7.7. О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРОВД ПО ЛИНИИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
Кулешов В.И., адъюнкт кафедры ООРД Академии управления МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Статья посвящена актуальным вопросам организации оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска, а именно совершенствованию ее правовой основы. На основе анализа действующего законодательства, научной литературы и результатов эмпирического исследования в статье указаны некоторые недостатки, присущие правовой основе организации оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска на современном этапе и приводятся основные направления ее совершенствования.
Правовую основу организации оперативно-
1 2 розыскной деятельности' горраиорганов внутренних2
дел по линии уголовного розыска следует рассматривать как производную от более общего понятия - правовой основы организации ОРД в целом. Данное обстоятельство обусловливает тот факт, что многие положения, относящиеся к сущности и содержанию последней, в значительной мере касаются и правовой основы организации оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска.
Под правовой основой организации ОРД ОВД следует понимать систему правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных правовых актах, создающих правовые предпосылки (условия) для осуществления организационных мер в сфере оперативно-розыскной работы либо непосредственно регламентирующих вопросы их применения3.
В систему правовых норм, регламентирующих организацию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, по мнению профессора В.М. Атмажи-това, входят правила и предписания, установленные нормативными правовыми актами различной юридической силы, которые подразделяются на три группы:
1) законы и иные нормативные правовые акты высших и региональных законодательных органов;
2) подзаконные нормативные правовые акты высших и региональных исполнительных органов (указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; ведомственные (межведомственные)
1 Далее по тексту наряду со словосочетанием «оперативнорозыскная деятельность» используется также аббревиатура «ОРД».
2 Далее по тексту наряду со словосочетанием «горрайорган внутренних дел» используется также аббревиатура «ГРОВД».
3 См.: Атмажитов В.М. Сущность организации оперативно-
розыскной деятельности: Лекция. - М.: Академия управления
МВД России, 2008.
нормативные правовые акты; иные нормативные правовые акты);
3) международные нормативные правовые акты4.
Мы разделяем точку зрения профессора В.М. Атма-житова относительно указанной дефиниции и предложенной им классификации источников права, составляющих правовую основу организации оперативнорозыскной деятельности ОВД.
Вместе с тем следует отметить, что в правовую основу организации ОРД ГРОВД по линии уголовного розыска, помимо названных источников права, входят локальные нормативные акты, издаваемые в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, а также в горрайорганах внутренних дел, которые регулируют вопросы организации указанной деятельности.
Проведенное нами исследование правовой основы организации оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска показывает, что в современный период она не обеспечивает существующих потребностей в регулировании названной деятельности. Этот вывод подтверждается результатами анкетирования сотрудников подразделений уголовного розыска и руководителей горрайорганов внутренних дел, а также руководителей подразделений УР и начальников криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Так, лишь 10,3% респондентов считают законодательство, регулирующее ОРД, соответствующим требованиям эффективной борьбы с преступностью по линии уголовного розыска на современном этапе, 65,2% - полагают, что оно соответствует частично, 21,2% - находят его не соответствующим, и 3,3% - затруднились ответить на поставленный вопрос5. Основными направлениями его совершенствования, по нашему мнению, являются:
1) создание действенного механизма социальной и правовой защиты оперативных работников и лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел;
2) расширение перечня оперативно-розыскных мероприятий, а также оснований и условий их проведения, указанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»;
3) упорядочение процесса легализации результатов ОРД в качестве доказательств по уголовным делам.
Необходимо отметить, что градация указанных направлений не носит случайный характер. В исследовании этого вопроса мы опирались на мнение практических работников. Так, 64,8% проанкетированных руководителей горрайорганов внутренних дел и оперативных сотрудников подразделений уголовного розыска ГРОВД указали на необходимость дальнейшего совершенствования мер социальной и правовой защиты оперативных сотрудников и 32,4% высказались за необходимость совершенствования указанных мер в отношении лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел. Значительная часть опрошенных полагает, что дальнейшей разработки требуют вопросы, связанные с необходимостью расширения перечня оснований для проведения ОРМ (40,1%), условий проведения ОРМ (28,2%) и, собственно, самих оперативно-розыскных мероприятий (18,3%). 39,4% респондентов считают, что в дальнейшем совершенствовании нуждаются вопросы, связанные с процессом легализации результатов ОРД в качестве доказательств по
4 См.: Указ. раб.
5 Здесь и далее указываются результаты исследования, проведенного в органах внутренних дел Центрального федерального округа.
Кулешов В. И.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРОВД ПО ЛИНИИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
уголовным делам. Вместе с тем, лишь 2,8% опрошенных одним из направлений совершенствования законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность, называют детальную регламентацию мер, направленных на обеспечение прав и свобод граждан, в отношении которых осуществляется ОРД.
Следует также отметить, что о необходимости совершенствования правовой основы ОРД в указанных направлениях свидетельствует мнение многих спе-циалистов6. В своих работах они называют недостатки, присущие правовой основе ОРД, и предлагают возможные варианты их устранения.
Вместе с тем, затронутая проблема о необходимости совершенствования правовой основы ОРД, в части регулирования отдельных институтов, имеющих значение для организации названной деятельности, является весьма обширной и выходит за рамки нашего исследования. Поэтому мы не ставим перед собой цель ее подробного рассмотрения, а лишь подчеркиваем актуальность и особую значимость на современном этапе.
В контексте проводимого нами исследования особый интерес вызывает вопрос о необходимости закрепления в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» норм, определяющих основы организации названной деятельности.
Если подвергнуть анализу положения действующего Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»7, то в нем можно обнаружить некоторые нормы, регулирующие вопросы организационного характера. Так, часть 2 ст. 4 наделяет органы, осуще-
6 См., например: Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Оперативнорозыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики // Государство и право. - 2005. - № 3. - С. 23-31; Бобров В.Г. К вопросу о законодательном определении перечня оперативнорозыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). - 2006. - № 1. -С. 9-12; Он же. К вопросу о классификации условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). -2008. - № 1. - С. 16-19; Вагин О.А. Социальная и правовая защита лиц, конфиденциально содействующих оперативным аппаратам криминальной милиции: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1997. - 26 с.; Водько Н.П. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в системе Российского законодательства: проблемы и решения: Монография. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. - 131 с.; Гирько С.И., Иси-ченко А.П. Проблемы правового регулирования оперативнорозыскной деятельности // Актуальные вопросы борьбы с преступностью, экстремизмом и терроризмом: Сборник статей / Под общ. ред. А.П. Новикова. - М., 2006. Ч.1. - С. 178-186; Климов И.А., Коршунов С.Л. Некоторые вопросы совершенствования законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Материалы научно-практической конференции (27 октября 2003 г., г. Нижний Новгород): В 3-х ч. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. Ч.1. - С. 38-45; Сурков К.В. Оперативнорозыскное законодательство России: пути совершенствования и развития. Дисс. ... докт. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1997; Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативнорозыскных мероприятий: Монография. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. - 180 с.; Чечетин А.Е., Давыдов С.И. Новеллы правового регулирования порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности // Оперативнорозыскная работа. - 2008. - №1. - С. 3-7; Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. - М.: Издатель Шумилова И.И., 1997. - 232 с.; Ярославцев И.М. Правовая защита конфиденциального содействия граждан органам внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия управления МВД РФ, 1999. - 256 с. и др.
7 Далее по тексту наряду с полным наименованием названного
Закона приводится условное сокращение - ФЗ об ОРД.
ствляющие ОРД, правом издавать в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, которое реализуется путем осуществления нормотворческой (нормопроектирующей) организационно-управленческой функции. Некоторые аспекты информационного обеспечения ОРД отражены в ст. 10 и части 3 ст. 6 Закона. Нормы, содержащиеся в пунктах 2-4 ст. 14 ФЗ об ОРД возлагают на органы, осуществляющие ОРД, ряд обязанностей, выполнение которых происходит в рамках взаимодействия. Названия статей 19 и 20 Закона предполагают, что содержащиеся в них положения
регулируют отдельные аспекты финансового обеспечения и контроля за оперативно-розыскной деятельностью, соответственно.
Несмотря на то, что в действующем ФЗ об ОРД содержатся некоторые нормы организационного характера, следует признать, что в их изложении имеется ряд недостатков.
Во-первых, указанные нормы рассредоточены в тексте Закона и их можно обнаружить только логическим путем.
Во-вторых, изложение норм в таком ракурсе не дает общего представления о сущности организации ОРД, а лишь затрагивает ее отдельные аспекты.
В свою очередь, указанные недостатки могут привести к ошибочному выводу о том, что меры организационно-управленческого и организационно-тактического характера к оперативно-розыскной деятельности не относятся, а также способствуют не совсем верному пониманию основных элементов организации названой деятельности, что приводит к их вольной интерпретации и в итоге неправильному применению.
Нельзя не отметить и то, что в настоящее время в системе правового регулирования оперативнорозыскной деятельности циркулирует достаточное количество нормативных правовых актов, которыми регламентируются вопросы организационного характера, и было бы вполне логично, чтобы они развивали основные положения организации названной деятельности, содержащиеся в Законе.
Вышеуказанные обстоятельства, позволяют нам сформулировать вывод о необходимости законодательного закрепления основных элементов организации оперативно-розыскной деятельности. Мы считаем, что решение этого вопроса путем включения соответствующих положений в действующий ФЗ об ОРД крайне затруднительно, поскольку повлечет за собой внесение изменений и дополнений в ряд других норм (например, касающихся понятия оперативно-розыскной деятельности и др.), а это, в свою очередь, значительно изменит конструкцию закона. На наш взгляд, целесообразно его решить в ходе разработки и принятия проекта нового Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»8, в котором следует предусмотреть соответствующий раздел, содержащий нормы, определяющие основные положения организации
8 Напомним, что работа над проектом нового Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ведется с 2002 года межведомственной рабочей группой, в состав которой включены представители практических и научных подразделений МВД, ФСБ, ГТК (ФТС), Минюста, ФСО России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (см. Атмажитов В.М. О сущности оперативно-розыскной деятельности // Труды Академии управления МВД России. - 2008. - № 1. - С. 67-68).
названной деятельности9. По нашему мнению, должны быть урегулированы вопросы, касающиеся, по крайней мере, информационно-аналитического, финансового и материально-технического обеспечения названной деятельности, а также взаимодействия в ее сфере. Кроме того, возможно законодательное регулирование вопросов планирования оперативно-розыскной деятельности, ее координации, а также оценки результатов такой деятельности и т.д.
Учитывая ограниченный объем статьи, в ней изложены лишь некоторые направления совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска, которые, по нашему мнению, требуют дальнейшего изучения.
Рецензия
Актуальность статьи не вызывает сомнений, поскольку от качества правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска, во многом зависит ее эффективность.
В данной статье на основе анализа действующего законодательства и опубликованных научных работ указываются основные направления совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности ГРОВД по линии уголовного розыска. При формулировании выводов и рекомендаций автор опирался на результаты, полученные в ходе проведенного им эмпирического исследования, что подчеркивает их научную обоснованность и имеющуюся связь с практикой.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что данная статья может быть рекомендована для опубликования.
Научный руководитель
Начальник кафедры ООРД
Академии управления МВД России
Профессор В. М.Атмажитов
9 Аналогичная точка зрения ранее была высказана некоторыми специалистами (см. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2003. - 18 с.; Га-лимов И.Г. О возможных изменениях ведомственной нормативной правовой базы оперативно-розыскной деятельности и критериев ее оценки // Оперативно-розыскная работа. - 2006. - № 4. -С. 11).