Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОСОЗНАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт В. С., Чимаров С. Ю.

Анализ таких правовых категорий как правовая культура и правосознание с точки зрения теоретико-правового исследования их структурных элементов, несомненно, имеет существенное значение в свете повышения эффективности правового регулирования отношений в обществе и систематизации теоретико-правовых знаний в данной сфере. В статье авторы, рассматривая содержание понятий «правовая культура» и «правосознание», осуществляют их структурный анализ в теоретико-правовом контексте, а также формулируют и обосновывают ряд выводов касательно исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF LEGAL CULTURE AND LEGAL AWARENESS

The analysis of such legal categories as legal culture and legal consciousness from the point of view of theoretical and legal research of their structural elements is undoubtedly essential in the light of increasing the effectiveness of legal regulation of relations in society and systematization of theoretical and legal knowledge in this area. In the article, the authors, considering the content of the concepts of "legal culture" and "legal consciousness", carry out their structural analysis in a theoretical and legal context, and also formulate and substantiate a number of conclusions regarding the issues under study.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОСОЗНАНИЯ»

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И

ПРАВОСОЗНАНИЯ

B.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент

C.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-2-176-179

Аннотация. Анализ таких правовых категорий как правовая культура и правосознание с точки зрения теоретико-правового исследования их структурных элементов, несомненно, имеет существенное значение в свете повышения эффективности правового регулирования отношений в обществе и систематизации теоретико-правовых знаний в данной сфере. В статье авторы, рассматривая содержание понятий «правовая культура» и «правосознание», осуществляют их структурный анализ в теоретико-правовом контексте, а также формулируют и обосновывают ряд выводов касательно исследуемой проблематике.

Ключевые слова: право; правовая культура; правосознание; правовая психология; правовая идеология; правомерное поведение.

Исследование вопросов, касающихся правовой культуры и правосознания, является особенно интересным и актуальным, поскольку указанные понятия выступают одними из ключевых в процессе познания теоретико-правовых явлений, а также совершенствовании юридической деятельности в государстве. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает важность повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан и должностных лиц государственных органов в свете дальнейшего развития в России гражданского общества [1]. Это в свою очередь позволяет утверждать, что теоретико-правовой анализ таких категорий как «правовая культура» и «правосознание» являются весьма актуальным.

Среди ученых правоведов встречаются различные определения понятий правовая культура и правосознание. Р.А. Ромашов утверждает, что правовая культура - это совокупность правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права. Правосознание с его точки зрения следует понимать как совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологи-

ческое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.) [2, с. 245-246]. В.К. Бабаев полагает, что правовая культура есть обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правосознание, по его мнению, есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни [3, с. 384, 377]. В.С. Нерсесянц считает, что правовая культура - это достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-правовой) организации жизни людей, а правосознание - это форма осознания права как специфического явления социальной действительности [4, с. 272, 267]. С.А. Комаров определяет правовую культуру в широком смысле как совокупность компонентов юридической

надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц, а в узком смысле как совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующийся на правовом сознании. Правосознание на его взгляд есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и желаемому праву [5, с. 284, 277]. С точки зрения Н.И. Матузова представляется вполне обоснованным понимать правовую культуру как систему общественных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Правосознание он позиционирует как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям [6, с. 248, 237]. А.Ф. Черданцев указывает, что под правовой культурой в широком смысле слова понимается все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. В узком смысле слова правовая культура - это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе. На его взгляд правосознание является неотъемлемой составляющей правовой культуры [7, с. 340-341].

С нашей точки зрения, основываясь на таком методе научного познания как дедукция, можно выстроить следующую логическую цепочку, которая позволит определить содержание понятий правовая культура и правосознание, а также выявить их соотношение.

Значение термина «культура» определяется как «совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности» [8, с. 252]. В философии культура понимается в широком смысле как

все, что создано человеком благодаря его физическому и умственному труду, в узком смысле - как идейно-нравственное состояние общества, выражающееся в его идеологии, быте, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, системе нормативного регулирования и др. [9, с. 229].

Правовая культура выступает одной из форм цивилизационной культуры, и рассматриваться должна также с позиции двух подходов - содержательного (в широком смысле) и оценочного (в узком смысле). В содержательном аспекте правовая культура позиционируется как все, что создано человеком в правовой сфере (правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение), с точки зрения оценочного смысла правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, в уровне правоприменительной и правовой деятельности, в уровне правосознания, в степени взаимной ответственности государства и личности и т.д.

В структуру правовой культуры на наш взгляд входят следующие элементы:

- правовые ценности, сложившиеся в данном обществе на данном этапе его развития представления о справедливом государственно-правовом устройстве;

- действующее законодательство, как совокупность обладающих в данное время юридической силой источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты (нормы) общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения;

- правосознание, как совокупность идей, взглядов, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям;

- правомерное поведение - практическое воплощение предписаний правовых норм в правомерных деяниях (действиях, бездействии) членов сообщества [10, с. 273].

В соответствии с этим мы полагаем, что наиболее целесообразным будет следующее определение правовой культуры. Правовая культура - это составная часть ци-

вилизационной культуры, определяющая фактическое, юридически значимое поведение личности; устойчивую привычку к правомерному поведению; отношение к праву, другим правовым явлениям; осознание социальной значимости права и правопорядка; признание и уважительное отношение к правам государства и гражданина.

Правосознание также имеет свою структуру, которая может быть представлена следующим образом:

- знание права;

- правовая идеология (совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность);

- оценка права;

- правовая психология (совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний людей, возникающих в результате их оценочного отношения к праву и практике его реализации, законности, системе правовых учреждений и др.);

- поведенческий элемент (правовая ориентация как совокупность правовых установок, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности

в юридически значимых ситуациях) [10, с. 268].

Исходя из приведенной структуры, правосознание следует понимать как одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, переживаний людей, в которых отражается их отношение к праву и правовым явлениям.

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

- в научных кругах нет единой общепринятой точки зрения касательно определений понятий «правовая культура» и «правосознание»;

- правовая культура в свете теоретико-правового анализа рассматривается с точки зрения двух подходов - широкого (содержательный смысл) и узкого (оценочный смысл);

- понятия «правовая культура» и «правосознание» с позиции формальной логики соотносятся как общее и часть;

- по нашему мнению вопросы, связанные с пониманием содержания правовой культуры и правосознания, нуждается в дальнейшем комплексном рассмотрении и исследовании в аспекте систематизации имеющихся теоретико-правовых знаний в

данной сфере.

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета, 2021, 22 января.

2. Ромашов Р.А. Теория государства и права. - СПб.: Питер, 2009.

3. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2020.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник, 6-е изд. дополн. - СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2001.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 6-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2020.

7. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 1999.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. -20-е изд. - М.: Русский язык, 1988.

9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2003.

10. Бялт В.С. Теория государства и права в схемах: Учебное пособие. - М.: Изд-во Юрайт, 2021.

THEORETICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF LEGAL CULTURE AND

LEGAL AWARENESS

V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The analysis of such legal categories as legal culture and legal consciousness from the point of view of theoretical and legal research of their structural elements is undoubtedly essential in the light of increasing the effectiveness of legal regulation of relations in society and systematization of theoretical and legal knowledge in this area. In the article, the authors, considering the content of the concepts of "legal culture" and "legal consciousness", carry out their structural analysis in a theoretical and legal context, and also formulate and substantiate a number of conclusions regarding the issues under study.

Keywords: law; legal culture; legal awareness; legal psychology; legal ideology; lawful behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.