ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ: ПОДХОДЫ
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
А.А. Федотов, канд. экон. наук, ст. науч. сотр.
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10266
Аннотация. В настоящей статье приведены результаты исследования понятий «человеческий потенциал» и «качество жизни». Отображена история возникновения и развития данных понятий из категорий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал. Показано, как каждая следующая категория преодолевала недостатки предыдущей и расширяла понимание значения человека для экономики. Если трудовые ресурсы отражали только численность трудоспособного населения, то трудовой потенциал, наряду с количественными характеристиками, стал включать производительные способности населения. Далее, преодолевая недостаточность категории трудового потенциала для описания участия человека в новых экономических процессах появилось понятие человеческого потенциала экономики, включающая прямые и косвенные производительные способности, и потребности населения. Родившись в рамках экономической науки, данное понятие было расширено и в общем виде человеческий потенциал рассматривает все способности, потребности, досуг и межличностные отношения, т.е. все количественные и качественные характеристики населения, вне зависимо от участия в экономической деятельности. Рассмотрена этимология понятий "человеческий потенциал " и "качество населения", сделан вывод об их синонимичности. Выделены два аспекта понятия качества: свойственный и оценочный. Исследована характеристика и структура качества населения. Выведены различные определения понятий "человеческий потенциал" и "качество населения" с разных точек зрения и применительно к разным прикладным задачам.
Ключевые слова: человеческий потенциал, качество населения, качество жизни.
Зарождение и развитие понятия человеческого потенциала
Понятие человеческого потенциала отсутствует в явном виде в научных трудах западных учёных. Отечественная научная литература также не даёт единого определения данному понятия. Для внесения ясности в этот вопрос попробуем проследить историю зарождения и развития понятия «человеческий потенциал» в трудах советских и российских ученых.
Само понятие возникло в XX веке, когда стала очевидна важнейшая роль субъективного человеческого фактора в боль-
шинстве экономических процессов. Таким образом, можно сказать, что понятие «человеческий потенциал» изначально родилось именно в рамках экономической науки, став логическим продолжением таких понятий, как «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы», «рабочая сила». Логическим - в силу роста значения человеческого фактора, в частности, качественных характеристик населения, в производстве.
Авторское видение истории зарождения и развития понятия человеческого потенциала представлено на рисунке 1.
Трудовые ресурсы
Трудовой потенциал
Человеческий потенциал экономики
Человеческий потенциал (в общем виде)
Рис. 1. История развития понятия «человеческий потенциал» International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 3-2 (42), 2020
Если понятие «трудовые ресурсы» является исключительно количественной характеристикой, отражающей численность трудоспособного населения, то понятие «трудовой потенциал» уже отражает рабочую силу, выступающую в определенном общественно-экономическом качестве. Трудовой потенциал, таким образом, является общественной комбинацией тех личностных свойств, способностей, знаний и навыков людей, которые они применяют или могут применять в общественном производстве. Согласно определению И.С. Масловой: «личный трудовой потенциал является показателем интегральной дееспособности человека, возникающей из органического единства его качеств как части населения, трудовых ресурсов, совокупного работника и члена общества» [1, с. 7]. Другими словами, трудовой потенциал заключается в производительных способностях населения: количественных и качественных характеристиках участия людей в экономической деятельности.
Важной отличительной особенностью обоих понятий (трудовые ресурсы и трудовой потенциал) является то, что они рассматривают только экономически активное население страны. Трудовой потенциал, сосредоточиваясь только на производственных качествах людей, недооценивал их индивидуальные интересы и потребности, а также личностные аспекты развития. И, так как «трудовой потенциал представляет собой лишь одну из подсистем более объемной категории человеческий потенциал» [2, с. 12], то и главное различие между трудовым и человеческим потенциалами заключается в том, что первая категория рассматривает трудоспособное население и его способность к производству, а вторая - всё население, в том числе нетрудоспособное, и все способности, в том числе не производительные. Соответственно сфера реализации трудового потенциала ограничена трудовой деятельностью (производством), а сфера реализации человеческого потенциала включает в себя не только трудовую деятельность, но и проведение досуга, потребление, межличностные отношения. Другими словами, с появлением понятия «человеческий потенциал» в рамках экономической науки
появилась новая категория, отражающая прямые и косвенные производительные способности, и потребности людей: количественные и качественные характеристики участия населения в экономической деятельности.
По определению И.В. Соболевой человеческий потенциал экономики представляет собой «накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей» [2, с. 12]. Отметим, что понятие человеческого потенциала возникло именно в рамках экономической теории, когда стало ясно, что понятие трудового потенциала не отражает часть населения, напрямую не занятого в экономической деятельности, однако косвенно влияющего на экономику. Определение понятия человеческого потенциала во многом обусловлено нехваткой подобного термина в экономической теории, и поэтому исследования, как правило, направлены именно на человеческий потенциал экономики. «Другие аспекты развития человеческого потенциала являются предметом исследования таких наук, как психология, медицина, эргономика, социальная и историческая антропология, биоэтика, социальная генетика, этнография» [2, с. 13].
Таким образом, человеческий потенциал экономики включает в себя категорию трудового потенциала, а также систему потребностей и нетрудоспособное население, косвенно участвующее в экономической деятельности.
Если же рассматривать более широкое понятие человеческого потенциала, не применительно к экономике, а в общем виде, то можно дать следующее определение. Человеческий потенциал - это совокупность способностей, знаний, навыков и личностных характеристик человека вне зависимости от того, в какой мере они находят или могут найти конкретное применение в производительной деятельности.
Отличие двух определений заключается в том, что человеческий потенциал эконо-
мики рассматривает не все характеристики населения, а те из них, которые способствуют и определяют социально-экономическую эффективность воспроизводственных процессов. Таким образом, рассматривая человеческий потенциал экономики, в учёт берутся различные сферы трудовой деятельности и потребления. Человеческий потенциал в общем виде включает в себя все способности, потребности, досуг и межличностные отношения, т.е. все количественные и качественные характеристики всего населения, независимо от участия в экономической деятельности.
Обобщим вышесказанное:
1) понятие трудовых ресурсов отражает количественную характеристику трудоспособного населения;
2) понятие трудового потенциала рассматривает производительные способности трудоспособного населения, качества, способствующие трудовой деятельности;
3) понятие человеческого потенциала экономики рассматривает производительные, потребительские и другие способности всего населения (в том числе нетрудоспособной части), способствующие эффективности воспроизводственных процессов; например, в сферу изучения ЧП экономики входит бабушка, сидящая с внуками, и, тем самым, освобождающая время для трудовой деятельности родителей - хотя она и не участвует в экономической деятельности, но благодаря своим качествам косвенно влияет на экономику;
4) понятие человеческого потенциала в общем смысле рассматривает всё многообразие способностей, навыков и умений человека, вне зависимости от того, насколько они находят применение в производительной деятельности и без учёта влияния на экономику; к данной, самой ёмкой и общей из перечисленных категорий, можно отнести, например, неизвестного художника, который рисует картины для себя, без получения прибыли; и в целом рассматривается вся деятельность человека, включая проведение досуга и межличностные отношения;
5) категория трудовых ресурсов является количественной характеристикой, а последующие категории (трудового и чело-
веческого потенциалов) - качественными. Рассматривая трудовой и человеческий потенциал индивидуумов и различных конгломератов (домохозяйств, регионов, округов, стран), наравне с качественной, мы получаем и количественную характеристику этих категорий.
Фактически, то, что происходит с нашим отношением к данным социальным категориями - это индукция, процесс возвышения, переход от частных категорий к общим. Так, человеческий потенциал - более общая категория, в которую входит, в том числе, человеческий потенциал для экономики, который, в свою очередь, включает в себя трудовой потенциал и потенциал потребления.
Этимология понятия человеческого потенциала.
Для того чтобы лучше осмыслить понятие человеческого потенциала, рассмотрим этимологию этого определения. Слово «потенциал» происходит от латинского р^епйа, означающего «сила». Согласно толковому словарю, потенциал - «это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [5].
Как видим, определение понятия потенциал предполагает цель. Причём понятие человеческий потенциал с этой точки зрения является ещё более обусловленным необходимостью цели, нежели рассматриваемая в первой части настоящего доклада категория качества жизни.
Человеческий потенциал, в таком случае, будет совокупностью возможностей и характеристик человека, способствующих достижению цели в определённой области. Таким образом, можно говорить о человеческом потенциале экономики, человеческом потенциале науки, культуры, искусства и т.д. В этом отношении, затруднительно дать определение человеческого потенциала в общем виде, т.к. это предполагает общую цель.
Здесь также стоит отметить, что возможность и качество - это одно и то же. То есть, качества населения рассматриваются как возможности для деятельности и
достижений. В зависимости от рода деятельности, мы можем говорить об экономическом и других потенциалах. В общем виде человеческий потенциал рассматривает качества населения, открывающие ему возможности для различной деятельности и удовлетворения своих потребностей и стремлений.
Человеческий потенциал в рамках концепции человеческого развития.
Понятие «человеческий потенциал» (как и «трудовой потенциал») отсутствует в западной мысли. В зарубежной научной литературе используются понятия человеческих ресурсов (human resources) и трудовых ресурсов (manpower). «Термин «человеческие ресурсы» пришёл на смену трудовым ресурсам, и отражает объективный процесс стирания грани между рабочей силой (способностью к труду) и личностью» [2, с. 12]. Представляется, что оба термина, тем не менее, не доходят до уровня обобщённости и полноты, свойственной отечественному термину «человеческий потенциал» в общем смысле, как он был определён выше в настоящем докладе.
Согласно докладам ПРООН последних 20 лет, человеческое развитие - это процесс расширения возможностей и выбора человека [3-4]. Возможности, однако, в этих докладах рассматриваются, в основном, как внешние условия, позволяющие человеку реализовываться. Это объясняется тем, что предложенная ПРООН Концепция человеческого развития (расширения человеческих возможностей) является концепцией качества жизни. Кроме того, человеческое развитие в концепции ПРО-ОН - это развитие человечества, т.е. объектом рассмотрения является не человек, а человечество (общество, его структура, его законы и взаимосвязи элементов). По этой причине, из объекта внимания учёных выпадает сам человек, его способности, качества, навыки и индивидуальные характеристики. Вместо этого рассматриваются условия жизни, расширяющие свободу выбора. Представляется, что доклады ПРООН отражают всё то же направление развития человеческой мысли - от частных критериев к более общим и всеохва-
тывающим, но реализуется это в рамках концепции качества жизни.
Авторы концепции ПРООН видят человеческое развитие как процесс расширения возможностей человека путём улучшения качества и условий жизни. Однако, во-первых, совершенно не ясно, что человек будет делать с этими расширенными возможностями (как это отразится на человеческом потенциале), и, во-вторых, представляется совершенно необязательным наличие для человека огромного количества возможностей, потому что человек, нашедший себя и своё дело в этом мире, не нуждается в большинстве открытых ему возможностей. Например, художник, влюблённый в живопись и работающий в деревне, не имеющий образования, высокого дохода и крепкого здоровья, обладает большим человеческим потенциалом (ЧП искусства и ЧП в общем смысле), нежели образованный алкоголик из Москвы, живущий за счёт родителей, и, время от времени, очищающий печень в дорогих клиниках, что обеспечивает ему более высокий уровень здоровья. И такова ситуация не только с ЧП искусства, но и с ЧП экономики - расширение возможностей выбора человека не гарантируют повышение его человеческого потенциала для экономики.
Таким образом, оценивать человеческий потенциал по количеству возможностей и степени свободы, неправильно. Неправильно и переводить понятие human development как человеческий потенциал. Если и говорить о потенциале в рамках концепции человеческого развития ПРО-ОН, то более уместно назвать его потенциалом к развитию (расширению возможностей). Здесь важно, что этот потенциал затрагивает, в основном, условия жизни, структуру общества и законы, а не качества человека, таким образом, концепция человеческого развития является в большей степени концепцией качества жизни.
Качество населения.
Подобно всем интегральным социальным категориям, понятие «качество населения» представляется синтетической и латентной категорией, что обусловливает сложность её определения и измерения. Представляется, что (как и с категорией
«качество жизни») необходима или прикладная цель исследования, или идеологическая концепция, в рамках которой мы рассматриваем данное понятие. В последнем случае мы смотрим на качество населения с точки зрения его возможности достигнуть заявленный идеал. В этом отношении «качество населения» склеивается с понятием человеческого потенциала.
Чтобы определить в общем смысле понятие качество населения, необходимо определить его составные части. Согласно толковому словарю Ожегова, качество -это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость» [5]. Т.е. качество - это то, что делает объект уникальным по сравнению с другими объектами. Согласно Экономическому словарю, качество - «это совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям» [6]. Конечно, сравнивать человека с товаром не совсем уместно, однако т.к. понятие «человеческий потенциал», как было показано выше, родилось в научной мысли в рамках экономической науки, то данное экономическое определение может быть полезным для лучшего понимания того, как выглядит качество населения со стороны общества.
Получается, что качество - это, с одной стороны, характерные особенности объекта, делающие его уникальным, и, с другой, степень соответствия предъявляемым требованиям (требованиям со стороны общества или самого человека).
Другими словами, можно выделить два принципиальных аспекта определения понятия качества:
1) свойственный аспект (когда мы говорим о качестве, как о свойствах, называя предмет «красным или зелёным»);
2) оценочный аспект (когда мы говорим о качестве, оценивая степень его соответствия предъявляемым требованиям, называя объект «хорошим или плохим»).
Учитывая два вышеприведённых определения понятия «качество», можно выде-
лить две трактовки понятия качества населения - как качественную и оценочную категорию. При этом, можно смотреть на отдельного человека, а можно на население в целом.
Качество населения (или человека) -это
1) свойственный аспект: совокупность существенных признаков, свойств и особенностей населения (или человека), включая физические, психологические, социальные и индивидуальные характеристики, отличающие население (или конкретного человека) от других живых существ и разные группы населения (разных людей) друг от друга;
2) оценочный аспект: это совокупность свойств и характеристик населения (или человека), обусловливающих его способность соответствовать предъявляемым требованиям общества (или самого человека).
Совмещая два определения (качество и оценка качества), становится видно, что, если смотреть со стороны человека, то качество населения - это то, насколько люди реализовали свои стремления, нашли себя и своё предназначение, место в мире. Это - те уникальные способности и характеристики людей, благодаря которым они отличаются друг от друга. И это - степень соответствия каждого человека своему предназначению, обусловленному уникальностью набора присущих ему качеств. Как измерять эту категорию, пока не известно, есть вероятность, что на данном этапе развития науки это вообще невозможно. Помочь в оценке этого аспекта качества населения могут методы опросов населения, но в целом представляется необходимым комплексный междисциплинарный подход.
Если же смотреть со стороны общества (а этот взгляд всегда обусловлен идеологией, государственным строем и структурой общества), то качество населения - это степень соответствия каждого человека требованиям, предъявляемым ему обществом.
В целом оценочный аспект определения качества населения соответствует понятию человеческого потенциала. При этом если рассматривать требования, предъявляемые
обществом, мы можем говорить о человеческом потенциале для экономики, человеческом потенциале для науки или искусства, человеческом потенциале воспроизводства и других потенциалах для решения прикладных задач (глобальных, национальных или региональных). Сюда же относится и нравственный аспект качества населения. Если же рассматривать требования, предъявляемые к себе самим человеком, то мы приходим к категории субъективной самооценки человека. В зависимости от уровня прикладных целей этого человека, его качество оценивается как степень реализации в конкретных и значимых для данного человека сферах жизни, или, более обобщённо, степень соответствия человека своему личному предназначению, обусловленному природой этого человека и набором характеристик, способностей и стремлений, делающих каждого человека уникальным.
Качество населения и качество жизни.
Понятия качества населения не существует в однозначном виде в исследованных автором концепциях качества жизни: теоретической концепции (экономического благосостояния) А. Смита и его последователей, утилитарной концепции А. Пигу на основе опросных методов, современной концепиции человеческого развития ПРООН, разработанной Дж. Стиглицом по теоретическим работам А. Сена.
В этих концепциях существует понятие качества личности, отражающее характер восприятия человеком условий жизни. В концепции человеческого развития ПРО-ОН отсутствует понятие качества населения вообще, однако, если рассмотреть индекс развития человечества (ИЧР), то, фактически, он содержит в себе и частные показатели качества жизни, и частные показатели качества населения. Разбирая ИЧР на частные интегральные показатели, получаем:
1) уровень грамотности взрослого населения - это показатель качества населения;
2) ожидаемая продолжительность жизни при рождении - это качество жизни, и качество населения одновременно;
3) количество учебных мест в начальных/средних школах и высших учебных
заведениях - это показатель качества жизни, т.е. доступность образования;
4) ВВП по паритету покупательской способности - скорее, качество жизни.
Как видно, порою одни и те же показатели характеризуют и качество населения и качество жизни, и это очевидно объясняется сложностью проведения грани между человеком и его жизнью. Человек не существует вне жизни, и так же человеческая жизнь не существует без человека. Во многом это объектно-субъектное деление условно, но такова условность самого мира, воспринимаемого и анализируемого человеком. По этой причине, нет ничего страшного в том, что некоторые категории сложно развести по углам «качество жизни» и «качество населения», однако такое разделение представляется необходимым для оценки влияния различных показателей друг на друга.
Размышляя над различиями понятий «качество жизни» и «качество населения», можно сказать, что:
1) качество жизни отвечает на вопросы, «как человек живёт? каковы условия жизни?» и «как человек должен жить? какими должны быть условия жизни?»;
2) качество населения отвечает на вопросы, «каков человек?», и «каким человек должен быть?»;
3) при этом вторые вопросы (как человек должен жить, и каким должен быть человек?) смотрят на понятия «качество жизни» и «качество населения» с точки зрения концепций и идеалов, к которым стремится общество;
4) первые вопросы (как человек живёт, и каков человек?) отражают более общее свободное от идеологических концепций определение понятий КЖ и КН.
Выводы. Понятия «качество населения» и «человеческий потенциал» можно считать синонимичными и отражающими одну и ту же синтетическую социальную категорию. Как и с другими синтетическими категориями, для определения и измерения качества населения (человеческого потенциала) необходима конкретная прикладная задача или идеологическая концепция.
В структуре человеческого потенциала можно выделить различные его формы:
человеческий потенциал экономики, человеческий потенциал науки, культуры, искусства, демографический и другие потенциалы в соответствии с прикладной задачей.
Человеческий потенциал характеризуется, в том числе, системой потребностей. При этом степень удовлетворения потребностей является показателем качества жизни, а наличие и характер этих потребностей - одним из показателей самого человеческого потенциала (качества населения).
В определении понятия качества можно выделить свойственный и оценочный аспекты. Свойственный аспект отражает уникальность исследуемых объектов, а оценочный - степень соответствия предъявляемым требованиям.
Качество населения, оцениваемое человеком - это степень реализации и соответствия человека его предназначению, субъективное чувство полезности и правильности жизненного пути человека; самооценка в глубинном смысле этого слова.
Качество населения, оцениваемое обществом можно определить по-разному:
а) как человеческий потенциал для решения конкретной прикладной задачи (регулирования социально-экономической политики, решения демографических проблем, оценки экономического, социального, культурного, научного потенциала населения и т.д.); здесь можно говорить о человеческом потенциале экономики, науки, культуры и т.д.;
б) качество населения в свете глобальных проблем (экологические проблемы, истощение и угнетение природной среды, голод, перенаселённость, конфликты, войны и др.); данный подход предполагает оценку глобальных и локальных проблем биосферы и общества, а также определение качеств и черт индивидуумов, в которых существует потребность; этому посвящены доклады ООН по устойчивому
развитию, деятельность Международной комиссии по окружающей среде и развитию, документы ЮНЕСКО («Хартия Земли») [7] и др.;
в) качество населения в свете национальных или региональных проблем; в этой связи, например, В. Коссов рассматривал одну характеристику качества населения - естественный прирост/убыль, его волновала продолжающаяся убыль населения России. Он разработал методику межрегионального анализа качества жизни, которая позволяет оценивать процесс достижения социальной цели - демографического роста - путём повышения качества жизни [Коссов, 2001].
г) определение категории качества населения в соответствии с одной из концепций «качества жизни» для оценок связей между двумя категориями, рассматривая качество жизни как инструмент воздействия на качество населения.
д) определение качества населения в соответствии с идеологической концепцией. Так, в Конституции СССР, наряду с экономическими и политическими задачами, а также задачами повышения качества жизни населения, была поставлена задача «воспитания человека коммунистического общества» [8]. Сейчас идеология России основывается на концепции повышения качества жизни, которая отражена в Конституции РФ целью: «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [9]. Ни о какой концепции о качестве населения здесь речи не идёт.
В отличие от проблем качества жизни и человеческого потенциала экономики, проблемам качества населения и человеческого потенциала (в широком смысле) уделяется недостаточное внимание. Этот переход требует междисциплинарного подхода, в рамках которого мы должны двигаться от экономических категорий к социальным.
Библиографический список
1. МасловаИ.С. Трудовые ресурсы: эффективность использования. - М.: Наука, 1988.
2. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития // Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2007. - 202 с.
3. Всемирный Доклад о человеческом развитии, ПРООН, 1990.
4. Стиглиц Дж., Сен А., Фитусси Ж.-П. Доклад Комиссии по измерению экономического развития и социального прогресса, 2009.
5. Толковый словарь русского языка // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - М.: Аз, 1996.
6. Современный экономический словарь // Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
7. Хартия Земли, Генеральная конференция ЮНЕСКО, 2000.
8. Конституция СССР, 1977.
9. Конституция РФ, 1993.
HUMAN POTENTIAL AND POPULATION QUALITY: APPROACHES
TO DETERMINING
A.A. Fedotov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher Institute of Socio-Economic Population Problems (Russia, Moscow)
Abstract. This article presents the results of a study of the concepts of "human potential" and "quality of life." The history of the emergence and development of these concepts from the categories of "labor resources" and "laborpotential. It is shown how each next category overcame the shortcomings of the previous one and expanded understanding of the significance of man for the economy. If labor resources reflected only the size of the able-bodied population, then labor potential, along with quantitative characteristics, began to include the productive abilities of the population. Further, overcoming the insufficiency of the category of labor potential to describe human participation in new economic processes, the concept of the human potential of the economy appeared, including direct and indirect productive abilities and needs of the population. Born in the framework of economic science, this concept was expanded and in general terms, human potential considers all abilities, needs, leisure and interpersonal relationships, i.e. all quantitative and qualitative characteristics of the population, regardless of participation in economic activity. The etymology of the concepts of "human potential" and "quality of the population" is considered, a conclusion is made about their synonymy. Two aspects of the concept of quality are distinguished: intrinsic and evaluative. The characteristics and quality structure of the population are investigated. Different definitions of the concepts of "human potential" and "quality of the population" are derived from different points of view and in relation to different applied problems.
Keywords: human potential, quality of population, quality of life.