Научная статья на тему 'Аналитический обзор понятия «Трудовые ресурсы»'

Аналитический обзор понятия «Трудовые ресурсы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Пушко

В статье рассмотрены такие основные категории, отражающие представление о субъекте экономической жизни в аграрной экономике, как "трудовые ресурсы", "рабочая сила", "трудовой потенциал", "человеческий фактор", "человеческий капитал", а также проанализированы различия между данными терминами. На основании проведенных исследований уточнено понимание социально-экономической категории "трудовые ресурсы" за счет обоснования и включения в данное понятие социальной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYTICAL REVIEW OF THE CONCEPT “LABOR FORCES”

This article considers such basic categories, reflecting representation about the subject of an economic life in agrarian economy as: “manpower”, “labour”, “labour potential”, “the human factor”, “the human capital” and also this article analyzes the distinctions among the given terms. On the basis of the spent researches is specified the understanding of a social and economic category “manpower” at the expense of a substantiation and inclusion in the given concept of a social component.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор понятия «Трудовые ресурсы»»

Список литературы

1. Рожков, К. Л. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов вузов / К. Л. Рожков. - М.: Финстатинформ, 2004. - С. 32-34.

2. Гельвановский, М.И. О методах межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности / М.И. Гельвановский, В.М. Жуковская // Вопросы статистики. - 2006. - № 3. - С. 17-18.

3. Brunsvick Y. Damzin Andre. Birth of civilization: The shock of globalisation (KB, AD, with comments by zauques Dellory et al.; Raris: UNESKO. Comiss of the he Frend Kep. For education, science and culture, 2007. - 11 p.

4. Fisher В. Globalization and the Competitivness of Regional Blocks in Comparative Perspective. Hamburg, 2005. - Р. 23-27.

5. The Economist, 2007. October 18. - Р. 12.

6. World Investment Report 2007. U.N., N.Y., 2007. - 3 р.

Информация об авторах

Пакуш Лариса Владимировна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и МЭО в АПК УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-94-30.

Леньков Игорь Иосифович - аспирант Государственного научного учреждения "Институт экономики НАН Беларуси". Информация для контактов: тел. (моб.)+375 29 686-36-26. Е-mail: igorek_mail@mail.ru.

Дата поступления статьи - 15 октября 2010 г.

УДК 631.158:658.3:331.108.22

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОНЯТИЯ «ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ»

Н.В. ПУШКО, ассистент УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THE ANALYTICAL REVIEW OF THE CONCEPT "LABOR FORCES"

N.V PUSHKO, assistant The Education Establishment "The Belorussian State Agricultural Academy"

В статье рассмотрены такие основные категории, отражающие представление о субъекте экономической жизни в аграрной экономике, как "трудовые ресурсы", "рабочая сила", "трудовой потенциал", "человеческий фактор", "человеческий

This article considers such basic categories, reflecting representation about the subject of an economic life in agrarian economy as: "manpower", "labour", "labour potential", "the human factor", "the human capital" and also this article analyzes the

капитал", а также проанализированы различия между данными терминами. На основании проведенных исследований уточнено понимание социально-экономической категории "трудовыересурсы"за счет обоснования и включения в данное понятие социальной составляющей.

distinctions among the given terms. On the basis of the spent researches is specified the understanding of a social and economic category "manpower " at the expense of a substantiation and inclusion in the given concept of a social component.

Введение. Значимость ресурсов труда в аграрном производстве обусловлена рядом особенностей. Во-первых, трудовым ресурсам принадлежит активная и приоритетная роль в процессе производства, все остальные виды ресурсов выступают как его материальные предпосылки. Во-вторых, они не воспроизводимы в ходе текущего экономического цикла, так как их воспроизводство осуществляется на базе естественного движения населения, то есть в данный момент общество обнаруживает реально сложившееся количество и состав трудовых ресурсов, на базе которых должно функционировать производство.

В нашей стране и за рубежом накоплен значительный теоретический материал о сущности основных категорий, отражающих представление о субъекте экономической жизни. Теоретические основы изучения труда, воспроизводства и использования рабочей силы заложены классическими работами А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Кейнса [17, 7, 9, 4]. Вопросы повышения эффективности труда подробно изложены в работах К. Де-виса, Д. Ньюстрома [10]. Среди отечественных ученых сущность понятий, используемых в экономике труда, получила отражение в научных работах многих авторов - С.Г. Струмилина, Г.Э. Слезингера, Н.А. Волгина, П.В. Лещиловского, Л.Н. Маркусенко, В.Г. Гусакова, В.И. Борисевича [16, 18, 6, 8, 19, 22]. Вместе с тем в отечественной экономической науке, несмотря на значительное число научных работ, до сих пор не существует единой точки зрения и методического подхода к оценке понятий, отражающих представление о субъекте экономической жизни. Ряд вопросов, касающихся разграничений между основными понятиями экономики труда, точности их определения, в современных научных публикациях рассмотрен недостаточно и нуждается в дальнейшем изучении и специальном исследовании в тесной привязке к конкретным социально-экономическим условиям развития нашего государства и особенностям реформирования аграрного производства. Цель работы - исследование основных категорий экономики труда, выявление различий между ними и на этой основе углубление понимания социально-экономической категории " трудовые ресурсы" применительно к современным условиям аграрного производства.

Основная часть. В результате развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник ряд понятий, рассматриваемых в хронологической последовательности [18, с. 565-566] (табл.).

Существует множество определений понятия "рабочая сила", но большинство авторов сходятся в том, что рабочая сила - это физические и умственные способности человека к труду [23, с. 28; 21, с. 78; 16, с. 38; 12, с. 31; 13, с. 20; 3, с. 17]. В современных научных источниках этот термин может использоваться и в других значениях. Например, как синоним экономически активного населения (особенно в западной экономической литературе) или как работники конкретного предприятия [24, с. 77; 11, с. 174; 21, с. 80; 12, с. 32; 13, с. 19].

В литературе имеются различные определения понятия "трудовые ресурсы". Отдельные авторы отождествляют трудовые ресурсы с трудоспособным населением, игнорируя тот факт, что не все трудоспособные могут стать в действительности рабочей силой [1, с. 15; 12, с. 31]. Имеются концепции, согласно которым трудовые ресурсы или отождествляются с рабочей силой, или рассматриваются лишь в территориальном аспекте как часть населения страны, в то время как рабочая сила -в отраслевом [16, с. 51, 14, с. 14; 3, с. 25; 13, с. 8]. Некоторые авторы считают рабочую силу составной частью трудовых ресурсов и утверждают, что понятие "трудовые ресурсы" более широкое по сравнению с понятием " рабочая сила" [6, с. 8; 15, с. 17]. Встречается мнение, что трудовые ресурсы - это совокупные способности к труду всего общества, то есть

Таблица - Развитие представления о субъекте экономической жизни

Категория Период активного использования в отечественной науке Представление о человеке

Рабочая сила XIX в. - настоящее время Человек как носитель способностей и качеств, которые могут производительно использоваться в процессе труда

Трудовые ресурсы 20-е годы XX в. -настоящее время Человек как пассивный объект внешнего управления, планово-учетная единица

Трудовой потенциал 70-80-е годы XX в. -настоящее время Человек как субъект со своими потребностями и интересами в сфере труда

Человеческий фактор Конец 80-х начало 90-х годов - настоящее время Человек - главная движущая сила общественного производства, средство повышения его эффективности

Человеческий капитал Начало 90-х годов -настоящее время Человек - объект наиболее эффективных вложений и субъект, преобразующий их в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации

всего социально активного населения. Некоторые авторы включают в определение " трудовые ресурсы" и понятие " рабочая сила" [22, с. 178].

Не принимая трактовку трудовых ресурсов для характеристики их сущности как только части населения в трудоспособном возрасте, мы в то же время видим односторонность понимания его как совокупности способностей к труду. Мы считаем, что содержание трудовых ресурсов более сложно, в нем присутствуют базовые элементы (так называемые активы, или фонды): квалификация, образование, общая культура и социальная составляющая, которые, в свою очередь, определяют способности индивида к трудовой деятельности.

В отличие от существующих определений и традиционных источников формирования трудовых ресурсов, мы дополнили эту категорию социальной составляющей, отражающей уровень развития социума и напрямую зависящей от него. Социальная составляющая - неотъемлемый элемент формирования трудовых ресурсов - включает в себя отношение к труду (степень ответственности и добросовестности в работе, степень инициативности, уровень дисциплинированности), коммуникабельность, ценностные ориентации, мировоззрение, мотивация и т. д., то есть все элементы, связанные с формированием члена социума. Современный индивид живет в социуме, он общается, сотрудничает с другими индивидами в процессе образования, производства, приобретения опыта, совершенствования способностей к труду.

Характер и возможности применения совокупных способностей к трудовой деятельности в современном обществе зависят от того, насколько индивид способен работать в коллективе, коммуникабелен, контактен, насколько чувствует ответственность за результат труда, за экономические и социальные последствия своих действий. В современном сельском хозяйстве груз ответственности ложится на работников всех квалификаций. Из этого следует, что социальная составляющая - элемент, оказывающий одно из решающих воздействий на формирование совокупных способностей индивида к труду, их эффективное применение и дальнейшее совершенствование.

Таким образом, по нашему мнению, под трудовыми ресурсами следует понимать социально-экономическую категорию, характеризующую часть населения страны, которая обладает необходимым физическим развитием и здоровьем, а также определенной совокупностью профессиональных, интеллектуальных и социальных качеств, образовательными способностями к трудовой деятельности.

Значительная часть дискуссии приходится на разграничение понятий "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Некоторые ученые склонны

считать, что "рабочая сила" является более широким понятием, чем "трудовые ресурсы" [15, с. 16], другие рассматривают трудовые ресурсы как количественное выражение рабочей силы [11, с. 31]. Большинство экономистов видят количественные различия в этих категориях в том, что в "трудовые ресурсы" включается помимо работающих и та часть трудоспособных, которая по различным причинам пока не занята в общественном производстве [24, с. 80]. То есть рабочая сила - это занятая в отраслях экономики часть трудовых ресурсов, следовательно, понятие "рабочая сила" является более узким. Нам представляется, что различия между трудовыми ресурсами и рабочей силой не должны сводиться только к количественным показателям, так как в этом случае при превращении всех трудовых ресурсов в рабочую силу, то есть при их совпадении, какая-то одна из категорий перестает существовать. Различия должны быть и качественными, что обусловливает самостоятельное развитие категорий "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" при их количественном совпадении и даже превышении последней.

В мировой практике широко используется классификация, предложенная Международной организацией труда, в соответствии с которой население делится на экономически активное (часть населения, предоставившая свой труд для производства товаров и услуг, а также безработные) и экономически не активное [23, с. 79; 24, с. 75, 77; 11, с. 32; 1, с. 20; 13, с. 19; 2, с. 26; 8, с. 7].

Определение "экономически активное (не активное) население" вытекает из понятия " трудовые ресурсы". По нашему мнению, и в той и в другой категории основой выступает трудоспособное население, но при этом они выражают разные аспекты производственных отношений. Содержанием категории "экономически активное (не активное) население" является отношение занятости: экономически активные имеют статус занятых или претендуют на занятость, а не активные не намерены наниматься на работу или организовывать собственное дело.

Одной из характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой потенциал. Среди ученых отсутствует единая точка зрения относительно этой категории, встречаются различные подходы к его определению [22, с. 178; 5, с. 6-25]. Их можно разделить на три основных направления: факторное, ресурсное и потенциальное. Согласно факторному подходу трудовой потенциал - это особая форма личного и человеческого фактора, общественная способность к труду, материализация человеческого фактора. Сторонники ресурсного направления отождествляют понятия " трудовой потенциал" и " трудовые ресурсы" [1, с. 25]. Согласно потенциальному подходу содержание трудового потен-

циала сводится к потенциалу самого труда, и, в отличие от факторного подхода, связывается не с совокупностью способностей к труду, а с совокупным работником.

По нашему мнению, отличие понятия "трудовой потенциал" от понятий "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" состоит в том, что трудовой потенциал - это персонифицированная рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик. Данное понятие позволяет, во-первых, оценить степень использования потенциальных возможностей как отдельно взятого работника, так и их совокупности, обеспечивая на практике активизацию человеческого фактора, и, во-вторых, обеспечить качественную сбалансированность в развитии личного и общественных факторов производства. В отличие от трудовых ресурсов, определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности.

Выражением современного понимания места человека в экономике явилось использование термина "человеческий фактор", позаимствованного из английского словосочетания. Понятие "человеческий фактор" определяет человека как движущую силу в экономическом процессе, что в наибольшей степени соответствует современной ступени развития [6, с. 9]. Человеческий фактор - понятие, характеризующее социальное качество человека, сущность человека, определяемую исходя из его деятельности [12, с. 32]. Он характеризуется показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

В понятие "человеческий фактор" вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в вышеперечисленные категории за счет отражения активной роли человека в экономике. В нем интегрально отражаются представления о человеке не только как о носителе рабочей силы, но и как о социальном индивидууме, имеющем личные цели и предпочтения. Но при этом нельзя не согласиться с рядом ученых, отмечающих, что, с одной стороны, понятие " человеческий фактор" представляет собой шаг вперед по сравнению с понятием "трудовые ресурсы", с другой -в нем не нашло место четкое определение совершенствования самого человека и он рассматривается не как ресурс, а как фактор внешних процессов, то есть ему отводится второстепенная роль [6, с. 9].

Все большее распространение приобретает такое понятие, как "человеческий капитал" - уровень квалификации работников; более широко - мера воплощенной в человеке способности приносить доход, включающая в себя врожденные способности и талант, образование и приобретенную квалификацию [13, с. 245].

Отметим, что автор придерживается мнения, что понятия "человеческий капитал" и " трудовой потенциал" близки друг к другу. Отличает их то, что человеческий капитал непосредственно реализуется в форме живого труда, создает новую стоимость. Трудовой потенциал не всегда используется в процессе труда, он характеризует непосредственно уровень образования и квалификации трудоспособного населения, его психологический и физический потенциал. Тем не менее и ту и другую категорию можно отнести к качественным характеристикам трудовых ресурсов.

Заключение. В экономике используется достаточное количество терминов, которые отражают участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, рабочая сила, человеческие ресурсы, человеческий фактор, кадры, персонал и др. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты проблемы повышения эффективности использования ресурсов труда и подходы к их решению. При рассмотрении понятия "трудовые ресурсы" мы пришли к выводу, что это сложная социально-экономическая категория, в которой присутствуют не только трудоспособность и базовые элементы формирования способностей к труду (квалификация, образование, общая культура), но и социальная составляющая - элемент, который оказывает одно из решающих воздействий на формирование способностей индивида к труду, их эффективное применение. Таким образом, по нашему мнению, под трудовыми ресурсами следует понимать социально-экономическую категорию, характеризующую часть населения страны, которая обладает необходимым физическим развитием и здоровьем, а также определенной совокупностью образовательных, профессиональных, интеллектуальных и социальных качеств (отношение к труду, коммуникабельность, ценностные ориентации, мировоззрение и т. д.).

Список литературы

1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

2. Белокрылова, О.С. Экономика труда: конспект лекций / О.С. Белокрыло-ва, Е.В. Михалкина. - Р н/Д: Феникс, 2002. - 224 с.

3. Владимирова, Л.П. Экономика труда: учеб. пособие / Л.П. Владимирова. -М.: Дашков и К., 2000. - 220 с.

4. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. -М.: Гелиос АРВ, 1999. - 352 с.

5. Косаев, А.Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации / А.Г. Косаев. - М.: Наука, 1990. - 160 с.

6. Лещиловский, П.В. Трудовые ресурсы села: проблемы и пути решения / П.В. Лещиловский. - Минск: БелНИИ ЭИ АПК, 1998. - 154 с.

7. Маркс, К. Капитал: в 3-х кн. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Изд-во полит. лит., 1960. - Кн. 1. - 486 с.

8. Маркусенко, Л.Н. Труд в системе социально-экономических отношений / Л.Н. Маркусенко. - Минск: Ин-т аграр. экономики НАН Беларуси, 2002. - 205 с.

9. Маршалл, А. Принципы экономической науки: в 2-х т. / А. Маршалл. -М.: Прогресс, 1993. - Т. 1. - 416 с.

10. Ньюстром, Д.В. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте / Д.В. Ньюстром, К. Дэвис. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

11. Организация труда: учебник / Т.В. Емельянова [и др.]; под общ. ред. Л.В. Мисниковой. - Минск: Высшая школа, 2004. - 302 с.

12. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 268 с.

13. Рынок труда: учебник / В.Н. Бобков [и др.]; под общ. ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. - 448 с.

14. Самара, Н.А. Экономика и организация труда: учеб.-практ. пособие / Н.А. Самара. - Минск: БГЭУ, 2005. - 210 с.

15. Самодурова, М.Ф. Актуальные вопросы перераспределения и использования постоянной и сезонной рабочей силы в сельскохозяйственных предприятиях АПК / М.Ф. Самодурова; под ред. О.Ф. Лопатиной. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. - 172 с.

16. Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: учеб. пособие / Г.Э. Слезингер. - М.: ИНФРА - М, 1996. - 336 с.

17. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатств народов / А. Смит. - Петрозаводск, 1993. - 320 с.

18. Социальная политика: учебник / Ю.П. Алексеев [и др.]; под общ. ред. Н.А. Волгина. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004. - 736 с.

19. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. / В.Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Белорус. наука, 2007. - Кн. 1. - 891 с.

20. Экономика и рынок труда: учеб. пособие / А.С. Головачев [и др.]; под общ. ред. А.С. Головачева. - Минск: Высшая школа, 1994. - 245 с.

21. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин [и.др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. - 3-е изд., перераб. - М.: Новое знание, 2005. - 698 с.

22. Экономика региона: учеб. пособие / В.И. Борисевич [и др.]; под ред. В .И. Борисевича. - Минск: БГЭУ, 2001. - 432 с.

23. Экономика сельскохозяйственного предприятия / К.-Д. Бауэр [и др.]; под ред. К.-Д. Бауэра. - М.: ЭкоНива, 1999. - 282 с.

24. Яковенко, Е.Г. Экономика труда: учеб. пособие для вузов / Е.Г. Яковен-ко, Н.Е. Христолюбова, В. Д. Мостова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 319 с.

Информация об авторе

Пушко Наталья Вячеславовна - ассистент кафедры агробизнеса УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) +375 44 777-40-96.

Дата поступления статьи - 28 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.