УДК 343
А.В. Тимофеев*
Оперативно-розыскное обеспечение выявления и раскрытия налоговых преступлений оперативными подразделениями ОВД
В статье рассмотрены вопросы обеспечения оперативно-розыскного выявления и раскрытия налоговых преступлений в сфере экономической деятельности оперативными подразделениями ОВД. Автор выделил три группы первоначальных оперативных ситуаций по выявлению и раскрытию налоговых преступлений.
Ключевые слова: налоговые преступления, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, типовые ситуации.
A.V. Timofeev*. Operational detective software identification and disclosure of tax crimes by operational units of the department of internal affairs.The article deals with issues of operational-search identification and disclosure of tax crimes in the sphere of economic activity by operational units of the Department of Internal Affairs. The author has identified three groups of initial operational situations about identification and disclosure of tax crimes.
Keywords: tax crimes, economic security units and anti-corruption activities, typical situations.
Современный криминальный профессионализм лиц, совершающих налоговые преступления, выражается прежде всего в использовании ими сложных схем преступных действий. Следствием этого является то, что налоговые преступления приобретают все более высокую латентность. Характерные черты, присущие налоговой преступности в сфере экономики, также указывают на то, что в современных условиях эффективно решать задачу выявления и раскрытия данных преступлений возможно только при условии активного использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
В то же время следует отметить, что деятельность оперативных подразделений ОВД по выявлению и раскрытию налоговых преступлений в рамках осуществляемого государственного налогового контроля достаточно ограничена, т.к. функцией налогового контроля (осуществление налоговых проверок и ведение производства по делам о налоговых правонарушениях) наделены только налоговые органы. Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ и ее территориальные органы — управления налоговой службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции налоговой службы, инспекции налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции налоговой службы межрайонного уровня (далее — налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов [7].
В связи с этим возникла необходимость совершенствования организации и тактики деятельности оперативных подразделений ОВД по выявлению и документированию налоговых преступлений. Вопросы организации оперативно-розыскного обеспечения выявления и раскрытия налоговых преступлений следует изначально рассматривать как модель организационно упорядоченных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по объектам, времени и месту, используемых в сложившейся оперативной ситуации.
Нельзя не согласиться с точкой зрения С.И. Давыдова о необходимости разработки методик раскрытия преступлений не общего характера, а ориентированных на их практическое применение в типичных складывающихся ситуациях. «Во многом это обусловлено крайне редким обращением исследователей к ситуативному подходу как методологическому направлению в теории ОРД ОВД, формирование которого становится все более актуальной задачей» [3, с. 12].
Учитывая указанный концептуальный подход, предлагаем рассмотреть поставленную задачу исследования организации оперативно-розыскного обеспечения выявления и раскрытия налоговых преступлений, совершаемых в сфере экономики, определив критерий оценки, в соответствии с которым будут выделены типовые начальные оперативные ситуации.
Ситуация определяется как типовая в результате отвлечения от частностей и выявления таких ее признаков, которые делают ее похожей на другие ситуации такого же типа. Выявление типовых оперативно-розыскных ситуаций является необходимой и важной частью теоретического обоснования разработки типовых моделей их разрешения на всех уровнях ОРД [3, с. 133]. Начальные оперативные ситуации подлежат типизации по различным критериям, что обусловлено различными организационными и тактическими задачами, стоящими перед исследователем.
В качестве критерия, позволяющего выделить типовые начальные оперативные ситуации, целесообразно определить источник первичной информации о действиях, нарушающих налоговое законодательство. Данный выбор продиктован тем обстоятельством, что именно источник
* Тимофеев, Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected].
* Timofeev, Alexander Vladimirovich, senior lecturer of the department of operative and investigative activities of law enforcement bodies, St. Petersburg University of Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected].
© Тимофеев А.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Криминология, оперативно-розыскная деятельность
информации, поступающей в оперативные подразделения ОВД, о действиях, нарушающих налоговое законодательство, прежде всего обеспечивает объем и качество первичной информации. В свою очередь, объем, и качество первичной информации определяют выбор соответствующей модели оперативных мер по выявлению и раскрытию преступлений.
В соответствии с принятым критерием можно установить три типовые начальные оперативные ситуации по выявлению и раскрытию налоговых преступлений и незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета.
Начальная ситуация 1. В соответствии с инструкцией «О порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления» [6] оперативное подразделение получает информацию из налоговых органов, содержащую признаки нарушения налогового законодательства.
В указанной начальной ситуации, первичная информации поступает в виде информационного письма налогового органа о выявленных в ходе камеральной проверки признаках налогового правонарушения или преступления. Поводом для проведения такой проверки служит налоговая декларация налогоплательщика как юридического лица, которая подается им ежеквартально. Ст. 176 НК РФ установлен трехмесячный срок вынесения налоговым органом решения о возмещении НДС из бюджета налогоплательщику. Этот срок исчисляется со дня представления им декларации и иных документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В этот же срок налоговый орган должен провести камеральную проверку представленных документов, встречные проверки поставщиков, направить запросы в таможенные и другие государственные органы.
В результате проводимой камеральной проверки может быть выявлен ряд фактов, свидетельствующих о том, что налогоплательщик пытается незаконно возместить НДС из бюджета. О наличии таких фактов может говорить то, что налогоплательщик использовал сложные схемы налоговой оптимизации, либо у него просматриваются цепочки с участием проблемных контрагентов. У налоговых органов могут вызывать сомнения совершенные налогоплательщиком сделки купли-продажи, либо оказанные им услуги, а также тот факт, что налогоплательщик требует возврата полагающейся ему суммы НДС из бюджета и не согласен на его зачет в счет будущих операций. Налоговые органы расценивают подобные действия как попытку незаконного получения денежных средств из бюджета и усматривают в них признаки налогового правонарушения. Информация о таких выявленных фактах в ходе камеральной проверки направляется в подразделения ЭБ и ПК (экономической безопасности и противодействия коррупции) ОВД.
Анализ материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовных дел, свидетельствует о том, что реально выявление и раскрытие налоговых преступлений в рассматриваемой начальной оперативной ситуации возможно лишь при условии проведения именно оперативно-розыскных мер. Особенно велико их значение на начальном этапе. Привлечение налоговыми органами сотрудников оперативных подразделений к участию в камеральных проверках позволит существенно повысить их результативность [6]. Мы согласны с тем, что «ресурсы, которые тратятся на налоговые органы, уходят на большое количество мелких, подчас низкорезультативных проверок» [8, с. 21].
Осуществление сотрудниками подразделений ЭБ и ПК ОВД, привлекаемых налоговыми органами на этапе камеральной проверки налогоплательщика, комплексов оперативно-поисковых мероприятий как создает возможности для своевременного выявления признаков преступления, так и исключит опасность утраты значимых сведений и их носителей, позволяет сформировать более полную доказательственную базу. Будучи одной из организационных форм деятельности названных подразделений, поисковая работа обеспечивает прежде всего получение первичных данных о фактах сокрытия доходов от налогообложения, составления первичных и отчетных документов, содержащих заведомо ложные сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах [5, с. 10].
Необходимо учитывать негативное влияние временного фактора, т.е. обеспечить достаточный уровень эффективности выявления и раскрытия налоговых преступлений возможно лишь при своевременном проведении оперативно-розыскных мероприятий. Сложность заключается ещё и в том, что если контрагенты проверяемой организации ведут свою деятельность в других регионах, то на момент проведения встречной проверки они могут принять меры по самоликвидации.
В случаях привлечения сотрудников подразделений ЭБ и ПК ОВД к камеральным проверкам они параллельно налоговым контрольным действиям проводят оперативную проверку налогоплательщика. В первую очередь устанавливают круг лиц, причастных к деятельности вышеуказанного налогоплательщика, проводят их опрос, используют оперативные информационные возможности при проверке финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика, обеспечивают сохранность носителей отчетной информации. Собранная таким образом информация обычно в достаточно полном объеме отражает документальные признаки попытки налогоплательщика неправомерно возместить НДС из бюджета, а значит, позволяет сформировать доказательственную базу.
В каждом отдельном случае требуемый объем и качество оперативно-розыскной информации определяются объемом уже имеющихся материалов предыдущей налоговой проверки и особенностями финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Но во всех случаях выявленная оперативно-розыскным путем дополнительная информация должна обеспечить возможность проведения результативной, совместной с налоговым органом камеральной проверки по завершению очередного налогового отчетного периода.
Подводя итог проведенного анализа первой типовой начальной ситуации, можно сделать следующий вывод.
Работа сотрудников оперативных подразделений ЭБ и ПК ОВД в данной начальной ситуации должна быть нацелена на сбор доказательной базы, позволяющей изобличить преступников в попытке незаконного возмещения НДС из бюджета. Кроме того, оперативно-поисковые мероприятия позволяют формировать и накапливать информационный потенциал для последующих подобных проверок, т.е. информационно обеспечивают работу, соответствующую второй типовой начальной ситуации.
Начальная ситуация 2. В оперативное подразделение из налогового органа поступает запрос об участии в совместной выездной налоговой проверке организации-налогоплательщика. Первичная информация в этом случае поступает в виде достаточно общих сведений об объекте предстоящей проверки. Подобная информация по своему качеству не позволяет сделать однозначный вывод о наличии в действиях руководителей проверяемой организации явных признаков, указывающих на совершенное налоговое преступление. Основанием для участия в проведении выездной налоговой проверки служит наличие в отчетных документах критериев-признаков налоговых правонарушений [6].
Незначительный объем поступившей первичной информации в рассматриваемой ситуации требует более сложной организации проверочной оперативной работы на основе разрабатываемой модели действий сотрудников ЭБ и ПК ОВД, участвующих в проверке. В связи с этим планированию проверочных оперативно-розыскных мероприятий во второй типовой ситуации должен предшествовать комплекс поисковых мероприятий, обеспечивающих сбор, систематизацию и анализ разноплановой предварительной информации о проверяемой организации-налогоплательщике. При этом необходимо подчеркнуть, что требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в основном в негласной или зашифрованной форме.
Существующая практика выявления и раскрытия налоговых преступлений предусматривает организационную модель проверочных мероприятий, которая включает в себя следующие этапы.
1. Этап проверки признаков налоговых правонарушений, выявленных налоговым органом на основе первичного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за последние три года.
2. Этап, обеспечивающий выявление и фиксацию информации, отражающей применение руководителями проверяемой организации конкретной схемы уклонения от уплаты налогов либо попытку незаконно получить возмещение НДС из бюджета.
3. Этап оперативного сопровождения проводимой выездной налоговой проверки.
Следует согласиться с точкой зрения А.Ю. Арефьева, подчеркивающего особое значение аналитической работы на этапе разработки частной модели оперативно-розыскного раскрытия налогового преступления. «Эффективность выявления и документирования данного вида преступлений достигается комплексным использованием средств ОРД и таких методов, как оперативноэкономический анализ, технологический анализ соответствующего предприятия или организации, бухгалтерский и криминалистический анализ документов» [1, с. 30]. В то же время следует отметить, что подобное разграничение автором перечисленных направлений аналитической работы нецелесообразно. Все эти направления анализа обычно используются в комплексе и охватываются термином «экономико-правовой анализ» (данный термин нами будет использоваться в дальнейшем).
Организация проверочных оперативно-розыскных мероприятий первого этапа должна учитывать существующую практику проведения экономико-правового анализа, которая предусматривает изучение результатов ранее проведенных налоговыми органами выездных и камеральных налоговых проверок, а также экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности в динамике за проверяемый налоговый период, т.е. за последние три года.
При проведении подобного анализа требуется изучение вопросов, связанных с существующим ценообразованием на закупаемые материалы, комплектующие и оборудование. Изучению также подлежит информация о фирмах-поставщиках и других контрагентах, в т.ч. зарубежных.
При планировании второго этапа целесообразно предусмотреть оперативно-розыскные мероприятия, которые обеспечат последующие согласованные по времени встречные проверки организаций-партнеров, основных контрагентов. Оперативно-поисковая работа должна в первую очередь базироваться на выявлении информации в виде документальных следов преступной деятельности. Это связано с отличительной особенностью совершения налоговых преступлений, выраженной в том, что следы преступной деятельности находят отражение в различных документах.
Необходимо учитывать современную практику бухгалтерского документооборота, которая использует как традиционные бумажные носители информации, так и их электронные версии. Отметим, что документом является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [2]. Анализ выявленных и раскрытых налоговых преступлений позволяет сделать вывод о том, что практически все юридические лица вели двойную бухгалтерию. В одной отражались сделки, соответствующие налоговой отчетности и налоговым декларациям, а в другой, «черновой» — реально проводимые сделки и операции.
В первую очередь поисковые мероприятия должны обеспечить доступ к «черновой» бухгалтерии того налогоплательщика у которого налоговые органы планируют провести выездную налоговую проверку. В том случае, если сделать это не представляется возможным, оперативные мероприятия необходимо направить на поиск аналогичных документов организаций-контрагентов. Особое внимание при этом следует уделять документам, оформленным с нарушением установленных требований и отражающим операции по приобретению или сбыту продукции. Проведение подобных сверок позволяет выявить признаки
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Криминология, оперативно-розыскная деятельность
совершенного налогового преступления, а впоследствии — сформировать достаточную доказательную базу. Каждый факт налогового правонарушения должен быть подтвержден документами [4, с. 565].
Практика показывает, что установление места хранения двойной бухгалтерии организационно является задачей достаточно сложной, решить которую целесообразно еще на первом этапе первичной оперативной проверки. Ответственность этой задачи заключается в том, что выявление и изъятие документов для последующего исследования должно осуществляться с соблюдением принципа конспирации, т.е. проведением мероприятий в негласной форме, но при этом в соответствии с положениями действующего законодательства, что позволит впоследствии признать их в качестве доказательств. Для обеспечения сохранности документов целесообразно использовать негласное или зашифрованное получение ксерокопий, фотокопий документов, а также создание условий, затрудняющих уничтожение документов и т.п.
Практика раскрытия преступлений в рассматриваемой начальной ситуации свидетельствует, что осуществление оперативно-розыскных мероприятий второго этапа должно предшествовать началу выездной налоговой проверки.
Третий этап — это мероприятия по оперативному сопровождению проводимой выездной налоговой проверки. На этом этапе оперативные сотрудники проводят согласованные с налоговыми органами мероприятия по закреплению доказательной базы выявленных фактов налоговых правонарушений. Практика выявленных налоговых преступлений показывает, что недобросовестные налогоплательщики, используя преступные схемы уклонения от уплаты налогов, сами ведут бухгалтерскую отчетность некоторых своих контрагентов. Они создают фиктивные фирмы, оформляют номинальных директоров и таким образом реализуют преступные схемы уклонения от уплаты налогов. В данной ситуации особая роль принадлежит встречным проверкам, которые целесообразно проводить по совместным согласованным планам между оперативными службами и налоговыми органами.
Особое значение и эффективность сопровождения проводимой выездной налоговой проверки обеспечивает использование негласной формы оперативно-поисковых мероприятий.
Начальная ситуация 3. Данная ситуация складывается в том случае, если в оперативное подразделение из гласного либо негласного источника поступила ранее не известная информация о лицах из числа руководящего состава организации, подготавливающих либо использующих незаконные схемы уклонения от уплаты налогов. Такая первичная информация, как правило, содержит крайне ограниченные данные об организации-налогоплательщике, её руководителях и способе совершаемого преступления. Необходимо предусматривать что, поступившее сообщение может содержать ложную информацию о налогоплательщике и его преступных деяниях, т.к. направлено с целью устранения конкурента на соответствующем сегменте рынка.
Оценивая подобную первичную информацию, следует отметить, что возможности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям ОВД, а также иных лиц из числа сотрудников коммерческих организаций, ограничены в силу существующего контроля со стороны руководства фирмы за доступом к значимой отчетной и бухгалтерской документации. Кроме того, необходимо учитывать, что субъекты налоговых преступлений — это лица, которые в силу достаточного жизненного опыта и социального положения ограничивают свой круг близкого общения, что также снижает информационные возможности конфидентов.
В данной начальной типовой ситуации первый этап включает в себя значительно больший объем проверочных мероприятий. Он должен включать в себя проведение проверки первичной оперативной информации, а также сбор документальных следов преступной деятельности. Таким образом, в рассматриваемой начальной типовой ситуации необходимо решить следующие частные задачи:
а) установить достоверность первичной информации — выявить дополнительную информацию, подтверждающую факт незаконных действий руководителей организации в сфере налогообложения;
б) сбор информации, характеризующей личные качества руководителей, сотрудников бухгалтерии данной организации, сложившиеся взаимоотношения, используя такое мероприятие, как наведение справок в информационных базах;
в) выявление и установление конфиденциальных отношений с лицами из числа сотрудников организации, обладающими возможностью доступа к информации о действиях проверяемых лиц при совершении налоговых преступлений;
г) обеспечение негласного доступа к отчетным документам, в т.ч. бухгалтерским, с целью выявления фактов, подтверждающих действия по уклонению от уплаты налогов;
д) установление лиц, из числа сотрудников организации, осведомленных о совершении налоговых преступлений, и создание условий, в которых данные лица впоследствии могут быть свидетелями;
е) установление конкретной преступной схемы (способа совершения налогового преступления) уклонения от уплаты налогов в данной организации;
ж) определение роли каждого руководящего сотрудника в подготовке и совершении налогового преступления.
Успешное решение перечисленных частных задач позволяет сотруднику оперативного подразделения оценить достоверность первичной информации. Данный вариант начальной типовой ситуации имеет организационное отличие на заключительном этапе в связи с тем обстоятельством, что первые два этапа предусматривают проведение значительных комплексов оперативно-розыскных мероприятий. В результате такой работы накапливается значительный объем выявленной оперативнозначимой информации и возникает необходимость ее легализации.
В данной ситуации решение задачи легализации сведений, собранных оперативно-розыскным способом целесообразно осуществлять поэтапно, в процессе проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Организация оперативно-розыскного выявления и раскрытия налоговых преступлений должна предусматривать планомерное, своевременное и согласованное проведение комплексов оперативно-розыскных мероприятий в тесном взаимодействии с налоговыми органами.
Список литературы
1. Арефьев, А. Ю. Выявление и документирование экономических и налоговых преступлений при осуществлении коммерческой деятельности, связанной с добычей, переработкой и реализацией углеводородного сырья : методические рекомендации / А.Ю. Арефьев, В.С. Чеботарев, О.М. Елфимов. — Нижний Новгород, Нижегородская академия МВД России, 2009.
2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24 - ФЗ РФ.
3. Давыдов, С. И. Ситуационный подход в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : монография. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009.
4. Ефимичев, П. С. Предварительное расследование дел о налоговых преступлениях и обеспечение прав личности. — М.: Экзамен, 2004.
5. Иванов, П. И. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции : науч.-метод. пособие / П.И. Иванов, М.Э. Пчелинцев, Р.Ш. Шегабудинов, П.Р. Сафиюлина; под науч. ред. П.И. Иванова. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008.
6. Приказ МВД России № 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 сентября 2009 г.
7. Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. № 101 н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы».
8. Соловьев, И Н. Реализация уголовной политики России в сфере налоговых преступлений: проблемы и перспективы : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — М., 2004.
9. Тесяенко, А. Е. Особенности объективной стороны уклонения от уплаты налогов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 2 (50). — С. 164—167.
УДК 343.97
П.А. Федоров*, B.C. Харламов**
Факторный анализ региональной преступности
В статье раскрыты основные причины и условия, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений в Санкт-Петербурге на современном этапе.
Ключевые слова: преступность, криминализация, причины, условия, законодательство, уголовная статистика, профилактика правонарушений, социализация, криминогенные факторы.
PA. Feodorov*, Kharlamov**. Factorial analysis of regional criminality. In article the main reasons and
the conditions promoting commission of crimes and other offenses in St. Petersburg at the present stage are opened.
Keywords: criminality, criminalization, reasons, conditions, legislation, the criminal statistics, preventive maintenance of offenses, socialization, criminogenic factors.
В условиях высокого динамизма политических, социальных и экономических процессов эффективность управленческих воздействий государственных органов по борьбе с преступностью в значительной степени определяется глубиной и всесторонним характером анализа причинного комплекса криминальной ситуации.
В научной литературе для его описания используются такие криминологические термины, как причины, условия, факторы (от лат. factor — делающий, производящий) и родовая дефиниция — детерминанта (от лат. determinans — определяющий).
* Федоров, Павел Александрович, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербург, пл. Репина, 1.
** Харламов, Валентин Станиславович, ведущий научный сотрудник филиала Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по Северо-Западному федеральному округу, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербург, 12-я Красноармейская ул., 5.
* Feodorov, Pavel Alexandrovich, the deputy chief of department of the organization of scientific researches of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer. St.-Petersburg. Repin square, 1.
** Kharlamov, Valentin Stanislavovich, the leading research assistant of filial branch «All-Russia scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» on North-West federal district, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer. St.-Petersburg, 12-th Krasnoarmeyskaya street, Б.
© Федоров П.А., Харламов В.С., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012