УДК 331.015.2 ББК 65.9(2)24
Набиева Хусниджон Наимовна,
стар. преп. кафедры экономической теории и управления Политехнического института Таджикского технического университета им. акад. М. С. Осими (Таджикистан, Худжанд)
Nabiyeva Khusnidjohn Naimovna,
senior teacher of the department of economic theory and management of the Polytechnical Institute under the Tajik Technical University named after academician M. Osimi (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий фактор, труд, производительность труда, заработная плата
Статья посвящена анализу взглядов зарубежных и отечественных ученых на теорию человеческого капитала и человеческого фактора. Здесь освещаются актуальные вопросы взаимосвязей человеческого капитала, человеческого потенциала и человеческого фактора. Кроме того, в статье путём сравнительного исследования автор изучает эволюцию взглядов экономических школ на роль «человеческого фактора» в социальноэкономическом развитии общества. Автор доказывает, что человеческий фактор, намного шире, чем человеческий капитал, и охватывает, кроме знаний, здравоохранение, культуру, миграцию, а также творческие способности человека. Автор приходит к мнению, что в условиях рыночных отношений возрастает роль человеческого фактора в формировании и развитии экономики, а также дает авторское определение человеческого фактора.
Key words: human capital, human factor, labour, labour productivity, wages
The article presents an analysis of foreign and home scientists' views concerned with the theory of human capital and human factor. The author elucidates actual problems of interconnections between human capital, human potential and human factor.
Besides it, resorting to comparative research, she studies the viewpoints of economy schools related to the role of «human factor» in social-economic development of society in their evolution. The author proves that human factor is much broader than human capital comprising besides economy knowledge that one of health service, culture, migration and man's creative abilities as well. At the end of the article the author comes to the conclusion that under market relations there increases the role of human factor in formation and development of economy; the definition of human factor being given by the author.
К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
ON THE ISSUE OF THE THEORY OF HUMAN CAPITAL AND FACTOR
- 52 -
Nabiyeva Kh. N. On the Issue of the Theory of Human Capital and Factor
Экономисты традиционно разделяют четыре фактора производства: землю, труд, физический капитал и предпринимательскую способность, которая непосредственно участвует в производственном цикле. Одним из важнейших факторов производства считается труд. Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Благодаря труду преобразуются факторы производства, выпускаются инновационные товары, которые в свою очередь требуют новых знаний и навыков. Именно эти и другие составляющие, включая здоровье человека, получили название «человеческий капитал».
Начиная со второй половины ХХ века, в современной экономической науке человеческий капитал, изучающий процесс качественного развития трудовых ресурсов, играет существенную роль в экономике. Основные методологические принципы о полезных возможностях человека существовали еще в работах классиков политической экономии. Впервые понятие человеческого капитала дал английский экономист У. Петти, и он предложил оценить качественную сторону трудовых ресурсов производства путем денежной оценки, чтобы учесть потери в случае непредвиденных обстоятельств [1, с.154].
В добавление к вышесказанному он утверждал, что благосостояние страны зависит от того, на чём в основном специализируется население страны, и при этом различал полезные и бесполезные занятия. Полезные занятия - это занятия, которые всегда нужно совершенствовать для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В итоге повышается производительность труда, которая положительно влияет на экономику страны. Однако есть такие занятия, которые не требуют повышения уровня знаний, навыков и умений, и их называют бесполезными занятиями [1, с. 173].
Совершенствование идеи У. Петти продолжил в своих работах А. Смит. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он впервые дал представление о природе человека и включил в неё такие понятия, как «возможности независимых работников к труду», «физиологические возможности рабочих», «производительные рабочие силы», «производительные силы рабочих».
В своих трудах А. Смит отмечал, что самое важное в производственном процессе принадлежит работнику, его знаниям, умениям и способностям и что рост производительности труда зависит больше всего от знаний, мастерства и опыта работника, а уже потом - от усовершенствования основных фондов, с помощью которых вырабатывается продукция. Вместе с тем, А. Смит включал в величину основного фонда также знания, навыки, мастерство и опыт трудовых ресурсов. В его определениях капитал считается составной частью производства, которая в определенный промежуток времени приносит своему владельцу доход, при этом не меняя своего владельца [1, с. 176].
В выставленном тезисе акцентировано, что заработная плата устанавливается в зависимости от спроса и предложения на рынке труда. Вместе с тем отмечается идея А.Смита, что на производстве необходимо установить дифференциацию заработной платы. Потому что за большую нелегкую работу, которая требует определенного опыта, знаний и квалификации, нужно платить надбавку к оплате труда, для того чтобы дать справедливую оценку затратам разного характера. В уточнение к вышесказанному А. Смит считал, что заработная плата должна удовлетворять все первостепенные потребности работника, к которым относятся продукты первой необходимости, и второстепенные потребности, такие как отдых, развлечения, обеспечение семьи, воспитание детей, образование [1, с. 75]. В своих работах он отмечал, что месячная заработная плата не
- 53 -
Набиева Х.Н. К вопросу о теории человеческого капитала и человеческого фактора
должна быть ниже того уровня, который не мог бы удовлетворить прожиточный минимум [1, с. 66].
Последующую разработку идей А. Смита продолжал его ученик Д. Рикардо, который в своих работах вводит новое понятие: «рабочая сила», которое подразумевает наемного работника, а не творческие способности человека. В дальнейшее усовершенствование теории человеческого фактора внес свой вклад К. Маркс, который подразумевал под понятием «рабочая сила» полезные возможности индивида. В то же время К. Маркс приходит к заключению, что работник, вступая в трудовые отношения с производством, предлагает собственную рабочую силу, а не труд. На основании теории К.Маркса можно сделать заключение, что продается не труд, а рабочая сила. Например, в соответствии с законом рынка, изготовитель, покупая рабочую силу по ее цене, получает значительно больше, чем он авансировал. В добавление к вышесказанному надо отметить, что К. Маркс для обмена между трудом и капиталом выделяет два акта, которые отражают возможности человека к труду.
При первом акте рабочий продает рабочую силу производителю за определенное денежное вознаграждение. Во втором акте производитель присваивает труд как деятельность, которая создает добавочную цену, а отчужденная способность к труду принимает форму переменного капитала и принадлежит капиталисту как обязательная часть совокупного капитала. Объясняя аналогичный метаморфизм, К. Маркс писал: «Рабочая сила в руках рабочего считается продуктом, а не капиталом. В качестве денежных средств она работает после реализации в руках капиталиста, во время самого процесса производства» [2, с. 756].
К. Маркс, как и другие представили классической школы, сводил цену рабочей силы к стоимости жизненных средств, нужных для жизни рабочего, для воспроизводства его рабочей силы. Согласно его взгляду, эти средства должны обеспечивать жизненные потребности работника и удовлетворить его, например, именуемые нужными потребности, определяемые физическими, историческими и нравственными причинами. При этом все качества человека как человеческий фактор оказывают влияние на производительность его труда, а также на развитие экономики и социальной сферы. По определению Дж. Милля, человек не является капиталом, а служит целью, вследствие которой существует богатство. Однако его обретенные возможности, выступающие лишь как средство и реализующиеся лишь только при помощи труда, с полным основанием можно отнести к категории человеческого капитала» [3, с. 428].
Сообразно понятию Г. Сиджвика, в состав капитал входят все блага, которые производятся трудом человека, и включают свойства, которые раскрывают всякое богатство вплоть до момента его употребления.
Понятие человеческого капитала в работе Л. Вальраса было выражено следующим образом: «Все факторы производства, включая труд, находятся в руках личных владельцев, которые продают их производителям на рынках факторов производства»[4, с. 54].
И. Фишер придерживался той точки зрения, что «многие услуги, связанные с процессом производства, только подготавливают остальные услуги. Однако, в конечном счете, все они обретают окончание в психологическом заработке индивидуума»[5, с. 342].
И. Фишер определял капитал как всякий запас (природные, трудовые, материальные ресурсы), который через определенный период производит услуги. И эти услуги превышают затраты и формируют доход, который реализуется в виде процента. Оплата
- 54 -
Nabiyeva Kh. N. On the Issue of the Theory of Human Capital and Factor
труда в таком случае - процент на человеческий капитал, который может копиться буквально так же, как капитал физический. В целом можно утверждать, что эти подходы взаимно дополняют друг друга, при этом второй подход рассматривает человека гораздо шире. В начале XX века заметное воздействие и научный вклад в теорию человеческого капитала внес А. Маршалл, один из самых больших авторитетов неоклассического направления того времени. В работе «Принципы экономической науки» он отмечает, что главной целью экономических исследований является «качественное развитие человечества - увеличение его численности, улучшение его здоровья и силы, увеличение его познаний и возможностей, обогащение качественных сторон его характера» [6, с. 209]. В этом плане раскрывается роль человеческого фактора в формировании и развитии социально-экономических процессов.
Впервые А. Маршалл направил интерес на диллему рынка образовательных услуг в связи с инвестированием в человеческий капитал. Ему принадлежит предложение, что «самый дорогой капитал - это тот, который вложен в человеческие существа» [7, с. 270]. Тем не менее, от самой идеи «человеческого капитала» он отказался, назвав ее «нереалистичной», потому что данный подход не соответствовал положению рабочего класса в то время.
В литературных источниках по экономической теории очень много идей о распознавании человека и его свойств с помощью понятия «капитал». Итак, к примеру, по определению Дж. Р. Маккуллоха, что представляют собой человеческие существа как капитал: «Для того, чтобы воспринять капитал как часть производственной продукции, что несвойственно человеку, который при производстве непосредственно участвует и содействует производству, нет доказательства, по которым сам человек не мог бы им считаться, и очень много причин, по которым он может быть рассмотрен как формируемая часть национального богатства» [8].
Н. Сениор, так же, как и Дж. Р. Маккуллох, подразумевал, что человеческие существа имеют все шансы удачно интерпретироваться как капитал. Во многих работах на эту тему он рассматривал не самого человека, а его знания, мастерство и приобретенные способности. Однако при случае, тем не менее, он интерпретировал человека как капитал, с затратами на содержание, вкладываемыми в человека с ожиданием извлечения выгоды в дальнейшей перспективе.
Другой экономист, Генри Д. Маклеод, оценивал человеческий капитал как фиксированный капитал. По его мнению, если человеческое существо не является продуктивным, то оно не подвержено экономическому анализу. Однако его мнение противоречит мнению Л. Вальраса, который включал в состав капитала все человеческие существа. Он отметил, что ценность человеческих существ определяется подобно другим ценностям товара.
В свою очередь Иоганн Г. фон Тюнен также отмечал, что некоторые экономисты не желают расценивать человеческие существа в деньгах. Из этого нежелания, гласил он, «проистекает недостаток ясности и путаница мнений в одной из наиболее весомых областей политической экономии». «Более того, может оказаться, что свобода и достоинство людей имели бы возможность быть благополучно обеспечены в случае, если бы они были субъектами законов о капитале» [8].
Во второй половине XX века в первый раз в работах американских ученых-эконо-мистов Теодора Шульца и Гарри Беккера появилось понятие о человеческом капитале. За
- 55 -
Набиева Х.Н. К вопросу о теории человеческого капитала и человеческого фактора
создание основ теории человеческого капитала и ее развитие на микроуровне им была присуждена Нобелевская премия по экономике. В дальнейшем немаловажную роль в создание и развитие теории человеческого капитала внес выходец из России Саймон Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г. Действительно, сегодня большое внимание уделяется теме человеческого капитала и обосновано признание его высокой отдачи, о чем свидетельствовали достижения советской науки и техники в послевоенные десятилетия.
Существует прямая зависимость между объемами ВВП и коэффициентом образования населения. Американские ученые подсчитали, что повышение сроков обучения на один год дает прирост ВВП на 3%. Стало бесспорно: зависимость экономического роста от состояния образования (разных его видов и уровней) носит устойчивый характер. За короткий промежуток времени теория человеческого капитала окрепла и получила всеобщее признание, появилось большое количество публикаций, в которых анализировались ее всевозможные нюансы.
В свою очередь повышение образовательного уровня рабочих на один класс приводит к росту производительности их труда на 1, 28% [14, с. 103]. Здесь отмечается, что качественное изменение образовательного элемента человеческого капитала становится реальным человеческим фактором его эффективной деятельности. В свою очередь образовательный уровень как фактор формирования квалификации рабочих оказывает воздействие на производительность их труда. Так, повышение разряда рабочих как показателя квалификации на единицу позволяет повысить производительность их труда на 12% [14, с. 100]. В этом плане компоненты человеческого фактора выступают как основные составляющие человеческого фактора и оказывают воздействие на интенсификацию экономики в процессе производства.
Вследствие разработки теории человеческого капитала в 50-60-х годах ХХ века можно отметить научно-технический прогресс. Связано это с изменениями социально - экономической жизни общества и с его интеллектуальными возможностями, которые в дальнейшем привели к экономическому росту страны. «Осознание роли и места индивида в современном мире основывается на больших сдвигах в характере источников и механизмов самодвижения экономики и сообщества» [9, с. 28]. Главные ориентиры развития мировой экономики свидетельствуют о превращении естественных и обретенных самими людьми возможностей и свойств в «основной аспект экономической жизнеспособности и общественного прогресса».
В структуре экономики произошла глубокая смена в соотношении между важными сферами занятости. В первую очередность выросла «доля невещественного, и в особенности духовного производства с обслуживающими его материальными отраслями» [10, с. 41]. В качестве крупных сформировавшихся отраслей народного хозяйства развиваются такие сферы, как образование, наука, здравоохранение.
Заманчивым является замечание В.И. Марцинкевича и И.В. Соболевой, что «в течение многих лет многие важные производственные свойства человека, такие как общее развитие, собственные свойства, как бы не улавливались экономической системой» [10, с. 45]. Здесь авторы указывают, что большая часть потерь на производстве происходит за счет неразвитости работников, которая носит скрытый и потенциальный характер. Она не показывает результаты производства и не воспринимается как факт экономического убытка [10, с. 46].
- 56 -
Nabiyeva Kh. N. On the Issue of the Theory of Human Capital and Factor
В более обобщенном виде человеческий капитал представляет собой совокупность интеллекта, культуры, знаний, умений, способностей, навыков, производственного опыта, здоровья, самочувствия и т.д., которая дает возможность человеку при помощи вложений получать больше валовой прибыли в будущем. Теория человеческого капитала рассматривает образование, квалификацию и опыт работы как базу для экономического роста и признает за их владельцами преимущество на получение адекватного заработка.
Концепция «человеческого капитала» занимается сравнительно широким исследованием технико-экономической стороны общества как главной производительной силы человеческого фактора. Предложено большое число вариантов анализа человеческих возможностей к труду и их развития.
Существенный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли такие экономисты, как У. Боуэн, Б. Вейсброд, Дж. Минцер, Л. Туроу, М. Фишер, Т. Щульц, а в дальнейшем - Й. Бен-Порэт, М. Блауг, С. Боулс, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Р. Лэйард и др.
К примеру, Т. Шульц выделял такие источники прогресса, как улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни, уменьшение детской смертности, повышение доходов, предназначенных для воспитания и образования детей, что в дальнейшем будет способствовать расчету экономических решений.
В экономической теории можно встретить большое количество определений человеческого капитала. Это следует объяснить большим интересом к данной экономической категории как западных, так и российских экономистов и желанием каждого ученого внести свою «лепту» в продолжение, расширение и формирование довольно известной теории. Таким образом, в основе того или другого конкретного определения лежат определенные взгляды на изучение проблемы и своеобразие авторской интерпретации.
При соблюдении определенных требований особенности человеческого капитала как экономической категории можно выявить в полной мере. Среди них на 1-е место следовало бы поставить научную методологию анализа этого трудного явления. Зарубежные ученые-экономисты рассматривают понятие «человеческий капитал» с позиции механического соединения разнородных категорий: «рабочая сила» и «капитал».
По мнению Т. Шульца, «основа человеческого капитала состоит из обретенных познаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человечные существа и которые имеют все шансы быть применены в течение конкретного периода времени в целях изготовления товаров и услуг» [11, с. 362].
Г. Беккер считает, что «человеческий капитал складывается за счет вложений в человека, между которых возможно назвать обучение, подготовку на производстве, затраты на здравоохранение, миграцию и поиски информации о стоимостях и доходах» [12, с.115].
С. Дятлов оценивает человеческий капитал с позиции функционального анализа экономических явлений и даёт следующее определение: «Человеческий капитал, сформированный в итоге вложений, и накопленный человеком конкретный запас здоровья, знаний, навыков, возможностей, мотиваций, которые целенаправленно применяются в любой сфере общественного воспроизводства, способствуют росту производительности труда и эффективности производства и наиболее воздействуют на рост заработков (доходов) данного человека» [13, с. 10].
- 57 -
Набиева Х.Н. К вопросу о теории человеческого капитала и человеческого фактора
В экономической литературе есть всевозможные подходы к определению понятия «человеческий капитал» (см. таблицу 1.2.1), которые дают возможность сформулировать критерии его классификации.
Таким образом, в экономической литературе по-разному оценивают человеческий капитал и с различных позиций подходят к определению данной категории.
Таблица 1.2.1 - Подходы к определению понятия «человеческий капитал»
№ Автор Лит-ра Содержание понятия «человеческий капитал»
1. У. Петти 5, 79 Под человеческим капиталом понимается ценность всего общества.
2. А. Смит 9,75 Знания, навыки и способности есть капитал, находящийся в собственности работника.
3. Дж. Милль 11,756 Само человеческое существо... не является капиталом. Человек служит целью, из-за которой богатство существует. Но его обретенные возможности, выступающие лишь как средство и реализующиеся только посредством труда, с полным основанием можно отнести к категории капитала.
4. Г. Беккер 12,115 Человеческий капитал создается за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, затраты на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
5. Назаров А.А. 15,48 Человеческий капитал в виде знания (образования) становится человеческим фактором, обеспечивающим рост его производительности.
6. Авторское определение Под человеческим фактором понимается человеческий капитал как человеческий потенциал в виде участия в процессе производства продукции (оказания услуг) и управления им и оказывает активное воздействие на экономические и социальные процессы.
Общепризнанное определение сводится к тому, что человеческий капитал — это совокупность способностей, умений, знаний, мотиваций и иных свойств, позволяющих человеку благополучно воплотить в жизнь конкретную профессиональную деятельность. Но с учетом принципа функциональности (явление характеризуется с точки зрения не только внутренней структуры, но и активного назначения, конечного целевого использования), данное определение не является исчерпывающим.
Во-первых, человеческий капитал — это такой запас навыков, знаний, возможностей, который люди целенаправленно используют в той или иной сфере, что приводит к ее развитию и повышению производительности труда.
Во-вторых, целесообразное внедрение предоставленного запаса в виде высокопроизводительной работы закономерно приводит к повышению заработков (доходов) человека.
- 58 -
Nabiyeva Kh. N. On the Issue of the Theory of Human Capital and Factor
В-третьих, благодаря повышению заработной платы работник имеет возможность разрешить себе направить часть их на лечение, продолжение образования и т. д., в итоге он увеличит личный потенциал (творческий, умственный, физический) и в последующем еще эффективнее применит его.
Таким образом, с точки зрения функционально-целевого подхода к анализу экономических явлений, человеческий капитал - это сформированный в итоге вложений запас знаний, умений, способностей, физического самочувствия, стимулирования, отражающий совокупность физических, умственных и психологических свойств и возможностей человека, который позволяет своему владельцу увеличивать доход. Значимость человеческого капитала выражается в его возможности приносить заработок владельцу.
Вместе с тем целесообразно рассматривать категорию «человеческий капитал» в современных условиях не столько как экономическую, сколько как социальноэкономическую категорию.
По мнению А.А. Назарова, «человеческий потенциал является главным богатством нации, так как он определяет могущество страны и государства, поскольку в современных условиях основным фактором развития является человеческий фактор» [15, с. 56]. Данное утверждение стало общим местом в науке и социальной практике, однако не все и не всегда готовы учитывать эту очевидную истину. В этом плане основные компоненты человеческого капитала аккумулируются в человеческий фактор, который в виде производительной деятельности непосредственно участвует в процессе производства и управления им и, тем самым, - в социальном развитии общества. Динамика роста экономики во многом определяется состоянием человеческого фактора, оказывающего воздействие на него как потенциально занятый в процессе производства продукции (оказания услуг) на основе активного участия в нем.
Список использованной литературы:
1. Петти У. Экономические и статистические работы. — М.: Соцэгиз, 1940. - 324 с.
2. Mill, John S. ([1865] 1965), Principles of Political Economy. 6 th edn New York: Augustus, M. Kelley.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2. Том 24. -М.: Политиздат, 1961. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС - 643 с.
4. История экономических учений. Часть II. - М. : Прогресс, 1994. - 236 с.
5. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М. : Прогресс, 1968. - 600 с.
6. Маршалл А. Принципы экономической науки. -М.: Прогресс, 1993. -Т. 1, - 415 с.
7. Маршалл А. Принципы экономической науки. -М.: Прогресс, 1993. - 351 с.
8. Капелюшников Р.И. Теория человеческого капитала [Электронный ресурс] URL: http://www.Libertarium.ru /10624 (дата обращения:11.02.2015)
9. Курганский, С. А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка / Курганский, С. А. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. - 286 с.
10. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1995. -286с.
11. Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco, 1978. - 362p.
- 59 -
Набиева Х.Н. К вопросу о теории человеческого капитала и человеческого фактора
12. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993. № 11. - N11-12.
13. Добрынин А., Дятлов С., Курганский С. Методология человеческого капитала. //Экономика образования. Международный периодический научный журнал. Кострома, №1. 1999.
14. Назаров А.А. Социально-экономические факторы роста производительности труда. Душанбе:Дониш, 1981. - 214 с.
15. Назаров А.А. Региональные особенности формирования и развития предпринимательства. //Вестник ТГУПБП. Худжанд, - №1(49), -2012. -С. 56-67.
Reference Literature:
1. Petti U. Economy and Statistics Work. - M.: State Publishing House for Economy and Social Life (Sotseghiz). 1940. - 324 pp.
2. Mill, John S. [ (1865), 1965]. Principles of Political Economy. 6-th edition. New-York: Augustus, M. Kelley.
3. Mark K., Engels F. Composition. 2-nd edition. V.24. - Moscow: Gospolitizdat, 1961. Marxism-Leninism Institute under CPSU Central Committee. - 643 pp.
4. History of Economy Tenets. Part II. - M. : Progress, 1994. - 236pp.
5. Seligmen B. Basic Trends of Modern Ideas on Economy. - M. : Progress, 1968. - 600 pp.
6. Marshall A. Principles of Economy Science. - M. : Progress, 1993. - V.1. - 415 pp.
7. Ibidem. - 351 pp.
8. Kapelyushnikov R.I. The Theory of Human Capital (Electronic resource) URL: http: // www.libertarium.ru/1062 (date of addressing: 11.02. 2015)
9. Kurgansky S.A. Human Capital : Essence, Structure, Asessment / Kurgansky S.A. - Irkutsk: Irkutsk State Economics Academy (ISEA) 1999. - 286pp.
10. Martsinkevich V.I., Soboleva I.V. Economics of Man: Manual for higher schools. - M. Aspect Press. 1995. - 286pp.
11. Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco, 1978. - 362pp.
12. Becker G. Human Capital ( chapters from the book). The Affect upon the Wages Related to Investitures into Human Capital // USA: Economy, Politics, Ideology. 1993, № 11. - №№ 11-12.
13. Dobrynin, Dyatlov, Kurgansky. Methodology of Human Capital // Economics of Education. International periodical scientific journal. Kostroma. 1999, №1.
14. Nazarov A.A. Social-Economic Factors of Labour Productivity Growth. - Dushanbe: Knowledge, 1981. - 214 pp.
15. Nazarov A.A. Regional Peculiarities of Entrepreneurship Formation and Development. «Bulletin of TSULBP» - scientific-theoretical journal. 2012, № 1 (49). - pp. 56-57.
- 60 -