8. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
8.1. НАПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Панов Александр Юрьевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Подразделение: кафедра социально-правовых дисциплин
Место работы: Приволжский институт повышения квалификации ФНС России
Аннотация: В статье с учетом положительного опыта практики рассмотрены особенности выявления и документирования оперативными подразделениями органов внутренних дел коррупционных преступлений в налоговых органах. Сделаны отдельные выводы и предложения по совершенствованию данной деятельности. Ключевые слова: коррупция в налоговых органах, оперативно-розыскное обеспечение, выявление и раскрытие коррупционных преступлений, оперативные подразделения.
THE DIRECTIONS OF INVESTIGATIVE SUPPORT OF STRUGGLE AGAINST CORRUPTION CRIMES IN THE TAX AUTHORITIES
Panov Alexander Yu., PhD, associate Professor
Work place: Volga region Institute of improvement of professional skill of the Federal tax service
rony_2005@mail. ru
Annotation: The article based on the positive experience with the peculiarities of identifying and documenting operational sub-divisions of internal Affairs bodies of corruption crimes in the tax authorities. Made some of the findings and suggestions for improving this activity.
Keywords: corruption in tax authorities, investigative support, identification and disclosure of corruption crimes, operations unit.
Проводимые преобразования в сфере экономики, переход к рыночным отношениям потребовали научного осмысления проблем, препятствующих развитию общества. Одной из таких значимых проблем является коррупция, которая представляет реальную угрозу
экономической безопасности, тормозит рыночные отношения, дестабилизирует государственные институты, подрывает морально-нравственные устои общества, таким образом коррупция превратилась в глобальную проблему современности, одну из самых острых проблем от решения которой зависит дальнейшее развитие не только отдельного государства, но и всего мирового сообщества[1;2;3;4].
В настоящее время коррупция является тем антисоциальным явлением, которое присуще любому виду государственной службы. Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 государственных служащих. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов[5].
Особые опасения вызывает широкое распространение коррупционных правонарушений в налоговой сфере. Это оказывает негативное влияние на имидж налоговых органов, подрывает к ним доверие, препятствует развитию рыночной экономики страны и наносит значительный вред национальной безопасности нашего государства [6;7;8].
Одной из основных причин, затрудняющих противодействие коррупционным преступлениям в налоговых органах, является отсутствие ее качественного оперативно-розыскного обеспечения, которое представляет собой деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и раскрытию данных противоправных деяний.
В данной ситуации, в оптимизации нуждается прежде всего деятельность по выявлению признаков рассматриваемых преступлений, осуществляемых по следующим четырем направлениям:
- выявление граждан, у которых вымогается незаконное вознаграждение проверяемым должностным лицом налогового органа, и создание условий добровольного обращения их в правоохранительные органы с заявлением о коррупционном преступлении;
- выявление граждан, ранее передававших незаконные вознаграждения проверяемому должностному лицу налогового органа, и создание условий, обеспечивающих их явку с повинной;
- инициативный поиск лиц, осведомленных о совершенных, систематически совершаемых или готовящихся коррупционных преступлениях сотрудников налоговых органов, и создание условий легализации полученной информации. Такой поиск целесообразно осуществлять по двум категориям лиц: «недовольные» налогоплательщики и работники налоговых органов («недовольные», уволенные, конкурирующие по службе и т.п.);
- выявление признаков коррупционных преступлений с помощью информационно-аналитических баз данных.
Панов А. Ю.
НАПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Залогом успешной работы по указанным направлениям является эффективная организация оперативного обеспечения налоговых инспекций различного уровня подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее - подразделения ЭБиПК).
В настоящее время оперативное обеспечение - это резерв для повышения результативности деятельности по борьбе коррупционными преступлениями, поскольку в большинстве случаев целенаправленно данная работа в отношении налоговых инспекций не ведется. И это несмотря на то, что оперативное обеспечение налоговых органов является весьма специфичным и позволяет выявлять не только признаки коррупционных преступлений, преступные схемы руководства налоговых инспекций, но и признаки экономических преступлений, совершаемых налогоплательщиками.
Положительный опыт практики свидетельствует, что основой оперативного обеспечения должно являться исследование деятельности налоговых органов, которые необходимо осуществить с учетом уровня коррумпированности тех или иных услуг, оказываемых налогоплательщикам, уровня их доступности. При этом наиболее уязвимые направления работы налоговых инспекций должны быть под пристальным контролем. В качестве основных из них можно отметить следующие: контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах; контрольно-проверочные мероприятия, предусмотренные налоговым законодательством; учет и регистрация налогоплательщиков и отдельных направлений их хозяйственно-коммерческой деятельности; осуществление функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета на содержание налоговых органов, а также участие в размещении заказов и заключении государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС России; представление в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов нашего государства по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам; представление интересов налогового органа в судах[9].
При этом типичными признаками возможного коррупционного поведения работников налоговых органов являются сведения:
- о нарушении требований нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
- об искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в регламентных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
- о попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам налоговых органов;
- о действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;
- о бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их должностными обязанностями.
Эффективной составляющей деятельности по выявлению рассматриваемых преступлений является контроль «финансового положения» должностного лица с целью определения соответствия его доходов расходам.
В качестве самостоятельного направления оперативного поиска фактов коррупции следует выделить также контроль предпринимательских структур, имеющих признаки «фирм-однодневок», организаций, ведущих активную финансово-экономическую деятельность, а также предприятий, функционирующих в высокодоходных сферах экономики[10].
Для получения оперативно значимой информации по указанным направлениям оперативного обеспечения первостепенное значение имеет наличие негласных источников ее поступления как в среде налоговых инспекций, так и среди налогоплательщиков-предпринимателей.
Положительный опыт практики свидетельствует, что в процессе документирования выявленных фактов коррупционной деятельности необходимо учитывать ряд особенностей:
1) предприниматели, идущие на сговор с коррумпированными работниками налоговых органов, не заинтересованы в разоблачении своей незаконной деятельности;
2) специфичность исполняемых функций сотрудников налоговых органов, регламентированные многочисленными регламентами, нормы которых позволяют в некоторых случаях принимать решения по своему усмотрению;
3) сложность отграничения признаков коррупционных преступлений от законных действий;
4) отсутствие целенаправленного оперативного обслуживания налоговых инспекций;
5) использование различных посреднических фирм (фирм-прикрытий), счетов третьих лиц, куда перечисляются денежные средства за коррупционные действия;
6) отсутствие в большинстве случаев свидетелей рассматриваемых преступлений;
7) вертикально выстроенная система коррупции, в рамках которой нижестоящие работники налоговых органов собирают незаконное вознаграждение, а потом передают собранные деньги наверх с удержанием себе определенных сумм, что исключает инициативное выявление таких фактов службами безопасности налоговых органов;
8) особенности строения и функционирования системы налоговых органов, наличие службы безопасности;
9) осведомленность разрабатываемых о приемах и методах оперативно-розыскной деятельности и готовность оказания серьезного противодействия выявлению и раскрытию коррупционного преступления.
В целом процесс документирования коррупционных преступлений, совершаемых работниками налоговых органов, можно подразделить на три этапа:
1 этап - получение первичной информации, ее закрепление;
2 этап - комплекс оперативно-розыскных мероприятий по проверке первичной информации и источника ее получения;
3 этап - комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию факта получения должностным лицом налогового органа незаконного вознаграждения, либо факта злоупотребления, превышения полномочий, служебного подлога, халатности, хищения денежных средств или имущества.
На первом этапе важно правильно и полно документально закрепить полученные от заявителя значимые сведения, что позволит эффективно использовать оперативно-розыскные возможности для последующей проверки.
В частности получение правдивых показаний от заявителя позволяет установить в короткий срок другие дополнительные источники информации, которые необходимо использовать с целью проверки мотива обращения заявителя, имевших в действительности место событий, связанных с вымогательством незаконного вознаграждения. Это обусловлено тем, что на практике иногда возникают ситуации, когда заявитель-налогоплательщик желает отомстить несговорчивому сотруднику налогового органа, который отказался брать взятку, и насчитал крупную сумму недоимки, пеней и штрафов и т.п.
На рассматриваемом этапе целесообразно предложить заявителю написать собственноручно заявление о коррупционном преступлении, в котором он своими словами, соблюдая собственный стиль изложения, ответит на интересующие оперативного сотрудника вопросы. При этом с согласия заявителя производится видеозапись всего процесса оформления устного заявления. Таким образом, будет исключена возможность впоследствии обвинить оперативного работника в неверном или предвзятом изложении событий, послуживших основанием для проведения комплекса оперативных мероприятий по проверке данного заявления.
На втором этапе установлению достоверности исходных данных будет способствовать разбивка выявляемой информации на блоки, с последующей их взаимной перепроверкой. С учетом этого, в процессе проведения первичной проверки заявления сотруднику оперативного подразделения, целесообразно обращать внимание на следующие подлежащие выяснению данные:
- является ли лицо, указанное в заявлении, должностным, каков круг его функциональных обязанностей, входит ли разрешение вопроса заявителя в его компетенцию;
- какими нормативными документами регламентируется механизм разрешения вопроса заявителя и законный ли он избрал для этого способ;
- в каких документах должны отражаться действия или бездействие сотрудника налогового органа по решению вопроса заявителя;
- каков общепринятый порядок оформления и прохождения согласований документов в организации;
- кто из сотрудников налоговых органов имеет отношение к документам, с которыми обратился заявитель, кто из них может быть вовлечен в незаконную деятельность и где хранятся рассматриваемые документы;
- насколько полна и достоверна информация о личности заявителя;
- где находится место, указанное должностным лицом для передачи взятки. Данные сведения необходимы с целью определения возможных тактических приемов проведения операции задержания взяточника с поличным, учитывая силы и средства, которыми располагает оперативное подразделение.
Поиск доказательств сотрудниками подразделений ЭБиПК при документировании коррупционных преступлений в налоговой сфере целесообразно проводить в следующих трех направлениях:
- установление лиц, осведомленных о преступных действиях разрабатываемых работников налоговых органов, их соучастников, посредников с целью обеспечения возможности их использования в качестве свидетелей;
- выявление документов, предметов и других материальных следов преступления и обеспечение их сохранности для последующего исследования и использования в уголовном процессе;
- фиксация с применением возможностей специальной техники действий проверяемых лиц, представляющих оперативный интерес.
Следует отметить, что установить при проведении первичной проверки законность обращения заявителя к должностному лицу, не представляет большой сложности. Намного сложнее установить, имело ли место вымогательство взятки. Последнее предполагает выставление должностным лицом требований конкретному лицу дать взятку под угрозой ущемления его прав, а в некоторых случаях охраняемых законом интересов родных и близких ему людей.
Вымогательство может быть открытым, то есть прямо требуется взятка в конкретно определенном виде материальной выгоды. Вместе с тем взяткополучатель может создать затруднительные для взяткодателя условия, когда угрозы и негативные намерения реализуются в замаскированном виде. Такие действия считаются завуалированным вымогательством.
Практика свидетельствует, что о воздействии на заявителя с целью получения незаконного вознаграждения могут свидетельствовать следующие факты:
- безосновательный отказ, либо длящаяся волокита в принятии руководящего решения в удовлетворении законных интересов гражданина;
Панов А. Ю.
НАПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
- создание искусственных условий, которые могут нанести ущерб интересам заявителя;
- высказанная угроза причинить вред интересам заявителя при отказе передачи взятки;
- требование о передаче регулярных или разовой взяток, высказанное заявителю лично должностным лицом либо через посредника;
- конкретные действия должностного лица, подтверждающие его решимость причинить вред интересам заявителя.
Изучая личность взяткополучателя, самое пристальное внимание целесообразно обращать на установление его статуса: занимаемая должность; образовательный и профессиональный уровень; стаж работы в должности в данной организации; наличие связей в вышестоящих органах власти и в правоохранительных органах; круг сослуживцев, с которыми он поддерживает дружеские отношения, а также лиц, находящихся с ним в состоянии конфликта.
На третьем этапе первичной проверки заявления о коррупционной преступлении, должна решаться задача максимально детального документирования действий проверяемого лица, в ходе которого необходимо использовать полный спектр оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренный действующим законодательством. Их осуществление должно планироваться с учетом того, что проверяемый зачастую не только осведомлен о приемах и методах оперативно-розыскной деятельности, но и обладает навыками противодействия их проведению.
Результаты оперативно-розыскной деятельности в последующем могут быть легализованы и использованы в качестве доказательств в процессе расследования коррупционных преступлений. При этом в уголовной процесс целесообразно передавать оперативные сведения, которые могут:
- служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
- быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
- использоваться в доказывании по уголовным делам, в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств [11].
В заключении необходимо отметить, что деятельность по выявлению и раскрытию фактов коррупции в налоговых органах это достаточно трудоемкий процесс, обусловленный высокой степенью латентности рассматриваемых преступлений. Это предопределяет активную поисковую деятельность оперативных подразделений ОВД, основой которой должно стать знание признаков и следов данных противоправных деяний, профессионализм в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и взаимодействие со службой безопасности налоговых органов.
Список литературы:
1. Кузнецов А.П. Коррупционные преступления: проблемы юридико-технического конструирования // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XIII Международной научно-практической конференции (28-29 января 2016 г.). - Москва: РГ-Пресс, 2016. С. 435-438.
2. Кузнецов А.П. Противодействие коррупции: теоретико-прикладное исследование // The fifth session of the international forum on crime and criminal law in the global era / Beijing China 2013.10.26-28. - С. 268-316.
3. Кузнецов А.П. Противодействие коррупции: анализ ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве // Проблемы малого и среднего предпринимательства России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: 04-05 октября 2012 г. Н.Новгород: НИМБ, 2012. - С. 247-252.
4. Кузнецов А.П. Противодействие коррупции: уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ) / Формирование кадрового потенциала логовых органов в условиях модернизации государственной гражданской службы. -Нижний Новгород, 2012. - С. 34-38.
5. Выступление Путина В.В. на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г. [Эл. рес.] // URL: http://www.1tv.ru/news/social/300722 (дат. обр. 12 февраля 2016 г.).
6. Кузнецов А.П., Шалагинов П.Д. Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными, контролирующими и иными государственными органами: Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород, 2014 - 87 с.
7. Кузнецов А.П., Шалагинов П.Д. Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений в налоговых органах. Часть 1. - Н.Новгород, 2014. - 60 с.
8. Кузнецов А.П., Шалагинов П.Д. Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений в налоговых органах. Основные обязанности, ограничения и запреты, связанные с соблюдением антикоррупционных требований. Часть 2. - Н.Новгород, 2014. - 67 с.
9. Приказ ФНС России от 31 декабря 2009 г. № ММ-7-4/737@ «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений» // СПС «КонсультантПлюс» (дат. обр. 12 января 2016 г.).
10. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении системы планирования выездных налоговых проверок» // Экономика и жизнь. 2007. № 23.
11. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. 2013. № 282.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата юридических наук Панова А.Ю.
«Направления оперативно-розыскного обеспечения противодействия коррупционным преступлениям в налоговых органах» Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции справедливо сравнил коррупцию с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные общества. Коррупция ослабляет демократию и правопорядок любого государства, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности.
Для Российской Федерации проблема коррупции и противодействия ей является особо актуальной. Данным противоправным явлением в значительной степени поражены практически все органы системы государственного управления, что не позволяет им эффективно функционировать с учетом государственных интересов. Коррупционные преступления ежегодно наносят многомиллиардные убытки нашему государству, организациям и отдельным гражданам. Только за 9 месяцев 2015 года по официальным данным полиции рассматриваемыми преступлениями причинен ущерб около 21 млрд. рублей.
В сложившейся ситуации вопросы противодействия коррупции являются чрезвычайно важными, поскольку методы противодействия данным противоправным деяниям нуждаются в постоянном изучении и совершенствовании, в том числе, с помощью научных разработок.
Автором в представленной статье предпринята успешная попытка исследования вопросов противодействия коррупции в налоговых органах. Последние представляют собой то ведомство, которое обеспечивает самые большие поступления в государственную казну, поэтому особенно важно защитить осуществление данной государственной функции от преступных посягательств, особенно от коррупции.
А.Ю. Панов рассмотрел, несомненно, самый эффективный метод противодействия коррупционным преступлениям -оперативно-розыскную деятельность. Только с помощью нее зачастую можно своевременно выявить подготовку и совершение рассматриваемых противоправных деяний, возместить нанесенный ущерб, а также осуществить качественное документирование действий преступников с целью привлечения их к ответственности.
Изучение статьи позволяет сделать вывод о том, что ее автор минимум уделил внимание теоретическим аспектам и в основном исследовал практическую составляющую деятельности оперативных подразделений ОВД по противодействию коррупционным преступлениям. В частности, в работе рассмотрены следующие вопросы:
- особенности осуществления эффективного оперативного поиска фактов коррупции в налоговых органов и лиц их совершающих;
- актуальные вопросы документирования рассматриваемых преступлений;
- направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности по делам о коррупции в уголовном процессе.
Несомненно положительной оценки заслуживает то, что Панов А.Ю. при написании статьи не просто рассматривает наиболее актуальные вопросы оперативного обеспечения противодействии коррупции в налоговых органах, но и делает по ним свои обоснованные выводы и предложения, основанные как на его собственном опыте работы в оперативных подразделениях ОВД, так и на результатах анкетирования оперативных работников, осуществлявших борьбу с рассматриваемыми преступлениями.
Следует отметить, что автором практические положения формулировал на основе исследования теоретического материала, в которых с различных сторон рассмотрел те или иные значимые вопросы. Все это усиливает достоверность и обоснованность сформулированных выводов.
Оформление статьи отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям в рецензируемых научных изданиях. Ее текст написан ясным и доступным языком, исключающим неоднозначное толкование. Использованы действующие нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что научная статья Панова А.Ю. «Направления оперативно-розыскного обеспечения противодействия коррупционным преступлениям в налоговых органах» является актуальной, а ее содержание имеет научно-практическое значение. В связи с этим она может быть рекомендована для опубликования в юридическом журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Профессор кафедры социально-правовых дисциплин Приволжского института повышения квалификации ФНС России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ
А.П. Кузнецов