Научная статья на тему 'Правовая культура и правовое сознание осужденных к лишению свободы'

Правовая культура и правовое сознание осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / CULTURE / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / ПРАВОВАЯ / LEGAL / ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / SENSE OF JUSTICE CONDEMNED IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щепкин Сергей Станиславович

В статье анализируются различные подходы к пониманию правовой культуры и правосознания, на основе которых характеризуются правовая культура и правосознание осужденных к лишению свободы. Автор подчеркивает значимость объективных условий формирования правосознания осужденных к лишению свободы и рассматривает особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE AND LEGAL CONSCIOUSNESS CONDEMNED TO IMPRISONMENT

In article various approaches to understanding of legal culture and sense of justice on the basis of which the legal culture and sense of justice condemned to imprisonment are characterized are analyzed. The author emphasizes the importance of the objective conditions of formation of sense of justice condemned to imprisonment and considers features.

Текст научной работы на тему «Правовая культура и правовое сознание осужденных к лишению свободы»

УДК 340

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

© 2015 С. С. Щепкин

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к пониманию правовой культуры и правосознания, на основе которых характеризуются правовая культура и правосознание осужденных к лишению свободы. Автор подчеркивает значимость объективных условий формирования правосознания осужденных к лишению свободы и рассматривает особенности.

Ключевые слова: культура, субкультура, правовая, правосознание, осужденные, лишение свободы.

LEGAL CULTURE AND LEGAL CONSCIOUSNESS CONDEMNED TO IMPRISONMENT

© 2015 S. Shchepkin

Summary. In article various approaches to understanding of legal culture and sense ofjustice on the basis of which the legal culture and sense of justice condemned to imprisonment are characterized are analyzed. The author emphasizes the importance of the objective conditions offormation of sense of justice condemned to imprisonment and considers features.

Keywords: culture, legal, the subculture, sense of justice condemned imprisonment.

Понятие «культура» - сложное, многоуровневое социальное явление. Оно появилось в результате деятельности человека по созданию искусственной среды его обитания. Культуру можно понимать в следующих аспектах:

- в материальном смысле - это совокупность всех предметов, созданных человечеством на протяжении его существования. Это особая сфера, в которой человек обустраивает свою жизнь (пища, жилище, энергетические носители, средства труда, пути сообщения и т. д.);

- в духовном смысле (литература, музыка, живопись и т. д.);

- в функциональном смысле (производство, транспортировка, связь и т. д.);

- в этнографическом смысле (национальные традиции, обычаи, костюмы и т. д.);

- в географическом смысле (климатические, природные условия хозяйствования и т. д.) и другие аспекты культуры.

В культуре выражена квинтэссенция отличия собственно человеческой деятельности от биологических форм жизни. Если мы говорим о поведении людей, которое определяем как часть культуры, то тем самым отмечаем, что эти поступки определяются человеческими нормами, а не биологическими закономерностями. Наличие культурной нормы -это обязательный признак существования человеческого коллектива. Отсюда понятия «общество» и «культура» органически нерасторжимы. Причем понятие «общество» выражает строение социального организма, а понятие «культура» - способы деятельности этого организма и его элементов.

Л. И. Спиридонов утверждает, что общество - это целостность, следовательно, образующие его элементы должны действовать согласованно1. Культура фиксирует и закрепляет в виде стандартов, норм поведения естественно складывающиеся между людьми связи, которые образуют основу их совместной жизни. Формирующаяся таким образом

1 Спиридонов Л. И. Теория государства и права: курс лекций. - СПб., 1995. - С. 10.

культура становится средством организации общества, состоящего из отдельных личностей. Механизмом, обеспечивающим такого рода организацию, является институционали-зация, то есть выделение из практических отношений индивидов нормативного аспекта и превращение его в относительно самостоятельную систему нормативных («типовых») связей и правил поведения людей. Важными признаками культурной нормы являются ее устойчивое, относительно длительное существование и способность передаваться от индивида к индивиду, от группы к группе, от поколения к поколению.

Л. И. Спиридонов отмечает, что «внешним образом культура выступает в виде ценностей, верований, идеалов, стандартов, обычаев, символов, писаных норм и правил поведения» . По мнению И. Л. Честнова, культура представлена не только наукой, литературой, искусством и другими подобными видами деятельности: «к сфере культуры относятся ценности, нормы, идеи, знаки, символы, все ментальные явления»3.

И. Л. Честнов считает, что «культура - это специфически человеческий способ жизнедеятельности, проявляющийся, прежде всего, в знаково-символических формах. Другими словами, культура это сугубо человеческий мир, то, что является «человече-

4

ским» в мире» .

Культура имеет нормативную природу, то есть она представляет собой совокупность выработанных на всем протяжении истории человечества правил поведения, а также актов реализации таких правил. Причем культурные правила поведения и поступки лежали в основе формирования цивилизации. И только позднее, по мере усложнения общественных отношений, среди культурных норм начинают выделяться религиозные, моральные, правовые и другие правила поведения. Соответственно право - это часть культуры. Причем вывод о том, что все правовые нормы имеют культурную основу, позволяет утверждать то, что социально значимый характер - это обязательный признак правовых норм.

В юридической науке сложились два подхода в понимании правовой культуры.

Так, правовая культура понимается как совокупность множества правовых явлений, характеризующих все возможные достижения и направления развития права в обществе как элемента культуры. В этом случае к правовой культуре относится как современное, так и древнее законодательство, вся совокупность научных теорий и идей, все возможные как правомерные, так и неправомерные поступки, правовое сознание человека, социальной группы и общества и т. д. При этом материальной стороной правовой культуры являются юридические тексты, в том числе письменные источники права. К духовной стороне правовой культуры относятся наука и правосознание. К географической стороне -характеристика правовых систем различных обществ.

Согласно второму подходу правовая культура рассматривается в более узком смысле как определенное состояние правовой системы, характеризующейся высокой степенью своего развития, оказывающей на человека и общество наиболее положительное значение с точки зрения их прогрессивного развития. В этом смысле правовая культура -это совокупность правил поведения, обладающих наибольшей эффективностью, это совокупность актов реализации права, отличающихся наибольшей степенью правомерности, это совокупность источников права, в том числе законов, которые осуществляются субъектами в полном объеме указанных в них предписаний и т. д. В этом случае можно говорить об определенном уровне правовой культуры или общества или личности, который может быть как высоким, так и низким.

В. П. Сальников, раскрывая общее понятие «правовая культура» подчеркивает, что «...это правовой феномен, близко примыкающий ко всей юридической надстройке,

2 Спиридонов Л. И. Теория государства и права: курс лекций. - СПб., 1995. - С. 10.

3 Честнов И. Л. Постклассическая теория права. - СПб.: Алеф-Пресс, 2012. - С. 494.

4 Там же.

но неизменно включающий человека и его деятельность... Данная категория немыслима без человека и его деятельности, определяемой мировоззрением»5.

Правовая культура подразделяется на правовую культуру личности, группы и общества.

Формирующиеся внутри общества социальные группы могут образовываться на национальной (например, китайские кварталы крупных городов), религиозной (например, деревни староверов в нашей стране), профессиональной основе; они могут формироваться по интересам (спортивные, культурные, преступные сообщества) и т. д. Л. И. Спиридонов указывает на то, что складывающиеся в таких сообществах культурные нормы в культурологии и социологии получили название субкультур. В этом смысле можно говорить о китайской субкультуре, о субкультуре старообрядцев, о преступной субкультуре, о субкультуре осужденных к лишению свободы и т. д. и т. п. Все они входят в общую культуру, тем самым превращая ее в весьма сложный общественный феномен6.

По мнению Р. Т. Мухаева, «будучи представителем социальной группы, слоя (рабочих, интеллигенции, юристов, студентов и т. д.), личность испытывает на себе влияние ценностных правовых ориентаций группы, составляющих правовую субкультуру. Интеграция субкультур групп в единую правовую культуру общества осуществляется на основе общепризнанных ценностей большинством населения»7.

Необходимо отметить то, что более предпочтительной является точка зрения Л. И. Спиридонова, так как в данном случае более широкий подход к пониманию правовой культуры позволяет выделить в том числе субкультуру осужденных и осуществить теоретико-правовой анализ этого социального явления в наиболее полном объеме. Если использовать научный подход Р. Т. Мухаева к пониманию правовой субкультуры, в соответствии с которым это явление может существовать только на основе общепризнанных ценностей и выражаться в качественном состоянии правовой жизни, в качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности, то такого понятия, как правовая субкультура осужденных к лишению свободы существовать не может . С такой точкой зрения нельзя согласиться.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение общества и индивида к праву, а правовая культура - это не только отношение к правовым явлениям, но и деятельность индивида и общества. Поэтому правосознание - это часть правовой культуры.

Правосознание может быть общественным, групповым и индивидуальным. Правосознание общества выражается в законодательстве, юридической науке, в общественном мнении о праве, в правовой культуре и т. д. Правосознание социальной группы коррелируется в связи с наличием феномена субкультуры. Поэтому можно выделить в том числе правосознание осужденных к лишению свободы. Индивидуальное правосознание представляет собой преломленное сквозь призму личного опыта общественное и групповое правосознание.

Для того, чтобы осуществить анализ правовой культуры и правового сознания осужденных к лишению свободы, необходимо определить объективные условия, в которых находятся данные лица. Лишение свободы представляет собой наказание, которое объективно приводит к противоречиям между условиями жизни до осуждения и существованием в условиях изоляции от общества. К числу таких противоречий необходимо отнести следующие обстоятельства:

5 См.: Сальников В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. - Л.: ВПУ МВД СССР им. 60-летия ВЛКСМ, 1988. - С. 3.

6 Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. - С. 38.

7Мухаев Р. Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - С. 516.

8 Там же. - С. 513.

- помещение в специальные учреждения, где сосредоточиваются морально осуждаемые люди, к которым должны применяться специальные меры безопасности;

- ограничение лишенных свободы в удовлетворении их потребностей;

- осужденные, которые до лишения свободы относились к разным социальным группам, включаются в социальные группы на уравнительных началах.

Таким образом, формируется сообщество осужденных, отличающееся сплоченностью, устойчивостью групповой морали, особенными неформальными отношениями и внутренним неформальным нормопорядком. Такое сообщество обладает субкультурой, характеризуемой следующими особенностями.

1. Субкультура осужденных отличается пониженной самоценностью, в связи с чем формируется потребность в нравственной реабилитации. Но изначально присущее наказанию противоречие между условиями свободной жизни и условиями лишения свободы неустранимо. Его разрешение возможно только за счет себе подобных. По мнению Г. Ф. Хохрякова, «в местах лишения свободы происходит перераспределение свободы, когда возможности одних расширяются благодаря умалению прав у других. Поэтому наряду с консолидацией общности в ней существуют изгои, корпоративная мораль поддерживает насилие, а внутренний нормопорядок уживается с произволом» .

2. Нормы поведения осужденных к лишению свободы и их субкультура формируются и функционируют таким образом, чтобы удовлетворить все существующие потребности вопреки запретам. Это относится к таким потребностям человека, как питание, алкоголь, секс и т. д. Все эти утраченные возможности заменяются их суррогатами, например, алкоголь заменяется чайным напитком и т. п.

3. Уравнительный характер сообщества лишенных свободы порождает стремление занять место в группе в соответствии со своими личностными качествами вопреки указанному месту. Это приводит к появлению особой организации осужденных, роли между которыми строго распределены, а внутренние связи такой общности приобретают усложненный характер.

Объективные обстоятельства, порожденные изоляцией осужденных от общества, также приводят к формированию правил поведения, защищающих общеразделяемые ценности, то есть так называемому «воровскому закону», который поддерживается корпоративным сознанием.

Особенностью индивидуальной правовой культуры осужденных к лишению свободы является деформация личности, выражающаяся в усилении тех или иных личностных качеств в условиях приспособления к среде мест лишения свободы. Затем такая деформация становится патологической, что разрушает механизм адаптации индивида к нормальным условиям жизни.

По мнению Ш. К. Хасанова, «правосознание лиц, совершивших преступление и отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, деформировано в силу превалирования в сознании осужденных корыстных мотивов, их стремления к выгоде и наживе, противопоставления своих личных амбиционных интересов интересам других людей, общества и государства, деградации личности, атрофии нравственных, правовых, эстетических и иных чувств и т. д.»10. С этой точкой зрения следует, безусловно, согласиться, но это характеристика правосознания лиц, совершающих преступление, а в данном случае предпринимаются попытки доказать, что сам факт пребывания осужденного в местах лишения свободы приводит к последующей деформации его правосознания и правовой культуры.

Г. Ф. Хохряков отмечает, что «жизнедеятельность в условиях изоляции от общества сопровождается явно выраженными и устойчивыми негативными психическими со-

9 Хохряков Г. Ф. Социальная среда, личность и правосознание осужденных: теория и методика криминологического исследования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1987. - С. 15.

10 Хасанов Ш. К. Правовое воспитание как средство преодоления деформации правосознания осужденных: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - Душанбе, 2009. - С. 8.

стояниями (тревожность, страхи, мнительность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, чувство собственной неполноценности и пр.). Состояния неодинаковы в разные периоды отбывания наказания, у различных групп осужденных, имеют тенденцию к усилению перед выходом из мест лишения свободы, под влиянием незначительных раздражителей способны вылиться в акты агрессии и самоагрессии, включая насильственные преступления»11.

В. М. Сапогов, исследовав правосознание несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечает следующие его «количественные и качественные признаки: низкий уровень правовой информированности, в том числе по вопросам правового положения своей социально-демографической группы, отчетливо выраженные настороженность и негативизм в оценке деятельности правоохранительных и иных государственных органов, стереотипность восприятия воспитанниками колоний права и правовых явлений»12.

Отмечаемые характеристики свидетельствуют о том, что правовая культура и правосознание не только и не столько причина совершения преступления, а это комплексная, сложная правовая категория, которая не только формирует поведение преступника, но и находится под воздействием внешних, объективных условий пребывания лица в местах лишения свободы.

Таким образом, правовая культура и правовое сознание осужденных к лишению свободы представляет собой совокупность ценностей, верований, идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих противоречивое отношение сообщества осужденных к праву, а также стандартов, обычаев, знаков, символов, норм и правил поведения лишенных свободы, и в том числе деятельность таких лиц по реализации этих правил. Только теоретико-правовой и социологический подходы могут привести к правильному пониманию и верной оценке правовой культуры и правового сознания осужденных, что позволит определить основные направления работы с осужденными по их адаптации к нормальной жизни и предупреждению возможных рецидивов совершения преступлений.

Библиографический список

Мухаев, Р. Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2014.

Сальников, В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел / В. П. Сальников. - Л.: ВПУ МВД СССР им. 60-летия ВЛКСМ, 1988.

Сапогов, В. М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. М. Сапогов. - Псков: Логос, 2010.

Спиридонов, Л. И. Теория государства и права: курс лекций / Л. И. Спиридонов. - СПб., 1995.

Спиридонов, Л. И. Теория государства и права: учебник / Л. И. Спиридонов. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.

Хасанов, Ш. К. Правовое воспитание как средство преодоления деформации правосознания осужденных: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук / Ш. К. Хасанов. - Душанбе, 2009.

Хохряков, Г. Ф. Социальная среда, личность и правосознание осужденных: теория и методика криминологического исследования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Г. Ф. Хохряков. - М., 1987.

Честнов, И. Л. Постклассическая теория права / И. Л. Честнов. - СПб.: Алеф-Пресс, 2012.

11 Хохряков Г. Ф. Социальная среда, личность и правосознание осужденных: теория и методика криминологического исследования. - С. 16.

12 Сапогов В. М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Псков: Логос, 2010. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.