Осипова М.Б.
Аспирант, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Современная гуманистическая образовательная парадигма ориентирована на развитие человека культуры, поэтому особую актуальность и значимость приобретают вопросы теории и практики формирования различных аспектов культуры личности. Термин «музыкальная культура» (МК) достаточно широко используется в педагогике музыкального образования, но анализ научной литературы позволил обозначить различные подходы к выявлению сущности данного понятия и толкованию его отдельных сторон, что объясняется сложностью и многогранностью этого феномена.
В рамках предметно-ценностного подхода (А.В. Сокол, Г.Г. Коломиец) МК - то, что создано человеком (наследие предшествующих поколений): сумма продуктов деятельности и общения людей. К материальным носителям относятся музыкальные инструменты, технические средства распространения музыки, помещения, в которых она исполняется, и т.п. Основное содержание МК выражают музыкальные образы, интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и др., зафиксированные в нотах, звукозаписях, книгах, устных и письменных высказываниях о музыке. Недостатками данного подхода являются статичность (МК предстает как своеобразный музей, хранилище образцов, извлекаемых по мере надобности) и отделение музыкальной культуры от человека.
Деятельностный подход акцентирует внимание на человеческом факторе и трактует МК как способ жизнедеятельности человека, где культура является организованно-концентрированным опытом человека, основой понимания и осмысления, «как напряженный поиск человеком самого себя и своего места в мире» (А.С. Ахиезер) [4, 12]. Данный аспект подчеркивают в своих трудах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др. Работы Б.В. Асафьева, Л.Н. Гродзенской, Б.Л. Яворского, В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.В. Горюновой, Л.В. Школяр посвящены развитию МК школьников на основе разнообразных видов музыкально-творческой деятельности. Каган М.С. утверждает: «Именно так человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих конкретных видов и форм, порождает культуру, сама становится культурной и делает человека из биологического существа культурным, тем самым, определяя и структуру его потребностей, и структуру его способностей» [1,152].
Коммуникативный подход перемещает акцент рассмотрения в плоскость коммуникационного диалога различных типов культур, стилей, традиций, форм музыкальной деятельности, приобретающих на современном этапе новый ритм развития и эволюции (Т.И. Кузуб) [2]. В процессе восприятия, исполнения и интерпретации произведений происходит присвоение духовного, нравственно-эстетического, эмоционально-ценностного опыта человечества. Формула «Композитор - Исполнитель - Слушатель» (КИС) Б. Асафьева, где соотнесены три основных вида музыкальной деятельности в последовательной сопряженности, сохраняет свою актуальность и в XXI веке.
Личностный подход (Г.В. Шостак) актуализирует социальную природу человека, представляя МК как систему качеств и характеристик, важных для социализации: воспитанный интерес (взгляды, позиции), музыкальный вкус (как психологический механизм восприятия произведений искусства), расширение знаний в области истории и теории
музыки, эстетики и других наук, овладение способами художественной деятельности и ведущими умениями.
Социологизаторский подход через понятие МК характеризует определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного народа, социума, всю сферу музыкальной практики в рамках определенных территорий (Р. Грубер, Дж. Михайлов).
С точки зрения системного подхода (Сохор А.Н., Шафеев Р.Н., Гришанович Н.Н.) МК не простое сосуществование автономных и независящих друг от друга явлений, а некая системной целостность, включающая
• все, что создано руками и разумом человека, включая ценности, интересы, взгляды, вкусы и принципы, определяющие деятельность субъектов;_
• все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей;
• все субъекты (в том числе учреждения и социальные институты) такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех.
Каждый из рассмотренных подходов ценен тем, что дает возможность посмотреть на исследуемую проблему с определенной точки зрения и «высветить» в ней особый аспект. А объединяет их то, что культура рассматривается и как реально существующая действительность, и исторически меняющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.
Литература
1. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 с.
2. Кузуб Т.И. Процессы глобализации в современной музыкальной культуре // Известия Уральского государственного университета.- 2006.- № 47.- С.77-84.
3. Лясников Н.В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/Ljasnikov/ DuhKult 1- 2^р
4. Художественная культура: понятие термина / под ред. Л.Н. Дороговой. - М., 1978. -206 с.