НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 94(470.67)
ДАГЕСТАН - ЗОНА ВСТРЕЧИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (ДРЕВНОСТЬ И РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ)
М.Р. Гасанов
Б01 10.18522/2072-0181-2017-89-1-68-72
Дагестан - один из древних очагов культуры, о чем свидетельствуют разнообразные источники енные исследования.
С глубокой древности Дагестан был важным регионом, связывавшим подвижные скотоводческие племена Юго-Восточной Европы и древнейшие земледельцы Кавказа. Узкий Прикаспийский проход между горами Восточного Кавказа и Каспийским морем издревле служил своеобразным мостом, связывавшим Восточную Европу с Закавказьем и Передней Азией [1]. Исследователи считают, что "есть основание говорить о Кавказе и Передней Азии, как о единой территории (зоне) сходного развития верхнепалеолитических культур" [2]. Н.И. Вавилов, включая Дагестан в число мировых очагов происхождения культурных растений и отмечая наиболее древние области возделывания хлебных злаков, зерновых, бобовых и льна, подчеркивал, что Дагестан наряду с Закавказьем "непосредственно входят в очаги происхождения данных культур". Из Передней Азии и с Кавказа пришли в Европу овес и рожь [3, с. 474].
Уже в древнейшую эпоху Дагестан выделяется в отдельный регион. Энеолитическая культура Дагестана, имеющая истоки в местном энеолите, обнаруживает достаточно близкие аналогии с раннеземледельческими памятниками Центрального и Южного Закавказья.
В эпоху энеолита более четко определялось наметившееся еще в предшествующие эпохи хозяйственное и этнокультурное размежевание различных областей Кавказа.
Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, республика Дагестан, г. Махачкала ул. М. Ярагского, 57.
"В эпоху энеолита, - пишет М.Г. Гаджиев, -Кавказ представлял собой весьма пеструю в культурном отношении картину, обусловленную рядом факторов - экологией, культурными традициями, этнокультурными связями. В хронологическом отношении энеолит Кавказа укладывается в V - первую половину IV тыс. до н.э." [4].
В эпоху бронзы существовали бесспорные связи дагестанских племен с племенами сопредельных областей Кавказа, Передней Азии, и Юго- Восточной Европы. Культурно -историческая роль племен и народов древнего Кавказа заключается не только в их собственных культурных и технических достижениях (как создателей яркого металлургического очага), но и в том, что они на протяжении тысячелетий являлись посредниками, связывающими историю нашей страны с историей и культурой передовых стран Древнего Востока, со всемирной историей. В этом основное значение древнего Кавказа [5]. Целый ряд цивилизаций появился в Передней, Южной и Восточной Азии: между реками Тигр и Евфрат располагалась Ассиро- Вавилонская цивилизация, на территории Ирана - могущественная цивилизация персов, на Кавказе - цивилизации Урарту, Армении, Грузии, Албании.
На рубеже IV-III тыс. до н.э., в ранне-бронзовом веке, Дагестан находился на пороге становления цивилизации и раннегосудар-ственного общества, но оно было прервано внезапно в конце III тыс. до н.э., поэтому и становление классового общества затянулось на тысячелетия. В конце II - I тыс.
Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogic University, 57 M. Yaragskogo Street, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367003.
до н.э. на территории Северо-Восточного Кавказа, в том числе и Дагестана, железо легло в основу прогресса в области культуры и экономики, что привело к классообразова-нию и формированию государственности. На это время выпадает напряжение, созданное скифскими походами и столкновением местных племен с ираноязычными кочевниками, а также участие предков современных дагестанцев в походах скифов в Переднюю Азию.
VII век до н.э. является одним из насыщенных событиями периодов истории Дагестана. Это период и падения крупных древневосточных держав. Подобные процессы происходили на Кавказе, где возникло древнейшее государственное образование - Урартское царство. После распада Урарту значительная часть Закавказья входила в Ахеменидское государство. По данным Геродота, можно иметь известные представления о протяженности власти Ахеменидов на севере в сторону Кавказских гор. У него есть прямые указания, что области до Кавказа, полагают, до Главного Кавказского хребта, были подчинены Персии. Позднее в Закавказье сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании. Древняя история Дагестана тесно связана с историей Кавказской Албании. Предпосылки для возникновения Албанского государства сложились к середине I тыс. до н.э. Кавказская Албания - первое полиэтническое образование предков современных народов Азербайджана и Дагестана, сыгравшая важную роль в истории Закавказья и Передней Азии [6].
Основным занятием населения Албании было земледелие, скотоводство. Об уровне развития промыслов и ремесел здесь сви-детельсвуют сообщения античных авторов и археологические материалы. Развитие зем-ледельческо-скотоводческого хозяйства, промыслов и ремесел, а также торговли создало условия для возникновения крупных населенных пунктов, в том числе и городов, число которых, по данным К. Птоломея, составляло 29. Кавказская Албания, занимая выгодное географическое положение, оказалась в центре транзитных торговых путей, соединивших ее с древнейшими цивилизациями. По территории Кавказской Албании пролегал путь, связывавший различные страны и народы, о чем свидетельствуют античные авторы, археологические материалы, данные нумизматики.
Важнейшим фактором в развитии связей между различными племенами и народами в I тыс. до н.э. и в I тыс. н.э., т.е в Албанскую
эпоху, явился великий Волжский путь. Взаимовлияние цивилизаций оставило богатейшее историко-культурное наследие в духовной и материальной культурах многих народов, не только исконно проживавших на берегах Волги, но и вовлеченных в орбиту Великого Волжского пути. Этим торговым путем в древности пользовались торговцы разных племен, стран и народов.
Кавказскую Албанию с древнейшими цивилизациями связывал и Северо-Кавказский степной торговый путь. Этим путем Албания была связана с областями Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Так, по описанию Страбона, торговый путь, который начинался у западного побережья Каспийского моря, связывал население Албании с Черноморским побережьем. Более того, по этому пути доставлялись индийские и другие восточные товары, изделия: "Окс... это река судоходна... много индийских товаров произ-возят вниз по ее течению в Гирканское море, оттуда их переправляют в Албанию и через реку и следующие за тем местности доставляют в Евксинский Понт." [7, с. 75]. Наблюдается сходство между фибулами, найденными в Албании и в Крыму. К числу импортных Боспроских украшений исследователи относят египетские бусы, часто встречающиеся в памятниках Восточного Закавказья, резные камни. В число импортных металлических вещей, поступавших в Албанию из СевероВосточного Причерноморья, называют античные светильники. Из Албании на Северный Кавказ поступали изделия из стекла [8].
Значительную роль в истории Албании играла религия. Верховная триада богов, по свидетельству Страбона, включала Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец - второе лицо в государстве после царя, "он стоит во главе большой и густонаселенной священной области, а также распоряжается рабами храма" [9].
История возложила на Албанию задачу огромной важности - она служила цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных кочевых племен, обитавших в степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.
Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, жители Албании, тем не менее смогли создать, сохранить и развить свою своеобразную цивилизацию, в которой органически слились как древнейшие куль-
турные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.
Исследования ученых (С.В. Юшков, К.В. Тревер, Д.А. Халилов, О.М. Давудов, М.М. Маммаев, М. Гаджиев и др.) показывают, что древнеалбанская культура была закономерным этапом в едином культурно-историческом процессе и что в истории древневосточной культуры достойное место принадлежит Кавказской Албании.
Цивилизация Албании прошла долгий путь исторического развития, взаимодействия сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфией.
В первые века н.э. начался распад Кавказской Албании, в состав которой входили лишь территория Северного Азербайджана и часть южного Дагестана. Парфянское царство развернуло активную борьбу за расширение своих границ. В сфере его агрессивной политики оказалась и Албания.
Плиний писал, что "всех парфянских царств восемнадцать"; из них одиннадцать начинались у границ Армении и у берегов Каспийского моря, доходя до скифов [10]. Следует полагать, что в число одиннадцати царств входила Албания, а также некоторые владения Дагестана, которые возникли после распада Кавказской Албании. Политику расширения своей территории проводило и Саса-нидское царство. В III в. среди подвластных сасанидскому шаху Шапуру I стран называются Албания и земли вплоть до гор (Кавказ) и Албанских ворот. Влияние Сасанидской империи на социально-экономическое развитие Дагестана было разносторонним.
Не меньше воздействие Ирана прослеживается в изобразительном искусстве Дагестана, в частности в кубачинском. Это проявляется в технике обработки металлов, в восприятии орнаментальных мотивов.
В эпоху "великого переселения народов" Дагестан подвергался нашествиям гуннов, аваров и других тюркоязычных племен. С VI в. н.э. в течение многих столетий тюрки продвигались отдельными племенами или группами племен на восток, но главным образом на запад, захватывая сравнительно небольшие государства, где они сажали свои династии и вводили свои дружины, сначала грабя местное население, а потом легко ассимилируясь с ним.
Поскольку все тюркские диалекты были
близки друг другу, тюркский превратился в своего рода Iingue Franca для всей Центральной и Средней Азии, части Поволжья, восточного Закавказья, а затем и Малой Азии. Постепенно тюркские говоры вытеснили более древние языки сохранившегося местного населения (хорезмийский, согдийский, греческий, агванский и т.д.). Это привело к изменению этнической карты Дагестана и сложению эт-нополитических образований со своеобразной социальной стратиграфией. На сравнительно небольшой территории переплелись судьбы представителей трех языковых семей - ибе-рийско-кавказской, иранской и тюркской, при этом интенсивный и непрерывный поток тюркских племен в корне изменил этническую ситуацию всех равнинных районов Дагестана. Немаловажную роль в историко-культурной, хозяйственно- экономической и социальной жизни дагестанского общества сыграл ряд внутри- и внешнеполитических факторов, прежде всего нахождение Дагестана в сфере иранского политического влияния, а позже, с середины VII в., в сфере арабо-хазарского противостояния.
В V-X вв. Дагестан не представлял единого, этнополитического целого. На его территории существовало несколько небольших государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Джидан, Серир, Хайдак (Кайтаг), Гумик (Кумух), Филан, Зирихгеран и др. По своему составу они были преимущественно моноэтническими единицами. Часть территории Дагестана в середине VII в. входила в Хазарский каганат - одно из крупнейших и ранних государств на территории нашей страны, соперничавшее с Арабским халифатом и Византией.
В V-X вв. по-прежнему через территорию Дагестана пролегали транзитные пути с запада на восток. Более того, Дагестан оказался в центре транзитных торговых путей, соединявших западных, восточных, южных соседей между собой.
Во многих селениях Дагестана и в городах высокого уровня достигли различные ремесла и промыслы (гончарное, строительное, ювелирное, оружейное дело, металлообработка, резьба по камню и дереву, ковроткачество). Народам Дагестана удалось сохранить свою политическую самостоятельность в борьбе с агрессией Сасанидского Ирана и Арабского халифата.
Вхождение в сферу политического и экономического влияния Арабского халифата сыграло важную роль в общественно-
экономическом и культурном развитии дагестанского общества. Дагестан был втянут в международную торговлю, поддерживая оживленные экономические связи со многими странами Ближнего и Среднего Востока, с Закавказьем, Средней Азии, Поволжьем, Юго-Восточной Европой. Это стимулировало как экономическое, так и социальное и культурное развитие региона. Огромную роль в социальной и идеологической жизни народов Дагестана играл процесс постепенной ис-ламизации [11]. К X в. ислам распространился только на части края, основная же территория оставалась "языческой", хотя были также и отдельные сильные очаги христианства. Однако шел постепенный процесс замены конфессионального плюрализма единой религиозной системой, а именно, исламом.
Арабская цивилизация пришла как цивилизация покорителя. Если бы не природный консерватизм, дагестанская цивилизация, столкнувшись с мощной по силе воздействия арабо-мусульманской цивилизацией, растворались бы в ней. Дагестанская цивилизация значительно видоизменилась, обрела новые ценности, открыла простор мусульманской религии.
В экономической жизни прослеживаются серьезные изменения. Процветала городская жизнь, возникли крупные населенные пункты. Дербент из города крепости превратился к 1Х-Х вв. в крупнейший на Кавказе ремесленный, торгово-экономический, культурный и политический центр. Семендер -столица Хазарского каганата - представлял собой важный политический и торговый центр на Волжско-Каспийской международной торговой трассе. Волжский путь через Каспийское море вел в арабские страны, страны Средней и Передней Азии, а по Нижнему Дону - в Черное море и Византию. В раннем Средневековье он становился путем, где мореплаватели, путешественники и торговцы веками вели диалог разных культур и цивилизаций. В орбиту Волжского пути активно включилась Древняя Русь, которая была связана со странами Востока.
Русские купцы бывали в то время в Багдаде, имели торговую факторию у городка Булгар на Волге. Русская и славянская колонии существовали в городе Атиле (Итиле) у устья Волги. Русские купцы - воины в период военных экспедиций проникали в При-каспий, о чем сообщают восточные авторы (Ал-Масуди, Ибн Мискавейх, Ибн Хаукаль, М. Каганкатваци и др.) [12]. Традиционные связи существовали у дагестанских народов
с соседним кочевым миром. Взаимоотношения носили сложный характер: частые военные столкновения сочетались с хозяйственным и культурным обменом.
Культурные контакты и взаимодействия Дагестана с народами Кавказа, Передней Азии в раннем Средневековье складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были связи с Ширваном, Кахетией, Арменией, Са-санидским Ираном, затем с арабским миром. С распространением христианской религии, а затем ислама открылись широкие возможности для проникновения закавказской, арабской культур в Дагестан. Особое влияние на дагестанскую культуру оказала арабская культура.
Встреча цивилизаций на территории Дагестана, приводившая к скрещиванию различных культурных влияний, разумеется, наложила свой отпечаток на самобытную культуру дагестанских народов.
Заимствование дагестанскими народами важных хозяйственных терминов из персидского, арабского, тюркского и других языков хорошо объяснимо с общих историко-культурных позиций и свидетельствует об их влиянии на материальную и духовную жизнь народов Дагестана. Это процесс, который в своем развитии прошел несколько этапов.
Итак, Дагестан в древности и в раннем Средневековье являлся зоной взаимодействия различных цивилизаций. Культура, экономика Дагестана развивались в постоянных контактах с ними. Дагестанские горцы переняли опыт, накопленный различными культурами во многих областях человеческой деятельности: в наблюдениях над природой, в мифологическом осмыслении мира и целом ряде религиозных представлений и культов, в строительной технике. В Дагестан проникли христианская, мусульманская религии, арабская письменность и язык, а вместе с ними -арабская и другие культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Черноус В.В. Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 30-34.
2. История народов Северного Кавказа: В 2 т. Т. I. М.: Мысль. Наука, 1988. 544 с. С. 33.
3. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бон-гард-Левина. М.: Мысль, 1989. 480 с. С. 774.
4. Гаджиев М.Г. Культура раннеземледельческих племен Северо-Восточного Кавказа (эпоха энеолита и ранней бронзы): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Ереван, 1987. 48 с. С. 24.
5. Иессен А.А. Кавказ и древний Восток в IV-III тыс. до н.э. // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 93. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 3-14.
6. Гасанов М.Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1995. 64 с. С. 25.
7. Прокопенко Ю.А. Северокавказский степной торговый путь IV в. до н.э. - IV в. н.э. // Тарих. 1996. № 2-3. С. 74-82.
8. Гаджиев М.С. Древний город Дагестана. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2002. 320 с. С. 203.
9. Древние цивилизации от Египта до Китая. М.: Ладомир, 1997. 1264 с. С. 177.
10. Дьяконов И.М. Пути истории. М.: Мысль, 1994. 422 с. С. 6.
11. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв). Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1969. 250 с. С. 107.
12. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М.: Наука, 1968. 472 с. С. 56.
REFERENCES
1. Chernous VV. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2000, no. 2, pp. 30-34.
2. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza [The history of the peoples of the North Caucasus]. In 2 vol. Vol. 1. Moscow, Nauka, 1988, 544 p., p. 33.
3. Drevnie tsivilizatsii [The ancient civilizations]. Ed. by G.M. Bongard-Levin Moscow, Mysl', 1989, 480 p., p. 474.
4. Gadzhiev M.G. Kul'tura rannezemledel'cheskikh piemen Severo-Vostochnogo Kavkaza (epokha eneolita
i ranney bronzy) [The Culture of the early agricultural tribes of the North-Eastern Caucasus (the Eneolithic and early bronze). A thesis submitted for the degree of Doctor of History]. Yerevan, 1987, 48 p., p. 24.
5. Iessen A.A. Kavkaz i drevniy Vostok v IV-III tys. do n.e. [The Caucasus and the ancient East in the 5th-3rd BC]. In: Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii [Short messages of Institute of archeology]. Moscow, Publishing House of USSR Academy of Science, 1963, vol. 93, pp. 3-13.
6. Gasanov M.R. Dagestan v sostave Kavkazskoy Albanii [Dagestan in structure of the Caucasian Albania]. Makhachkala, Dagestan Book Publishing House, 1995, 64 p., p. 25.
7. Prokopenko Yu.A. Tarikh, 1996, no. 2-3, pp. 74-82.
8. Gadzhiev M.S. Drevniy gorod Dagestana [The Ancient city in Dagestan]. Moscow, Vostochnaya literatura RAS, 2002, 320 p., p. 203.
9. Drevnie tsivilizatsii ot Egipta do Kitaya [Ancient civilizations from Egypt to China]. Moscow, Ladomir, 1997, 1264 p., p. 177.
10. D'yakonov I.M. Puti istorii [The path of history]. Moscow, Mysl', 1994, 422 p., p. 6.
11. Shikhsaidov A.R. Islam v srednevekovom Dagestane (VII-XV vv) [Islam in medieval Dagestan (7th-15th centuries)]. Makhachkala, Publishing House of Dagestan Branch of the USSR Academy of Science, 1969, 250 p., p. 107.
12. Pashuto V.T. Vneshnyaya politika Drevney Rusi [Foreign policy of Ancient Russia]. Moscow, Nauka, 1968, 472 p., p. 56.
25 декабря 2016 г.
УДК 94(479) "12/15"
ФОРМИРОВАНИЕ АДЫГСКОЙ ОБЩНОСТИ, ХШ-ХУ1 вв.: ПРОСТРАНСТВО, ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
С.Х. Хотко
DOI 10.18522/2072-0181-2017-89-1-72-79
В истории Северо-Западного Кавказа период XIII-XVI вв. характеризуется усилением процесса этнополитической консолидации адыгов, а также расширением ареала их расселения. Внешнее наименование адыгов - черкесы -получило распространение во всех видах источников на протяжении XIII-XIV вв. Соответственно, территория расселения адыгов называлась "Черкесия". Укорененное с античной
Хотко Самир Хамидович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13, e-mail: [email protected], т. 8(8772)521623.
эпохи наименование зихи (Зихия) продолжало использоваться как синонимичное этнониму черкесы вплоть до XVI в. и, эпизодически еще встречается в источниках XVII в. [1-3; 4, p. 291, 300, 303].
Настоящая статья посвящена прояснению природно-географических и культурно-исторических характеристик пространства развития адыгского этноса, формирования на основе этого процесса этнополитической
Samir Khotko - Adyghe Republican Institute of Humanitarian Researches, 13, Krasnooktyabrskaya, Maikop, 385000, e-mail: [email protected], tel. +7(8772)521623.