к вопросу о сущности правовой основы организации оперативно-
розыскной деятельности горрайорганов
внутренних дел по линии уголовного
розыска
УДК 343.102
В.И. КУЛЕШОВ,
научный сотрудник ООНИиРИД БелЮИ МВД России
Правовую основу организации оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту наряду со словосочетанием «оперативно-розыскная деятельность» используется также аббревиатура «ОРД») горрайорганов внутренних дел по линии уголовного розыска следует рассматривать как производную от более общего понятия - правовой основы ОРД в целом. Данное обстоятельство обусловливает тот факт, что многие положения, относящиеся к сущности и содержанию последней, в значительной мере касаются и правовой основы организации оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска. Поэтому рассмотрение вопроса применительно к исследуемой нами проблеме возможно только с учетом и во взаимосвязи с изложением принципиальных позиций, раскрывающих различные аспекты правовой основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел вообще.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] правовую основу названной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Анализ указанной нормы показывает, что в ней в общем виде перечислены законодательные и иные нормативные правовые акты, составляющие правовую основу ОРД, однако содержательная сторона, раскрывающая сущность понятия «правовая основа ОРД», в законе не отражена. Таким образом, для уяснения этого вопроса следует обратиться к научным определениям указанной дефиниции.
В научную разработку правовой основы оперативно-розыскной деятельности ОВД существенный вклад внесли А.И. Алексеев [2, с. 47-63], В.М. Атмажитов [3], В.Г. Бобров [з], Н.П. Водько [4], А.Ф. Возный [5], Д.В. Гре-бельский [6, с. 140-141], Л.Н. Калинкович [7, с. 18-35], В.А. Лукашов [8, с. 10-13], В.Г. Самойлов [9, с. 3-13; 10, с. 22-32], Г.К. Синилов [2, с. 47-63; 11, с. 44-58], К.В. Сурков [12], В.А. Шульц [10, с. 22-32; 13], А.Ю. Шумилов [14] и другие авторы.
В специальной литературе имеются различные научные подходы к определению сущности правовой основы оперативно-розыскной деятельности, изучение которых позволяет свести разнообразие теоретических воззрений к двум позициям.
Во-первых, понимание правовой основы оперативно-розыскной деятельности в «узком» смысле слова, т.е. как совокупности правовых норм, регулирующих непосредственно оперативно-розыскную деятельность. Эти нормы регламентируют группы однородных общественных отношений между юридическими и физическими лицами и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения оперативно-розыскных мероприятий, сил, средств и методов.
Во-вторых, понимание правовой основы ОРД в «широком» смысле слова, как совокупности (комплекса) федеральных законов, включая основной закон - Конституцию Рос-
сийской Федерации, и иных нормативных правовых актов, регулирующих и обеспечивающих применение всего спектра правоотношений, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
По нашему мнению, последняя точка зрения наиболее оправдана в связи с тем, что рассматривать правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности без учета всего законодательства, имеющего отношение к осуществлению ОРД, представляется не совсем верным и такой подход может привести к нарушениям прав и свобод личности и другим неблагоприятным последствиям.
Кроме того, известные расхождения можно обнаружить и в классификации юридических источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
Так, профессор Г.К. Синилов предлагает классификацию элементов правовой основы ОРД, в основу которой положены уровни правового регулирования. Таким образом, в системе правовых норм и институтов, составляющих единую правовую основу ОРД, автор выделил три уровня:
1) институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления;
2) институты и нормы, регулирующие задачи, направления и формы борьбы с преступностью, как специфической сферы государственной деятельности;
3) институты и нормы, непосредственно регулирующие место оперативно-розыскной деятельности в системе мер борьбы с преступностью, ее взаимодействие с другими формами этой борьбы, систему субъектов, их задач, правомочия, порядок деятельности.
Причем применительно к каждому из этих уровней, в свою очередь, действует определенная иерархия правовых актов, исходя из компетенции издающего органа, а также территориальности их применения [15, с. 94-95].
Иную позицию занимают Р.Б. Гусейнов и И.А. Климов, которые в системе правовых норм, образующих единую правовую основу ОРД, выделяют четыре уровня: конституционный, законодательный, подзаконный и ведомственный. Данная классификация положена в основу определения правовой основы ОРД как одного из направлений борьбы с преступностью, осуществляемой на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, указов Президента
Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, ведомственных правовых актов, составляющих в совокупности определенную систему [16, с. 87; 17, с. 73].
Профессор А.Е. Чечетин предлагает рассматривать следующие уровни правовой основы ОРД: конституционный; Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности»; другие федеральные законы, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, иные нормативные акты федеральных органов государственной власти; нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; международные правовые акты, регламентирующие наиболее важные общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности [18, с. 18-29].
Три уровня правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов определяет А.Ю. Шумилов:
- базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов или Основ законодательства;
- средний (развивающий) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах(вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы;
- детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов [14, с. 26-27].
Оставляя без подробного рассмотрения высказанные в специальной литературе по данному вопросу точки зрения, отметим, что их многообразие мы объясняем лишь тем, что при построении классификаций авторы использовали различные критерии, вследствие чего и образовались отличия в предлагаемых ими системах.
Применительно к теме нашего исследования особый интерес представляет определение правовой основы организации ОРД ОВД, предложенное профессором В.М. Атмажито-вым, под которой автор понимает систему правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных правовых актах,
создающих правовые предпосылки (условия) ции и предложенной им классификации
для осуществления организационных мер в источников права, составляющих правовую
сфере оперативно-розыскной работы либо основу организации оперативно-розыскной
непосредственно регламентирующих вопро- деятельности ОВД.
сы их применения [19, с. 3]. Считаем, что представленная профессо-
В систему правовых норм, регламентиру- ром В.М. Атмажитовым группировка уровней
ющих организацию оперативно-розыскной правовой основы организации ОРД ОВД мо-
деятельности органов внутренних дел, по жет быть использована при систематизации
его мнению, входят правила и предписания, нормативных правовых актов, регламенти-
установленные нормативными правовыми ак- рующих вопросы организации оперативно-
тами различной юридической силы, которые розыскной деятельности ГРОВД по линии
подразделяются на три группы: 1) законы и уголовного розыска, поскольку она имеет
иные нормативные правовые акты высших универсальный характер по критерию уровня
и региональных законодательных органов; правотворчества и использованию понятия
2) подзаконные нормативные правовые акты нормативного правового акта.
высших и региональных исполнительных К сожалению, ограниченный объем ста-
органов (указы и распоряжения Президента тьи не позволяет привести классификацию
Российской Федерации; постановления и нормативных правовых актов, составляющих
распоряжения Правительства Российской правовую основу организации оперативно-
Федерации; ведомственные (межведомс- розыскной деятельности ГРОВД по линии
твенные) нормативные правовые акты; иные уголовного розыска. Думается, что положе-
нормативные правовые акты); 3) международ- ния, изложенные в данной статье, послужат
ные нормативные правовые акты [19, с. 4]. отправной точкой для дальнейших научных
Мы разделяем точку зрения В.М. Атма- изысканий, направленных на исследование
житова относительно указанной дефини- обозначенного нами вопроса.
Литература:
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации. 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
2. Алексеев А.И., Синилов Г.К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1973.
3. АтмажитовВ.М., БобровВ.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. - М., 2003. - 24 с.
4. Водько Н.П. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в системе Российского законодательства: проблемы и решения: Монография. - М., 2007. - 131 с.
5. Возный А.ф. Оперативная разработка. Уголовно-правовые основы. - Киев: Киевская ВШ МВД СССР, 1973.
6. гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1977.
7. Калинкович Л.Н. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие. - Минск: МВШ МВД СССР, 1982.
8. Лукашов В.А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». - Киев: НИ-иРИО КВШ МВД СССР, 1976.
9. Самойлов, В.Г. Сущность правовых основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. статей. - М., 1981.
10. Самойлов В.Г., Шульц В.К. К вопросу о совершенствовании правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Совершенствование организации и тактики оперативной работы органов внутренних дел: Сборник статей. - Омск: Омская ВШ милиции МВД СССР, 1984.
11. Синилов Г.К. Основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1975.
12. Сурков К.В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: дисс. ... докт. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1997.
13. шульцВ.К. Состояние нормативного регулирования ОРД ОВД и пути его совершенствования: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1986.
14. шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: монография. - М., 1997. - 232 с.
15. Синиловг.К. Правовые и тактические основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции: дисс. ... докт. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР, 1982.
16. Гусейнов Р.Б., Климов ИА. Вопросы совершенствования правового регулирования ОРД органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью // Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы их преподавания: Сб. науч. трудов. - М., 1996.
17. гусейнов Р.Б., Климов ИА. О совершенствовании правового регулирования оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная работа. 1997. № 1.
18. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. В.В. Николюка. - М., 1999.
19. Атмажитов В.М. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Мат-лы к лекции. - М.: Академия управления МВД России, 2002.