Научная статья на тему 'Некоторые вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска'

Некоторые вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свистильников А. Б., Кулешов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска»

Литература

1. Анисимов Е.В. Иван VI Антонович. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 350 с.

2. Демкин А.В. Лейб-компания императрицы Елизаветы Петровны (1741-1762). - М.: РАН.

Ин-т российской истории, 2009. - 227 с.

3. Левин Л.И. Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих. - СПб.: Петербургский писатель; Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2000. - 352 с.

4. Перевороты и войны / Христофор Манштейн. Бурхард Миних. Эрнст Миних. Неизвестный

автор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. - 576 с.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

а.б. свистильников,

кандидат юридических наук, доцент;

в.и. кулешов

(Белгородский юридический институт МВД России)

Информационное обеспечение является одной из важнейших функций организации оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту наряду с использованием словосочетания «оперативно-розыскная деятельность» приводится аббревиатура «ОРД»). Причем в горрайорганах внутренних дел (далее по тексту наряду с использованием словосочетания «горрайорганы внутренних дел» приводится аббревиатура «ГРОВД»), где пересекаются организационно-управленческий и организационно-тактический уровни указанной деятельности, эта функция приобретает особое значение. От состояния информационного обеспечения зависит не только принятие своевременных и обоснованных управленческих решений в сфере организации ОРД, но и ее эффективность в борьбе с преступностью и в решении иных задач, предусмотренных законодательством.

В научную разработку вопросов, связанных с информационным обеспечением оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, существенный вклад внесли А.И. Алексеев, В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, Б.Е. Богданов, К.К. Горяинов, Д.В. Гребель-ский, И.А. Климов, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов, Е.Н. Яковец и другие авторы. В их трудах были рассмотрены основные правовые, организационные и тактические вопросы, представляющие большую значимость в целом для теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Различным аспектам организации и совершенствования информационного обеспечения деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел посвящены работы П.Е. Букейханова [1], И.П. Воробьева [2], В.М. Новгородцева [3], И.Н. Паршина [4], В.Н. Тищенко [5], Ю.В. Уварова [6] и др.

На наш взгляд, для уяснения смысла и содержания информационного обеспечения ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска целесообразно обратиться к базовым терминам и понятиям. Несомненно, к их числу относится само понятие «информация», которое появилось в кибернетике в 40-х годах прошлого столетия, и первоначально было связано с определенными математическими методами исследования [7, с. 27]. В широком смысле информацией считались сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования и помогающие решить поставленные задачи.

Следует отметить, что в настоящее время во взглядах ученых на природу информации нет единства. В определенной мере это вызвано различиями в подходах к исследованию понятия «информация» с позиций их профессии, анализа сущности этого понятия применительно к естествознанию, физике, теории связи, социальным явлениям и процессам и т.д. [5, с. 12].

Не вступая в полемику по поводу различных точек зрения на понятие «информация», мы полагаем, что наиболее универсальная его трактовка представлена в статье

2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая раскрывает содержание информации как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [8].

Как справедливо отмечается отдельными авторами, специфика (вид) социальной информации зависит в первую очередь от того, какая область человеческой деятельности рассматривается [9, с. 155].

Особое значение для органов внутренних дел имеет любая социальная информация, содержащая сведения, которые возможно использовать в борьбе с преступностью и решении иных задач, предусмотренных законодательством. Такие сведения должны обладать следующими необходимыми свойствами: иметь отношение ко всему процессу борьбы с преступностью или к какому-либо его элементу, быть конкретными, достаточно полными и, наконец, достоверными [10, с. 23].

Сказанное в полной мере относится и к оперативно-розыскной информации, без которой эффективная борьба с преступностью невозможна. Исследованием ее сути и содержания занимались многие видные ученые в области оперативно-розыскной деятельности: В.М. Атмажитов, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов и др.

Как отмечает Г.К. Синилов, понятие «оперативно-розыскная информация» стало употребляться в научной литературе и нормативных правовых актах в качестве самостоятельного лишь в 70-е годы прошлого столетия [11, с. 135].

По мнению Д.В. Гребельского, «... под оперативно-розыскной информацией можно понимать совокупность первичных и выводных данных о лицах, причастных к подготовке и совершению преступлений, фактах преступных проявлений, состоянии оперативно-розыскных сил и средств, а также об условиях, в которых протекает деятельность органов милиции по борьбе с преступностью» [12, с. 313].

Несколько иное определение указанной категории сформулировал С.С. Овчинский. Под оперативно-розыскной информацией он подразумевает «реальную действительность, явления, имеющие криминальный или криминогенный характер, обстоятельства (изменения в среде), возникающие в связи с общественно опасным поведением...» [13, с. 20-21].

По определению В.А. Лукашова, «опера-

тивно-розыскная информация - это получаемые в результате обнаружения, собирания, обработки, анализа и оценки фактических информационных данных сведения о замышляемых, подготавливаемых и совершенных преступлениях, лицах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, разыскиваемых преступниках, а также обстоятельствах, имеющих непосредственное или потенциальное значение для планирования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий, проведения оперативно-аналитической работы, а также оказания содействия предварительному расследованию» [14, с. 21-22].

Более детальное определение оперативно-розыскной информации дано В.М. Атмажитовым, который рассматривает ее как получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью оперативно-розыскных мер фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для использования в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства [15, с. 11]. В данном определении автор акцентирует внимание на специальных признаках этого понятия, связанных с субъектами получения сведений, а также с соответствующими оперативно-розыскными мерами, используемыми для их получения.

Следует отметить, что указанные выше определения построены на разграничении таких понятий, как «информация» и «данные». Между ними существует сложная диалектическая зависимость. Процесс наблюдения и отражения действительности представляет собой непрерывное, или дискретное, получение данных, которые в совокупности могут нести ценную информацию [16, с. 6]. Данные для любого субъекта, в том числе оперативного работника, могут стать информацией лишь тогда, когда он может их правильно оценить и обнаружить в них новые знания [17, с. 4; 18, с. 139].

Рассмотренные понятия «информация» и «оперативно-розыскная информация» имеют самое непосредственное отношение к вопросам, определяющим сущность информационного обеспечения ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска.

Исследуя этот вопрос, необходимо обратиться к специальной литературе, где ряд авторов высказывают свои позиции относительно понятия информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

подразделений уголовного розыска.

Так, И.Н. Паршин рассматривает информационное обеспечение ОРД аппаратов уголовного розыска как деятельность ряда подразделений и служб ОВД (оперативных и неоперативных аппаратов), направленную на получение из специфических источников оперативно-значимых сведений, их хранение, обработка, передача и использование, в целях борьбы с преступностью [4, с. 30].

По мнению Ю.В. Уварова, информационное обеспечение деятельности аппаратов уголовного розыска представляет собой организацию специально уполномоченными субъектами органов внутренних дел непрерывного информационного процесса для выполнения конкретных задач раскрытия преступлений [6, с. 11-12]. При этом, разделяя позицию ряда ученых и практиков, под информационным процессом он понимает совокупность взаимосвязанных операций по сбору, накоплению, обработке и использованию информации на всех этапах ее циркуляции в системе [19, с. 26].

Согласно позиции Э.И. Бордиловского и Е.Г. Самовичева, «информационное обеспечение ОРД ОВД заключается в создании надежных систем сбора, обработки, хранения и классификации по определенным признакам различных сведений о лицах, предметах, событиях, имеющих отношение к криминальным фактам, и обеспечении своевременного их отыскания и выдачи субъектам указанной деятельности для эффективного решения задач борьбы с преступностью» [20, с. 9-10].

В.М. Атмажитов и Е.Н. Яковец рассматривают информационное обеспечение ОРД ОВД в целом, как «комплекс специальных мер, осуществляемых его субъектами, по созданию и использованию системы оперативно-розыскной информации в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства» [17, с. 5].

Не претендуя на исчерпывающее решение указанных теоретических вопросов, представляется необходимым детально рассмотреть основные признаки (элементы) информационного обеспечения ОРД горрайорганов внутренних дел по линии уголовного розыска.

К числу характерных признаков рассматриваемого понятия относится комплекс специальных мер, реализуемых для решения основных задач информационного обеспечения ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска. В их числе фигурируют меры нор-

мотворческого, организационного, информационного, финансового, технического, математического и иного характера.

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности горрайорганов внутренних дел по линии уголовного розыска актуально при решении конкретных задач данной деятельности [21], в том числе связанных с отдельными фактами (например, по уголовным делам либо делам оперативного учета), а также при постановке вопросов, затрагивающих ее организацию.

Таким образом, информация может быть использована как оперативными работниками подразделений уголовного розыска ГРОВД, занимающихся выявлением, предупреждением, раскрытием преступлений, розыском преступников и т.д., так и субъектами управленческой деятельности с учетом их компетенции. Следует учитывать, что и в том, и в другом случаях предусмотрен дифференцированный доступ пользователей к определенным категориям сведений. Прежде всего, он определяется компетенцией и функциональными обязанностями соответствующих должностных лиц.

Следующим элементом информационного обеспечения ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска являются его субъекты (в данном аспекте мы разделяем позицию В.Н. Тищенко, согласно которой «наличие специального субъекта - специально уполномоченного на то должностного лица - является одним из важнейших условий формирования оперативно-розыскной информации, поскольку только такое лицо способно не только правильно воспринять и оценить эту информацию, но и правомочно обеспечить ее использование для решения задач, стоящих перед органами внутренних дел» [5, с. 28-29]). Они подразделяются на тех, кто создает соответствующие информационные ресурсы, и тех, кто осуществляет их систематизацию [18, с. 138].

К первой категории следует отнести руководителей ОВД и их оперативных подразделений, а также должностных лиц этих подразделений, которым предоставлено право на осуществление ОРД.

Кроме того, в качестве субъектов, относящихся к указанной категории, в определенных пределах можно рассматривать руководителей и должностных лиц неоперативных служб и подразделений ОВД с учетом их компетенции [22, с. 16-18]. В первую очередь, это связано с тем, что в ходе своей служебной деятельности названные

образование. качество.

инновации

должностные лица получают информацию, которая в дальнейшем может представлять оперативный интерес для сотрудников подразделений уголовного розыска.

В соответствии со статьями 10 и 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, руководители ОВД и их оперативных подразделений определяют информационные потребности подчиненных им аппаратов и (с учетом возможностей других субъектов ОРД) конкретную структуру информационного взаимодействия. Кроме того, в рамках решения задач в сфере оперативно-розыскной работы эти руководители определяют формы взаимодействия с другими государственными и негосударственными структурами для получения необходимых сведений.

Следует отметить, что круг указанных субъектов является достаточно широким и, на наш взгляд, это обусловлено тем, что информационное обеспечение ОРД по линии уголовного розыска осуществляется на всех уровнях системы органов внутренних дел Российской Федерации.

С учетом специфики рассматриваемого нами вопроса, следует отметить, что особое место среди названных выше должностных лиц занимают руководители ГРОВД. Так, начальнику горрайоргана внутренних дел предоставлены полномочия по организации информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности возглавляемого им ОВД и подчиненных подразделений [23]. В осуществлении этих полномочий начальнику ГРОВД оказывают помощь его заместители, руководители подразделений и их должностные лица.

Вторую категорию субъектов информационного обеспечения ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска составляют подразделения оперативно-розыскной информации, которые входят в состав криминальной милиции [24, 25], созданы на всех уровнях системы органов внутренних дел Российской Федерации и правомочны осуществлять в пределах установленной компетенции оперативно-розыскную деятельность.

К рассматриваемой категории субъектов информационного обеспечения ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска следует также отнести информационные центры ОВД.

Основной массив учетно-регистрационной информации сосредоточен в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, управлений внутренних дел на транс-

порте и Главном информационно-аналитическом центре МВД России.

Вместе с тем, сведения, накапливаемые в информационных центрах, могут нести лишь вспомогательную нагрузку при осуществлении оперативно-розыскной работы, так как они представляют собой прежде всего статистическую или краткую фактографическую информацию справочного характера [17, с. 31].

Еще одним характерным признаком (элементом) понятия информационного обеспечения ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска является система оперативно-розыскной информации, под которой следует понимать совокупность видов оперативно-розыскной информации, используемой в повседневной деятельности аппаратами уголовного розыска для принятия оперативно-тактических и управленческих решений [5, с. 93].

Система оперативно-розыскной информации обладает специфическими особенностями, отличающими ее от иных видов социальной информации. По нашему мнению, первой такой особенностью является ее антикриминальная направленность. Это означает, что она предназначена для обеспечения подразделений уголовного розыска ГРОВД сведениями, необходимыми для организации борьбы с преступностью и решения иных задач оперативно-розыскной деятельности. Второй особенностью является специфичность объектов регистрации, учет которых позволяет сотрудникам подразделений уголовного розыска принимать обоснованные оперативно-тактические и управленческие решения.

На основании вышеизложенного и учитывая специфику проводимого нами исследования можно предположить, что система оперативно-розыскной информации включает следующие сведения:

- о состоянии оперативной обстановки в борьбе с преступлениями, регистрируемыми по линии уголовного розыска на обслуживаемой горрайорганом внутренних дел территории;

- о сложившихся причинах и условиях совершения на обслуживаемой ГРОВД территории преступлений, регистрируемых по линии уголовного розыска, а также о средствах, методах и результатах профилактического воздействия на преступность;

- о признаках подготавливаемых и совершенных на территории ГРОВД преступлений, регистрируемых по линии уголовного

розыска;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, регистрируемые по линии уголовного розыска, ранее судимых за совершение указанных преступлений, а также представляющих иную криминальную опасность, прожива-

ющих на территории обслуживания ГРОВД.

Таковы, на наш взгляд, основные признаки (элементы) информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности гор-райорганов внутренних дел по линии уголовного розыска, которые в совокупности при их рассмотрении отражают его сущность.

Литература

1. Букейханов П.Е. Информационно-аналитическое обеспечение розыскной работы криминальной милиции горрайорганов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия управления МВД России, 2003. 270 с.

2. Воробьев И.П. Оперативно-розыскная информация и основные формы использования ее при расследовании преступлений (по материалам уголовного розыска): дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВШ МВД СССР, 1973.

3. Новгородцев В.М. Информационно-аналитическое обеспечение аппаратов уголовного розыска в раскрытии преступлений: автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М.: Юридический институт МВД России, 2002. 24 с.

4. Паршин И.Н. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска (теоретический и организационно-тактический аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД России, 1996.

5. Тищенко В.Н. Теоретические основы и проблемы совершенство-вания информационного обеспечения аппаратов уголовного розыска опе-ративно-розыскной информацией: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР, 1980.

6. Уваров Ю.В. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска при раскрытии краж личного имущества: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - М.: НИИ МВД РФ, 1992. 21 с.

7. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М., 1989.

8. Об информации, информационных технологиях и о защите ин-формации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 го-да № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.

9. Афанасьев В.Т., Урсул А.Д. О сущности, видах, свойствах и функциях социальной информации // Научное управление обществом. - М., 1977. Вып. 11.

10. Лекарь А.Г. Научные основы организационно-тактических мер по-вышения эффективности борьбы органов внутренних дел с преступностью: учеб. пособие. - М., 1992.

11. Синилов Г.К. Правовые, информационные и теоретические основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции. - М., 1975.

12. Гребельский Д.В. Теоретические проблемы оперативно-розыскной деятельности органов милиции: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВШ МВД СССР, 1968.

13. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация. - М., 2000.

14. Лукашов ВА. О сущности и значении оперативно-розыскной ин-формации: Информационное сообщение лаборатории проблем оперативно-розыскной деятельности. - М., 1973. Вып. Зс.

15. Атмажитов В.М. Реализация оперативно-розыскной информации: Лекция. - М., 1984.

16. Блинов Ю.С. Проблемы курса теории и практики оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Сб. науч. трудов МВШМ МВД России. - М., 1993.

17.АтмажитовВ.М., ЯковецЕ.Н. Информационное обеспечение опе-ративно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2003.

18. ЯковецЕ.Н. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: монография. - М.: Изда-тельский дом Шумиловой И.И., 2005.

19. Босхолов С.Г. Информационное обеспечение деятельности ОВД в сфере борьбы с преступностью. - Минск, 1987.

20. Бордиловский Э.И., Самовичев Е.Г. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2000.

21. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Рос-сийской Федерации от

12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008 г.) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

22. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Об основных направлениях даль-нейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Труды Академии управления МВД России. - М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 16-18.

23. Типовое положение об отделе (управлении) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципаль-ным образованиям, утвержденное приказом МВД России от 25 октября 2006 года № 847 (ред. от 18.06.2010 г.). П.п. 22, п. 20.

24. О подразделениях криминальной милиции: Постановление Прави-тельства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 925 (ред. от 14.02.2009 г.) // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4904. (Структура криминаль-ной милиции. Пп. «к», п. 1).

25. О некоторых организационных вопросах и структурном построе-нии органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 30 декабря 2007 года № 1220 (ред. 08.12.2009 г.). Приложение № 1. П. 6.2.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.