Научная статья на тему 'Экономические категории труда: основные понятия и их развитие'

Экономические категории труда: основные понятия и их развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3942
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / LABOUR / РАБОЧАЯ СИЛА / LABOUR FORCE / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOUR RESOURCES / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOUR POTENTIAL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN POTENTIAL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириченко И. С.

В статье рассмотрен понятийный аппарат, касающийся экономических категорий труда. В настоящее время в науке не сложилось терминологического единства в понимании и трактовке различных категорий, характеризующих производительную роль человека. Автором приведено разграничение между понятиями «рабочая сила» и «трудовые ресурсы». Рассмотрены дефиниции, аспекты и подходы к понятию «трудовой потенциал». Представлена историческая ретроспектива понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», а также выделены особенности между категорией «человеческий капитал» и категориями, характеризующими трудовую деятельность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Categories of Labour: Basic Concepts and their Development

The article describes the conceptual apparatus relating to the economic categories of labour. Currently, the science has not developed terminological unity in understanding and interpretation of different categories that characterize the productive role of a person. The author differentiates the notions "workforce" and "manpower". The definitions, aspects and approaches to the concept of "labour potential" are considered. The historical background of the concept of "human capital" and "human potential", as well as the features between the category "human capital" and the categories characterizing the human labour activity are presented.

Текст научной работы на тему «Экономические категории труда: основные понятия и их развитие»

УДК 631.158

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ТРУДА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ИХ РАЗВИТИЕ

Economic Categories of Labour: Basic Concepts and their Development

Кириченко И.С., научный сотрудник E-mail: [email protected]

Kirichenko I.S.

ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве» 111621, г. Москва, ул. Оренбургская, д.15 FGBNU «All-Russian Research Institute of the Organization of Production, Labour and Management in Agriculture »

Реферат. В статье рассмотрен понятийный аппарат, касающийся экономических категорий труда. В настоящее время в науке не сложилось терминологического единства в понимании и трактовке различных категорий, характеризующих производительную роль человека. Автором приведено разграничение между понятиями «рабочая сила» и «трудовые ресурсы». Рассмотрены дефиниции, аспекты и подходы к понятию «трудовой потенциал». Представлена историческая ретроспектива понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», а также выделены особенности между категорией «человеческий капитал» и категориями, характеризующими трудовую деятельность человека.

Summary. The article describes the conceptual apparatus relating to the economic categories of labour. Currently, the science has not developed terminological unity in understanding and interpretation of different categories that characterize the productive role of a person. The author differentiates the notions "workforce" and "manpower". The definitions, aspects and approaches to the concept of "labour potential" are considered. The historical background of the concept of "human capital" and "human potential", as well as the features between the category "human capital" and the categories characterizing the human labour activity are presented.

Ключевые слова: труд, рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал.

Keywords: labour, labour force, labour resources, labour potential, human potential, human resources, human capital.

В процессе исследования человека, как носителя способностей к труду и реализующего их в процессе труда, был выработан ряд научных категорий, отражающих определенные этапы в развитии общества, и стоявшие перед ним задачи социально-экономического развития. Понятийный аппарат в разное время пополнялся такими категориями как «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческий капитал», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий потенциал», «экономически активное население», «кадры», «персонал» и другие. При этом появление новых категорий не означало прекращения использования уже известных понятий (рисунок).

В настоящее время в экономической теории насчитывается более десятка понятий, имеющих непосредственное отношение к характеристикам трудовых возможностей человека. Каждое из них имеет свои отличительные особенности, рассматривает возможности участия человека или группы лиц в экономической жизни общества с разных точек зрения, характеризует способности к труду в определенных формах и проявлениях.

Основным понятием, характеризующим способности человека к труду, в отечественной науке выступает «рабочая сила». Если обратиться к классической трактовке этой категории, данной К. Марксом, то можно отметить, что под рабочей силой он понимал не только «.. .совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека.», но и «.которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [2]. Тем самым у К.

Маркса наличие у человека способностей к труду не является самодостаточным в определении рабочей силы. Они должны еще реализовываться в процессе конкретной трудовой деятельности. Присутствие данного критерия в определении рабочей силы можно встретить и в советской экономической литературе, и в современной.

Этому определению по отношению к исследованию занятости не достает количественно-учетной определенности, что как раз является основным достоинством трактовки понятия рабочей силы, содержащегося в англоязычной экономической литературе: «рабочая сила» (labour force) - это «общее количество занятых и незанятых или общее количество работающих и ищущих работу граждан старше 16 лет» [3]. Совершенно очевидно, что такое толкование рабочей силы, включающее и безработных, которые на момент учета не производят «какие-либо потребительные стоимости», выходит за границы понятия рабочей силы, данного К. Марксом.

Рисунок - Взаимосвязь категорий, характеризующих человека как носителя способностей к труду и реализующего их в процессе труда [1]

Оно перетекает в понятие «трудовые ресурсы», широко используемое в нашей стране и в настоящее время. Известно, что понятие «трудовые ресурсы», впервые сформулированное академиком С.Г. Струмилиным в 1922 г., вошло в широкий обиход в экономических исследованиях и практике управления народным хозяйством СССР. Количественно оно характеризовалось численностью населения в определенных возрастных границах трудоспособности. В содержательном аспекте понятия доминировало наличие у этих групп населения совокупности способностей к трудовой деятельности для производства товаров и услуг [4].

Первоначально показатель «трудовые ресурсы» был использован в статистическом учете, а позже - в практике планирования. Как пишет А.А. Баркалов, большинство авторов не отходят от исходной трактовки данного понятия. Так Н.М. Еремина и В.П. Мар-шанова считают, что «трудовые ресурсы - это часть населения страны, которая работает в народном хозяйстве или же способна работать, но по тем или иным причинам не работает. Таким образом, трудовые ресурсы, включают как занятых, так и потенциальных работников». По мнению С.В. Андреева, согласно сложившейся статистической практике

трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года) и работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста. С.А. Дятлов так определяет: «трудовые ресурсы -часть населения страны трудоспособного возраста, обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, определенным уровнем образования и квалификации, и занятая в народном хозяйстве, а также способная работать, но не работающая по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включают население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп» [5].

Соответственно, можно отметить, что категория «трудовые ресурсы» как понятие в отечественной экономической литературе близка по значению к категории «экономически активное население», под которым понимается часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:

- занятых (предпринимателей и нанятых работников);

- безработных.

В зависимости от уровня развития страны «плавает» нижний возрастной порог, по которому собираются и публикуются данные. Так, в странах Африки из-за высокого распространения детского труда в экономически активное население включают лиц, начиная с 10 лет. Условно считается, что в развитых странах в возрасте человека от 10 лет до нижней границы возрастного порога нет занятости, например, в США нижняя граница возраста, с которого человек включается в экономически активное население- 16 лет, в России - с 15 лет [6].

В некоторой степени категории «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» близки по смысловой нагрузке, но не равнозначны по своему содержанию. Так, для первого, определяющим является само наличие способностей к труду, которые или могут уже использоваться, или только находиться в стадии приобретения, повышения своей производительной силы. В случае же с рабочей силой лишь наличия этих способностей уже недостаточно, они обязательно должны быть задействованы в процессе производства материальных или духовных ценностей [4].

Кроме трудовых ресурсов и рабочей силы в экономике используется категория «трудовой потенциал». Ряд исследователей считают, что это понятие возникло как дополнение первых двух, в связи с необходимостью активизации и эффективного использования возможностей личного фактора производства, характеризующего все многообразие качеств работника и проявляющегося в процессе его трудовой деятельности [7].

В экономической литературе различные авторы дают неоднозначное толкование понятия «трудовой потенциал». Так, под трудовым потенциалом понимают запасы труда, зависящие от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности населения (территориальной и профессиональной) [8]. Другие авторы включают в данное понятие совокупность компонентов: здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени [9].

Термин «трудовой потенциал» встречается и в зарубежной литературе [10]. Болгарские ученые М. Минков и Б. Русев под трудовым потенциалом понимают соотношение между трудовым и жизненным фондами населения. Польский демограф Э. Россет определил трудовой потенциал, как потенциальную рабочую силу, под которой он понимал совокупность лиц в трудоспособном возрасте. Американский социолог Р. Майо-Смит указывал, что при рассмотрении вопроса о рабочей силе, более важен вопрос о качестве, при этом продуктивность человека меняется в связи с изменениями его физической, интеллектуальной и моральной природы.

Исходя из выше изложенного, обобщим различные аспекты понятия «трудовой потенциал» (таблица).

Таблица - Аспекты категории «трудовой потенциал»

Аспект Определение

Демографический 1. Население в трудоспособном возрасте 2. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте 3. Продолжительность жизни (в том числе трудовой)

Статистический 1. Численность трудовых ресурсов 2. Структура распределения трудовых ресурсов (по регионам, отраслям и сферам экономики)

Социально-психологический 1. Качественные характеристики носителей рабочей силы (индивидуума) 2. Социальный статус человека, как носителя рабочей силы 3. Психологические параметры развития человека в процессе труда

Экономический 1. Трудовые ресурсы в единстве своих количественных и качественных проявлений 2. Форма проявления личного фактора производства 3. Обобщающая характеристика меры и качества совокупности способностей к труду

Источник: составлено по материалам [11]

Нельзя не согласиться с мнением о том, что экономический аспект трудового потенциала является наиболее полным и отражает сложившиеся подходы к определению (ресурсный, факторный, потенциальный и комбинированный).

На современном этапе в условиях перехода на инновационное развитие экономики требуется новый, комплексный, системный подход к исследованию изучаемого понятия в социально-трудовой сфере, позволяющего раскрыть все многообразие связей между различными социально-экономическими процессами и явлениями.

Категорией, близкой к трудовому потенциалу, является категория «человеческий потенциал». Теоретическим источником этого понятия стала концепция расширения человеческого выбора Л. Сена. Доход в этой концепции рассматривается не как конечная цель, а как средство, расширяющее человеческий выбор цели и того образа жизни, которые человек считает предпочтительными. Л. Сена одним из первых показал, что благосостояние людей должно оцениваться не уровнем доходов, а их возможностью обеспечивать достойную жизнь, и прежде всего, в таких сферах, как здравоохранение, образование, экономическая и общественная деятельность [12].

Интерес к анализу категории «человеческий потенциал» активизировался в России в период рыночных реформ. Такие исследователи как А. Барышева, А.Б. Докторович, Т.И. Заславская, Р.И. Капелюшников, Л.А. Мигранова, А. Нещадин и др. анализируют структуру и динамику человеческого потенциала в пореформенных условиях в России. При этом, с одной стороны, такие понятия, как человеческий и трудовой потенциал, используются почти как синонимы, с другой - появляются работы, в которых анализ проблемы трудового потенциала осуществляется на основе определения соответствующих понятий.

Так, в концепции социального механизма трансформации российского общества Т.И. Заславской человеческий потенциал выступает индикатором развития общественной системы: «Человеческий потенциал страны — это совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, как инструментальных, так и экзистенциональных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации». Компонентами человеческого потенциала в ее трактовке выступают социально-демографическая, социально-экономическая, социально-культурная и инновационно-деятельностная составляющая [13].

В диссертационном исследовании А.Б. Докторовича осуществляется сравнительный анализ понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» применительно к макроуровню социально-экономического анализа. Автор выявляет взаимосвязь целей развития человеческого потенциала (долгая здоровая и активная жизнь, непрерывное образование, получение ресурсов, необходимых для достойного уровня и высокого качества жизни) и человеческого капитала (рост ВВП и ВРП, получение дохода, повышение эффективности труда) в системной триаде «государство — общество — человек», а также основные условия, необходимые для достижения поставленных целей [14].

В исследованиях других авторов представлены аналогичные подходы, которые в целом конкретизируют основные положения концепции развития человека Программы развития ООН применительно к тенденциям социально-экономического развития пореформенной России.

Идентичной по содержанию к рассматриваемому понятию является категория человеческих ресурсов. В концепции человеческих ресурсов человек выступает в роли наиболее ценного, не возобновляемого ресурса, являющегося единством трех компонентов: трудовой функции, включенности в систему социальных связей и обладания уникальными профессионально личностными качествами, позволяющими наиболее продуктивно использовать все другие имеющиеся в организации производственные ресурсы. В самом общем плане под человеческими ресурсами понимается определенный набор качеств, позволяющий добывать жизненные блага и завоевывать социальные позиции [12].

Понятие «человеческий фактор» характеризует многообразие качеств человека (прежде всего, социальных), проявляющихся в процессе его трудовой деятельности и обеспечивающих развитие организации и общества в целом.

Наиболее распространенной категорией экономики труда на современном этапе является категория «человеческий капитал». Парадоксально, но появление такого «современного» понятия связано с работами родоначальника английской политэкономии XVII века У. Петти, который впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности.

Возрождением и разработкой теории человеческого капитала занимались, начиная с 60-х годов XX века, Т. Щульц, Г. Беккер, С. Кузнец и другие экономисты. По определению Г. Беккера, человеческий капитал есть форма капитала, выступающего составной частью человека и источником его будущих заработков и/или неденежных выгод. Он состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены индивиды и которые могут использоваться в течение определенного периода времени для целей производства товаров и услуг [15].

В современной экономической литературе, как в зарубежной, так и в отечественной, имеются различные определения понятия «человеческий капитал». Их анализ позволил выделить общие и отличительные особенности между категорией «человеческий капитал» и категориями, характеризующими трудовую деятельность человека.

1. Человеческий капитал является производительной способностью человека, и в этом смысле данная категория является формой представления понятия «труд». Производительная способность человека, то есть его трудоспособность, определяется возрастом, состоянием здоровья и образованием индивида, является базовым признаком категории «трудовые ресурсы». Следовательно, трудовые ресурсы и человеческий капитал объединяет общее базовое содержание.

Необходимо отметить, что категория «трудовые ресурсы» отражает отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и использования сформированной трудоспособности части населения, в то время как категория «человеческий капитал» отражает отношения между обществом, семьей, индивидом и организацией по поводу формирования, воспроизводства, перераспределения и использования способности человека к созидательной деятельности. Но, если в категории «трудовые ресурсы» отражено социально-групповое воплощение способности части населения к труду, то человеческий капитал отражает воплощенную в индивиде трудоспособность безотносительно к ее распределению на социальные группы по законодательно установленным критериям.

2. Человеческий капитал неотделим от своего носителя - человека. Работодатель, по сути, арендует этот экономический ресурс в целях использования его как фактора производства. Следовательно, человеческий капитал выступает как определенная форма категории «рабочая сила».

Рабочая сила, как и другие товары, имеет потребительную стоимость, которая определяется объемом услуг, ожидаемых от работника в организации. Способность чело-

веческого капитала создавать добавленную стоимость определяет его ценность (и стоимость) для работодателя и уровень дохода для работника. Для работника его человеческий капитал выступает товаром, который он предлагает на рынке труда, а для работодателя это капитализированная величина стоимости капитала, затраченного на отбор и наем работника.

Главное отличие категории «человеческий капитал» от категории «рабочая сила» состоит, в том, что рабочая сила содержит потенциальную способность к производительной деятельности на благо общества, а человеческий капитал содержит как потенциальные, так и реальные совокупные трудовые усилия, включающие добавленную стоимость. Это означает, что названная категория включает компонент, позволяющий определить эффективность деятельности человека в условиях нестабильности внешней среды функционирования. При соответствующих инвестициях (денег, времени, усилий самого работника) этот компонент будет увеличивать свою потребительную стоимость, а также сохранять способность приносить доход за счет дополнительных видов и способов деятельности.

3. Человеческий капитал, являясь мерой воплощенной в человеке способности приносить доход, соединяет реализуемые в настоящем и потенциально заложенные в человеке качества и способности, приобретенные в результате образования и трудовой деятельности (прежде всего, знания и опыт, а также способность к профессиональной мобильности). На наш взгляд, вышесказанное подтверждает, что категория «человеческий капитал» по своему содержанию имеет значительный объем общего с понятием «трудовой потенциал». Можно утверждать, что трудовой потенциал интегрирует значительный объем понятий «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «экономически активное население страны», «человеческий фактор производства», «экономически активная часть населения». Воплощаясь в системе профессионально-личностных качеств работника, эта категория наиболее близка к категории «человеческий капитал».

Формирование рациональной структуры человеческого капитала требует предварительных затрат от индивида, работодателя и общества в целом. Производственный, финансовый, научный и другие составные части потенциала экономической системы также требуют предварительных инвестиций. Человеческий капитал, являясь базовым компонентом производственной системы, не только способен увеличивать уровень своей капитализации, но также выступает фактором, обеспечивающим сохранение, эффективное использование и повышение уровня капитализации всей системы - на уровне индивида как личности, домохозяйства, предприятия, отрасли или совокупности отраслей, региона, страны.

4. Человеческий капитал выступает основополагающим фактором экономического роста на макро- и микроуровнях, а также основой роста экономического благосостояния индивида, обретения им социального статуса, условием и основным фактором самореализации. Человеческий капитал позволяет определить степень включенности индивида в социально-экономические процессы. В этом смысле он близок к понятию «человеческий фактор».

5. В отличие от других форм инвестиционных вложений, отдача от человеческого труда определяется не только инвестициями в образование и дальнейшее производственное обучение, но и личными качествами человека, не всегда обусловленными экономическими факторами. Одним из основных условий реализации способности человеческого капитала к созданию добавленной стоимости является мотивация работника. Структура мотивации к эффективной деятельности включает не только материальные, но нематериальные мотивы. В основе таких мотивов могут лежать потребности в творчестве, в социальном признании, религиозные, патриотические и иные чувства, а также распространенные стереотипы и традиции.

В этом плане человеческий капитал наиболее близок к категории «человеческий потенциал», поскольку является категорией, протяженной во времени и содержащей нематериальную составляющую.

6. Человеческий капитал является невозобновляемым ресурсом, соединяющим

профессиональные, личностные и социальные качества индивидов. Это делает категорию «человеческий капитал» сопряженной с категорией «человеческие ресурсы». Кроме того, инвестиции в человеческий капитал дают более длительный по времени интегральный социально-экономический эффект.

Однако, по мнению исследователей, содержание категории «человеческие ресурсы» отличается от категории «человеческий капитал» большим объемом. Человеческий капитал является одной из форм капитала страны, региона, отрасли, организации, индивида [12, 16, 17].

Терминологическое разграничение рассмотренных понятий крайне важно как для уточнения понятийного аппарата исследования занятости и рынка труда, поскольку в аграрной экономике России произошли существенные изменения во многих аспектах хозяйствования, так и для обоснования практических решений в целях совершенствования системы образования, форм и методов регулирования отношений в сфере труда, повышения эффективности использования кадрового потенциала хозяйствующих субъектов.

Библиографический список

1. Мухина, М.Г. Эволюция взглядов на роль и место человека в трудовой деятельности / М.Г. Мухина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

2. Маркс К. Капитал. - М.: изд. «Политической литературы», 1978, т. 1. - С.178.

3. Долан, Э. Дж. Economics: англо-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Б.И. Домненко - М.: Лазурь, 1994. - 554 с.

4. Научный отчет за 2012 год по теме: «Разработать структуру, состав и содержание прогнозного баланса трудовых ресурсов сельского хозяйства / Авторский коллектив. Под общим руководством Богдановского В.А. - М.: ГНУ ВНИОПТУСХ Россельхозака-демии. - 2012. - 111 с.

5. Баркалов, А.А. Эволюция категорий, характеризующих роль человека в экономической жизни / А.А. Баркалов // Экономические науки. Актуальные проблемы фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: econf.rae.ru/article/6881

6. Экономически активное население - материал из Википедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М., 2004.

8. Трудовые ресурсы. Социально-экономический анализ / под ред. В.Г. Костюкова. - М. - 1976.

9. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. - М.: «НОРМА ИФНРА», 1999.

10. Мост, А.С. Управление трудовым потенциалом региона с учетом демографических ограничений на рынке труда: Дис. .. .канд. экон. наук: 08.00.05. - Самара, 2010. - 158 с.

11. Былков, В.Г. Концептуальные основы теории развития трудового потенциала / В.Г. Былков // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. -№3 (83). - С. 74-79.

12. Козлов, А.И. Человеческий капитал в системе экономических категорий труда / А.И. Козлов // Управление персоналом. - 2008. - №9.

13. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. - 2005. - №4. - С. 13-25.

14. Докторович, А.Б. Социально-ориентированное развитие общества и человеческого потенциала: современные теории, методы системного исследования: Автореферат дисс. на соискание уч. степ. доктора эк. наук. М., 2006. 42 с.

15. Becker G.S. Human Capital and Personal Distribution of Income: An Analytical Approach // Becker G.S. Human Capital 2nd ed. N.Y.: Columbia University Press, 1975. P. 94-144.

16. Омурбекова, М.О. К вопросу о содержании категории «человеческий потенциал» в современных условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ekon72. html

17. Чирков, Е.П. Развитие организационно-экономического механизма в системе

ведения агропромышленного производства региона / Н.А. Соколов, П.В. Прудников, А.В. Кубышкин и др.; Под общей ред. Е.П. Чиркова. - Брянск: МСХ РФ, БГСХА, 2014. - 350 с.

References

1. Muhina, M. G. Evolyutsiya vzglyadov na rol i mesto cheloveka v trudovoy deyatelnosti /M.G. Muhina //Sovremennyieproblemyi nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 6.

2. Marks K. Kapital. - M.: izd. «Politicheskoy literaturyi», 1978, t. 1. - S.178.

3. Dolan, E. Economics: anglo-russkiy slovar-spravochnik / E. Dolan, B.I. Domnenko -M.: Lazur, 1994. - 554 s.

4. Nauchnyiy otchet za 2012 god po teme: «Razrabotat strukturu, sostav i soderzhanie prognoznogo balansa trudovyih resursov selskogo hozyaystva /Avtorskiy kollektiv. Pod obschim rukovodstvom Bogdanovskogo V.A. - M.: GNU VNIOPTUSH Rosselhozakademii. - 2012. - 111 s.

5. Barkalov, A.A. Evolyutsiya kategoriy, harakterizuyuschih rol cheloveka v ekonomiche-skoy zhizni / A.A. Barkalov // Ekonomicheskie nauki. Aktualnyie problemyi fundamentalnyih is-sledovaniy [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: econf.rae.ru/article/6881.

6. Ekonomicheski aktivnoe naselenie - material iz Vikipedii [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Ekonomika truda: (sotsialno-trudovyie otnosheniya) /pod red. N.A. Volgina, Yu.G. Odegova. - M, 2004.

8. Trudovyie resursyi. Sotsialno-ekonomicheskiy analiz /pod red. V. G. Kostyukova. - M.

-1976.

9. Genkin, B.M. Ekonomika i sotsiologiya truda. - M.: «NORMA IFNRA», 1999.

10. Most, A.S. Upravlenie trudovyim potentsialom regiona s uchetom demograficheskih ogranicheniy na ryinke truda: Dis. ...kand. ekon. nauk: 08.00.05. - Samara, 2010. - 158 s.

11. Byilkov, V.G. Kontseptualnyie osnovyi teorii razvitiya trudovogo potentsiala / V.G. Byilkov // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. - 2012. - №3 (83). -S. 74-79.

12. Kozlov, A.I. Chelovecheskiy kapital v sisteme ekonomicheskih kategoriy truda / A.I. Kozlov // Upravlenie personalom. - 2008. - №9.

13. Zaslavskaya, T.I. Chelovecheskiy potentsial v sovremennom transformatsionnom protsesse / T.I. Zaslavskaya // Obschestvennyie nauki i sovremennost. - 2005. - №4. - S. 13-25.

14. Doktorovich, A.B. Sotsialno-orientirovannoe razvitie obschestva i chelovecheskogo potentsiala: sovremennyie teorii, metodyi sistemnogo issledovaniya: Avtoreferat diss. na sois-kanie uch. step. doktora ek. nauk. M., 2006. 42 s.

15. Becker G.S. Human Capital and Personal Distribution of Income: An Analytical Approach //Becker G.S. Human Capital 2nd ed. N. Y.: Columbia University Press, 1975. P. 94-144.

16. Omurbekova, M.O. K voprosu o soderzhanii kategorii «chelovecheskiy potentsial» v sovremennyih usloviyah [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.jurnal. org/articles/2012/ekon72. html

17. Chirkov, E.P. Razvitie organizatsionno-ekonomicheskogo mehanizma v sisteme vedeniya agropromyishlennogo proizvodstva regiona / N.A. Sokolov, P.V. Prudnikov, A.V. Ku-byishkin i dr.; Pod obschey red. E.P. Chirkova. - Bryansk: MSHRF, BGSHA, 2014. - 350 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.