Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3969
644
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий потенциал / человеческий капитал / качество населения / качество жизни / human potential / human capital / population quality / quality of life

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Федотов

В статье приведены результаты сравнительного анализа понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», выделены их отличия, показано, что в ходе истории управляющие структуры как правило апеллировали к категории человеческого капитала, даже если называли его человеческим потенциалом. В самом общем виде человеческий потенциал отличается от человеческого капитала приоритетом гуманистических взглядов над утилитарными и прагматическими. Другими словами, человеческий потенциал, в отличие от человеческого капитала, рассматривает все способности, таланты и стремления человека, вне зависимости от того, приносят ли они прибыль в настоящем или будущем. Также, понятие человеческого потенциала, в отличие от капитала, не предполагает стоимостного выражения. Дан исторический обзор возникновения и развития данных понятий, показано, как эволюция терминов (от человеческого капитала к человеческому потенциалу) является следствием развития общества и изменения отношения к человеку. Научная новизна современного подхода к человеку заключается в смещении акцента исследований от утилитаристкой концепции человеческого капитала в сторону гуманистической парадигмы развития человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN POTENTIAL AND HUMAN CAPITAL: ESSENCE AND DIFFERENCE OF CONCEPTS

The article presents the results of a comparative analysis of the concepts of "human potential" and "human capital", highlights their differences, shows that in the course of history, governing structures usually appealed to the category of human capital, even if they called it human potential. In its most general form, human potential differs from human capital by the priority of humanistic views over utilitarian and pragmatic ones. In other words, human potential, unlike human capital, considers all the abilities, talents and aspirations of a person, regardless of whether they are profitable in the present or in the future. Also, the concept of human potential, unlike capital, does not imply a value expression. A historical review of the emergence and development of these concepts is given, it is shown how the evolution of terms (from human capital to human potential) is a consequence of the development of society and changes in attitudes towards a person. The scientific approach to man is to shift the focus of research from the utilitarian concept of human capital towards the humanistic paradigm of human development.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ И

ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ

А.А. Федотов, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-7-148-155

Аннотация. В статье приведены результаты сравнительного анализа понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», выделены их отличия, показано, что в ходе истории управляющие структуры как правило апеллировали к категории человеческого капитала, даже если называли его человеческим потенциалом. В самом общем виде человеческий потенциал отличается от человеческого капитала приоритетом гуманистических взглядов над утилитарными и прагматическими. Другими словами, человеческий потенциал, в отличие от человеческого капитала, рассматривает все способности, таланты и стремления человека, вне зависимости от того, приносят ли они прибыль в настоящем или будущем. Также, понятие человеческого потенциала, в отличие от капитала, не предполагает стоимостного выражения. Дан исторический обзор возникновения и развития данных понятий, показано, как эволюция терминов (от человеческого капитала к человеческому потенциалу) является следствием развития общества и изменения отношения к человеку. Научная новизна современного подхода к человеку заключается в смещении акцента исследований от утилитаристкой концепции человеческого капитала в сторону гуманистической парадигмы развития человеческого потенциала.

Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, качество населения, качество жизни.

Человеческий капитал

Понятие и теория человеческого капитала занимали умы ученых с давних пор. Еще У. Петти (17 век) уделял им серьезное внимание в своих трудах. Однако наиболее фундаментальное исследование категории «капитал» принадлежит, конечно, К. Марксу.

При этом следует отметить, что законы экономики, которые К. Маркс открыл и описал в своем фундаментальном труде «Капитал», и в настоящее время не исчезли. В современной жизни преобладают те же общественные отношения, которые анализировались автором «Капитала». В соответствии с его основным положением «капитал - это определенное общественное производственное отношение, принадлежащее определенной исторической формации общества [1, с. 380]. Производственные отношения, о которых здесь идет речь, - это отношения между капиталистом, владельцем орудий труда и средств производства и наемными работниками, владельцами собственной рабочей силы, т.

е. способности к труду. «Превращая деньги в товары, которые служат вещественными элементами нового продукта, или факторами процесса труда, присоединяя к их мертвой предметности живую рабочую силу, капиталист превращает стоимость -прошлый, овеществленный, мертвый труд - в капитал, в самовозрастающую стоимость» [2, с. 216].

К. Маркс доказал, что специфическим товаром, потребление которого являлось бы овеществлением труда, т. е. созданием стоимости, является рабочая сила (способность к труду), и именно потребление этого товара создает прирост капитала. Возникшая позже неоклассическая теория связывает понятие капитала с притязаниями на получение будущего дохода, подразумевая под капиталовложениями любые затраты, влекущие за собой отказ от текущего потребления и обеспечивающие получение определенного дохода в будущем. Согласно трактовке известного экономиста А. Маршалла, «капитал есть богатство, отложенное для удовлетворения - прямого

или косвенного - будущих потребностей» [3, с. 435].

Сам термин - «человеческий капитал» -предложил Д. Минсер в 1958 г., а затем лауреаты Нобелевской премии по экономике Т. Шульц, Г. Беккер, С. Кузнец, а также другие ученые значительно расширили и углубили само понятие и связанные с ним отношения.

Нужно отметить, что зарождение современной теории человеческого капитала пришлось на середину 20 века, поскольку именно в это время начался переход развитых стран от индустриального общества к постиндустриальному, основанному на «экономике знаний». В этих условиях возрастает роль высококвалифицированного труда, и человек объявляется фактором успешного экономического развития постиндустриального общества, причем это становится государственной задачей.

Сегодня понятие «человеческий капитал» широко используется в научных трудах самых разных ученых. Появление и распространение теории человеческого капитала способствовало тому, что квалификацию и образование сотрудников стали расценивать как элементы, внутренне присущие экономическому и производственному процессу.

Люди - основное богатство любой компании. Знания, профессиональный опыт, навыки, трудовая мотивация и поведение образуют в совокупности человеческий капитал, позволяющий человеку в условиях рыночной экономики торговать своими знаниями, умениями и навыками. Фирмы во все большей степени начинают зависеть от них, а во многих случаях - бороться за их приобретение и сохранение.

Таким образом, используя логику и термины К. Маркса, можно сказать, что человек - это стоимость, приносящая прибыль. Поэтому и появилась настоятельная необходимость в методах для измерения производительных способностей человека, а идея человеческого капитала как раз и была выдвинута для того, чтобы получить такую меру.

Существует множество определений понятия «человеческий капитал» разных авторов. Приведем некоторые из них.

Т. Шульц «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [4, с. 2-3]

Г. Беккер «Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах» [5, с. 39]

Л. Туроу «Человеческий капитал определяется как производительные навыки, способности и знания, которыми обладает индивид, и измеряется рыночной ценой совокупности произведенных им товаров и услуг» [6, с. 1].

А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цы-ренова «Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знания, навыки, способности, мотивации, который ведет к росту квалификации работника, целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности и качества его труда и тем самым ведет к росту заработков данного человека» [7, с. 296].

Р.И. Капелюшников «Человеческий капитал - это запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им как в производственных, так и в потребительских целях. Он - человеческий, потому что воплощен в личности человека, он - капитал, потому что является источником будущих доходов или будущих удовлетворений, или того и другого вместе» [8, с. 6].

С.А. Курганский «Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, которые при целесообразном использовании генерируют новую стоимость и поток доходов» [9, с. 15].

Основная разница в приведенных определениях заключается в тех конкретных аспектах, которые их авторы берут за основу - сам факт обладания этим особым видом нематериального богатства, процесс его приобретения и соответствующие ему затраты, или отдача, выгода, результат его функционирования.

Таким образом, приведенный анализ понятия «человеческий капитал» позволяет считать, что предметом исследования в теории человеческого капитала являются способности человека (а также навыки и умения) - врожденные и приобретенные, качество этих способностей и степень их возможной отдачи при использовании в деятельности на благо самого человека и общества в целом.

Поскольку признано, что человек составляет главное общественное богатство, постольку экономический прогресс общества напрямую зависит от развития человека. А «совокупность физических и духовных сил человека, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциональных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации, определяется как человеческий потенциал» [10, с. 168].

И мы переходим к исследованию человеческого потенциала.

Человеческий потенциал

При этом следует отметить, что особенностью современных исследований является то, что развитие человеческого потенциала стало главным и определяющим фактором экономического роста. Классификация стран по уровню экономического развития в значительной степени определяется качеством человеческого потенциала. От него, в конечном итоге, зависят и темпы НТП, организация и культура труда, его производительность.

Проведенные исследования и расчеты показывают, что вложения в развитие человеческого потенциала в современной экономике оказываются наиболее эффективными по сравнению со всеми другими направлениями и сферами их использования.

Парадигма человеческого потенциала отличается от парадигмы человеческого капитала приоритетом гуманистических установок над утилитарными прагматическими установками и повышенной чувствительностью к культурно-историческим, социокультурным, культурно-психологическим факторам в разработке программ и стратегий модернизации образования. За сменой терминологии от человеческого капитала к человеческому потенциалу стоит изменение картины мира, предполагающее иное отношение к человеку и его развитию.

Следует отметить, что в явном виде понятие человеческого потенциала отсутствует в научных трудах отечественных и зарубежных учёных. Для внесения ясности в этот вопрос попробуем проследить историю зарождения и развития понятия «человеческий потенциал» в трудах советских и российских ученых.

Само понятие возникло в XX веке, когда стала очевидна важнейшая роль субъективного человеческого фактора в большинстве экономических процессов. Таким образом, можно сказать, что понятие «человеческий потенциал» изначально родилось именно в рамках экономической науки, став логическим продолжением таких понятий, как «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы», «рабочая сила». Логическим - в силу роста значения человеческого фактора, в частности, качественных характеристик населения, в производстве.

Авторское видение истории зарождения и развития понятия человеческого потенциала представлено на рисунке.

Рис. История развития понятия «человеческий потенциал»

Трудовые ресурсы

Трудовой потенциал

Человеческий потенциал экономики

Человеческий потенциал (в общем виде)

Если понятие «трудовые ресурсы» является исключительно количественной характеристикой, отражающей численность трудоспособного населения, то понятие «трудовой потенциал» уже отражает рабочую силу, выступающую в определенном общественно-экономическом качестве. Согласно определению И.С. Масловой: «личный трудовой потенциал является показателем интегральной дееспособности человека, возникающей из органического единства его качеств как части населения, трудовых ресурсов, совокупного работника и члена общества» [11, с. 7]. Другими словами, трудовой потенциал заключается в производительных способностях населения: количественных и качественных характеристиках участия людей в экономической деятельности.

Отличительной особенностью обоих понятий (трудовые ресурсы и трудовой потенциал) является то, что они рассматривают только экономически активное население страны. И, так как «трудовой потенциал представляет собой лишь одну из подсистем более объемной категории человеческий потенциал» [12, с. 12], то и главное различие между трудовым и человеческим потенциалами заключается в том, что первая категория рассматривает трудоспособное население и его способность к производству, а вторая - всё население, в том числе нетрудоспособное, и все способности, в том числе не производительные. Соответственно сфера реализации трудового потенциала ограничена трудовой деятельностью (производством), а сфера реализации человеческого потен-

циала включает в себя не только трудовую деятельность, но и проведение досуга, потребление, межличностные отношения. Другими словами, с появлением понятия «человеческий потенциал» в рамках экономической науки появилась новая категория, отражающая прямые и косвенные производительные способности, и потребности людей: количественные и качественные характеристики участия населения в экономической деятельности.

Если же рассматривать более широкое понятие человеческого потенциала, не применительно к экономике, а в общем виде, то можно дать следующее определение. Человеческий потенциал - это совокупность способностей, знаний, навыков и личностных характеристик человека вне зависимости от того, в какой мере они находят или могут найти конкретное применение в производительной деятельности.

Отличие двух определений заключается в том, что человеческий потенциал экономики рассматривает не все характеристики населения, а те из них, которые способствуют и определяют социально-экономическую эффективность воспроизводственных процессов.

Человеческий потенциал в общем виде включает в себя все способности, потребности, досуг и межличностные отношения, т.е. все количественные и качественные характеристики всего населения, независимо от участия в экономической деятельности.

Обобщим вышесказанное:

1) понятие трудовых ресурсов отражает количественную характеристику трудоспособного населения;

2) понятие трудового потенциала рассматривает производительные способности трудоспособного населения, качества, способствующие трудовой деятельности;

3) понятие человеческого потенциала экономики рассматривает производительные, потребительские и другие способности всего населения (в том числе нетрудоспособной части), способствующие эффективности воспроизводственных процессов; например, в сферу изучения ЧП экономики входит бабушка, сидящая с внуками, и, тем самым, освобождающая время для трудовой деятельности родителей - хотя она и не участвует в экономической деятельности, но благодаря своим качествам косвенно влияет на экономику;

4) понятие человеческого потенциала в общем смысле рассматривает всё многообразие способностей, навыков и умений человека, вне зависимости от того, насколько они находят применение в производительной деятельности и без учёта влияния на экономику; к данной, самой ёмкой и общей из перечисленных категорий, можно отнести, например, неизвестного художника, который рисует картины для себя, без получения прибыли; и в целом рассматривается вся деятельность человека, включая проведение досуга и межличностные отношения;

5) категория трудовых ресурсов является количественной характеристикой, а последующие категории (трудового и человеческого потенциалов) - качественными. Рассматривая трудовой и человеческий потенциал индивидуумов и различных конгломератов (домохозяйств, регионов, округов, стран), наравне с качественной, мы получаем и количественную характеристику этих категорий.

Фактически, то, что происходит с нашим отношением к данным социальным категориями - это индукция, процесс возвышения, переход от частных категорий к общим. Так, человеческий потенциал - более общая категория, в которую входит, в том числе, человеческий потенциал для экономики, который, в свою очередь,

включает в себя трудовой потенциал и потенциал потребления.

Для того чтобы лучше осмыслить понятие человеческого потенциала, рассмотрим этимологию этого определения. Слово «потенциал» происходит от латинского potentia, означающего «сила». Согласно толковому словарю, потенциал - «это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [16].

Как видим, определение понятия потенциал предполагает цель.

Человеческий потенциал, в таком случае, будет совокупностью возможностей и характеристик человека, способствующих достижению цели в определённой области. Таким образом, можно говорить о человеческом потенциале экономики, человеческом потенциале науки, культуры, искусства и т.д. В этом отношении, затруднительно дать определение человеческого потенциала в общем виде, т.к. это предполагает общую цель.

Здесь также стоит отметить, что возможность и качество - это одно и то же. То есть, качества населения рассматриваются как возможности для деятельности и достижений. В зависимости от рода деятельности, мы можем говорить об экономическом и других потенциалах. В общем виде человеческий потенциал рассматривает качества населения, открывающие ему возможности для различной деятельности и удовлетворения своих потребностей и стремлений.

Понятие «человеческий потенциал» (как и «трудовой потенциал») отсутствует в западной мысли. В зарубежной научной литературе используются понятия человеческих ресурсов (human resources) и трудовых ресурсов (manpower). «Термин «человеческие ресурсы» пришёл на смену трудовым ресурсам, и отражает объективный процесс стирания грани между рабочей силой (способностью к труду) и личностью» [12, с. 12]. Представляется, что оба термина, тем не менее, не доходят до уровня обобщённости и полноты, свой-

ственной отечественному термину «человеческий потенциал» в общем смысле, как он был определён выше в настоящем докладе.

Согласно докладам ПРООН последних 20 лет, человеческое развитие - это процесс расширения возможностей и выбора человека [13-14]. Возможности, однако, в этих докладах рассматриваются, в основном, как внешние условия, позволяющие человеку реализовываться. Это объясняется тем, что предложенная ПРООН Концепция человеческого развития (расширения человеческих возможностей) является концепцией качества жизни. Кроме того, человеческое развитие в концепции ПРО-ОН - это развитие человечества, т.е. объектом рассмотрения является не человек, а человечество (общество, его структура, его законы и взаимосвязи элементов). По этой причине, из объекта внимания учёных выпадает сам человек, его способности, качества, навыки и индивидуальные характеристики. Вместо этого рассматриваются условия жизни, расширяющие свободу выбора. Представляется, что доклады ПРООН отражают всё то же направление развития человеческой мысли - от частных критериев к более общим и всеохватывающим, но реализуется это в рамках концепции качества жизни.

Авторы концепции ПРООН видят человеческое развитие как процесс расширения возможностей человека путём улучшения качества и условий жизни. Однако, во-первых, совершенно не ясно, что человек будет делать с этими расширенными возможностями (как это отразится на человеческом потенциале), и, во-вторых, представляется совершенно необязательным наличие для человека огромного количества возможностей, потому что человек, нашедший себя и своё дело в этом мире, не нуждается в большинстве открытых ему возможностей. Например, художник, влюблённый в живопись и работающий в деревне, не имеющий образования, высокого дохода и крепкого здоровья, обладает большим человеческим потенциалом (человеческий потенциал искусства и человеческий потенциал в общем смысле), нежели образованный алкоголик из Москвы,

живущий за счёт родителей, и, время от времени, очищающий печень в дорогих клиниках, что обеспечивает ему более высокий уровень здоровья. И такова ситуация не только с человеческим потенциалом искусства, но и с человеческим потенциалом экономики - расширение возможностей выбора человека не гарантируют повышение его человеческого потенциала для экономики.

Таким образом, оценивать человеческий потенциал по количеству возможностей и степени свободы, неправильно. Неправильно и переводить понятие human development как человеческий потенциал. Если и говорить о потенциале в рамках концепции человеческого развития ПРООН, то более уместно назвать его потенциалом к развитию (расширению возможностей). Здесь важно, что этот потенциал затрагивает, в основном, условия жизни, структуру общества и законы, а не качества человека, таким образом. концепция человеческого развития является в большей степени концепцией качества жизни.

Понятия «качество населения» и «человеческий потенциал» можно считать синонимичными и отражающими одну и ту же синтетическую социальную категорию. Как и с другими синтетическими категориями, для определения и измерения качества населения (человеческого потенциала) необходима конкретная прикладная задача или идеологическая концепция.

Выводы

Если говорить об отличиях в этих двух терминах, то в общем виде их можно сформулировать следующим образом:

- человеческий капитал рассматривает только те способности, знания и навыки человека, которые могут приносить прибыль в настоящем или будущем; а человеческий потенциал рассматривает все способности, вне зависимости от того, приносят ли они прибыль.

- человеческий капитал (даже по самому определению) предполагает стоимостное выражение, а человеческий потенциал - нет.

Другими словами, человеческий потенциал ориентирован на реализацию человека, а человеческий капитал отражает воз-

можность получения прибыли с этой реа- историческим, социокультурным, куль-лизации. По мнению автора, эволюция турно-психологическим факторам в разра-данных терминов является следствием ботке программ и стратегий модернизации развития общества и изменения отноше- образования» [15].

ния к человеку. Следует отметить, что при определен-

За сменой терминологии от человече- ных условиях человеческий потенциал ского капитала к человеческому потенциа- может превратиться в человеческий капи-лу стоит изменение картины мира, пред- тал, который, как уже отмечалось, являет-полагающее иное отношение к человеку и ся определяющим фактором экономиче-его развитию. ского развития любого общества. Именно

«Парадигма человеческого потенциала поэтому так важно найти некий междис-отличается от парадигмы человеческого циплинарный подход к разрешению про-капитала приоритетом гуманистических блем человеческого потенциала (в широ-установок над утилитарными прагматиче- ком смысле), в рамках которого возможно скими установками и повышенной чув- движение от экономических категорий к ствительностью к культурно- социальным.

Библиографический список

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25, ч. 2. - Изд. 2-е. - М.: Госполитиздат, 1962. -552 с.

2. Маркс К. Капитал. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 1201 с.

3. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 2126 с.

4. Schultz T. Investmen t in human capital: the role of education and of research. - New York: Free Press; London: Collier-Macmillan, 1971.

5. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. -336 с. - (Избранные труды по экономической теории).

6. Tnurow L. Investment in human capital. - Belmont: Wadswotth Publ., 1970. - 96 p.

7. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999. -312 с.

8. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? - М.: Высшая школа экономики, 2012. - 76 с. - (Препринт / Высш. шк. экономики - Нац. исслед. ун-т; WP3/2012/06).

9. Курганский С.А. Структура человеческого капитала и его оценка на макроуровне // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - №6. - С. 15-22.

10. Романова К.С. Человеческий потенциал в контексте социальных трансформаций: проблемы и тенденции // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2012. -Вып. 12. - С. 166-177.

11. Маслова И.С. Трудовые ресурсы: эффективность использования. - М.: Наука, 1988.

12. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития // Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2007. - 202 с.

13. Всемирный Доклад о человеческом развитии, ПРООН, 1990.

14. Стиглиц Дж., Сен А., Фитусси Ж.-П. Доклад Комиссии по измерению экономического развития и социального прогресса, 2009, ПРООН, 2016.

15. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ - к реформациям // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2019. - №1. - С. 18-43.

16. Толковый словарь русского языка // Ожегов С.И.; Шведова, Н.Ю. - М.: Аз, 1996.

HUMAN POTENTIAL AND HUMAN CAPITAL: ESSENCE AND DIFFERENCE OF

CONCEPTS

A.A. Fedotov, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher Institute of Socio-Economic Problems of Population FCTAS RAS (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents the results of a comparative analysis of the concepts of "human potential" and "human capital", highlights their differences, shows that in the course of history, governing structures usually appealed to the category of human capital, even if they called it human potential. In its most general form, human potential differs from human capital by the priority of humanistic views over utilitarian and pragmatic ones. In other words, human potential, unlike human capital, considers all the abilities, talents and aspirations of a person, regardless of whether they are profitable in the present or in the future. Also, the concept of human potential, unlike capital, does not imply a value expression. A historical review of the emergence and development of these concepts is given, it is shown how the evolution of terms (from human capital to human potential) is a consequence of the development of society and changes in attitudes towards a person. The scientific approach to man is to shift the focus of research from the utilitarian concept of human capital towards the humanistic paradigm of human development.

Keywords: human potential, human capital, population quality, quality of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.