Научная статья на тему 'К вопросу о сущности понятия «человеческие ресурсы»'

К вопросу о сущности понятия «человеческие ресурсы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
теоретический анализ / человеческие ресурсы / человеческий капитал / человеческий потенциал / theoretical analysis / human resources / human capital / human potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаенко В. О.

В статье представлено исследование, в ходе которого был выполнен теоретический анализ понятий «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «человеческий потенциал», рассмотрены различные научные подходы к определению их сущности как в историческом, так и в современном контексте. Автором проведен анализ эволюции этого понятия, начиная с его первых упоминаний в классических экономических трудах до современных концепций. В ходе исследования были выявлены изменения в понимании роли человеческих ресурсов, что подчеркивает их ключевое значение в современном мире. Данный анализ позволяет лучше понять эволюцию представлений об управлении человеческими ресурсами и их важность для социально-экономического развития. Автор исследования обнаружил существующие недостатки в предложенных российскими учеными трактовках понятий, которые связаны с несогласованностью и неполным учетом методологических аспектов в их работах. Кроме того, автором выявлена взаимосвязь между понятиями «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», которая указывает на то, что человеческий капитал и человеческий потенциал представляют собой неотъемлемые составные элементы человеческих ресурсов и позволяют рассматривать человеческие ресурсы как целостную систему, обладающую определенными свойствами, подлежащую управлению и развитию. По итогам проведенного анализа автором предложено уточнение трактовки «человеческие ресурсы», применение которой позволит представить единое толкование, четко отражающее взаимосвязи между упомянутыми понятиями, а также предполагает использование как человеческих ресурсов, так и человеческого капитала и человеческого потенциала в качестве комплексных составляющих элементов при разработке стратегических целей и задач государственной политики в этой области. При этом полученный результат подчеркивает важность улучшения концептуальной ясности и системности в исследованиях в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of the Concept of "Human Resources"

The paper presents a study in which a theoretical analysis of the concepts of "human resources," "human capital," and "human potential" was conducted, considering various scientific approaches to defining their essence both in historical and modern contexts. The author analyzed the evolution of these concepts, starting from their early references in classical economic works to contemporary theories. The study identified changes in the understanding of the role of human resources, emphasizing their crucial significance in the modern world. This analysis provides a better understanding of the evolution of human resource management and its importance for socio-economic development. The author identified shortcomings in the interpretations of these concepts by Russian scholars, primarily related to inconsistencies and incomplete consideration of methodological aspects in their works. Furthermore, the study revealed a connection between the concepts of "human resources," "human capital," and "human potential," highlighting that human capital and human potential are integral components of human resources. This allows viewing human resources as a holistic system with specific properties that are subject to management and development. Based on the results of the analysis, the author proposes a clarification of the interpretation of "human resources", the application of which will allow presenting a unified interpretation that clearly reflects the interrelationships between the concepts mentioned, and implies the use of both human resources and human capital and human potential as integrated constituent elements in the development of strategic goals and objectives of public policy in this area. At the same time, the result emphasizes the importance of improving conceptual clarity and systematicity in research in this area.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности понятия «человеческие ресурсы»»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.3(48).83-88 УДК 331.101.262 JEL B00, J24, О15

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ»

В.О. Николаенко, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье представлено исследование, в ходе которого был выполнен теоретический анализ понятий «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «человеческий потенциал», рассмотрены различные научные подходы к определению их сущности как в историческом, так и в современном контексте. Автором проведен анализ эволюции этого понятия, начиная с его первых упоминаний в классических экономических трудах до современных концепций. В ходе исследования были выявлены изменения в понимании роли человеческих ресурсов, что подчеркивает их ключевое значение в современном мире. Данный анализ позволяет лучше понять эволюцию представлений об управлении человеческими ресурсами и их важность для социально-экономического развития. Автор исследования обнаружил существующие недостатки в предложенных российскими учеными трактовках понятий, которые связаны с несогласованностью и неполным учетом методологических аспектов в их работах. Кроме того, автором выявлена взаимосвязь между понятиями «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», которая указывает на то, что человеческий капитал и человеческий потенциал представляют собой неотъемлемые составные элементы человеческих ресурсов и позволяют рассматривать человеческие ресурсы как целостную систему, обладающую определенными свойствами, подлежащую управлению и развитию. По итогам проведенного анализа автором предложено уточнение трактовки «человеческие ресурсы», применение которой позволит представить единое толкование, четко отражающее взаимосвязи между упомянутыми понятиями, а также предполагает использование как человеческих ресурсов, так и человеческого капитала и человеческого потенциала в качестве комплексных составляющих элементов при разработке стратегических целей и задач государственной политики в этой области. При этом полученный результат подчеркивает важность улучшения концептуальной ясности и системности в исследованиях в данной области.

Ключевые слова: теоретический анализ, человеческие ресурсы, человеческий капитал, человеческий потенциал

Для цитирования: Николаенко В.О. К вопросу о сущности понятия «человеческие ресурсы» // BENEFICIUM. 2023. № 3(48). С. 83-88. DOI:

10.34680/BENEFICIUM.2023.3(48).83-88

ORIGINAL PAPER

THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF "HUMAN RESOURCES"

V.O. Nikolaenko, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia

Abstract. The paper presents a study in which a theoretical analysis of the concepts of "human resources," "human capital," and "human potential" was conducted, considering various scientific approaches to defining their essence both in historical and modern contexts. The author analyzed the evolution of these concepts, starting from their early references in classical economic works to contemporary theories. The study identified changes in the understanding of the role of human resources, emphasizing their crucial significance in the modern world. This analysis provides a better understanding of the evolution of human resource management and its importance for socio-economic development. The author identified shortcomings in the interpretations of these concepts by Russian scholars, primarily related to inconsistencies and incomplete consideration of methodological aspects in their works. Furthermore, the study revealed a connection between the concepts of "human resources," "human capital," and "human potential," highlighting that human capital and human potential are integral components of human resources. This allows viewing human resources as a holistic system with specific properties that are subject to management and development. Based on the results of the analysis, the author proposes a clarification of the interpretation of "human resources", the application of which will allow presenting a unified interpretation that clearly reflects the interrelationships between the concepts mentioned, and implies the use of both human resources and human capital and human potential as integrated constituent elements in the development of strategic goals and objectives of public policy in this area. At the same time, the result emphasizes the importance of improving conceptual clarity and systematicity in research in this area. Keywords: theoretical analysis, human resources, human capital, human potential

For citation: Nikolaenko V.O. The Essence of the Concept of "Human Resources" // Beneficium. 2023. Vol. 3(48). Pp. 83-88. (In Russ.). DOI:

10.34680/BENEFICIUM.2023.3(48).83-88

Введение

В современном мире, где стремительные технологические, социальные и культурные изменения делают человеческий фактор ключевым, рассмотрение значения понятия «человеческие ресурсы» становится актуальным. Человеческие ресурсы являются одним из основных активов в бизнесе и обществе, они играют существенную роль в дос-

тижении целей и в решении различных задач организаций, начиная с разработок стратегических планов, заканчивая внедрением инноваций. Человеческие ресурсы имеют определяющее значение и на государственном уровне, влияя на благополучие общества и качество жизни, так как уровень образования, квалификация и здоровье населения оказывают непосредственное воздействие на социально-

экономическое развитие и инновационный потенциал страны.

Кроме того, на сегодняшний день определение теоретической взаимосвязи между понятиями «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» становится важным ввиду того, что научные знания стремительно расширяются и специализируются. Однако, с разделением знаний на узкие области, возникает риск потери целостного понимания и согласованности между ними.

Поэтому исследование теоретической взаимосвязи трактовок обозначенных понятий, а также анализ и оптимизация понятия «человеческие ресурсы» позволят совместить отдельные области знаний и создать общую фундаментальную платформу для их интеграции.

Таким образом, цель исследования заключается в оптимизации понятия «человеческие ресурсы», которое позволит совместить отдельные области знаний и создать общую фундаментальную платформу для их интеграции.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

1) провести теоретический анализ понятий «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «человеческий потенциал», рассмотреть различные научные подходы к определению их сущности как в историческом, так и в современном контексте;

2) определить преимущества и недостатки существующих формулировок упомянутых понятий;

3) предложить уточненное понятие «человеческие ресурсы».

Методологическая база исследования сформирована на основе использования историко-сравнительного, типологического, ретроспективного, диахронного, логического методов, а также метода актуализации.

Результаты и их обсуждение

В процессе изучения литературных источников о человеческих ресурсах сделан вывод о том, что учеными достаточно подробно описывается историческое развитие концепции. Они отмечают, что термин «человеческие ресурсы» стал актуальным в 1970-х годах, когда начался пересмотр роли индивида в экономике и общественных процессах. В научных статьях часто встречаются формулировки, в рамках которых под человеческими ресурсами понимаются индивиды, входящие в состав трудовых ресурсов организации, бизнес-сектора или экономики. Также встречается и другое определение, которое рассматривает человеческие ресурсы как часть населения страны, обладающую физическими, когнитивными и практическими способностями для активного участия в национальном хозяйстве. В основном, они разделяют концепцию на узкоспециализированную, связанную с управлением персоналом, и более объемную, включающую все ключевые ресурсы организации. Авторы также обращают внимание на то, что в иностранных источниках, таких как бизнес-словарь, «человеческие ресурсы» определяются как подразделение организации, занимающееся работниками, в то время как в отечественной литературе это понятие рассматривается как ресурс организации, включая не только людей, но и другие ключевые ресурсы, такие как капитал и технологии. При этом, некоторые ученые считают особенно важным отметить различие между понятиями «человеческие ресурсы» и «трудовые ресурсы», где последние охватывают только знания, навыки, опыт, профессионализм и физическое состояние, исключая моральные и

нравственные аспекты личности [1-3].

Как можно наблюдать, до сих пор нет единого принятого определения данного понятия, а множество интерпретаций существуют на разных уровнях - как на микроуровне (в организации), так и на макроуровне (в стране).

Одновременно с этим необходимо учитывать и тот факт, что «человеческий ресурс» представляет собой набор качеств и характеристик конкретного индивида, в то время как «человеческие ресурсы» представляют собой совокупность этих качеств и характеристик у различных индивидов в рамках субъекта, которые могут быть использованы для определенной деятельности. Следует выделять различия между понятиями «человеческие ресурсы» и «трудовые ресурсы». Последние охватывают только знания, навыки, опыт, профессионализм и физическое состояние, исключая моральные и нравственные аспекты личности.

Представляется возможным согласиться с предложенной концепцией, так как она позволяет более точно оценивать все аспекты человеческих ресурсов, учитывать уникальные качества и характеристики каждого человека.

Понятие «человеческого капитала» имеет давнюю историю в экономической теории. Концептуально, можно выделить несколько важных моментов в развитии этого понятия. В V веке до н.э. Платон впервые выразил основные принципы человеческого капитала, подчеркнув, что правильное воспитание и обучение, передающиеся от поколения к поколению, играют важную роль в перспективном развитии экономики.

В IV веке до н.э. Аристотель задумался о том, как человек может развивать свои способности и навыки, исходя из его склонностей к обучению. Он подчеркнул, что состояние ума и собственности человека влияют не только на его положение в обществе, но и на состояние всего общества [4].

В последующих исследованиях понятие «человеческий капитал» начало активно развиваться, особенно в работах классических экономистов. В VII-VIII веках можно выделить эпоху централизации человеческого труда и развития человеческого капитала. В XVII веке В. Петти (W. Petty) предложил новую категорию - «капитал человека», впервые оценивая производительные характеристики человека в денежных терминах. А. Смит (A. Smith) также развивал эту тему, подчеркивая, что инвестиции в образование и развитие человека можно рассматривать как капитал, который приносит обществу пользу, увеличивая его богатство. К. Маркс (K. Marx) в своем труде «Капитал» выделял производственные отношения между капиталистами и наемными работниками, подчеркивая роль рабочей силы как источника стоимости и увеличения капитала.

С течением времени, развилась неоклассическая теория, связывающая капитал с будущим доходом и накоплением богатства для удовлетворения будущих потребностей. Эта теория определяет капитал как накопленное богатство, предназначенное для удовлетворения будущих потребностей. Экономист А. Маршалл (A. Marshall) объяснил эту концепцию как накопленное богатство, предназначенное для удовлетворения будущих потребностей путем отказа от потребления в настоящем. Основные идеи разных экономистов той эпохи, включая теорию предельной полезности Л. Вальраса (L. Walras), роль государственного регулирования труда по Дж.М. Кларку (J.M. Clark), «умственный капитал» в учениях Ф. Листа (Franz Liszt) и др. охватывают различные аспекты «человеческого капитала» и его роли в экономическом развитии [5-6].

В работах ученых классической и неоклассической теорий можно выделить следующие слабые места, принимая

во внимание современные положения трактования понятия «человеческий капитал»:

• некоторые из подходов упрощают роль человеческого капитала, ограничивая его понимание только навыками и образованием;

• часть подходов не уделяют достаточного внимания социокультурным и контекстуальным факторам, которые также оказывают влияние на формирование и использование человеческого капитала;

• человеческий капитал оценивается преимущественно количественно, игнорируя качественные характеристики, такие как творческий потенциал, способность к адаптации к инновациям и лидерские качества;

• фокусирование внимания исключительно на роли индивида в формировании человеческого капитала, упуская из виду важность коллективных аспектов, таких как командная работа, социальная поддержка и кооперация;

• в большинстве подходов упускается динамическая природа человеческого капитала, который может развиваться и изменяться в процессе времени, что может быть особенно важным в условиях быстро меняющейся экономики и технологического прогресса;

• некоторые подходы переоценивают одни аспекты человеческого капитала, игнорируя другие.

Следует отметить, что интерпретации понятия «человеческий капитал» того времени ограничены и не включают важные характеристики, связанные с современным представлением о капитале. Тем не менее, это был первый шаг к формированию новой категории, которая продолжает развиваться и вносит революционные изменения в понимание экономических процессов.

В российской экономической теории долгое время мало внимания уделялось понятию «человеческий капитал». Несмотря на это, некоторые выдающиеся ученые, такие как М.В. Ломоносов, И.И. Янжул, А.И. Чупров и другие, проводили исследования, где анализировали влияние образования на социально-экономическое развитие.

М.В. Ломоносов, например, подчеркивал, что успех экономического развития зависит от наличия работоспособного населения и его прироста. Он выявил связь между высокой смертностью и низким уровнем грамотности и культуры, что влияло на рост преступности и убыли населения. Уровень образования сотрудников влиял на их ответственность, порядочность и производительность труда [5].

В XX веке, несмотря на ограничения советской идеологии, советские экономисты осознавали важность развития человеческих ресурсов для увеличения производительности труда и процветания нации.

С.Г. Струмилин, исследовавший взаимосвязь образования и экономики, утверждал, что выгоды от повышения производительности труда превышают государственные расходы на образование. Он разработал концепцию убывающей маргинальной производительности образования, считая, что эффективность образования уменьшается по мере накопления опыта работы. Также Струмилин исследовал врожденные способности как фактор, влияющий на профессиональную квалификацию и заработную плату. Его работа подчеркивает важность изучения человеческого капитала в современном контексте [7].

В 1991 г. М.М. Критский стал одним из первых ученых в области исследования человеческого капитала. Он рассматривал человеческий капитал как концепцию, охваты-

вающую различные аспекты человеческой активности и знаний, которые применяются в современном обществе. В 1990-х годах другие ученые пришли к выводу, что человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, образования, состояния здоровья и других характеристик индивида, которые способствуют повышению его производительности и уровня доходов. Здесь подразумеваются инвестиции в собственное образование, развитие и поддержание здоровья, что может положительно сказаться на увеличении экономической эффективности и благополучии. Концепция человеческого капитала стала фундаментом для развития соответствующей теории и методологии в России. Такие экономисты, как Б.В. Корнейчук, С.А. Дятлов, А.И. Добрынин и Л.Г. Симкина, объяснили, что человеческий капитал представляет собой накопленные ресурсы знаний, здоровья, навыков и мотивации, которые могут влиять на рост производительности труда, доходов и общей экономической активности [5].

В современном контексте ученые из различных стран, включая Российскую Федерацию, продолжают проводить исследования в области накопления, сохранения и развития человеческого капитала. Их целью является повышение эффективности использования этого капитала, учитывая текущие и будущие социально-экономические тенденции и вызовы.

Теоретические исследования, фокусирующиеся на различных аспектах проблемы человеческого капитала, можно разделить на три основные категории:

1) исследования, направленные на уточнение терминологии и понятийного аппарата;

2) анализ возможностей и рисков применения концепции человеческого капитала в современных условиях;

3) исследования, охватывающие прогноз развития теории человеческого капитала.

На данный момент понятие «человеческий капитал» хорошо разработано с точки зрения теории и методологии. Например, в работах одних исследователей указывается, что данная концепция объединяет в себе врожденные способности, физическое здоровье, а также приобретенные знания, опыт и квалификацию, где человеческий капитал играет важную роль в стимулировании экономического роста, включая не только способность к труду, но и способность приносить доход для индивида. Этот вид капитала также характеризуется пластичностью, так как он способен накапливать опыт и знания.

Вместе с тем, существуют разные интерпретации концепции человеческого капитала со стороны ученых. Например, некоторые исследователи подчеркивают социальные аспекты человеческого капитала, рассматривая его как пластичный ресурс, который накапливает опыт и знания, другие аргументируют нежелательность использования термина «капитал» в контексте человека и предлагают рассматривать «человеческий капитал» как часть национального капитала, или предлагают трактовать «человеческий капитал» как часть интеллектуального капитала субъекта - организации, включая индивидуальные и коллективные знания и нематериальные активы.

В продолжение были рассмотрены современные трактования исследуемого понятия, в которых отражается прямая взаимосвязь между уровнем качества жизни и объемом накопленного человеческого капитала. Исследователи приходят к выводу о том, что концепции «качество жизни» и «человеческий капитал» могут быть рассмотрены как взаимозаменяемые. Однако данное утверждение находит

ограниченную поддержку из-за того, что понятие «качество жизни» включает в себя более широкий спектр факторов, включая и связанные с человеческим капиталом.

В литературных источниках также встречается подход, который рассматривает человеческий капитал как эквивалент другим видам капитала, и приводит к упрощенному пониманию человеческой природы и ее взаимодействия с экономикой. Обширное распространение индивидуализма и призывов к материальному потреблению может привести к деградации богатой и многогранной природы человека до уровня биологических аспектов. В работах отмечается, что концепция человеческого капитала имеет смысл не только в выделении роли производственной деятельности в общественной жизни, но также в детальном рассмотрении других, не связанных с производством областей, включая образование, здравоохранение, культуру и науку [8-11].

Подобные концепции пренебрегают другими важными аспектами, такими как эмоциональные качества, творческий потенциал. Хотя знания, навыки и интеллектуальные активы действительно играют значительную роль, они не могут полностью охватить весь спектр человеческих способностей и качеств.

Кроме того, такие интерпретации могут привести к узкому восприятию «человеческого капитала» как исключительно интеллектуального ресурса, что может недооценивать важность других факторов, таких как мотивация, лидерские способности, способность к адаптации и сотрудничеству, которые также являются важными составляющими любого субъекта.

В настоящее время невозможно считать, что теория человеческого капитала единолично отвечает за все существующие общественные проблемы. Скорее, развитие данной теории и вклад ее авторов побуждают общество, государственные институты и предпринимателей рассматривать расходы на развитие человеческих ресурсов и социальные сферы как инвестиции, способствующие экономическому росту. С этой точки зрения, теория человеческого капитала получает важное социальное и экономическое значение.

Кроме того, для введения в исторический контекст развития концепции человеческого потенциала, был проведен анализ ряда научных работ, в которых отмечается, что в российской науке до конца 1990-х годов человеческий потенциал рассматривался в основном как элемент системы производства, общества и технологий, оказывающий влияние на их эффективность и управляемость. Но постепенно начал формироваться новый взгляд на человеческий потенциал, который выделяет его ценность и обращает внимание на способность человека к изменениям и развитию. Этот потенциал может проявляться в разных сферах жизни.

В исследованиях ученых «человеческий потенциал» описывается как совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут использоваться для достижения как личных, так и общественных целей. Это включает в себя расширение возможностей для самореализации человека. Другими авторами «человеческий потенциал» определяется в качестве способностей, знаний и качеств человека, выделяя такие его формы, как здоровье, семейное благополучие, экологическое поведение, гражданскую активность, науку и образование, представляющие собой его потенциал, который может проявляться в различных аспектах жизни [12-17].

Представляется возможным сделать вывод, что человеческий потенциал является суммой врожденных способностей и приобретенных знаний и навыков, которая может проявляться в разных аспектах жизни, а его развитие зависит

от образования, здоровья и экономического благополучия.

Также следует отметить, что несмотря на сходство самих понятий «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» в рассмотренных исследованиях, они имеют значительные отличия. Эти термины обладают уникальными характеристиками и значениями, а также оказывают разное воздействие на общественное восприятие человека и его развитие. Основные различия заключаются в том, что человеческий капитал оценивает способности, знания и навыки, которые приносят финансовую прибыль, в то время как человеческий потенциал охватывает все способности человека независимо от их финансовой прибыльности.

Анализ данных понятий помогает оценить роль человеческих ресурсов, их потенциал и степень влияния на социально-экономическое развитие. В то же время особенностью человеческого капитала по отличительным признакам от представленных категорий является его структурное устройство. В его основе лежат следующие основные составляющие:

1) знания, представляющие информацию, применяемую в ходе экономической деятельности;

2) способности, обеспечивающие успешное осуществление функций;

3) опыт и навыки, выражающиеся в мастерстве выполнения конкретных трудовых операций;

4) культура, формирующая принципы и стандарты поведения в соответствии с существующими знаниями, нормами, традициями и этическими нормами;

5) мотивация, отражающая направленность деятельности на достижение определенных результатов и удовлетворение процессом и итогами работы.

Также при рассмотрении интерпретации понятия «человеческий капитал» следует отметить, что основное внимание уделяется «капиталу» как определенной стоимости, внедряемой в оборот с целью получения дополнительных выгод. Согласно многим научным работам ученых, занимающихся исследованием человеческого капитала, его сущность заключается в инвестициях и вложениях в человека как индивида.

Все вышеупомянутые концепции демонстрируют общие черты, заключающиеся в совокупности качеств, которые характеризуют личность человека и оказывают влияние на результаты его деятельности. Однако существуют определенные различия. Человеческие ресурсы, как правило, направлены на удовлетворение потребностей конкретных субъектов, включая как отдельных людей, так и население страны в целом. В то время как человеческий капитал представляет результат инвестирования в человеческие ресурсы с целью получения дополнительных выгод, будь то материальные или нематериальные, как для индивида, так и для соответствующих субъектов.

Понятие «потенциал» здесь подразумевает наличие неиспользованных возможностей, которые могут быть активированы для достижения определенных целей. Это направление ощущается в различных определениях, предложенных исследователями, изучающими человеческий потенциал.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что человеческий потенциал состоит из врожденных и приобретенных качеств, свойств и возможностей личности, включая знания, умения, навыки, опыт, здоровье, профессионализм, моральные и нравственные аспекты. Эти аспекты могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, в зависимости от природных, экологических и социально-экономических условий.

Углубленное понимание роли человеческих ресурсов, их развития и эффективного использования является базой для оптимизации человеческого капитала. В то же время исследование человеческого потенциала способствовало выявлению ключевых факторы его развития, разработке методик и подходов для его активизации.

Следовательно, эти концепции взаимосвязаны и оказывают прямое влияние друг на друга. Продвижение человеческих ресурсов и инвестиции в человеческий капитал способствуют реализации человеческого потенциала.

В свою очередь, развитый человеческий потенциал становится значимым источником как человеческого капитала, так и человеческих ресурсов.

Таким образом, исследование этих концепций в совокупности обеспечивает более глубокое понимание роли человека в обществе и экономике, позволяет выявить факторы его успешного развития и эффективного использования.

На основании анализа трактований определений «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» при отсутствии единообразия понятия «человеческие ресурсы», становится необходимым определить концептуальную взаимосвязь этих категорий.

Главное предназначение человеческих ресурсов заключается в удовлетворении потребностей в рамках конкретной деятельности.

При инвестировании в отдельного индивида или нескольких человек формируется человеческий капитал, главная цель которого заключается в получении дополнительных благ и увеличении доходов (как материальных, так и нематериальных) для человека, а также для хозяйствующих субъектов, территорий, регионов или стран.

Человеческий потенциал - это совокупность врожденных и приобретенных сил, качеств и возможностей личности, которые могут быть использованы (или не использованы) для достижения личных и общественных целей в разнообразных условиях. При благоприятных обстоятельствах активизированный человеческий потенциал способствует формированию как человеческого капитала, так и человеческих ресурсов, в результате чего достигается положительный эффект.

В неблагоприятных условиях человеческий потенциал остается неиспользованным или, иначе говоря, пассивным.

Таким образом, исходя из изложенного, предлагается внедрить определение «человеческие ресурсы» в контексте государственного управления, которое описывается следующим образом: человеческие ресурсы представляют собой совокупность врожденных и приобретенных характеристик, качеств и способностей людей, населяющих определенную территорию. Эти качества можно развивать и корректировать с помощью долгосрочных вложений и использовать для достижения индивидуальных и общественных целей в конкретных социально-экономических условиях.

Применение данного определения предлагается ввести по причине отсутствия единого общепринятого теоретического подхода к данному понятию. Единое толкование будет четко отражать взаимосвязи между понятиями «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», и способствовать его дальнейшему применению при разработке стратегических целей и задач государственной политики по совершенствованию как человеческих ресурсов, так и человеческого капитала и человеческого потенциала как комплексных составляющих элементов.

Вместе с тем, данная формулировка подчеркивает важность адаптации человека к конкретным социально-экономическим условиям, подразумевает способность человека своевременно и адекватно реагировать на меняющиеся внешние условия, такие как изменения рынка труда, технологические совершенствования, внедрение инноваций, различные катаклизмы и др.

Также данное понятие характеризуется, в том числе, и прогностическим аспектом. Оценка перспектив развития может основываться на показателях различных сфер человеческой и общественной жизни. Для этого необходимо учитывать факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние. Несмотря на это, оценка политических, экономических и социальных аспектов добавляет дополнительную сложность в проведение анализа.

Заключение

Предложенное по итогам исследования уточнение понятия «человеческие ресурсы» в области государственного и муниципального управления представляет собой научную основу для формирования государственной политики в области развития человеческих ресурсов, в частности - подготовки понятийной базы нормативных правовых актов стратегического планирования в сферах образования, здравоохранения, трудовых ресурсов и других аспектов управления человеческими ресурсами, человеческим капиталом и потенциалом, а также делает возможной разработку единых стандартов мер для комплексной поддержки и развития человека в соответствии с принимаемыми стратегическими целями.

Включение данной формулировки в существующие и будущие нормативные правовые акты всех уровней государственной власти обеспечит ясность и согласованность понятий «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», устранит двусмысленность и позволит иметь общую трактовку для определения целей и принятия решений в государственном управлении

Библиография

[1] Ибраева Э.А. Теоретические подходы к толкованию понятия «человеческие ресурсы» // European Science. 2022. Том 2. № 64. С. 28-33. DOI: 10.24411/2410-2865-2022-10202

[2] Дьяконова М.А., Шарипов Ф.Ф. Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами» // Вестник университета. 2018. № 4. С. 14-17. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-4-14-17

[3] Арнаут М.Н. Дефиниция понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал» и «человеческий ресурс» // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 2. С. 79-85. DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-79-85

[4] Кульжанова Г.Т. К вопросу истории развития и формирования понятия «человеческий капитал» // Евразийский юридический журнал. 2018. Том 5. № 120. С. 415-417.

[5] Хайкин М.М. Развитие теории человеческого капитала в условиях сервисной экономики // Экономические науки. 2010. Том 1. № 62. С. 51-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Кокуйцева Т.В., Неверов А.В. Человеческий капитал: основные теоретические подходы к анализу и оценке // Друкеровский вестник. 2020. Том 3. № 35. С. 19-36. DOI: 10.17213/2312-64692020-3-19-36

[7] Красова Е.В. Взгляды советского экономиста С.Г. Струмилина с позиции современной теории человеческого капитала // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Том 10. № 2(35). С. 210-214. DOI: 10.26140/anie-2021-1002-0038

[8] Синицкая Н.Я. Развитие теории человеческого капитала: научный обзор // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 182-190.

[9] Гасанова Т.В., Бабушкина Е.П. Развитие трудового потенциала и эффективность его использования в обществе и экономики / Эффективность сферы товарного обращения и труда, Гомель,

26 октября, 2018. Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2018. С. 15-18.

[10] Степанов А.Д. К вопросу о концепции содержания и сравнительной характеристике человеческого капитала // Науковедение. 2012. № 1. С. 1-5.

[11] Гвоздева Н.И. От рабочей силы к человеческому капиталу // Наука и общество. 2012. Том 6. № 9. С. 77-83.

[12] Исакова Т.В., Нуриева Е.В. Теоретические основы понятия «человеческий капитал» / Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований North Charleston, USA, 0506 июня, 2017. North Charleston: CreateSpase, 2017. С. 177-178.

[13] Zaretskiy A.D., Ivanova T.E., Kleshcheva Yu.S. Theoretic issues of increasing the significance of human capital in the global economy / The 1st China and CIS Countries Scientific Readings «Urbanization Level, Rural Labor Transfer and Economic Growth in the XXI-st Century: Economic Models, New Technologies, Management & Marketing Practicesand Mutual Collaboration», Lanzhou, May 10, 2019. Yekaterinburg: Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, 2019. Pp. 137-149. (На англ.).

[14] Нехода Е.В. Ограничения теории человеческого капитала // Управление экономическими ресурсами - основа развития инновационной технологии. 2015. № 6. С. 183-190.

[15] Бушуев В.К., Тимченко В.О. Теория человеческого капитала и ее современная интерпретация // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 6-12.

[16] Никульшеева В.Ф. О соотношении понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «человеческий фактор», «человеческие ресурсы» // Посткризисный мири модернизация современной науки: концепции, проблемы, решения. Материалы VII Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 22 февраля, 2021. Ростов-на-Дону: ООО "Приоритет", Южный федеральный университет, 2021. С. 286289.

[17] Федотов А.А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. Том 7. № 77. С. 148-155. DOI: 10.24412/24110450-2021-7-148-155

References

[1] Ibrayeva E.A. Theoretical Approaches to "Human Resources" Concept // European Science. 2022. Vol. 2(64). Pp. 28-33. (In Russ.). DOI: 10.24411/2410-2865-2022-10202

[2] Dyakonova M., Sharipov F. Evolution of Concept of "Human Resource Management" // Vestnik universiteta. 2018. Vol. 4. Pp. 1417. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-2018-4-14-17

[3] Arnaut M.N. Definition of the Concepts of "Human Capital", "Human Potential" and "Human Resource" // Etap: Economic Theory, Analysis, and Practice. 2021. Vol. 2. Pp. 79-85. (In Russ.). DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-79-85

[4] Kulzhanova G.T. To the Question of the History of Development and Formation of the "Human Capital" Concept // Eurasian Law Journal. 2018. Vol. 5(120). Pp. 415-417. (In Russ.).

[5] Khaykin M.M. Razvitie teorii chelovecheskogo kapitala v usloviyah servisnoj ekonomiki [Development of human capital theory in the service economy] // Economic Sciences. 2010. Vol. 1(62). Pp. 51-54. (In Russ.).

[6] Kokuytseva T.V., Neverov A.V. Human Capital: Essential Theoretical

Approaches to Analysis and Evaluation // Drukerovskij vestnik. 2020. Vol. 3(35). Pp. 19-36. (In Russ.). DOI: 10.17213/2312-64692020-3-19-36

[7] Krasova E.V. Views of Soviet Economist Stanislav G. Strumilin from the Modern Human Capital theory Position // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. Vol. 10(2-35). Pp. 210-214. (In Russ.). DOI: 10.26140/anie-2021-1002-0038

[8] Sinitskaya N.Ya. Development of the Theory of Human Capital: Scientific Review // Economic Sciences. 2016. Vol. 2. Pp. 182-190. (In Russ.).

[9] Gasanova T., Babushkina E. The Development of Labor Potential and the Efficiency of its use in Society and the Economy / Effektivnost' sfery tovarnogo obrashcheniya i truda [Efficiency of the sphere of commodity circulation and labor], Gomel, October 26, 2018. Gomel: The Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives, 2018. Pp. 15-18. (In Russ.).

[10] Stepanov A.D. K voprosu o koncepcii soderzhaniya i sravnitel'noj harakteristike chelovecheskogo kapitala [Towards the concept of content and comparative characterization of human capital] // Naukovedeniye. 2012. Vol. 1. Pp. 1-5. (In Russ.).

[11] Gvozdeva N.I. From Workforce to Human Capital // Science and Society. 2012. Vol. 6(9). Pp. 77-83. (In Russ.).

[12] Isakova T.V., Nureva E.V. Teoreticheskie osnovy ponyatiya "chelovecheskij capital" [Theoretical foundations of the concept of "human capital"] / Aktual'nye napravleniya fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij [Current Trends in Basic and Applied Research], North Charleston, USA, June 05-06, 2017. North Charleston: CreateSpase, 2017. Pp. 177-178. (In Russ.).

[13] A.D., Ivanova T.E., Kleshcheva Yu.S. Theoretic issues of increasing the significance of human capital in the global economy / The 1st China and CIS Countries Scientific Readings «Urbanization Level, Rural Labor Transfer and Economic Growth in the XXI-st Century: Economic Models, New Technologies, Management & Marketing Practicesand Mutual Collaboration», Lanzhou, May 10, 2019. Yekaterinburg: Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, 2019. Pp. 137-149.

[14] Nekhoda E.V. Limitations of the Human Capital Theory // Upravlenie ekonomicheskimi resursami - osnova razvitiya innovacionnoj tekhnologii [Economic resource management - the basis for the development of innovative technology]. 2015. Vol. 6. Pp. 183-190. (In Russ.).

[15] Bushuev V.K., Timchenko V.O. Human Capital Theory and its modern Interpretation // Bulletin of the State University of Education. Series: Economics. 2015. Vol. 1. Pp. 6-12. (In Russ.).

[16] Nikulsheeva V.F. On the Correlation of the Concepts of «Human Capital», «Human Potential», «Human Factor», «Human Resources» // Postkrizisnyj miri modernizaciya sovremennoj nauki: koncepcii, problemy, resheniya. Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Post-crisis world modernization of modern science: concepts, problems, solutions. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference], Rostov-on-Don, February 22, 2021. Rostov-on-Don: Priority LLC, Southern Federal University, 2021. Pp. 286-289. (In Russ.).

[17] Fedotov A.A. Human Potential and Human Capital: Essence and Difference of Concepts // Economy and Business: Theory and Practice. 2021. Vol. 7(77). Pp. 148-155. (In Russ.). DOI: 10.24412/24110450-2021-7-148-155

Информация об авторе / About the Author

Виталий Олегович Николаенко - аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия / Vita lii O. Nikolaenko - Graduate Student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia E-mail: nvo@vetweiser013.ru SPIN РИНЦ 9634-7372

Дата поступления статьи: 29 августа 2023 Принято решение о публикации: 25 сентября 2023

Received: August 29, 2023 Accepted: September 25, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.