Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОВД'

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНЫЙ ПОИСК / КОРРУПЦИЯ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минсафина С.И., Калентьева Т.А.

В данной статье отмечена острота проблемы уклонения от уплаты налогов и тенденция к формированию особого менталитета российского налогоплательщика. Раскрывается роль оперативных подразделений органов внутренних дел в рамках выявления и раскрытия преступлений в фискальной области, и освещаются актуальные вопросы проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Выявлены некоторые проблемные аспекты в анализируемой сфере и предложены рекомендации по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минсафина С.И., Калентьева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ESSENCE OF ENSURING THE OPERATIONAL-SEARCH DETECTION AND DISCLOSURE OF TAX CRIMES BY OPERATIONAL DIVISIONS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

This article highlights the severity of the problem of tax evasion and the tendency to form a special mentality of the Russian taxpayer. The article reveals the role of the operational units of the internal affairs bodies in the detection and disclosure of crimes in the fiscal area and highlights the current issues of conducting relevant operational search activities. Some problematic aspects in the analyzed area are identified and recommendations for overcoming them are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОВД»

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОВД

С.И. Минсафина, магистрант

Т.А. Калентьева, канд. юрид. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-2-94-98

Аннотация. В данной статье отмечена острота проблемы уклонения от уплаты налогов и тенденция к формированию особого менталитета российского налогоплательщика. Раскрывается роль оперативных подразделений органов внутренних дел в рамках выявления и раскрытия преступлений в фискальной области, и освещаются актуальные вопросы проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Выявлены некоторые проблемные аспекты в анализируемой сфере и предложены рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: налоговые преступления, оперативный поиск, коррупция, уклонение от уплаты налогов, органы внутренних дел, налоговые проверки.

В современных условиях российской действительности, с учетом весьма острой криминогенной обстановки, факты уклонения физических и юридических лиц от выполнения своих фискальных обязанностей становятся обычным явлением. Не преувеличивая, можно сказать, что уже изначально была сформирована особая установка налогоплательщиков, направленная на обход налогового законодательства в целях извлечения необоснованной выгоды. Очевидно, что это крайне деструктивно отражается на бюджете государства и влечет потери колоссальных масштабов, порождая многочисленные риски и угрозы для его экономической безопасности [1, с. 35].

Ввиду изложенного, на повестке дня стоит проблема оптимизации деятельности правоохранительных органов, сфера компетенции которых охватывает выявление, документирование и раскрытие налоговых преступлений путем фиксации причастных к ним лиц и обнаружения обстоятельств непосредственного совершения данных деяний (согласно трактовке ФЗ «Об ОРД» осуществляется «оперативный поиск») [2, с. 958]. В этом отношении особую значимость имеет функционирование подразделений экономической безопасности и про-

тиводействия коррупции МВД России, призванные осуществлять блокирование преступной деятельности в области налогообложения

Однако хотелось бы пояснить, что в действительности деятельность оперативных работников гораздо более обширна, поскольку ими решается несколько задач, а именно выявление налоговых преступлений, установление всех причастных лиц, организация проведения оперативно-розыскных мероприятий, нацеленных на получение первичной информации и последующей проверкой ее по таким критериям как относимость, допустимость, достоверность и достаточность. Не следует умалять значение применяемых ими аналитических методов интерпретации и систематизации собранных данных.

Как наглядно иллюстрирует практическая деятельность, материалы о лицах и обстоятельствах, которые имеют значение для раскрытия преступлений в налоговой сфере, чаще всего доступны только определенному кругу лиц, имеющих особый статус и закрытый доступ к базам данных, в которых содержатся все необходимые сведения.

При сложившихся обстоятельствах смежные подразделения ОВД должны

наладить конструктивное организационное и тактическое взаимодействие, обеспечить надлежащее техническое сопровождение и кадровое обеспечение, и лишь при этих условиях деятельность по оперативному получению первичных сведений может увенчаться успехом [3, с. 143].

Как правило, специфика преступлений в части уклонения от уплаты налогов заключается в отсутствии каких-либо зафиксированных первичных сведений, что придает особую важность осведомленности сотрудников ОВД о ранее известных закономерностях преступного поведения -производится сопоставление характеристик, отражающих конкретное событие, с признаками, характеризующими те или иные категории преступлений. Иначе говоря, формируется тождественность между полученными оперативным путем сведениями и совершенной моделью преступления.

Укажем, что каналы получения значимых данных о налоговых преступлениях весьма многообразны и вбирают в себя, к примеру, системы информационной инфраструктуры, которыми располагают объекты налоговой сферы, правоохранительные и контролирующие структуры; их сотрудники, как действующие, так и уволенные; документооборот, в котором отражены значимые финансово-хозяйственные данные, результаты ревизий и аудиторских проверок; конкуренты по сфере предпринимательства и иные.

Эффективность работы напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки оперативного сотрудника (его знаний об основах закономерности образования информации о налоговом преступлении, что в дальнейшем предопределяет обладание большим объемом информации относительно налоговой инфраструктуры; поиск оптимальных способов и средств сосредоточения всех необходимых сведений).

Отметим, что успешное выявление оперативными сотрудниками преступлений данной категории предполагает императивное использование ими методик оперативно-экономического и экономико-

правового анализа, потенциал которых нередко недооценен.

Дело в том, что изначально невидимые отклонения в сфере финансово-хозяйственной активности экономического субъекта явственно отражаются в учетных материалах в кодовой форме. И оперативный сотрудник сможет выявить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии отдельных предприятий, из которых со значительной вероятностью можно сделать вывод о потенциальной криминоген-ности анализируемого объекта: тенденции к резкому увеличению недостач и убытков, ухудшению финансовой дисциплины, внедрения непрофильных производств в ущерб основному, диспропорции между фондами материального снабжения и объемом планового выпуска продукции, и иными подобными факторами [4, с. 216].

Таким образом, видим, что именно ско-ординированность между оперативными и экономико-аналитическими возможностями подразделений, призванных осуществлять противодействие налоговым преступлениям, способно благоприятно отразиться на активизации поисковой деятельности оперативных подразделений, способствуя как более обоснованному избранию объектов исследования, применяемых техник и методов, так и более целенаправленному применению негласных сил и средств.

Цель проверки первичных данных состоит не только в констатации их истинности, но также в определении векторов применения собранной оперативной информации, которые обусловлены ее содержанием, источником извлечения информации, равно как арсеналом времени, которым располагают работники. В совокупности эти обстоятельства позволяют выявить три типичные организационно-тактические ситуации применения оперативных сведений в отношении анализируемой категории противоправных действий. Так, если информация, полученная из источников гласного характера, свидетельствует о факте совершения налогового преступления, наиболее верным решением будет адресация имеющихся данных в органы следствия для возбуждения уголов-

ного дела с логически вытекающими последствиями. При невозможности выявления факта преступного поведения на основе гласных источников, и при отсутствии запретов, реализация соответствующих данных может быть осуществлена путем заведения дел оперативного учета.

Также не следует исключать случаи, когда на основании полученной информации следует вывод о совершении налогового правонарушения, которое по своей природе не представляет собой уголовно наказуемого деяния, называемого преступлением. Например, если юридическое лицо будет уклоняться от уплаты налогов и сборов в суммарном измерении, не превышающем регламентированный в примечании к ст. 199 УК РФ, то целесообразнее будет на основании всех полученных материалов привлечь данных лиц к налоговой ответственности.

Наконец, полученные оперативным путем данные могут найти свое применение в рамках налаживания с соответствующими лицами негласного сотрудничества.

Несмотря на неоспоримую значимость деятельности оперативных подразделений в сфере противодействия налоговой преступности, укажем, что в законодательстве был выявлен ряд проблем. Так, например, до 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям, перечисленным в ст. ст. 198-199.2 УК РФ, выступали лишь материалы, направленные налоговым органом [5, с. 94]. Но после внесения изменений в налоговое законодательство поводами для возбуждения таких дел стали служить в том числе и заявление о преступлении, и явка с повинной, и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

Данную ситуацию можно разобрать с опорой на условный пример, когда в подразделение ЭБиПК попали сведения в части уклонения от уплаты налогов со стороны руководящего состава хозяйствующего субъекта. Действующее законодательство в данном случае предполагает такое мероприятие, как инициирование

ОРМ для фиксации признаков совершенного преступления.

Вместе с тем, закономерен вопрос о формате использования итогов данных мероприятий в случае документальной фиксации признаков соответствующего состава преступления.

В статье 11 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" прослеживается четкое закрепление права использования результатов ОРД. Так, результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, использоваться в доказывании, направляться в налоговые органы, представляться в орган дознания, следователю или в суд [6]. Касаясь уголовно-процессуальных аспектов, можно заметить, что и в УПК РФ освещена проблема использования результатов ОРД (ст. 89 УПК РФ). Очевидно, явных противоречий по данному вопросу не прослеживается.

Если результаты ОРД получены из несекретных гласных источников (опросы лиц, справки и т.д.), соответствующие сведения могут фигурировать в качестве документов, которые свидетельствуют о факте нарушения законодательства о налогах и сборах. Но данные из негласных источников также могут выполнять данную функцию, но проблематичен вопрос их применения.

Так, Приказ МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 г. № 495/ММ-7-2-347 предусматривает возможность направления в налоговый орган сведений, составляющих государственную тайну. Если речь заходит о передаче подобного рода сведений предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, то следует сделать акцент на необходимости проведения проверки по наличию у последних соответствующей лицензии [7].

Проводя негласные мероприятия, несомненно получаем определенного рода информацию, которую в дальнейшем возможно применить только лишь для составления плана организации различных мероприятий, выполняющих контрольные функции, потому как в момент принятия

решения о привлечении предприятия к налоговой ответственности, по своей природе, лишено режима секретности, и таким образом, не содержит секретных данных. При этом очевидно, что оперирование лишь гласными данными не в полной мере отражает сущность налогового правонарушения, поскольку мероприятия налогового контроля не ориентированы на документирования умысла, и акцент ставится на выявлении факторов объективной стороны.

О несколько подчиненном по отношению к налоговым органам положении оперативных структур ОВД также свидетельствует тот факт, что налоговые органы обладают дискреционными полномочиями в части решения вопроса о целесообразности или нецелесообразности назначения выездной проверки на основании оценки достаточности представленных данных.

В судебно-арбитражной практике также отсутствует единство по вопросу возможности итогов ОРД в рамках мероприятий налогового контроля, однако превалирует позиция, опровергающая такую возможность (иллюстративно постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2012 г. № 06АП-2615/2012) [8] в силу ряда факторов: ОРМ были проведены лицами, не являющимися проверяющими в рамках мероприятий налогового

контроля; их проведение имело место вне временных рамок налоговой проверки; несогласованности между итогами ОРД и предписаниями НК РФ (например, случай, когда по итогам проведения такого ОРМ как исследование предметов и документов в результате составляется справка, которая в дальнейшем не отвечает всем требованиям оформления (ст. 95 НК РФ).

В целом, изложенное дает основания для вывода об отсутствии обстоятельно продуманного механизма противодействия налоговой преступности при содействии подразделений ОВД, и целесообразным видится внесение в законодательство ряда корректив:

- прямое закрепление в ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" возможности представления результатов ОРД более широкому кругу субъектов; осуществление превенции относительно налоговых преступлений [9, с. 256];

- уточнение использования результатов ОРД в уголовно-процессуальном законодательстве РФ. К слову, эти проблемы нашли свое отражение на совещаниях с участием начальника ГУ ЭБиПК МВД России ДА. Сугробова, руководителя ФНС России М.В. Мишустина, что подтверждает ее остроту и потребность в оперативном устранении.

Библиографический список

1. Александров И.В. Расследование налоговых преступлений: учебное пособие для магистров. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 405 с.

2. Меретуков Г.М., Лунина Е.С., Липка А.О. Сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - №11 (02). - С. 957-976.

3. Панов А.Ю. К вопросу о совершенствовании оперативно-розыскных мер по противодействию коррупции в налоговой сфере // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - С. 140-145.

4. Самаруха В.И., Самаруха А.В. Проблемы противодействия налоговым преступлениям // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - №7. - С. 215-219.

5. Семенчук В.В. Проблемные вопросы участия оперативных подразделений органов внутренних дел в выявлении налоговых преступлений //Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - №4. - С. 94.

6. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. № 33. Ст. 3349.

7. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых ор-

ганов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета от 16 сентября 2009 г. № 173.

8. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2012 г. № 06АП-2615/2012 // СПС «Гарант».

9. Аллабердеев Р.Р., Кузнецов Д.В. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по повышению эффективности борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - №12. - С. 254-261.

ON THE ISSUE OF THE ESSENCE OF ENSURING THE OPERATIONAL-SEARCH DETECTION AND DISCLOSURE OF TAX CRIMES BY OPERATIONAL DIVISIONS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

S.I. Minsafina, Student

T.A. Kalentieva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article highlights the severity of the problem of tax evasion and the tendency to form a special mentality of the Russian taxpayer. The article reveals the role of the operational units of the internal affairs bodies in the detection and disclosure of crimes in the fiscal area and highlights the current issues of conducting relevant operational search activities. Some problematic aspects in the analyzed area are identified and recommendations for overcoming them are proposed.

Keywords: tax crimes, operational search, corruption, tax evasion, internal affairs bodies, tax audits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.