культурные взаимосвязи горцев Дагестана с чеченцами отразились на материальной культуре и быте, а также на языке и в памятниках устного народного творчества (нартский эпос). Из дагестанских языков в чеченский проникли отдельные термины. Раннесредне-вековые памятники из Дагестана, в частности из Аварии (в первую очередь могильники) получили в юго-восточной Чечне параллели поразительного сходства и даже тождества.

"Облик культуры населения горной Чечни к востоку от Аргуна, - говорится в книге "История народов Северного Кавказа, - определялся большим сходством с культурой Дагестана. Здесь прослеживаются примеры поразительного сходства, а порою и тождества с раннесредневековыми памятниками прежде всего Аварии ("царства Серир"). Существенное единообразие погребального обряда

и вещевых наборов, положенных с умершим, знаменует интенсивные связи племен, разделенных Андийским хребтом" [19].

Архитектура некоторых горных районов Чечни также тяготела к Дагестану.

О культурных связях дагестанских и чеченского народов свидетельствуют лингвистические материалы [20]. Как пишет

B.И. Абаев, "все народы Кавказа, не только непосредственно соседящие друг с другом, но и более отдаленные, связаны между собой сложными и прихотливыми нитями языковых и культурных связей. Создается впечатление, что, при всем непроницаемом многоязычии, на Кавказе складывался единый в существенных чертах культурный мир" [21].

Из Грузии через Дагестан в Чечню могли проникнуть знаки креста [22]. Из Дагестана на территорию расселения чеченцев проникает также мусульманская религия, арабская письменность и литература. Значительную роль в распространении арабской письменности играли медресе, которые существовали в Дербента, Цахуре и других населенных пунктах Дагестана [12, с. 209].

Важно отметить также роль дагестанских горцев в связях чеченцев с другими народами и странами и наоборот чеченцев во взаимоотношениях народов Дагестана с внешним миром.

Достигнутый уровень развития производительных сил и социальных отношений, с одной стороны, и выгодное во многих отношениях географическое положение Дагестана и Чечни, - с другой, давали возможность дагестанским горцам и чеченцам активно участвовать в широких и многосторонних взаимосвязях между высокоразвитыми закав-казско- переднеазиатскими центрами и племенами Восточной Европы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крамарова Е.Н., Черноус В.В. Кавказоведение: роль в процессе реинтеграции, становление российской гражданской идентичности и потенциал бизнеса // Научная мысль Кавказа. 2014. № 3 (79).

C. 82-89.

2. Джапаридзе О.М. К раннему этногенезу кавказских племен // Историко-филологические разыскания. Тбилиси. 1980. С. 7-36; Гасанов М.Р. Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагестана. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1994. 30 с.; Алародии (этногенетические исследования). Махачкала: ДНЦ РАН ИИАЭ, 1995. 252 с. Проблемы происхождения нахских народов.

Махачкала: Мининформпечати РД, 1996. 198 с.; Га-санов М.Р. Загадки этнонимов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1997. 100 с. Тайсаев Д.М. Этногенез народов Кавказа. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляро-вых (ООО "Полиграфсервис и Т"), 2015. 204 с.

3. Гаджиев М.Г., Магомедов А.Г. Об относительной хронологии этноязыковых процессов восточ-нокавказских народов по данным грамматических классов // Проблемы происхождения нахских народов. Мат-лы науч. конф., состоявшейся в Шатое в 1992 г. Махачкала: Изд-во Мининформпечати РД, 1996. С. 44-61.

4. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа, М.: Изд-во АН СССР, 1960. 520 с.

5. Марковин В.И. Дагестан и горная Чечня в древности // Материалы и исследования по археологии СССР. № 122. М.: Наука, 1969. 114 с.

6. Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. М.: Наука, 1991. 264 с.

7. Багаев М.Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и средневековье (VI в. до н.э. -XII в. н.э.) М.: Наука, 2008. 210 с.

8. Магомедов Р.Г. Гинчинская культура. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. С. 185.

9. Круглов А.П. Северо-Восточный Кавказ во II -I тысячелетиях до н.э. // МИА СССР. 1958. М.-Л.: № 68. С. 3-144.

10. Пикуль М.И. Эпоха раннего железа в Дагестане. Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1967. 172 с.

11. Давудов О.М. Культура Дагестана эпохи раннего железа. Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1974.

12. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Мир дому твоему, 2001. 425 с.

13. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963. 252 с.

14. Багаев М.Х. Древняя и средневековая Чечня в исследованиях археологов - кавказоведов. Грозный: Альфа-пресс, 2012. 192 с. С. 145.

15. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1991. 304 с. С. 103.

16. Бакиханов А.-К.А. Гюлистан - и - Ирам. Баку: Эли, 1991. С. 67.

17. Хизриев Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный. 1992. 92 с.

18. Мамаев Х.М. Из истории связей раннесредневе-ковой Ичкерии с Дагестаном // Пятые крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Махачкала: ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР, 1975. С. 90.

19. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. С. 153.

20. Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков. Сопоставление основной лексики. М.: Восточная литература РАН, 2003. 274 с.

21. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 608 с. С. 89.

22. Марковин В.И. В ущельях Аргуна и Фортанги. М.: Наука, 1965. 126 с. С. 113.

REFERENCES

1. Kramarova E.N., Chernous V.A. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2014, no. 3, pp. 82-89.

2. Dzhaparidze O.M. K rannemu etnogenezu kavkazskikh piemen [To the early ethnogenesis of the tribes of the Caucasus]. In: Istoriko-filologicheskie razyskaniya [Historical and philological research]. Tbilisi, 1980, pp 7-36; Gasanov M.R. Paleokavkazskaya etnicheskaya obshchnost' i problema proiskhozhdeniya narodov Dagestana [Paleokastritsa ethnic community and the problem of the origin of the peoples of Dagestan]. Makhachkala, Daguchpedgizdat, 1994, 30 p.; Alarodii (etnogeneticheskie issledovaniya) [Alaradi (ethnogenic studies)] Makhachkala, DSC RAS IHAE, 1995, 252 p.; Problemy proiskhozhdeniya nakhskikh narodov [Problems of origin Nakh peoples]. Makhachkala, Mininformpechati RD, 1996, 198 p.; Gasanov M.R. Zagadki etnonimov Dagestana [Mysteries of the ethnonyms of Dagestan]. Makhachkala, Daguchpedgiz, 1997, 100 p.; Taysaev D.M. Etnogenez narodov Kavkaza. Poligrafservis [Ethnogenesis of peoples of the Caucasus]. Nalchik, Publishing House of M. and V. Kotlyarov (OOO "Poligrafservis"), 2015, 204 p.

3. Gadzhiev M.G., Magomedov A.G. Ob otnositel'noy khronologii etnoyazykovykh protsessov vostochnokavkazskikh narodov po dannym grammaticheskikh klassov [On the relative chronology of ethno-linguistic processes of Tur peoples according to grammatical classes]. In: Problemy proiskhozhdeniya nakhskikh narodov. Materialy nauchnoy konferentsii, sostoyavsheysya v Shatoe v 1992 g [Problems of origin Nakh peoples. Proc. Sci. Conf., held in Chatou in 1992]. Makhachkala, Mininformpechati RD, 1996, pp. 44-61.

4. Krupnov E.I. Drevnyaya istoriya Severnogo Kavkaza [The Ancient history of the North Caucasus], Moscow, USSR Academy of Science, 1960, 520 p.

5. Markovin V.I. Dagestan i gornaya Chechnya v drevnosti [Mountainous Dagestan and Chechnya in ancient times]. In: Materialy i issledovaniya po arkheologii [Materials and researches on archeology of the USSR] № 122 Moscow, Nauka, 1968, 114 p.

6. Gadzhiev M.G. Rannezemledel'cheskaya kul'tura Severo-Vostochnogo Kavkaza [Early agricultural culture of the northeast Caucasus]. Moscow, Nauka, 1991, 264 p.7. Bagaev M.Kh. Kul 'tura gornoy Chechni i Dagestana v drevnosti i srednevekov'e (6 v. do n.e.-12 v. n.e) [The Culture of the mountain Chechnya and Dagestan in an antiquity and middle ages (6th century BC - 12th century AD) Moscow, Nauka, 2008.

8. Magomedov R.G. Ginchinskaya kul'tura [Ginensky culture]. Makhachkala, Dagknigoizdat, 1998, p. 185.

9. Kruglov A.P. MIA USSR, 1958, no. 68, pp. 5-144.

10. Pikul' M.I. Epokha rannego zheleza v Dagestane [The early Iron Age in Dagestan]. Makhachkala,

Dagestan Branch of the USSR Academy of Science, 1967, 172 p.

11. Davudov O.M. Kul'tura Dagestana epokhi rannego zheleza [Dagestan Culture of the early Iron Age]. Makhachkala, Dagestan Branch of the USSR Academy of Science, 1974.

12. Akhmadov Ya. Z. Istoriya Chechni s drevneyshikh vremen do kontsa 18 veka [The History of Chechnya from ancient times to the late 18th century]. Moscow, Mir domu tvoemu, 2001, p. 128.

13. Ataev D.M. Nagornyy Dagestan v rannem srednevekov'e [Mountainous Dagestan in the early Middle Ages]. Makhachkala, Dagknigoizdat 1963, 252 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bagaev M.Kh. Drevnyaya i srednevekovaya Chechnya v issledovaniyakh arkheologov-kavkazovedov [Ancient and Medieval Chechnya in the studies of archaeologists and caucasiologists]. Groznyy, Alfa-Press, 2012, 192 p., p. 145.

15. Shikhsaidov A.R., Aytberov T.M., Orazaev G. Dagestanskie istoricheskie sochineniya [Dagestan historical works]. Moscow, Nauka, 1991, 304 p., p. 103.

16. Bakikhanov A.-K.A. Gyulistan - i - Iram [Gulistan - I - IRAM]. Baku, Eli, 1991, p. 67.

17. Khizriev Kh.A. Kavkaztsy protiv Timura [Caucasians against Timur]. Groznyy, Kniga, 1992.

18. Mamaev Kh.M. Iz istorii svyazey rannesrednevekovoy Ichkerii s Dagestanom [History of early medieval relations of Ichkeria from Dagestan]. In: Pyatye Krupnovskie chteniya po arkheologii Kavkaza (tezisy dokladov) [Fifth Krupnovsky readings on archeology of the Caucasus (abstracts). Makhachkala Institute of history, language and literature, Dagestan Branch of the USSR Academy of Science, 1975, 136 p., p. 90.

19. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII v. [The history of the North Caucasian peoples from ancient times to the late eighteenth century], Moscow, Nauka, 1988, p. 153.

20. Klimov G.A., Khalilov M.Sh. Slovar' kavkazskikh yazykov. Sopostavlenie osnovnoy leksiki [Dictionary of the Caucasian languages. A comparison of basic vocabulary]. Moscow, Oriental literature RAS, 2003.

20. Abaev V.I. Osetinskiy yazyk i fol'klor [Ossetian language and folklore]. Moscow-Leningrad, USSR Academy of Science, 1949, 608 p., p. 89.

21. Markovin V.I. V ushchel'yakh Arguna i Fortangi [In the gorges of the Argun and Fortanga]. Moscow, Nauka, 1965, 126 p., p. 113.

1 февраля 2016 г.

УДК 93/94 (479)

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ДОРЕФОРМЕННОЙ КАБАРДЫ В ТРУДАХ Е.Д. НАЛОЕВОЙ

Ю.М. Азикова

DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-73-78

В 2015 г. вышло в свет издание "Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодального социума и проблемы социально-политической истории" [1], приуроченное к 95-летию со дня рождения талантливого ученого-кавказоведа, выдающегося педагога Евгении Джамурзовны Налоевой. В работу вошли опубликованные в разное время статьи, неопубликованные статьи и монография Евгении Джамурзовны. До недавнего времени публикации Е.Д. Налоевой являлись библиографической редкостью, а изучение содержания ее неизданных работ было фак-

Азикова Юзанна Мартиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Института истории, филологии и средств массовой информации Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected], т. 8(8662)422462.

тически неосуществимо в силу объективных причин. Между тем потребность обращения к научному наследию ученого, как историков-исследователей, преподавателей, студентов, так и всех тех, кто интересуется историей народов Кавказа, судя по всему, не иссякла. Означенное издание, отвечая существующему интересу к жизни и творчеству Е.Д. Налое-вой, позволило оценить глубину ее изысканий и значимость вклада в отечественное кавказоведение. Книга позволяет проследить эволюцию ее исследовательского подхода и видения отдельных вопросов. Для тех, кто хорошо знаком с научной деятельностью

Yuzanna Azikova - Institute of History, Philology and mass media of the Kabardino-Balkarian State University named by H.M. Berbekov, 173, Chernishevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: [email protected], tel. +7(8662)422462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.