К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
B.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент
C.Ю. Чимаров, д-р ист. наук Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-1-1-98-100
Аннотация. Анализ вопросов, раскрывающих сущность и значение правового воспитания как важнейшего средства формирования правосознания граждан и повышения их правовой культуры, имеет важнейшее значение с точки зрения дальнейшего построения в Российской Федерации правового государства. В статье авторы, исследуя общетеоретическую характеристику правового воспитания и его взаимосвязь с такими теоретико-правовыми категориями как правовая культура и правосознание, раскрывают сущность правового воспитания и обосновывают его непосредственное значение с позиции повышения эффективности регулирования отношений в обществе.
Ключевые слова: правовое воспитание, правосознание, правовая культура, правовая идеология, правовая психология, право, воспитание.
Актуальность вопросов правового воспитания в современной России обусловлена изменениями, происходящими в экономической, политической и правовой сферах жизни общества. В настоящее время, когда осуществляется реформирование общественных отношений, проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер неотложных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации [2, с. 3]. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость и важность государственной и общественной деятельности, связанной с воспитанием сограждан в духе уважения к действующему праву [1]. Таким образом актуальность вопросов, связанных с рассмотрением и анализом института правового воспитания не вызывает сомнений.
Для того чтобы раскрыть сущность правового воспитания необходимо вначале определиться с его общетеоретическим термином, а также показать его взаимосвязь с такими теоретико-правовыми категориями как правовая культура и правосознание.
Под культурой в широком смысле понимается все, что создано человечеством
благодаря его умственному и физическому труду. В более узком смысле под культурой понимается идейно-нравственное состояние общества, выражающееся в его идеологии, быте, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы, системе нормативного регулирования [10, с. 340].
Понятие культуры правовой различными учеными также трактуется в широком (содержательном) смысле и узком (оценочном). С. А. Комаров определяет правовую культуру в широком смысле слова как совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, как комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура в узком смысле, по его мнению -это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании [3, с. 284]. А.Ф. Черданцев понимает под правовой культурой с позиции содержательного смысла все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. С точки зрения оценочного смысла правовая культура, по его мнению - это
уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе [10, с. 340-341]. С точки зрения А.В. Малько правовая культура личности - это знание, понимание права и действия в соответствии с ним, а правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности [5, с. 141]. На наш взгляд наиболее точно и доступно раскрыл понятия правовой культуры В.П. Сальников. Правовая культура - это составная часть цивилизационной культуры, определяющая фактическое, юридически значимое поведение личности; устойчивую привычку к правомерному поведению; отношение к праву, другим правовым явлениям; осознание социальной значимости права и правопорядка; признание и уважительное отношение к правам государства и гражданина [9, с. 25].
Правосознание является структурным элементом правовой культуры, который можно определить как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям [6, с. 237]. Среди правоведов существует устоявшаяся позиция, согласно которой правосознание включает в себя два элемента: правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву) и правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву). Однако некоторые ученые раскрывают структуру правосознания через следующие составные части: знание права, отношение к праву и навыки правомерного поведения [3, с. 286].
В теоретико-правовом аспекте вопросы правового воспитания анализировались различными учеными [8; 4; 7].
Правовое воспитание выступает как составная часть общегражданского воспитания, которое включает в себя множество таких компонентов, как воспитание поли-
тическое, нравственное, патриотическое, семейное и др. Н.И. Матузов понимает под правовым воспитанием целенаправленную деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан, реализуемую через следующие формы: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика и самообразование [6, с. 245246].
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее:
- правовая культура и правосознание соотносятся как целое и частное;
- структуру правосознания можно условно представить в виде следующих элементов: знание права; правовая идеология (представление о том, каким должно быть право); оценка права; правовая психология (чувства, в которых выражается отношение к праву) и поведенческий элемент, состоящий из правовых установок и определяющий правовую ориентацию личности, которая непосредственно формирует программу действий в юридически значимых ситуациях (согласно праву или с нарушением норм права);
- структура правовой культуры опять же условно включает в себя такие элементы как правовые знания, отношение к праву и правовое поведение; то есть, выражаясь простым языком, правовая культура есть правосознание плюс реальные действия (бездействия), которые поддаются правовой оценки;
- правовое воспитание является средством формирования правосознания граждан и повышения их правовой культуры, поскольку правовое воспитание непосредственно воздействует на такой элемент правосознания как правовая идеология, а осознание и убежденность в необходимости и целесообразности следования правовым нормам способствует правомерному поведению граждан, что, в конечном счете, позволяет утверждать о повышении их правовой культуры.
Библиографический список
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета. 2021. 22 апреля.
2. Долгополов О.А. Организация правого воспитания в современной России: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2004.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник, 8-е изд. дополн. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2011.
4. Кравцов Р.В. Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2006.
5. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016.
6. Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник, 7-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 20121.
7. Павлов В.Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2005.
8. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
9. Теория государства и права (ключевые вопросы, определения, схемы): Учебное пособие / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002.
10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2012.
ON THE QUESTION OF THE ESSENCE AND MEANING OF LEGAL EDUCATION
V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The analysis of issues that reveal the essence and importance of legal education as the most important means of forming the legal consciousness of citizens and improving their legal culture is of crucial importance from the point of view of further building a rule of law state in the Russian Federation. In the article, the authors, exploring the general theoretical characteristics of legal education and its relationship with such theoretical and legal categories as legal culture and legal awareness, reveal the essence of legal education and substantiate its direct significance from the standpoint of increasing the effectiveness of regulating relations in society.
Keywords: legal education, legal awareness, legal culture, legal ideology, legal psychology, law, education.