Научная статья на тему 'Направления оперативно-розыскного обеспечения противодействия коррупционным преступлениям в налоговых органах'

Направления оперативно-розыскного обеспечения противодействия коррупционным преступлениям в налоговых органах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция в налоговых органах / опера-тивно-розыскное обеспечение / выявление и раскрытие кор-рупционных преступлений / оперативные подразделения / corruption in tax authorities / investigative support / identification and disclosure of corruption crimes / operations unit

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панов Александр Юрьевич

В статье с учетом положительного опыта практики рассмотрены особенности выявления и доку-ментирования оперативными подразделениями органов внутренних дел коррупционных преступлений в налоговых органах. Сделаны отдельные выводы и предложения по совершенствованию данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF INVESTIGATIVE SUPPORT OF STRUGGLE AGAINST CORRUPTION CRIMES IN THE TAX AUTHORITIES

The article based on the positive experience with the peculiarities of identifying and documenting operational sub-divisions of internal Affairs bodies of corruption crimes in the tax authorities. Made some of the findings and suggestions for improving this activity

Текст научной работы на тему «Направления оперативно-розыскного обеспечения противодействия коррупционным преступлениям в налоговых органах»

8. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

8.1. НАПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

Панов Александр Юрьевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Подразделение: кафедра социально-правовых дисциплин

Место работы: Приволжский институт повышения квалификации ФНС России

[email protected]

Аннотация: В статье с учетом положительного опыта практики рассмотрены особенности выявления и документирования оперативными подразделениями органов внутренних дел коррупционных преступлений в налоговых органах. Сделаны отдельные выводы и предложения по совершенствованию данной деятельности. Ключевые слова: коррупция в налоговых органах, оперативно-розыскное обеспечение, выявление и раскрытие коррупционных преступлений, оперативные подразделения.

THE DIRECTIONS OF INVESTIGATIVE SUPPORT OF STRUGGLE AGAINST CORRUPTION CRIMES IN THE TAX AUTHORITIES

Panov Alexander Yu., PhD, associate Professor

Work place: Volga region Institute of improvement of professional skill of the Federal tax service

rony_2005@mail. ru

Annotation: The article based on the positive experience with the peculiarities of identifying and documenting operational sub-divisions of internal Affairs bodies of corruption crimes in the tax authorities. Made some of the findings and suggestions for improving this activity.

Keywords: corruption in tax authorities, investigative support, identification and disclosure of corruption crimes, operations unit.

Проводимые преобразования в сфере экономики, переход к рыночным отношениям потребовали научного осмысления проблем, препятствующих развитию общества. Одной из таких значимых проблем является коррупция, которая представляет реальную угрозу

экономической безопасности, тормозит рыночные отношения, дестабилизирует государственные институты, подрывает морально-нравственные устои общества, таким образом коррупция превратилась в глобальную проблему современности, одну из самых острых проблем от решения которой зависит дальнейшее развитие не только отдельного государства, но и всего мирового сообщества[1;2;3;4].

В настоящее время коррупция является тем антисоциальным явлением, которое присуще любому виду государственной службы. Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 государственных служащих. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов[5].

Особые опасения вызывает широкое распространение коррупционных правонарушений в налоговой сфере. Это оказывает негативное влияние на имидж налоговых органов, подрывает к ним доверие, препятствует развитию рыночной экономики страны и наносит значительный вред национальной безопасности нашего государства [6;7;8].

Одной из основных причин, затрудняющих противодействие коррупционным преступлениям в налоговых органах, является отсутствие ее качественного оперативно-розыскного обеспечения, которое представляет собой деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и раскрытию данных противоправных деяний.

В данной ситуации, в оптимизации нуждается прежде всего деятельность по выявлению признаков рассматриваемых преступлений, осуществляемых по следующим четырем направлениям:

- выявление граждан, у которых вымогается незаконное вознаграждение проверяемым должностным лицом налогового органа, и создание условий добровольного обращения их в правоохранительные органы с заявлением о коррупционном преступлении;

- выявление граждан, ранее передававших незаконные вознаграждения проверяемому должностному лицу налогового органа, и создание условий, обеспечивающих их явку с повинной;

- инициативный поиск лиц, осведомленных о совершенных, систематически совершаемых или готовящихся коррупционных преступлениях сотрудников налоговых органов, и создание условий легализации полученной информации. Такой поиск целесообразно осуществлять по двум категориям лиц: «недовольные» налогоплательщики и работники налоговых органов («недовольные», уволенные, конкурирующие по службе и т.п.);

- выявление признаков коррупционных преступлений с помощью информационно-аналитических баз данных.

Панов А. Ю.

НАПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

Залогом успешной работы по указанным направлениям является эффективная организация оперативного обеспечения налоговых инспекций различного уровня подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее - подразделения ЭБиПК).

В настоящее время оперативное обеспечение - это резерв для повышения результативности деятельности по борьбе коррупционными преступлениями, поскольку в большинстве случаев целенаправленно данная работа в отношении налоговых инспекций не ведется. И это несмотря на то, что оперативное обеспечение налоговых органов является весьма специфичным и позволяет выявлять не только признаки коррупционных преступлений, преступные схемы руководства налоговых инспекций, но и признаки экономических преступлений, совершаемых налогоплательщиками.

Положительный опыт практики свидетельствует, что основой оперативного обеспечения должно являться исследование деятельности налоговых органов, которые необходимо осуществить с учетом уровня коррумпированности тех или иных услуг, оказываемых налогоплательщикам, уровня их доступности. При этом наиболее уязвимые направления работы налоговых инспекций должны быть под пристальным контролем. В качестве основных из них можно отметить следующие: контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах; контрольно-проверочные мероприятия, предусмотренные налоговым законодательством; учет и регистрация налогоплательщиков и отдельных направлений их хозяйственно-коммерческой деятельности; осуществление функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета на содержание налоговых органов, а также участие в размещении заказов и заключении государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС России; представление в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов нашего государства по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам; представление интересов налогового органа в судах[9].

При этом типичными признаками возможного коррупционного поведения работников налоговых органов являются сведения:

- о нарушении требований нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

- об искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в регламентных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;

- о попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам налоговых органов;

- о действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;

- о бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их должностными обязанностями.

Эффективной составляющей деятельности по выявлению рассматриваемых преступлений является контроль «финансового положения» должностного лица с целью определения соответствия его доходов расходам.

В качестве самостоятельного направления оперативного поиска фактов коррупции следует выделить также контроль предпринимательских структур, имеющих признаки «фирм-однодневок», организаций, ведущих активную финансово-экономическую деятельность, а также предприятий, функционирующих в высокодоходных сферах экономики[10].

Для получения оперативно значимой информации по указанным направлениям оперативного обеспечения первостепенное значение имеет наличие негласных источников ее поступления как в среде налоговых инспекций, так и среди налогоплательщиков-предпринимателей.

Положительный опыт практики свидетельствует, что в процессе документирования выявленных фактов коррупционной деятельности необходимо учитывать ряд особенностей:

1) предприниматели, идущие на сговор с коррумпированными работниками налоговых органов, не заинтересованы в разоблачении своей незаконной деятельности;

2) специфичность исполняемых функций сотрудников налоговых органов, регламентированные многочисленными регламентами, нормы которых позволяют в некоторых случаях принимать решения по своему усмотрению;

3) сложность отграничения признаков коррупционных преступлений от законных действий;

4) отсутствие целенаправленного оперативного обслуживания налоговых инспекций;

5) использование различных посреднических фирм (фирм-прикрытий), счетов третьих лиц, куда перечисляются денежные средства за коррупционные действия;

6) отсутствие в большинстве случаев свидетелей рассматриваемых преступлений;

7) вертикально выстроенная система коррупции, в рамках которой нижестоящие работники налоговых органов собирают незаконное вознаграждение, а потом передают собранные деньги наверх с удержанием себе определенных сумм, что исключает инициативное выявление таких фактов службами безопасности налоговых органов;

8) особенности строения и функционирования системы налоговых органов, наличие службы безопасности;

9) осведомленность разрабатываемых о приемах и методах оперативно-розыскной деятельности и готовность оказания серьезного противодействия выявлению и раскрытию коррупционного преступления.

В целом процесс документирования коррупционных преступлений, совершаемых работниками налоговых органов, можно подразделить на три этапа:

1 этап - получение первичной информации, ее закрепление;

2 этап - комплекс оперативно-розыскных мероприятий по проверке первичной информации и источника ее получения;

3 этап - комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию факта получения должностным лицом налогового органа незаконного вознаграждения, либо факта злоупотребления, превышения полномочий, служебного подлога, халатности, хищения денежных средств или имущества.

На первом этапе важно правильно и полно документально закрепить полученные от заявителя значимые сведения, что позволит эффективно использовать оперативно-розыскные возможности для последующей проверки.

В частности получение правдивых показаний от заявителя позволяет установить в короткий срок другие дополнительные источники информации, которые необходимо использовать с целью проверки мотива обращения заявителя, имевших в действительности место событий, связанных с вымогательством незаконного вознаграждения. Это обусловлено тем, что на практике иногда возникают ситуации, когда заявитель-налогоплательщик желает отомстить несговорчивому сотруднику налогового органа, который отказался брать взятку, и насчитал крупную сумму недоимки, пеней и штрафов и т.п.

На рассматриваемом этапе целесообразно предложить заявителю написать собственноручно заявление о коррупционном преступлении, в котором он своими словами, соблюдая собственный стиль изложения, ответит на интересующие оперативного сотрудника вопросы. При этом с согласия заявителя производится видеозапись всего процесса оформления устного заявления. Таким образом, будет исключена возможность впоследствии обвинить оперативного работника в неверном или предвзятом изложении событий, послуживших основанием для проведения комплекса оперативных мероприятий по проверке данного заявления.

На втором этапе установлению достоверности исходных данных будет способствовать разбивка выявляемой информации на блоки, с последующей их взаимной перепроверкой. С учетом этого, в процессе проведения первичной проверки заявления сотруднику оперативного подразделения, целесообразно обращать внимание на следующие подлежащие выяснению данные:

- является ли лицо, указанное в заявлении, должностным, каков круг его функциональных обязанностей, входит ли разрешение вопроса заявителя в его компетенцию;

- какими нормативными документами регламентируется механизм разрешения вопроса заявителя и законный ли он избрал для этого способ;

- в каких документах должны отражаться действия или бездействие сотрудника налогового органа по решению вопроса заявителя;

- каков общепринятый порядок оформления и прохождения согласований документов в организации;

- кто из сотрудников налоговых органов имеет отношение к документам, с которыми обратился заявитель, кто из них может быть вовлечен в незаконную деятельность и где хранятся рассматриваемые документы;

- насколько полна и достоверна информация о личности заявителя;

- где находится место, указанное должностным лицом для передачи взятки. Данные сведения необходимы с целью определения возможных тактических приемов проведения операции задержания взяточника с поличным, учитывая силы и средства, которыми располагает оперативное подразделение.

Поиск доказательств сотрудниками подразделений ЭБиПК при документировании коррупционных преступлений в налоговой сфере целесообразно проводить в следующих трех направлениях:

- установление лиц, осведомленных о преступных действиях разрабатываемых работников налоговых органов, их соучастников, посредников с целью обеспечения возможности их использования в качестве свидетелей;

- выявление документов, предметов и других материальных следов преступления и обеспечение их сохранности для последующего исследования и использования в уголовном процессе;

- фиксация с применением возможностей специальной техники действий проверяемых лиц, представляющих оперативный интерес.

Следует отметить, что установить при проведении первичной проверки законность обращения заявителя к должностному лицу, не представляет большой сложности. Намного сложнее установить, имело ли место вымогательство взятки. Последнее предполагает выставление должностным лицом требований конкретному лицу дать взятку под угрозой ущемления его прав, а в некоторых случаях охраняемых законом интересов родных и близких ему людей.

Вымогательство может быть открытым, то есть прямо требуется взятка в конкретно определенном виде материальной выгоды. Вместе с тем взяткополучатель может создать затруднительные для взяткодателя условия, когда угрозы и негативные намерения реализуются в замаскированном виде. Такие действия считаются завуалированным вымогательством.

Практика свидетельствует, что о воздействии на заявителя с целью получения незаконного вознаграждения могут свидетельствовать следующие факты:

- безосновательный отказ, либо длящаяся волокита в принятии руководящего решения в удовлетворении законных интересов гражданина;

Панов А. Ю.

НАПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

- создание искусственных условий, которые могут нанести ущерб интересам заявителя;

- высказанная угроза причинить вред интересам заявителя при отказе передачи взятки;

- требование о передаче регулярных или разовой взяток, высказанное заявителю лично должностным лицом либо через посредника;

- конкретные действия должностного лица, подтверждающие его решимость причинить вред интересам заявителя.

Изучая личность взяткополучателя, самое пристальное внимание целесообразно обращать на установление его статуса: занимаемая должность; образовательный и профессиональный уровень; стаж работы в должности в данной организации; наличие связей в вышестоящих органах власти и в правоохранительных органах; круг сослуживцев, с которыми он поддерживает дружеские отношения, а также лиц, находящихся с ним в состоянии конфликта.

На третьем этапе первичной проверки заявления о коррупционной преступлении, должна решаться задача максимально детального документирования действий проверяемого лица, в ходе которого необходимо использовать полный спектр оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренный действующим законодательством. Их осуществление должно планироваться с учетом того, что проверяемый зачастую не только осведомлен о приемах и методах оперативно-розыскной деятельности, но и обладает навыками противодействия их проведению.

Результаты оперативно-розыскной деятельности в последующем могут быть легализованы и использованы в качестве доказательств в процессе расследования коррупционных преступлений. При этом в уголовной процесс целесообразно передавать оперативные сведения, которые могут:

- служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

- быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

- использоваться в доказывании по уголовным делам, в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств [11].

В заключении необходимо отметить, что деятельность по выявлению и раскрытию фактов коррупции в налоговых органах это достаточно трудоемкий процесс, обусловленный высокой степенью латентности рассматриваемых преступлений. Это предопределяет активную поисковую деятельность оперативных подразделений ОВД, основой которой должно стать знание признаков и следов данных противоправных деяний, профессионализм в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и взаимодействие со службой безопасности налоговых органов.

Список литературы:

1. Кузнецов А.П. Коррупционные преступления: проблемы юридико-технического конструирования // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XIII Международной научно-практической конференции (28-29 января 2016 г.). - Москва: РГ-Пресс, 2016. С. 435-438.

2. Кузнецов А.П. Противодействие коррупции: теоретико-прикладное исследование // The fifth session of the international forum on crime and criminal law in the global era / Beijing China 2013.10.26-28. - С. 268-316.

3. Кузнецов А.П. Противодействие коррупции: анализ ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве // Проблемы малого и среднего предпринимательства России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: 04-05 октября 2012 г. Н.Новгород: НИМБ, 2012. - С. 247-252.

4. Кузнецов А.П. Противодействие коррупции: уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ) / Формирование кадрового потенциала логовых органов в условиях модернизации государственной гражданской службы. -Нижний Новгород, 2012. - С. 34-38.

5. Выступление Путина В.В. на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г. [Эл. рес.] // URL: http://www.1tv.ru/news/social/300722 (дат. обр. 12 февраля 2016 г.).

6. Кузнецов А.П., Шалагинов П.Д. Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными, контролирующими и иными государственными органами: Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород, 2014 - 87 с.

7. Кузнецов А.П., Шалагинов П.Д. Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений в налоговых органах. Часть 1. - Н.Новгород, 2014. - 60 с.

8. Кузнецов А.П., Шалагинов П.Д. Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений в налоговых органах. Основные обязанности, ограничения и запреты, связанные с соблюдением антикоррупционных требований. Часть 2. - Н.Новгород, 2014. - 67 с.

9. Приказ ФНС России от 31 декабря 2009 г. № ММ-7-4/737@ «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений» // СПС «КонсультантПлюс» (дат. обр. 12 января 2016 г.).

10. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении системы планирования выездных налоговых проверок» // Экономика и жизнь. 2007. № 23.

11. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. 2013. № 282.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук Панова А.Ю.

«Направления оперативно-розыскного обеспечения противодействия коррупционным преступлениям в налоговых органах» Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции справедливо сравнил коррупцию с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные общества. Коррупция ослабляет демократию и правопорядок любого государства, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности.

Для Российской Федерации проблема коррупции и противодействия ей является особо актуальной. Данным противоправным явлением в значительной степени поражены практически все органы системы государственного управления, что не позволяет им эффективно функционировать с учетом государственных интересов. Коррупционные преступления ежегодно наносят многомиллиардные убытки нашему государству, организациям и отдельным гражданам. Только за 9 месяцев 2015 года по официальным данным полиции рассматриваемыми преступлениями причинен ущерб около 21 млрд. рублей.

В сложившейся ситуации вопросы противодействия коррупции являются чрезвычайно важными, поскольку методы противодействия данным противоправным деяниям нуждаются в постоянном изучении и совершенствовании, в том числе, с помощью научных разработок.

Автором в представленной статье предпринята успешная попытка исследования вопросов противодействия коррупции в налоговых органах. Последние представляют собой то ведомство, которое обеспечивает самые большие поступления в государственную казну, поэтому особенно важно защитить осуществление данной государственной функции от преступных посягательств, особенно от коррупции.

А.Ю. Панов рассмотрел, несомненно, самый эффективный метод противодействия коррупционным преступлениям -оперативно-розыскную деятельность. Только с помощью нее зачастую можно своевременно выявить подготовку и совершение рассматриваемых противоправных деяний, возместить нанесенный ущерб, а также осуществить качественное документирование действий преступников с целью привлечения их к ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение статьи позволяет сделать вывод о том, что ее автор минимум уделил внимание теоретическим аспектам и в основном исследовал практическую составляющую деятельности оперативных подразделений ОВД по противодействию коррупционным преступлениям. В частности, в работе рассмотрены следующие вопросы:

- особенности осуществления эффективного оперативного поиска фактов коррупции в налоговых органов и лиц их совершающих;

- актуальные вопросы документирования рассматриваемых преступлений;

- направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности по делам о коррупции в уголовном процессе.

Несомненно положительной оценки заслуживает то, что Панов А.Ю. при написании статьи не просто рассматривает наиболее актуальные вопросы оперативного обеспечения противодействии коррупции в налоговых органах, но и делает по ним свои обоснованные выводы и предложения, основанные как на его собственном опыте работы в оперативных подразделениях ОВД, так и на результатах анкетирования оперативных работников, осуществлявших борьбу с рассматриваемыми преступлениями.

Следует отметить, что автором практические положения формулировал на основе исследования теоретического материала, в которых с различных сторон рассмотрел те или иные значимые вопросы. Все это усиливает достоверность и обоснованность сформулированных выводов.

Оформление статьи отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям в рецензируемых научных изданиях. Ее текст написан ясным и доступным языком, исключающим неоднозначное толкование. Использованы действующие нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что научная статья Панова А.Ю. «Направления оперативно-розыскного обеспечения противодействия коррупционным преступлениям в налоговых органах» является актуальной, а ее содержание имеет научно-практическое значение. В связи с этим она может быть рекомендована для опубликования в юридическом журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Профессор кафедры социально-правовых дисциплин Приволжского института повышения квалификации ФНС России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ

А.П. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.