Идентичность в теории и прикладных
исследованиях
УДК 94(4): 94(5)
ПЛАВАЮЩИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ.
ОТ КАСОГОВ И ЗИХОВ К ЧЕРКЕСАМ И КАБАРДИНЦАМ
Я.В. Пилипчук
Институт востоковедения им. А.Е. Крымского
Национальной академии наук Украины
Киев, Украина
Данная статья посвящена исследованию роли черкесов в политической истории Восточной Европы и Кавказа 1У-ХУП вв. Заданием данного исследования является анализ эволюции и смены этноконфесиональных идентичностей в черкесских землях, а также международные отношения в регионе. Черкесские племена были известны современникам под разными этнонимами. Касогами называли группу черкесов, которая тесно взаимодействовала с хазарами и печенегами. Это группа находилась под управлением хазарского наместника Самкерца. Касоги были племенем смешаного тюрко-черкесского происхождения, откуда тюркские титулы Инал и Ак-Ябгу в качестве имен легендарных черкесских предводителей. Данная группа черкесов взяла под контроль Матарху в XIII в. и подчинилась Золотой Орде. Эти черкесы тесно интегрировались в структуры власти Улуса Джу-чи. Зихами же называли как вообще всех черкесов, так и племена, живущие в Северо-Восточном Причерноморье между Матархой и Абхазией. Папаги - это шапсуги. Черкесы участвовали и в политической жизни Грузии, правда, весьма ограниченно. В ней участвовали зихи, касоги и саниги (черкесское племя жане). Этноним «черкес» был дан адыгейским племенам тюрками и монголами. Он в последующем вытеснил из употребления предыдущие этнонимы. Этноним «кабардинцы» появился достаточно поздно, после миграции части черкесов с Таманского полуострова на восток. Причиной миграции было давление, оказываемое Османской империей и крымским ханством на черкесов.
Ключевые слова: черкесы, Грузия, Золотая Орда, Хазарский каганат, касо-ги, зихи, папаги
Одним из интереснейших аспектов истории Северного Причерноморья является история черкесов. На данный момент она не может похвалиться тем уровнем исследования проблем своей истории, как, например, Византия, Болгария, Русь и даже Крымская Готия. Также этому не содействуют фрагментарные сведения письменных источников. С крушением Боспорского царства греческие и латинские источники уделяли значи-
тельно меньше времени истории черкесско-абхазских племен. Нужно сказать, что средневековый период истории черкесов интересовал немногих ученых [61; 14, с.34-68; 15, с.29-34; 3, с.207-269; 16, с.44-50]. Задачей данного исследования является освещение взаимодействия черкесов с соседями в ГУ-ХУГГ вв., а также освещение выхода из употребления одних этнонимов и замена их другими. Важно также проследить эволюцию и смену этноконфесиональных идентичностей. В нашу задачу не входит освещение отношений черкесов и Кабарды с Крымским ханством, поскольку это было сделано нами в соответствующем исследовании [54, с.220-246].
Эпоха Великого переселения народов принесла значительные изменения в историю Кавказского региона. В степях на смену ираноязычным пришли тюркоязычные кочевники. Аланы же были вынуждены от кочевничества переходить к оседлости. В эту эпоху черкесские племена остались на своей территории. В источниках фиксировалось несколько черкесских этнонимов. Так, Константин Багрянородный упоминал о касахах, па-пагах и зихах. Он упоминал о деревне Сапахаси. А. Гадло считает, что Са-пахаси можно отождествить с шапсугами. Папагия называлась византийским императором как область в Зихии. Нам представляется вероятным, что Папагия Константина Багрянородного - это территория расселения черкесского племени шапсугов. Обозначение зихи употреблялось византийцами и европейцами для обозначения всех черкесских племен. В «Кембриджском документе» хазарского еврея они названы ZYBWS. В книге «Йосиппион» этот народ упомянут как забук. В еврейско-хазарской переписке присутствует народ Боса (Коса). В грузинской исторической традиции Джуаншер Джуаншериани упоминает джиков. Вахушти называл страну черкесов Джикети. Касательно же касахов, то в грузинской хронике «История и восхваление венценосцев» упомянуты кашаки. Под таким же этнонимом их знает и арабский историк ал-Масуди. В «Повести временных лет» упомянуты касоги. Нужно отметить, что среди черкесов были обычны как имена собственные названия тюркских титулов - Инал, Ак-Абгу. Этноним «черкес» же, ставший обычным для обозначения черкес-ско-абазинских племен, был принесен тюркскими и монгольскими народами. Именно благодаря тюркскому посредничеству русские и украинцы стали употреблять вместо «касог» термин «черкес» или «черкас». Впервые черкесы упоминаются в форме «серкесут» в «Сокровенном сказании монголов». Этноним «шеркеш» с ногайского дословно означает «непокорные». Подобные этимологии пришли и из других тюркских языков. В «Истории Грузии» Вахушти Багратиони есть упоминание о Джикети, как о стране за Абхазией, и о ее населении, как о бывших христианах. Большая Джикети - это все земли черкесов, а Малая Джикети - это провинция, подвластная Грузии в районе современных Сочи и Адлера. Большая Джи-кети находилась на севере от Малой Джикети. В Армянской географии упомянуты гарши и куты, которых А. Гадло сопоставляет с касогами и черкесами-керкетами. А. Пьянков приписывает касогам тюркское проис-
хождение. О. Бубенок считает, что наименование касоги носили как ады-гоязычное население, так и часть тюркоязычного кочевого населения, внедренного на территорию Таманского полуострова хазарской администрацией. Последнее более вероятно. По мнению А. Гадло, возвышение касогов началось в VII в. Относительно же этнонима «касог» исследователь придерживается мнения о сванской его этимологии. Ананий Ширакаци знал адыгское наименование Кубани - Псевхрос (Псыж). Рядом с гуннами Прокопий Кесарийский упоминал сагинов (вероятно, черкесское племя жане). Самоназвание же всех этих племен было адыге, то есть производное от абхазского «адзе» (вода), то есть водные или приречные и приморские жители. А. Виноградов считает более вероятной версию о этимологии зихи от цыхухе (люди). Самые древние сведения о зихах были у Стра-бона, который локализировал их между гениохами и ахеями. Их земля была трудоступной. Впервые зихи появились в источниках в самом начале I тыс. н.э. В анонимном «Перипле Понта Евксинского» границы Зихии указаны от Ахенута по Паграм (Эптапе) в районе современных Геленджика и Новоросийска. У Эпифания Кипрского зихи названы соседями боспо-ритов, иверов и лазов. Прокопий Кесарийский размещал их между аланами и абазгами. Он утверждал, что царя зихов некогда утверждал император ромеев, но они отпали от империи. Во второй трети VI в. в Зихии была епископия. В отличие от абазгов зихи не были христианами, но в церковных документах упоминается их епископ Дометиан. Центром епархии была Никопсия. В IX в. кафедра епископа переехала в Матарху. Во времена иконоборчества в Зихию бежали иконопочитатели. Еще на рубеже IX-Х вв., по данным Никита Пафлагона, большинство зихов было неверующими. Генесий помещал зихов между абазгами и иверами. Евстафий Со-лунский отождествлял зихов с древними синдами. Мануил Комнин включал в свой императорский титул указание на то, что он правит Зихией. Хартуларий кир Константин в конце XI в. упоминался в типикоконе монастыря св. Иоанна Предтечи. Никифор Григора, Константин Акрополит и Дука называют зихов среди народов Причерноморья. Иоанн Вриенний называл их чадами Константинопольской церкви [60, с.142; 1; 56, с.393; 42; 33; 36; 55; 45, главы 42, 53; 49; 31; 64, с.141; 21, с.75-76; 72, с.14-22; 16, с.44-50; 8, с.39-45; 18; 4; 25; 53; 20, с.74-75, 180-181, 197-198].
Если же перейти к реконструкции политической истории, то увидим региональные особенности. Нестор-летописец упоминает касогов как союзников хазар. В «Кембриджском документе» же ZYBWS - противники хазар. Стоит отметить, что на Таманском полуострове, где проживали черкесские племена, в Самкерце (Матархе) находилась ставка хазарского наместника Песаха, который разбил русов, нанятых византийским наместником Херсона. Черкесские племена, живущие на равнине, были вынуждены подчиниться хазарам, и они должны были называться касогами. Наименование их происходит от тюркского корня кос/кас - кочевать, и он связан с хазарами. До хазар же булгары не присутствовали на Таманском
полуострове. Археологических следов их там нет вплоть до самой хазарской экспансии. Один из черкесских вождей, известных по их преданиям, имеет имя Инал, которое является тюркским по происхождению и обозначает принца. Описывая поход Святослава против хазар, стоит отметить, что, наверное, Святослав не стал в лоб прорываться через крепости на Се-верском Донце и Дону, а, пользуясь союзом с печенегами, вывел войско на лодьях через Днепр в море и взял Самкерц, благодаря высадке с моря, и потом через Азовское море проник на Нижний Дон, и уже оттуда устремился к Саркелу, где разбил хазар и союзных им донских алан. Нужно сказать, что черкесское население Таманского полуострова не было окончательно побеждено, и еще Мстиславу Владимировичу в 1022 г. пришлось воевать с вождем касогов Редедей (по-черкесски вождь звался Редеде). Стоит отметить, что по сведениям Нестора, Редедя согласился на поединок против Мстислава. Мстислав был князем Чернигова и правил владением Руси Тмутараканью, которая включала Керчь-Боспор и Матарху по берегам Керченского пролива. После Мстислава Владимировича в это владение бежали разные князья-изгои. Сам Мстислав Владимирович там набирал воинов из черкесов и алан. Князья-изгои набирали же воинов из соседних кочевников-кыпчаков. Среди населения Тмутараканского владения Нестор упоминал и хазар. Власть Рюриковичей над этим регионом просуществовала до самого конца XI в., пока «архонт Матархи, Зихии и Хазарии» Олег Святославич не отдал этот регион Византийской империи. О зихах знали Георгий Кедрин и Продолжатель Феофана. Тмутаракань-Матарха рассматривалась князьями-изгоями как траплин для возвращения на Русь и найма кыпчакских воинов и не больше. Дальнейшая история этого региона туманна. Ал-Идриси упоминал, что правитель Матархи враждует с правителем загадочного города Русийа. Вероятно, византийские правители далекой окраины империи вели свои частные войны за локальные интересы. При этом стоит отметить, что археологические исследования указывают на небольшое присутствие огузско-печенежского населения, а отсутствие кыпчакских памятников позволяет говорить о том, что регион не входил в состав Дешт-и Кыпчак. Упоминание Тмутаракан-ского болвана, то есть кыпчакской статуи у Тмутаракани, в одном контексте с Корсунем (Херсоном), Сурожем (Судаком), Посульем, Поморьем, Волгой является, скорее, указанием на границы с территориями, над которыми кыпчаки не имели политической власти [71, с.20-37; 70, с.66-69; 60, с.142; 55; 63; 59, с.126-129; 44, с.118-119].
Что характерно, венгерский доминиканец Юлиан упоминает о Матре-ге в стране Сихия (Зихия). Он упоминал о местном правителе с гаремом из нескольких десятков жен. Полигамия была обычна для язычников, но не для православных. О черкесском вожде Тукаре (Тукбаши) упоминает Ра-шид ад-Дин. По данным Лаврентьевской летописи, касоги (черкесы) были одним из народов, оказавших сопротивление монголам при их первом вторжении в Восточную Европу в 1222-1223 гг. Среди стран, покоренных
монголами, Зихию называет Марко Поло. О них, как о подданых монголов, пишут и Джиованни де Плано Карпини и Ц. де Бридиа. Гильом де Рубрук делает важное замечание, что монголами была покорена только часть зихов, которая непосредственно жила у Матархи. Другая часть зихов, которая была соседом грузин, была неподвластна монголам, и продолжала сопротивление. О двух группах черкесов упоминает и Иоанн де Галонифонтибус. Он указывает, что горцы именуются «черными черкесами», а жители долин и побережья - «белыми черкесами». Упоминание независимых зихских правителей указывает на то, что после того, как крестоносцы в 1204 г. взяли Константинополь, черкесские вожди взяли под свой контроль Матарху и окружающую ее провинцию. В ХГУ в. в папских документах упоминаются зихские князья Верзахт и Миллен, которые были обращены в католицизм. Иоанн де Галонифонтибус отмечал, что Зихия - независимая страна, которая находится между Грузией и Тартарией. Черкесский аристократ Жан де Зихи в том же столетии (конкретно в 1349 г.) был назначен католическим архиепикопом Зихии. Иоанн де Галони-фонтибус отмечал, что Жан был одним из знатнейших людей Зихии, но попал в плен и был продан в Геную, там же был освобожден из рабства и учился. Столица католической архиепископии традиционно находилась в Матархе, которая была под властью Золотой Орды. К 1358 г. Жан де Зихи получил права облекать статусом епископа, а в Маппе (Анапе) уже существовала самостоятельная епископия. Под его церковной властью находились земли до Дербента. В 1363 г. произошло размежевание власти эпар-хов Матархи и Маппы. Маппа выделилась в епископство кавказских гор. Через некоторое время церковное значение Матархи упало. Что касается христианства в землях черкесов, то католические иерархи отзывались о нем скверно. Отмечалось, что священники могут жениться. Сказано также, что в ряде обрядов и постов они следуют грекам. Очевидно, это связано с влиянием православных. Говорилось, что у черкесов есть свои язык и письменность. Если с языком все понятно, то относительно письменности стоит упомянуть Этокский памятник, где, кроме греческого текста, есть и текст греческими буквами на черкесском. Отмечались, однако, и языческие обычаи как почитание деревьев, и то, что оставляли пищу для духов на высоких местах. Черкесы поддерживали весьма активные контакты с генуэзцами. Им они поставляли невольников. Иоанн де Галонифонтибус отмечал, что черкесы продают в рабство людей, уцелевших после кораблекрушений, и людей из своего числа. Отмечалось, что в Черкесии одно село в открытую нападает на другое и продает в рабство взрослых и детей. Мужчин генуэзцы перепродавали в Египет, где те становились мамлюками. Некоторые черкесы поступали на службу к египетским султанам добровольно. Джиорджио Интериано отмечал, что в Египте среди эмиров и мамлюков много зихов (черкесов). Иоанн де Галонифонтибус отмечал, что султан Египта из числа черкесов. Черкесские женщины же в качестве невольниц попадали как в Османскую империю, так и в Европу в качестве
невольниц. В одну Италию (особенно во Флоренцию) ежегодно поставляли 2 тыс. черкешенок. Цены на черкешенку находились в параметре от 842 до 1 459 лир. Черкесские женщины были ходовым товаром уже в Раннем Средневековье. Ал-Масуди отмечал красоту женщин из народа кашаков. До 1204 г. работорговля находилась в руках ромеев, которые перепродавали черкесских рабов арабам. В XIII-XV вв. торговлю черкесскими рабами монополизировали Венецианская и Генуэзская республики [67, с.37; 2; 42; 56, с.393; 15, с.32; 34, с.92-99; 49; 30; 11; 66, с.231, 234, 247; 48, с.446; 7; 33; 46; 35; 24].
Нужно сказать, что монгольские завоевания обусловили большие изменения в этнической и политической истории Северного Кавказа. Константин Багрянородный и ал-Масуди указывали, что в их время (X в.) аланы совершают походы к морю на зихов. Причиной того, что аланы доминировали над черкесами, было то, что черкесы были разъединены и делились на племена. В Алании же был свой царь, правда, сама Кавказская Алания делилась на западную и восточную части, в которых правили свои династии. Однако со временем Алания сама окунулась в феодальную анархию. Венгерские доминиканцы застали значительную политическую фрагментацию. В «Юань-ши» указано на большое количество аланских князей. Вследствие давления со стороны монголов в XIII в. одна часть алан, согласно данным грузинских хроник «Столетняя летопись» и «Памятник Эриставов», переселилась в Грузию на территорию Двалетии. Вторая часть была уведена в Китай, и из нее была сформирована аланская гвардия империи Юань. Третья часть была расселена по пространствам Золотой Орды, от Дуная до Волги. Аланы были вынуждены уйти с плоскости далеко в горы, где, смешавшись с горским кавказским населением, они дали начало осетинскому этносу. Бежавшие из степей кыпчаки в XIII в. в некотором числе мигрировали в черкесские земли, но были ассимилированы черкесами. Сами черкесы были известны в китайском сочинении «Менуэр-шицзи» как «туэрге». Служивший монголам алан Асанчэнь погиб в войне с ними. Иоанн Шильтбергер упоминал черкесов как исповедующих греческую (православную) веру. Однако они характеризованы как злые люди, которые крадут чужих детей и продают их мусульманам. Также они занимаются разбоем. Ал-Умари указывал же, что черкесы крадут детей кыпчаков и продают их мусульманам. Как жестокие люди они охарактеризированы и Джуаншером Джуаншериа-ни. Xану Золотой Орды Узбеку приходилось вести с черкесами тяжелую войну на Северном Кавказе, и независимые черкесы обитали до района современного города Туапсе. Он отметил некоторое распространение ислама среди черкесов. Черкесы упомянуты как народ подвластный татарам и оседлый. На завоеванных равнинах и предгорьях установилась власть Золотой Орды. Однако после «Великой Замятни» и вторжений Тимура Золотая Орда также переживала политическую фрагментацию. В образовавшийся вакуум в конце XIV - XV вв. хлынули черкесы. Иосафат Барбаро указывал, что татары отправлялись в набеги за рабами из черкесов в XV в. Нужно ска-
зать, что с того момента как мамлюкским султаном Егитпта стал Баркук, возрос спрос на рабов из горцев. Из черкесов формировалась мамлюкская гвардия султанов. Давид Багратиони отмечал, что одежда черкесов похожа на грузинскую. В конце XV - начале XVI в. черкесы стали заметной силой на Северном Кавказе. Один из ханов Большой Орды потерпел от них серьезное поражение. Правда, за столетие до того аланы и черкесы ощутили серьезный удар со стороны чагатайских войск эмира Тимура. Низам ад-Дин Шами упоминал о землях черкесов между Азаком и Кубанью, и их владения охарактеризованы как луга. Подобная характеристика была и у Шараф ад-Дина Йазди. Черкесы не дали развернуться чагатаям, сжегши луга между Азаком и Кубанью, что обусловило падеж скота в войске Тимура. Удар по черкесам со стороны чагатаев был нанесен еще и по той причине, что часть черкесских пши (князей) была интегрирована в властную систему Золотой Орды. Так, в 1358 г. Зихабей был наместником в Тане. В 1386 г. Черкес-бек был наместником в Крыму (русским он был известен как Зихий Черкесий). До службы у Тохтамыша он успел послужить у Мамая. В войсках того же Узбек-хана были черкесы. Они служили и за границами своей родины. Так, погребения черкесов были найдены в Поросье и на Нижнем Днепре. Среди воинов Ногая Георгий Пахимер упоминал зихов. Дука сообщает, вероятно, ошибочно, о участии зихов в войсках Тамерлана. Следует заметить, что чагатайские войска и близко не дошли до территории расселения черкесов [51; 45, глава 42; 26, c.158-189; 27, c.73-79; 67, c.121-123, 180-181; 39, c.486-487, 488-490; 9; 13, с.92-116; 23, c.80-81; 18].
Черкесы играли определенную роль в истории Грузии. Так, в «Истории и восхвалении венценосцев» упоминается, что Георги Руси (Юрий, сын Андрея Боголюбского) в конце XII в. получил поддержку от кашаков и санигов. Под этнонимом «саниги» скрывается название черкесского племени жане. Джуаншер Джуаншериани же описывал события XI в., упоминая, что турки (огузи-торки) потеснили пачаников (печенегов) и джиков, вынудив их мигрировать на запад. Некоторая часть черкесов находилась в XI-XII вв. под властью грузин. Про это упоминается в «Повествовании о Багратионах», при описании деяний абхазского царя Багра-та III, в «Истории и восхвалении венценосцев», при описании деяний ди-дебула Вардана Дадиани. В 1228 г. черкесы оказали помощь грузинам в битве при Болниси против хорезмийцев. Среди черкесов распространены были письмена на иных языках. На Этокском памятнике есть греческая надпись. В тексте упомянут некто Георгий-бек. В сказаниях адыгов есть упоминание о Дуке-беке. От князя Инала же выводили свое просхождение адыгейские пши Болтоковы и кабардинские князья. Также знатным родом были Куденетовы. Джорджио Интериано говорил же, что для составления писем черкесы пользуются помощью евреев, и они составляются на иврите. Черкесские племена все также не были объединены, и власть тех же церковных иерархов над ними была достаточно условной [73; 20, c.179-184; 15, с.29-34; 46; 3, c.207 - 269; 29; 21, с.116-117,123-124, 149-154; 35].
Существенное расширение территорий черкесов произошло в XVI в., когда они расселились далеко на восток. Причиной этого было усилившееся давление со стороны крымцев и турок, способствовавшее тому, что часть черкесов мигрировала. В 1482 г. турки захватили княжество на Тамани, которой правил италийско-адыгейский правитель Захария Гуйгур-сис-Гизольфи. Тот в 1483 г. обращался за помощью против крымцев и турок к Ивану III, но так ее и не получил. Он писал русскому монарху письма в 1486 и 1489 гг. В 1489 г. во владении Захарии была смута, а Менгли-Гирей был не в силах помочь Захарии. Последний раз он упоминался в 1500 г., когда он стал служить Менгли-Гирею. Предками же Захарии были правители Матархи: дед Захарии Симеон и отец Захарии Винцентий. В 1289-1290 гг. далекий предок Захарии Бискарелий Гизольфи представлял интересы Грузии в Европе. До появления турок в Крыму владение в Ма-тархе зависело от Генуи. Одним из важных последствий турецкого завоевания Крыма было прекращение связей черкесов с католическими странами. Этот контакт попробывал возобновить Дмитрий Вишневецкий, который вместе с несколькими знатными черкесами выехал в Великое Княжество Литовское. Вместе с ним переехали Касим Камбулатович, Гаврила Камбулатович, Сибок Васул Кансавукович, Солтан Жумкович, Темрюк Жумкович. В Речи Посполитой существовали пятигорские хоругви, а польская военная мода ощутила некоторое влияние со стороны Черкесии и Грузии. В 1572 г. Темрюк во время войны с турками в Молдове проявил героизм. С. Павленко считает, что шляхетско-казачий род Мазеп был кабардинским по происхождению. Но, если предположение о восточном происхождении Мазеп вообще верно, то логично предполагать не кабардинское, а абазинское происхождение Мазепа, у которых часто в двусоставных именах встречается часть Ипа. Нужно отметить, что во время ревизий Черкасского и Каневского замков 1552 г. мы встречаем черкесские имена. Эти черкесы нанимались в состав войск Великого Княжества Литовского. Дмитрий Вишневецкий во время своих кампаний против крымцев использовал отряд из завербованых черкесов из племени жане. В 1560 г. он убедил часть черкесов принять православие, а в 1561 г. предоставил шляхетство черкесам, переехавшим в Великое Княжество Литовское. Мигранты поселились на Киевщине. Фридрих Темрюк-Шимкович был ротмистром в войске Речи Посполитой [12; 10; 47; 50].
Генеалогии правителей Кабарды восходили к легендарному правителю Иналу. Сохранились сказания и о Кабарде Тамбиеве. Кабардинские курганы были похожи на курганы кыпчакской эпохи, что указывает на некоторое тюркское влияние на этногенез черкесов. В 1563 г. Темрюк Идаров вместе с ногайцами бия Исмаила атаковал ингушей, живущих в Дарьяльском ущелье. Нужно сказать, что ногайцы еще в 1545 г. воевали против кабардинцев, но Темрюк установил союз с ногайцами, выдав за Дин-Ахмеда свою дочь Малхуруб. Кайтукины же дали убежище ногайскому мирзе Гази и оказывали помощь политическим беженцам из Боль-
шой Ногайской Орды. Ногайская помощь была им использована против иных черкесских князей. После похода Темрюка в Дарьяльское ущелье ингуши были вынуждены уйти далеко в горы. В этом походе им помогали русские. Осетины, как и балкарцы с карачаевцами, были данниками Ида-ровых. Осетины-тагаурцы оказывали сопротивление кабардинцам. Кабардинцы также вынудили платить дань часть ингушей и чеченцев. Кайтуки-ны встретили сопротивление со стороны чеченцев-акинцев в XVII в. Абазинами правил род Дударуковых, и абазины платили дань кабардинцам. Нужно сказать, что кабардинцы оказывали активную помощь русским. 1557 г. традиционно считается временем вхождения Кабарды в русское подданство. Первоначально отношения Русского государства были, скорее, союзными, и сюзеренитет русских был номинален. Однако каждый новый кабардинский пши складывал шерть русским царям. Так, преемник Темрюка Мамстюрк в 1588 г. принес ее Федору Ивановичу. В кампании
1559 г. в Ливонии кабардинцы Булгерука и Сулнаку действовали вместе с русскими и татарами против немцев. В 1558 г. вместе с Дмитрием Вишне-вецким против крымцев воевал Канклыч Каныков. В 1563 г. кабардинцы приняли участие в Полоцком походе. Кабардинская конница была тяжеловооруженной, и ее защитное снаряжение состояло либо из кольчуги, либо из панцырей. Панцыри кабардинцы продавали на экспорт, например, кы-зылбашам. Что касается воинских качеств, то Джорджио Интериано отмечал, что небольшое количество черкесов (кабардинцев) может обратить в бегство много скифов (или татар, или ногайцев). Несмотря на одоспешен-ность, кабардинская конница не уступала по маневренности татарской. Однако отмечалось, что в большинстве столкновений, особенно, когда черкесов удается заманить в засаду, татары побеждают. В 1556 г. так называемые пятигорские черкесы отвоевали города Тамань и Темрюк. В 1557 г. кабардинцы просили русского царя пойти вместе с ними на кумыков огненным боем. Вместе с тем Темрюк высказал желание служить русским. Нужно отметить, что собственного огнестрельного вооружения у кабардинцев не было. В 1558 г. сыновья Темрюка просили русских о союзе против кумыков. В 1559 г. уже правитель Кавказской Тамани и тарковский шамхал просили русских оградить их от нападений кабардинцев. В
1560 г., откликаясь на просьбы Темрюка, в Кабарду был отряжен русский отряд, и русские одержали победу над Кавказской Таманью. Причиной вмешательства было то, что, идя навстречу пожеланиям русских, кабардинцы проявили лояльность и в 1560 г. приняли христианство. В 1561 г. союз между русскими и кабардинцами был уже официально закреплен, а в 1562 г. они вместе воевали против ингушей. В 1566 г. Темрюк Идаров сражался против коалиции правителей - Пшеапшуко Кайтукина, малоногайского бия Гази и кумыкского шамхала Будая. В 1578 г. в Москву прибыло посольство от преемника Темрюка Мамстюрка, который просил о сооружении Сунженского острога. Также кабардинские пши просили о сооружении городка на Тереке, который стал камнем преткновения в рус-
ско-крымских и русско-турецких отношениях. В 1589 г. русские призвали к присяге пши Чапалова Асланбекова, Куденека Казбулатова, Бузурука-мурзу, Азлова и Шумунука. В 1589 г. русский царь призвал кабардинских пши Камбулата Идарова, Мамстюрка Темрюкова, Шолоха Тапсарукова принять участие в войне русских против Швеции. Общение царей с пши происходило при посредстве Посольского приказа. Кабардинские пши писали челобитные на имя царя, а тот жаловал их землями и грамотами. Шерть приносили кабардинцы и Романовым - Михаилу, Алексею, Петру I. В 80-х гг. XVI в. кабардинцы приняли участие в кумыцких усобицах. Потомки Пшеапшуко Шолох и Алкас были союзниками кумыкского шам-хала. Шолох был союзником Малых Ногаев и Крымского ханства. Большая Кабарда занимала земли от Кубани и Кумы до слияния Баксана и Терека, а также от северных склонов Кавказских гор от Эльбруса до слияния Терека и Малки. Малая Кабарда простиралась равнинными землями между Урупом и Сунжей. На востоке границей служили станица Нижний На-ур и Сунжа. В Большой Кабарде доминирующее положение занимали кланы Джамбулатовых, Атажукиных и Мистосовых. В Малой Кабарде правили Таусултановы. В XVIII в. в Большой Кабарде за власть между собой боролась баксанская и кашкатавская партия. От тюрков были переняты обычаи аталычества и побратимства, левирата. Из местных обычаев в ходу были куначество и кровная месть [35; 41, с.37-45; 40; 68, с.307-308, 313; 21, с.149-157; 1, с.5-14; 22; 37, № 1, 28, 35-37].
В 1612 г. Дмитрий Мамстюркович Черкасский проявил себя во время столкновений с поляками и литовцами. В 1618 г. он отметился в боях под Можайском, а в 1633 г. принял участие в Смоленской войне. В 1614 г. кабардинский пши Сунчалей Янглычев был пожалован властью над чечен-цами-аккинцами от русского царя. Правда, эти чеченцы оказали сопротивление ему, и власть кабардинцев над аккинцами была формальной. Однако важным фактором в политике Кабарды был вовсе не вайнахский, а тюркский. Малые ногайцы Аксакела Магмета кочевали в степях у Пятигорья в 1616 г., Айтек Салтанеевский вместе с кумыкским шамхалом Айдемиром в 1626 г. совершил набег на Кабарду. Тарковские шамхалы Эльдар и Сур-хай, эндиревский бий Султан Мут и его сыновья Айдемир и Казаналип вмешивались в кабардинские дела. В 1629 г. Айдемир с Ильдаром и Сур-хаем Ибаковыми совершил набег на Большую Кабарду и вторгся на балкарские земли. Оттуда он привел большой ясырь. В 1640 г. Алегуко Шо-генуков и Xотождуко Казыев разбили кабардинцев же Шолохова и Кель-маметьева. Тогда Кельмаметьев призвал на помощь русских, чеченцев-аккинцев, малых ногаев и всех правителей на восток от Кабарды. 12 июля 1641 г. состоялась битва на реке Малке, где союзниками Кельмамета были казаки, стрельцы из Терского городка, большеордынские ногайцы Салтан-мирзы, тарковский шамхал Айдемир, малокабардинский Ильдар Ибаков. Однако битва для них была несчастливой, и оба кумыкских правителя погибли в бою. В битве погибли Айдемир и Ильдар Ибаков. Вследствие же
продвижения калмыков часть ногайцев ушла в Моздокскую степь и на левый берег Терека и стала данником кабардинцев. Их называли караногай-цами, поскольку у них не было мурз. Еще одна часть ногайцев поселилась в Пятигорье по устьям рек Зеленчук, Аре, Малый и Большой Янкиль. Ослабленная Малая Кабарда попала в зависимость от кумыков. Казаналипу подчинялись Казый Мурдаров, Келмамет Шолохов, Сурхай Азнауров. Муцал Черкасский же в 1650 г. вывел брагунских владетелей Куденетовых из владений Казаналипа и поселил их в своих владениях на Сунже. Это стало возможным благодаря усобицам между самими кумыками. Русские же называли своими подданными в 1643 г. Казыя Мурдарова, Келмамета Шолохова, Сурхая Азнаурова. В 1644 г. черкесы отражали вторжение калмыков. В 1648 г. войска Малой Ногайской Орды стояли у Пятигорья вместе с сыном Алегука Темир-Булатом. В 50-х гг. XVII в. улус ногайца Арсланбека кочевал у Пятигорья. Кабардинские поселения не простирались севернее реки Малки. В ходе войн с соседями кабардинцы брали ясырей и продавали их кызылбашам, туркам и татарам. Тесными были связи с Эндирейским бейликом. Эти связи поддерживала Малая Кабарда. В Эндирее находили убежище черкесские и кабардинские пши (князья) Дударук Кануков, Алегук, Эльмурза и Урусхан из рода Кайтукиных. Князь из брагунцев принял участие в кабардинской усобице. Его противниками были русские и кабардинский князь Темрюк Идаров. Союзником был Пшимхао Кайтукин. В битве, которая состоялась в 1566 г., погиб сам Будай. В 1567 г., противодействуя русским, погиб Сурхай, сын Будая. Появление русских на Кавказе обусловило налаживание контактов Большой Кабарды с Русским государством. Темрюк Идаров стал тестем Ивана Грозного, выдав за него свою дочь Гошаней, которая приняла имя Мария. В 1651 г. кабардинский пши Муцал помог русским в Терском городке выстоять против кызылбашей и союзных с ними горцев и кумыков. В 1653 г. при обороне Сунженского города русским помогал Урус-хан Янсохов и его сын Шангирей. В 1677 г. Казбулат Муцалович вместе с русскими и татарами помог левобережному украинскому гетману И. Самойловичу в обороне Чигирина. Вражда между кабардинскими кланами продолжалась и на границе XVII - XVIII вв. К вражде между кабардинцами добавилась вражда между кабардинцами и балкарцами и продвижение ингушей и чеченцев на плоскость. В этой связи кабардинцы все чаще вступают в союзы с кочевниками. В XVIII в. существовала партия, ориентирующаяся на Крымское ханство и связанных с ними ногайцев. Кабардинский пши Кур-гоко Атажукин выдал свою дочь Джан за Церен-Дондука, который был внуком Аюки. Эта деятельная кабардинка старалась сохранить автономию Калмыкского ханства от русских. В Кабарде были сторонники ориентации на Крым. Однако были и прорусские правители. Так Петр I, повторяя политику своих предшественников, в 1711 г. принял в подданство Кабарду. При Елизавете I русские мирили между собой кабардинских пши. Кабардинцы же протестовали в 1744 г. против сооружения крепости Моздок на
их землях. Также пши жаловались на бегство своих крепостных в русские земли. Ислам был принят кабардинцами сравнительно поздно - в XVII-XVIII вв. Описывая Черкесию, Николас Витсен говорил, что часть из черкесов является мусульманами, но ислам у них находится в упадке, и их вера в большинстве состоит из суверий. Кабардия - одна из областей в Черкесии, и в ней правит Казбулат Мусалевич, который в борьбе за власть убил двух братьев. Таким образом, и ислам у черкесов и кабардинцев имел синкретическую форму, как до этого христианство. Указано, что во времена Николаса Витсена они праздновали Пасху, хотя в большинстве являлись язычниками. При этом нужно отметить, что для Николаса Витсена черкесы - это все кавказские народы, живущие между Азовским и Черным морями, кроме кумыков. Эвлия Челеби отмечал, что черкесы, включая кабардинцев, не являются людьми писания. Благоустроенными назывались земли только племени адами. Однако отмечается, что кабардинцы читают хутбу в честь хана Крыма и падишаха Дагестана (тарковского шамхала) и уже после этого в честь собственного бея. Шарль де Пейсонель считал мусульманами племена ада, адеми, бестени, бузадиг, кемиркёй (адали, бес-леней, бжедуг, бесленей и часть темиргоевцев). Другие племена охаракте-ризированы как язычники, у некоторых из которых остались пережитки христианства [17; 62; 28; 1, с.5-14; 65; 58, с.254-264; 37, № 52, 149, 194195, 199-202, 231; 38, № 1, 92, 99; 47; 19, глава 24; 69; 52, с.42-47; 57].
Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Черкесские племена были известны современникам под несколькими именами, и под ними скрывались разные племена. Черкесы в некоторой степени сосуществовали с кочевниками. Xазарский каганат и Золотая Орда доминировали над частью племен, живущих на плоскости. Печенеги были союзниками черкесов, а огузы были их противниками. Можно утверждать о некотором периоде доминирования черкесов на Таманском полуострове в XIII в., в XII в. же местные черкесы должны были признавать власть Византийской империи. Черкесы были слабо интегрированы в политическую жизнь Руси, куда большим, хотя и скромным, было их влияние в Грузии. Некоторая часть черкесов находилась под властью грузинских царей и зихских архиепископов. Шапсугов возможно отождествить с загадочными папагами. В золотоордынское время черкесы активно поддерживали контакты как с генуэзцами, так и с татарами. Появление турок в Крыму привело к выселению черкесов на восток и закрыло связи черкесов с Западом. В XVI в. для противостояния с крымцами и кумыками кабардинцы и другие черкесские племена входят в контакт с Русским государством. Кабардинцы используют русских в противостоянии с кумыками и крымцами, а сами принимают участие в Ливонской войне и походах русских против разных кавказских правителей. Завязываются связи кабардинцев и с ногайцами. Черкесская экспансия на восток приводит к тому, что карачаевцы, балкарцы, часть осетин и чеченцев оказываются под властью кабардинцев. В борьбе за гегемонию на Северном Кавказе кабардинцы в XVI-XVII вв.
сталкиваются с кумыками. Ни одной из сторон не удалось одержать убедительной победы, и они взаимно истощили друг друга. Кабардинцы остаются проводниками русского влияния на Северном Кавказе, и их помощь в русско-кызылбашском конфликте 1651-1653 гг. помогла удержать русское присутствие на Центральном Кавказе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акбиев А.С., Абдусаламов М.-П.Б. Соперничество кумыкских и кабардинских феодальных владетелей за гегемонию на Северо-Восточном Кавказе во второй половине XVI - 1-ой половине XVII в. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2015. № 5. С. 5-14.
2. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XШ и XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. III. М.: Институт истории АН СССР, 1940. С. 71-112.
3. Армарчук Е.А. Памятники Северо-Восточного Причерноморья X - XIII веков // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. М.: Наука, 2003. С. 207-269.
4. Армянская география VII в. по Р.Х. (приписывающаяся Моисею Хорен-скому) / Текст и перев с привосокуплением карт и объяснительных примечаний издан П.К. Патканов. М.: Типография Императорской Академии наук, 1877.
5. Бабулин И.Б. Русско-иранский конфликт 1651-1653 гг. // Цейхгауз. № 31. М., 2006.
6. Вахушти Багратиони. География Грузии / Введение, перевод и примечания М.Г. Джанашвили // Записки Кавказского отделения Императорского русского географического общества, 1904. Кн. XXIV. Вып. 5.
7. Давид Багратиони. История Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1971. 272 с.
8. Байчоров С.Я. К этимологии этнонима черкес // Вопросы лексики и грамматики языков народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: НИИ истории, филологии и экономики, 1984. С. 39-45.
9. Барбаро Иосафат. Путешествие в Тану. иКЬ: http://www.vostlit.info/Texts /rus9/Barbaro/frametext.htm (дата обращения: 12.09.2016).
10. Барановский Б. Кавказ и Польша в XVII в. иКЬ: М!р:/^у^оюе.т /newsview.php?uid=1184 (дата обращения: 26.12.2016).
11. Брун Ф.К. Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке, с 1394 года по 1427 год. иКЬ: http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Schiltberger_3 /frametext2.htm (дата обращения: 26.12.2016).
12. Бруцкус Ю. Захария: князь Таманский. иКЬ: http://www.lechaim.ru /ARHГV/147/bruts.htm (дата обращения: 12.09.2016).
13. Бубенок О.Б. Аланы-асы в Золотой Орде (XШ-XIV вв.). Киев: Истина, 2004. 327 с.
14. Бубенок О.Б. Касоги на юго-западной границе Хазарского каганата // Хазарский альманах, 2014. Вып. 12. С. 34-68.
15. Бузаров А.Ш., Надюков С.А. Христианство в Шапсугии // Вестник Адыгейского государственного университета, 2005. № 2. С. 29-34.
16. Бушаков В.А. Етношм Черкес (до семантично! типологи етнонiмiв) // Сходознавство, 2007. Вип. 37. С. 44-50.
17. Величко С.В. Лггопис. Т.2. К.: Дншро, 1991. 642 с.
18. Виноградов А.Ю. Зихия. URL: http://www.pravenc.ru/text/199891.html (дата обращения: 20.12.2016).
19. Витсен Н. Северная и восточная Татария. Амстердам: Pegasus, 2010. Т.1. 624 с. Т. 2. 608 с. Т. 3. 584 с.
20. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV - Х веков. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979. 216 с.
21. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа Х - XIII веков. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994. 238 с.
22. Газиков Б. Кабардинские завоевания в Ингушетии во второй половине XVI в. URL: https://ghalghay.com/2010/02/22/кабардинские-завоевания-в-ингушетии/ (дата обращения: 12.09.2016).
23. Гайворонский О. Повелители двух материков. Том 1: Крымские ханы XV-XVI столетий и борьба за наследство Великой Орды. К.: Майстэрня кныгы; Бахчисарай: Бахчисарайский историко-культурный заповедник, 2010. 400 с.
24. Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа (из сочинения Книга познания мира). Баку: Элм, 1979. 25 с.
25. Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1874. 172 с.
26. Горелик М.В. Черкесские воины Золотой Орды (по археологическим данным) // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, 2008. Вып. 15. С. 158-189.
27. Горелик М. Погребение Черкесского воина 2-ой пол. XIII - 1 пол. XIV вв. в Поросье // Iсторiя давньо! збро!: дослщження 2014. К.: Шститут ютори Укра!ни, 2015. C. 73-79.
28. Грабянка 1992 - Лггопис гадяцького полковника Григорiя Грабянки. К., Знання, 1992. 192 с.
29. Сумбат Давитис-дзе. Повествование о Багратионах. Тбилиси: Мецниере-ба, 1979. 69 с.
30. Дзуганов Т.А. Особенности и характер черкесской работорговли в XIII-XV вв. URL: http://www.kbigi.ru/fmedia/conf/Dzuganov.pdf (дата обращения: 12.09.2016).
31. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1897. Вып. 22. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Wachushti /otryv1.phtml?id=6111 (дата обращения: 12.09.2016).
32. Ц. де Бридиа. История тартар // Христианский мир и Великая Монгольская империя. СПб.: Евразия, 2002. С. 75-126.
33. Джуаншер Джуаншериани Жизнеописание Вахтанга Горгасала. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 149 c.
34. Сльников М.В. Змши у поховальному обрядi населення Нижнього Подншров'я // Украiна-Монголiя: 800 рошв у контекст ютори. К.: НБУВ iм. В.! Вернадського, 2008. С. 92-99.
35. Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 43-53.
36. История и восхваление венценосцев / Пер. и ред. К.С. Кекелидзе Тбилиси: Академия наук ГрузССР, 1954. 112 с.
37. Кабардинско-русские отношения в XVI-XVIП вв. Т.1. М.: АН СССР, 1957. XVI, 479 с.
38. Кабардинско-русские отношения в XVI-XVIП вв. Т.2. М.: АН СССР, 1957. VII, 424 с.
39. Кадырбаев А.Ш. Северо-Западный и Центральный Кавказ в эпоху Золотой Орды // История татар. Т. 3: Улус Джучи (Золотая Орда). ХШ в. - середина XV в. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С. 486-490.
40. Кармов Т.М. На службе Белому царю: участие кабардинцев в Ливонской войне // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Вып. 12-2. С. 93-96.
41. Кармов Т.М. Кабардино-черкесские воины армии Ивана Грозного // История военного дела: исследования и источники. 2014. Т. VI. С. 37-45.
42. Джиованни де Плано Карпини. История монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. 270 с.
43. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1932. 134 с.
44. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. М.: Восточная литература, 2006. 328 с.
45. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. 496 с.
46. Криштопа А.Е. Католицизм в Дагестане. URL: http://dagistanhistory. livejournal.com/457.html (дата обращения: 20.12.2016).
47. Крушинский М. Черкесские князья в Польше. URL: http://adygi.ru /index.php?newsid=1078 (дата обращения: 12.09.2016).
48. Лаврентьевская и Суздальская летопись по Академическому списку / Под ред. акад. Е.Ф. Карского. Воспроизведение текста изд. 1926-1928 гг. // Полное собрание русских летописей. Т. 1. М.: Восточная литература,1962. VIII, 578 с.
49. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента / Пер. С.Г. Микаэлян. М.: Восточная литература, 1963. 270 с.
50. Павленко С. Родовщ гетьмана !вана Мазепи. URL: http://www.mazepa.name /rodovid-hetmana-ivana-mazepy/ (дата обращения: 12.09.2016).
51. Памятник эриставов. Тбилиси: Менциереба, 1979. 54 с.
52. Шарль де Пейсонель. Записки о Малой Татарии. Днепропетровск: Герда, 2009. 80 с.
53. Петрухин В.Я., Эйделькинд Я. Д. Книга Иосиппон // Славяне и Русь в Ио-сиппоне и Повести Временных лет. К вопросу о источниках русского летописания // Славяне и их соседи. Вып.5. М.: Наука, 1994.
54. Пилипчук Я. В. Политика Крымского ханства на Северном Кавказе (1475-1769) // История военного дела: исследования и источники. 2016. Т. VIП. С. 220-246.
55. Повесть временных лет. Прозаический перевод на современный русский язык Д.С. Лихачёва URL: http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest4.php_(дата обращения: 12.09.2016).
56. Марко Поло. Книга о разнообразии мира / Пер. И. Минаева. Предисл. и коммент. Л. Яковлева. М.: ЭКСМО, 2005. 480 с.
57. Потто А.В. Кавказская война. Т. 1. От древнейших времен до Ермолова. СПб.: Типография В. А. Березовского, 1887. 738 c.
58. Почекаев Р.Ю., Почекаева И.Н. Властительницы Евразии. История и мифы о правитеницах тюрко-монгольских государств XIII-XIX вв. СПб.: Евразия, 2012. 384 с.
59. Пргцак О. Коли i ким було написано «Слово о полку Iгоревiм». К.: Обереги, 2008. 360 с.
60. Прицак О., Голб Н. Хазарско-еврейские документы X века / Научная редакция, послесловие и комментарии В. Я. Петрухина. Издание 2-е исправленное и дополненное. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2003. 240 с.
61. Пьянков А. В. Касоги/касахии/кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа // Материалы по исследования по археологии Кубани. Краснодар, 2001. Вып.1. С. 199-200.
62. Лггопис Самовидця. К.: Наукова думка, 1971. 208 с.
63. Слово о полку Игоревом. URL: http://litopys.org.ua/slovo/slovo.htm (дата обращения: 12.09.2016).
64. Сокровенное сказание монголов. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2002. 156 c.
65. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. М.: Наука, 1991. 224 с.
66. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1: Извлечения из сочинений арабских. СПб.: Издано на иждивении С.Г. Строганова, 1884. XVI.
67. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2: Извлечения из персидских сочинений, собранных В. Г. Тизенгаузеном и обработ. А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941. 308 с.
68. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Восточная Литература, 2002. 752 c.
69. Челеби Э. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подо-нья. М.: Наука, 1979. 288 c.
70. Чхаидзе В.Н. К вопросу о появлении половцев на Таманском полуострове // Археологический журнал. 2007. № 1. С. 66-69.
71. Чхаидзе В.Н. Тмутаракань - владение древнерусского государства в 80-е гг. X в. - 90-е гг. XI вв. // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. Вып 1 (5). С. 20-37.
72. Чхаидзе В.Н. К вопросу о присутствии протоболгар на территории Таманского полуострова в конце VI в. И о «столице» Великой Булгарии - Фанаго-рии // Дриновський збгрник. 2012. Вип. 5. С. 14-22.
73. Цулая Г.В. Грузинский хронограф XIV в. о народах Кавказа // Кавказский этнографический сборник. Т. VII. М.: Наука, 1980. С. 193-208.
Сведения об авторе: Пилипчук Ярослав Валентинович - кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, отдел Евразийской степи, Институт востоковедения им. А.Е. Крымского Национальной академии наук Украины (01001, ул. Грушевского 4, Киев, Украина); [email protected]
FLOATING IDENTITIES. FROM KASOGS AND ZICHIANS TO CIRCASSIAN AND KABARDA
Ya.V. Pylypchuk
A. Krymskiy Institute of Oriental Studies
National Academy of Sciences of Ukraine
Kyiv, Ukraine
pylypchuk.yaroslav@gmail. com
This paper is dedicated to the study of the role of Circassians in the political history of Eastern Europe and the Caucasus in the 9th-17th centuries. The task of this study is to analyze the evolution and change in ethnic and confessional identities in Circassian lands, as well as international relations in the region. Circassian tribes were known to contemporaries by several names and these names masked the existence of different tribes. Circassians to some extent coexisted with nomads. The Khazar Khanate and the Golden Horde dominated part of the Circassian tribes who lived on the plains. Pechenegs were allies of the Circassians and the Oguz were their opponents. We can argue that there was a certain Circassian period of domination of the Taman Peninsula in the 18th century. In the 12th century, the local Circassians recognized the authority of the Byzantine Empire. Circassians were poorly integrated into the political life of Rus', far more modest though was their influence in Georgia. Some Circassians were ruled by Georgian kings and the archibishops of Zichia. Shapsugs may be identical to the mysterious Papagi. Circassians actively maintained contacts with both the Genoans and the Tatars in the 13th-15th centuries. The appearance of the Turks in Crimea contributed to the pushing Circassians to the east and closed their connection with the West.
Keywords: Cherkeses, Georgia, Golden Horde, Kasogs, Khazar Khanate, Papagi, Shapsugians, Zichians
REFERENCES
1. Akbiev A.S., Abdusalamov M.-P. B. Opernichestvo kumykskikh i kabar-dinskikh feodal'nykh vladeteley za gegemoniyu na Severo-Vostochnom Kavkaze vo vtoroy polovine XVI - 1-oy polovine XVII v [Confrontation of Kumyk and Kabardiaan Feudal Rulers for Hegemony over the Northeast Caucasus in Second Half of the 16th Century - First Half of the 17th Century]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i socialnye nauki - Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, 2015, no. 5, pp. 5-14. (in Russian)
2. Anninskiy S.A. Izvestiya vengerskikh missionerov XIII i XIV vv. o tatarakh i Vostochnoy Evrope [News from Hungarian Missonarities in the 13th and 14th Centu-
HcTopnnecKaa 3THoaorHa. 2016. TOM 1, № 2
ries Concerning Tatars and Eastern Europe]. Istoricheskiy arhiv [Historical Archive]. Tom Ill. Moscow, Institute of History of the AS of USSR Publ., 1940, pp. 71-112. (in Russian)
3. Armarchuk E.A. Pamyatniki Severo-Vostochnogo Prichernomor'ya X-XIII vekov [Monuments of Northern-Eastern Black Sea littoral in the 10th-13th Centuries]. Krym, Severo-Vostochnoe Prichernomorye i Zakavkazye v epohu srednekovya [Crimea, the Northeast Black Sea and Transcaucasia in the Middle Ages]. Moscow, Nauka Publ., 2003, pp. 207-269. (in Russian)
4. Armyanskaya geografiya VII v. po R.Kh. (pripisyvayushchayasya Moiseyu Khorenskomu) [The Armenian Geography 7th century A.D. (described by Movses Horenaci)]. Moscow, Printing of the Imperial Academy of Sciences, 1877. (in Russian)
5. Babulin I.B. Russko-iranskiy konflikt 1651-1653 gg. [The Russian-Iranian Conflict, 1651-1653]. Ceyhauz - Zeighauz, 2006, no. 31. (in Russian)
6. Vakhushti Bagrationi Geographiya Gruzii [The Geography of Georgia]. Zapiski Kavkazskogo otdeleniya Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva [Notes from the Caucasian Branch of the Imperial Russian Geographical Society]. 1904, Book 24, vol. 5. (in Russian)
7. David Bagrationi. Istoriya Gruzii [The History of Georgia]. Tbilisi, Mecniereba Publ., 1971. 272 p. (in Russian)
8. Baychorov S.Ya. K etimologii etnonima cherkes [Towards an Etimology of the Ethnonym Cherkes]. Voprosy leksiki i grammatiki yazykov narodov Karachaevo-Cherkesii [Questions of Lexicon and Grammar of the Peoples of Karachay-Cherkesia]. Cherkessk, Research Institute of History, Philology and Economics Publ., 1984, pp. 3945. (in Russian)
9. Barbaro Iosafat. Puteshestvie v Tanu [Journey to Tana]. (in Russian) Available at: http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Barbaro/frametext.htm (accesed 12.09.2016).
10. Baranovskiy B. Kavkaz i Pol'sha v XVII v. [The Caucasus and Poland in the 17th Century]. (in Russian) Available at: http://adygvoice.ru/newsview.php?uid=1184 (accessed 12.09.2016).
11. Brun F.K. Puteshestie Ivana Shil'tberger po Evrope, Azii i Afrike, s 1394 goda po 1427 god [Johannes Shiltberger's Journey through Europe, Asia, and Africa, 13941427]. (in Russian) Available at: http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Schiltberger_3 /frametext2.htm (accessed 12.09.2016).
12. Bruckus Yu. Zakhariya: kniaz' Tamanskij [Zakharia: Prince of Taman]. (in Russian) Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/147/bruts.htm (accessed: 12.09.2016).
13. Bubenok O.B. Alany-asy v Zolotoy Orde (XIII-XIV vv.) [Alans-Ases in the Golden Horde (13th-14th Centuries)]. Kiev, Istina Publ., 2004. 327 p. (in Russian)
14. Bubenok O.B. Kasogi na yugo-zapadnoy granitse Khazarskogo kaganata [Kasogs on the Southwestern Border of the Khazarian Khanate]. Khazarskiy almanakh - The Khazarian Almanac, 2014, vol. 12, pp. 34-68. (in Russian)
15. Buzarov A.Sh., Nadyukov S.A. Khristianstvo v Shapsugii [Christianity in Shapsugia]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Adygean State University, 2005, no. 2, pp. 29-34. (in Russian)
16. Bushakov V.A. Etnonim Cherkes (do semantychnoyi typologiyi etnonimiv) [The Ethnonym Cherkes (Towards a Semantic Typology of Ethnonyms)]. Skhodoznavstvo - The Oriental Studies, 2007, no. 37, pp. 44-50. (in Ukrainian)
17. Velychko S.V. Litopys. Tom 2. [The Chronicle. Vol. 2]. Kiev, Dnipro Publ., 1991. 642 p. (in Ukrainian)
18. Vinogradov A.Yu. Zikhiya [The Zichia]. (in Russian) Available at: http://www.pravenc.ru/text/199891.html (accessed 12.09.2016).
19. Vitsen Nikolas. Severnaya i vostochnaya Tatariya [The Northern and Eastern Tataria]. Amsterdam, Pegasus Publ., 2010, tom 1, 624 p.; tom 2, 608 p.; tom 3, 584 p. (in Russian)
20. Gadlo A.V. Etnichesjaya istoriya Severnogo Kavkaza IV-Х vekov [The Etnic History of the Northern Caucasus in the 4th-10th Centuries]. Leningrad, the Leningrad University Publ., 1979. 216 p. (in Russian)
21. Gadlo A.V. Etnichesjaya istoriya Severnogo Kavkaza Х-Х111 vekov [The Etnic History of the Northern Caucasus in the 10th-13th Centuries]. Saint Petersburg, Saint Petersburg University Publ, 1994. 238 p. (in Russian)
22. Gazikov B. Kabardinskie zavoevaniya v Ingushetii vo vtotoy polovine XVI v. [Kabardian Conquests in Ingushetia in Second Half of the 16th Century]. (in Russian) Available at: https://ghalghay.com/2010/02/22/кабардинские-завоевания-в-ингушетии/ (accessed 12.09.2016).
23. Gayvoronskiy O. Povelteli dvuh materikov. Tom 1: Krymskie khany XV-XVI stoletiy i borba za nasledstvo Velikoy Ordy [The Masters of Two Continents: The Crimean Khans of 15th and 16th Centuries and the Battle for the Heritage of the Great Horde]. Kiev, Maysternya knygy Publ.; Bakhchisaray, Bakhchisaray istoriko-kulturnyi zapovednik Publ., 2010. 400 p. (in Russian)
24. Johannes de Galonifontibus. Svedeniya o narodakh Kavkaza (iz sochineniya Kniga poznaniya mira) [Information about the Peoples of the Caucasus (from an Essay Book of Knowledge of the World)]. Baku, Elm Publ., 1979. 25 p. (in Russian)
25. Garkavi A.Ya. Skazaniya evreyskikh pisateley o khazarakh i khazarskom tsarstve [Stories by Jewish Writers about Khazars and the Khazarian Khanate]. Saint Petersburg, the Imperial Academy of Sciences Publ., 1874. 172 p. (in Russian)
26. Gorelik M.V. Cherkesskie voiny Zolotoy Ordy [Circassian Warriors of the Golden Horde]. Vestnik Instituta Gumanitarnyh issledovaniy Pravitelstva KBR i KBNC RAN. - Bulletin of the Institute of Humanitarian Research on the Goverment of the Kabarda-Balkarian Republic and the Kabarda-Balkarian Center at the Russian Academy of Sciences, 2008, vol. 15, pp. 158-189. (in Russian)
27. Gorelik М. Pogrebenie Cherkesskogo voina 2-oy pol. XIII - 1 pol. XIV vv. v Poros'e [The Burial of a Circassian Warrior in the Second Half of the 13 th Century - the First Half of 14th Century in Poros]. Istoriya davnyoyi zbroyi: doslidzhenya 2014. [History of Ancient Weapons: Studies of 2014]. Kiev, Institut istoriyi Ukrayiny Publ., 2015, pp. 73-79. (in Russian)
28. Grabyanka G. Litopys gadyatskgo polkovnika Grygoriya Grabyanky [The Chronicle of Gadiach Colonel Grygoriy Grabyanka]. Kiev, Znannya Publ., 1992. 192 p. (in Ukrainian)
29. Sumbat Datitis-dze. Povestvovanie o Bagrationakh [Narrative about Bageationi]. Tbilisi, Mecniereba Publ., 1979. 69 p. (in Russian)
30. Dzuganov T.A. Osobennosti i kharakter cherkesskoy rabotorgovli v XIII-XV vv. [The Particularities and Character of the Circassian Slave Trade in the 13th-15th Centuries]. (in Russian) Available at: http://www.kbigi.ru/fmedia/conf/ Dzuganov.pdf (accessed 12.09.2016).
31. Dzhanashvili M. Izvestiya gruzinskikh letopisey i istorikov o Severnom Kavkaze i Rossii [Information from Georgian Chronicles and Historians about the North Caucasus and Russia]. Sbornik materialov dlya opisaniya mestnostey i plemen Kavkaza. - Collection of Materials for Description of the Places and Tribes of the Caucasus, 1897, vol. 22. (in Russian) Available at: http://www.vostlit.info/Texts/rus6 /Wachushti/otryv1.phtml?id=6111 (accessed 12.09.2016).
32. Ts. de Bridia. Istoriya tartar [The History of the Tartars]. Khristianskiy mir i Velikaya Mongol'skaya imperiya [The Christian World and the Great Mongol Empire]. Saint Petersburg, Evraziya Publ., 2002, pp.75-126. (in Russian)
33. Dzhuansher Dzhuansheriani Zhizneopisanie Vahtanga Gorgasala [The Life-Description of Vakhtang Gorgasal]. Tbilisi, Mecniereba Publ., 1986. 149 p. (in Russian)
34. Elnikov M.V. Zmini u pokhoval'nomu obryadi naselennya Nizhn'ogo Podniprov'ya [Changes in the Funeral Rites of the Population of the Lower Dnieper Region]. Ukrayina-Mongoliya: 800 rokiv u konteksti istoriyi [Ukraine-Mongolia: 800 years in Context of History]. Kiev, Vernadsky National Library Publ., 2008, pp. 92-99 (in Ukrainian)
35. Interiano Dzh. Byt i strana zihov immenuemyh cherkesami. Dostoprimechatelnoe povestvovaniye [The Life and Land of the Zikhians, Referred to as the Circassians. A Narrative of Attractions]. Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyah evropeyskih avtorov XIII-XIX vv. [Adygeans, Balkarians and Karachays in the Works of European Authors of the 13th-19th centuries]. Nalchik, Elbrus Publ., 1974, pp. 43-53. (in Russian)
36. Istoriya i voskhvalenie ventsenostsev [The History and Glory of Monarchs]. Tbilisi, The Academy of Sciences of the Georgian SSR Publ., 1954. 112 p. (in Russian)
37. Kabardinsko-russkie otnosheniya v XVI-XVIII vv. Tom 1 [Kabardian-Russian Relationships in 16th-18th Centuries. Vol. 1]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1957. XVI, 479 p. (in Russian)
38. Kabardinsko-russkie otnosheniya v XVI-XVIII vv. Tom 2 [Kabardian-Russian Relationships in the 16th-18th Centuries. Vol. 2]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1957. VII, 424 p. (in Russian)
39. Kadyrbaev A.Sh. Severo-Zapadnyy i Tsentral'nyy Kavkaz v epokhu Zolotoy Ordy [The Northwestern and Central Caucasus in the Epoch of the Golden Horde]. Istoriya tatar. Tom 3: Ulus Dzhuchi (Zolotaya Orda). XIII v. - seredina XV v. [The History of Tatars. Vol. 3: Ulus Jochi (The Golden Horde). The 13th century - the Middle of the 15th century]. Kazan, Sh. Marjani Institute of History Publ., 2009, pp. 486-490. (in Russian)
40. Karmov T.M. Na sluzhbe Belomu tsaryu: uchastie kabardintsev v Livonskoy voyne [In the Service of the White Tsar: The Participation of Kabardians in the Livoni-an War]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Historical, Philosophical, Political Science and Law, Studies of Culture and the Arts. Questions of Theory and Practice, 2012, vol. 12-2, pp. 93-96. (in Russian)
41. Karmov T.M. Kabardino-cherkesskie voiny armii Ivana Groznogo [Kabardian-Circassian Warriors in the Army of Ivan the Terrible]. Istoriya voennogo dela: issledovaniya i istochniki [The History of Warfare: Studies and Soutces], 2014, vol. VI, pp 37-45. (in Russian)
42. Dzivanni de Planni Karpini. Istoriya mongolov. Gilyom de Rubruk. Puteshestvie v Vostochnye strany [Giovanni da Pian del Carpine. The History of the
Mongols. William of Rubruck. The Journey to Eastern Countries]. Moscow, State publ. of geographic literature, 1957. 270 p. (in Russian)
43. Kokovtsev P.K. Evreysko-khazarskaya perepiska v Хveke. [Jewish-Khazarian Correspondence in the 10th Century]. Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1932. 134 p. (in Russian)
44. Konovalova I.G. Al-Idrisi o stranakh i narodakh Vostochnoy Evropy: tekst, perevod, kommentariy [al-Idrisy on the Countries and Peoples of Eastern Europe: Text, Translation, Commentary]. Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2006. 328 p. (in Russian)
45. Konstantyn Bagryanorodnyi [Constantine VII Porphyrogenitus]. Ob upravlenii imperiey [De Administrando Imperio]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 496 p. (in Russian)
46. Krishtopa A.E. Katolitsism v Dagestane [Catholicism in Dagestan]. (in Russian) Available at: http://dagistanhistory.livejournal.com/457.html (accessed 12.09.2016).
47. Krushinskiy M. Cherkesskie knyazya v Polshe [Circassians Princes in Poland]. (in Russian) Available at: http://adygi.ru/index.php?newsid=1078 (accessed 12.09.2016).
48. Lavrentyevskaya i Suzdalskaya letopis po Akademicheskomu spisku [Lavrentian and Suzdalian Chronicles According to the Academican Codex]. Ed. by E.F. Karskii. Playing text ed. 1926-1928 years. Polnoe sobranie russkikh letopisey. Tom 1. [The Full Collection of Russian Chronicles. Vol. 1]. Moscow, Vostochnaya Literature Publ., 1962. VIII, 578 p. (in Russian)
49. Minorskiy V.F. Istoriya Shirvana i Derbenta [The History of Shirvan and Derbent]. Moscow, Vostochnaya Literature Publ., 1963. 270 p. (in Russian)
50. Pavlenko S. Rodovid het'mana Ivana Mazepi [The Genrealogy of Commander Ivan Mazepa]. (in Ukrainian) Available at: http://www.mazepa.name/rodovid-hetmana-ivana-mazepy/ (accessed 12.09.2016).
51. Pamyatnik eristavov [The Monuments of Eristaves]. Tbilisi, Mecniereba Publ., 1979. 54 p. (in Russian)
52. Paysonnel Charles Zapiski o Maloy Tatarii [Notes on Lesser Tataria]. Dnepropetrovsk, Gerda Publ., 2009. 80 p. (in Russian)
53. Petrukhin V.Ya., Eydelkind Ya.D. Kniga Iosippon. Slavyane i Rus' v Iosippone i Povesti Vremennykh let. K voprosu o istochnikakh russkogo letopisaniya [The Book of Josephon. Slavs and Rus in Joseppon and Primary Russian Chronicle. About question to the sources of Russian historiography]. Slavyane i ikh sosedi - Slavs and Their Neighbors, 1994, vol. 5. (in Russian)
54. Pylypchuk Ya.V. Politika Kiymskogo khanstva na Severnom Kavkaze (14751769) [The Politic of the Crimean Khanate in the Northern Caucasus (1475-1769)]. Istoriya voennogo dela: issledovaniya i istochniki - The History of Warfare: Studies and Soutces, 2016, vol. VIII, pp. 220-246. (in Russian)
55. Povest' vremennykh let [The Tale of Bygone Years]. D.S. Likhachev's prose translation into modern Russian language. (in Russian) Available at: http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest4.php (accessed 12.09.2016).
56. Marco Polo Kniga o raznoobrazii mira [The Book on the Diversity of the World]. Moscow, EKSMO Publ., 2005. 480 p. (in Russian)
57. Potto A.V. Kavkazsjaya voyna. Tom 1. Ot drevneyshikh vremen do Ermolova [The Caucasian War. vol. 1. From Ancient Times to the Times of Yermolov]. Saint Petersburg, V.A. Berezovski's Printing House, 1887. 738 p. (in Russian)
58. Pochekaev R.Yu., Pochekaeva I. N. Vlastitelnitsy Evrazii. Istoriya i mify o praviltelnitsakh tyurko-mongolskikh gosudarstv ХШ-Х1Х vv. [Women Rulers. History and Myths About Womens Rulers of Turko-Mongolic States in 13th-19th Centuries]. Saint Petersburg, Evraziya Publ., 2012. 384 p. (in Russian)
59. Pritsak О. Koly i kym bulo napysano Slovo o polku Igorevi? [When and by Whom was "The Tale of Igor's Campaign" Written?]. Kiev, Oberegy Publ., 2008. 360 p. (in Ukrainian)
60. Pritsak О., Golb N. Khazarsko-evreyskie dokumenty Х veka [Khazarian-Jewish Documents of the 10th Century]. Moscow, Mosty kulturi Publ.; Jerusalem, Gesharim Publ., 2003. 240 p. (in Russian)
61. Pyankov A.V. Kasogi / kasakhii / kashaki pis'mennykh istochnikov i arkheologicheskie realii Severo-Zapadnogo Kavkaza [Kasogs / Kasakhi / Kashaks in the Written Sources and Archaeological Realities of the Northwest Caucasus]. Materialy i issledovaniya po arkheologii Kubani [Materials and Studies on the Archaelogy of Kuban]. Krasnodar, 2001, vol. 1, pp. 199-200. (in Russian)
62. Litopys Samovydtsya [Chroicle of the Witness]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1971. 208 p. (in Ukrainian)
63. Slovo o polku Igorevom [The Tale of Igor's Campaign]. (in Russian) Available at: http://litopys.org.ua/slovo/slovo.htm (accessed 12.09.2016).
64. Sokrovennoe skazanie mongolov [The Secret History of Mongols]. Moscow, Association of scientific editions KMK Publ., 2002. 156 p. (in Russian)
65. Sotavov N.A. Severnyi Kavkaz v russko-iranskikh i russko-turetskikh otnosheniyakh v XVIII v. [The Northern Caucasus in Russian-Persian and Russian-Turkic Relations in the 18th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 224 p. (in Russian)
66. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy. Tom 1: Izvlecheniya iz sochineniy arabskikh [A Collection of Materials Concerning the History of the Golden Horde. vol. 1: Extracts from Arab Sources]. Saint Petersburg, 1884. XVI. (in Russian)
67. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy. Tom 2: Izvlecheniya iz persidskikh sochineniy [Collection of Materials Concerning the History of the Golden Horde. Vol. 2: Extracts from Persian Sources]. Moscow, Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1941. 308 p. (in Russian)
68. Trepavlov V.V. Istoriya Nogayskoy Ordy [A History of the Nogay Horde]. Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2002. 752 p. (in Russian)
69. Chelebi E. Kniga puteshestviya (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII veka). Vyp. 2. Zemli Severnogo Kavkaza, Povolzhya i Podonya. [A Book of Travels (Extracts from Essays by a Turkish Traveller from the 17th century. vol. II: Lands of the North Caucasus, Volga, and Don Regions)]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 288 p. (in Russian)
70. Ckhaidze V.N. K voprosu o poyavlenii polovtsev na Tamanskom poluostrove [Concerning the Question of the Appearance of Cumans on the Taman Peninsula]. Arkheologicheskiy zhurnal - The Archaelogical Journal, 2007, no. 1, pp. 66-69. (in Russian)
71. Ckhaidze V.N. Tmutarakan' - vladenie drevnerusskogo gosudarstva v 80-e gg. X v. - 90-e gg. XI vv. [Tmutarakan - The Possession of the Ancient Russian State from
the 980s to the 1090s]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. - The Bulletin of the Moscow City Pedagogical University, 2010, vol. 1 (5), pp. 20-37. (in Russian)
72. Ckhaidze V.N. K voprosu o prisutstvii protobolgar na territorii Tamanskogo poluostrova v kontse VI v. I o «stolitse» Velikoy Bulgarii - Fanagorii [Concerning the Questions of Presence of Proto-Bolgars on the Territory of the Taman Peninsula at the End of the 6th Century and about the "Capital" of Great Bulgaria - Phanagoria]. Drynovskyi zbirnyk - The Drinovian Collection, 2012, vol. 5, pp. 14-22. (in Russian)
73. Tsulaya G.V. Gruzinskiy khronograf XIV v. o narodakh Kavkaza [The Georgian Chronograph of the 16th Century about the Peoples of the Caucasus]. Kavkazskiy etnograficheskiy sbornik [The Caucasian Ethnographic collection]. Moscow, Nauka Publ., 1980, vol. VII, pp. 193-208. (in Russian)
About the author: Yaroslav V. Pylypchuk is a Candidate of Science (History), Junior Research Fellow, Department of Eurasian Steppe, A. Krymskiy Institute of Oriental Studies of the National Academy of Sciences of Ukraine (4, Hrushevskiy Str., Kyiv 01001, Ukraine); [email protected]