Горбачук Виктор Московский государственный юридический Университет имени О.Е. Кутафина Международно-правовой институт
Россия, Москва gorbachuk.2000@mail.ru Gorbachuk Viktor Moscow State Academy of Law after O.E. Kutafin International law faculty Russia, Moscow
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ Аннотация: В статье раскрываются проблемы определения понятия и элементов структуры правовой культуры. Рассматриваются и анализируются мнения теоретиков права. Указываются виды правовой культуры, и показывается их взаимосвязь. В выводе представлены пути решения рассматриваемых проблем.
Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, структура, элемент, доктрина, правовая действительность.
LEGAL CULTURE: PROBLEMS OF CONCEPT AND STRUCTURE Annotation: The article reveals the problems of defining the concept and elements of the structure of legal culture. The opinions of legal theorists are considered and analyzed. The types of legal culture are indicated, and their relationship is shown. The conclusion presents the ways to solve the problems under consideration. Key words: legal culture, legal consciousness, structure, element, doctrine, legal reality.
УДК 340.112
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. В настоящее время не существует единой дефиниции культуры, она рассматривается в нескольких аспектах.
Во-первых, культура рассматривается как определенный уровень развития общества, выраженных в типах и формах организации деятельности людей, в создаваемых им материальных и духовных благах. В данном случае, культура употребляется в контексте цивилизации.
Во-вторых, под культурой понимаются предметные результаты деятельности людей. Например: машины, сооружения, произведения искусства, нормы морали и права и другие. В более узком смысле культура представляет собой духовную сферу [1].
В юриспруденции сложилось два варианта понимания правовой культуры. Первый вариант подразумевает, что правовая культура - это совокупность правовых явлений вообще, то есть правовая культура любого общества включает в себя законодательство, юридические учреждения, юридическую практику (как деятельность официальных государственных органов, так и правовое поведение граждан, их организаций), правовое сознание.
С другой стороны, правовая культура рассматривается как определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правосознания. В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура».
В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавшие проблему дефиниции правовой культуры, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» [2].
Однако существуют и иные мнения по поводу определения понятия правовой культуры. Так, В. И. Иванов полагал, что правовая культура - это не что иное, как соответствие деятельности субъектов прав наивысшим его достижениям при осуществлении регламентации существующих общественных отношений [3].
Правовая культура тесно связана с правосознанием, где под правосознанием следует понимать определенную совокупность взглядов, идей, чувств и представлений по отношению к праву, правовым явлениям, к деятельности юридических органов и учреждений. Связь данных понятий заключается в том, что некоторые правоведы определяет правовую культуру как уровень развития правосознания.
В.Н. Карташова и М.Г. Баумова подчеркнули, что «правовая культура не является самостоятельным компонентом правовой системы общества, а служит лишь одной из фундаментальных ценностных ее (правовой системы) характеристик».
А. В. Малько указывает на виды (уровни) правовой культуры: личности, общества и социальной группы, указывая, что правовая культура является выражением ценностной оценки правовых явлений со стороны общества, группы личности [4]. Выделяются правовая культура общества, которая представляет собой качественное состояние правовой жизни всего общества, а вот правовая культура личности - это качественное состояние правовой жизни отдельного человека. Соотношение данных категорий проявляется в том, что правовая культура личности является часть правовой культуры общества. Правовая культура общества складывается из правовых культур всех людей.
Рассмотрев доктринальные мнения, следует выделить основные черты правовой культуры: правовая культура - часть общей культуры, зависит от нравственности населения, включает в себя ценностную оценку правовой
реальности, отражает уровень и качество правовой жизни, является высшей формой осознания человеком правовой действительности.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что правовая культура -социальное явление, характеризующее качественное состояние правовой жизни общества, которое представляет собой оценку правовой действительности субъектов.
Проанализировав различные точки зрения по определению правовой культуры, можно сказать, что её сущность заключается в том, что она является статическим показателем правовой действительности.
Особенностью правовой культуры является то, что она является часть общей культуры, а это говорит о том, что правовая культура должна рассматриваться, в том числе и как философская категория.
Правовая культура имеет большое теоретическое и практическое значение. Так, правовая культура говорит о развитии общества, отражает своеобразие национальной государственности и уровень нравственности.
Правовая культура способствует становлению и развитию правового государства и гражданского общества. Высокий уровень правовой культуры говорит о взаимодействии правового государства и гражданского общества.
Благодаря правовой культуре человека и общества в целом устанавливается режим законности и правопорядка.
Значение правовой культуры проявляется еще и в том, что при ее развитии повышается активность населения в формировании и функционировании властных органов. Правовая культура является условием для значимости права в обществе.
Понятие "правовая культура" широко употребляется в различных юридических документах, в научной и учебной литературе. К сожалению этот термин не разработан полностью, что отрицательно влияет на понимание его
сущности. Люди, которые не связаны с юриспруденцией не в силах осмыслить значение и сущность правовой культуры.
Уже в самом термине "правовая культура" содержится указание на наличие двух сторон: права и культуры. Поэтому в юридической науке имеются многочисленные, иногда противоречивые определения данного понятия.
Например, А. П. Семитко определяет правовую культуру как "качественное состояние жизни общества". Однако З. Ч. Чикеева полагает, что, рассматривая правовую культуру только в этом аспекте, мы характеризуем лишь внешнюю форму данного явления; внутреннее же содержание заключается в развитии самого человека.
В другом случае к правовой культуре относят более широкий набор духовных ценностей, и не только правовых. Так, к примеру, по мнению В. М. Чхиквадзе, "правовая культура - это система определенных правовых идей, нравственных норм и других духовных ценностей, формирующих правосознание и направляющих поведение социальных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями социалистического права и законности". В этом случае автор говорит о правовой культуре, как о система, что является самым широким подходом к определению рассматриваемого нами термина.
Стоит выделить, что правовая культура является связующим звеном между юриспруденцией и философией, так как она связана с нравственностью и духовными ценностями.
Правовая культура является важным компонентом цивилизованного мира, так как если бы отсутствовала правовая культура - была бы невозможна реализация прав и свобод, отсутствовала бы законность и правопорядок и наконец, не было бы возможным становление и развитие, как гражданского общества, так и правового государства.
Помимо проблем с определением единого понятия правовой культуры существует проблема определения её структуры.
В теории права нет единого перечня элементов правовой культуры. До сих пор ведутся дискуссии о том, что должно быть включено в структуру правовой культуры.
В.В. Сальников к элементам правовой культуры относит: деятельность людей, непосредственно связанную с правом, и деятельность людей, не связанную с правом, но связанные с реализацией права, например, журналистика и кинематограф [5].
Автор выделяет те сферы, где еще могут быть выражены правовые идеи, чувства и настроения, то есть в вышеуказанных сферах деятельности всегда присутствует правосознание.
А.П.Семитко выделяет следующие элементы правовой культуры: уровень правосознания, развитие правовой деятельности и степень совершенствования правовых актов различного вида и уровня. В правовую культуру автор включает правовые исследования, обучение в юридических учебных заведения и факультетах, правотворческую и правоприменительную деятельность [5].
Жигулин А.А. помимо вышеперечисленных элементов структуры правовой культуры выделяет еще и субъектов права [6].
Проанализировав мнения ученых об элементах структуры правовой культуры, можно сказать, что чаще всего такими элементами являются правосознание и навыки правового поведения, то есть деятельность, связанная с правом. Необходимо рассмотреть каждый элемент, чтобы понять сущность правовой культуры.
Правосознание - это совокупность идей, знаний, представлений, взглядов по отношению к праву. Правосознание состоит из юридической психологии и правовой идеологии. Юридическая психология - это отношение к праву на эмоциональном уровне и может выражаться в форме чувств, настроений и
переживаний. Под правовой идеологией следует понимать совокупность знаний о праве, идей, теорий, понятий, выражающих отношение к правовой действительности и к праву в целом. Если сравнивать правовую идеологию и юридическую психологию, то стоит отметить, что правовая идеология — это более глубокое знание права.
Следующими элементом правовой культуры являются навыки правового поведения. К навыкам правового поведения стоит отнести деятельность, связанную с правом, а именно освоение в юриспруденции в учебных заведениях, научную деятельность ученых-юристов, правотворческую и правоприменительную деятельность [6].
Особое внимание уделяется правотворческой и правоприменительной деятельности. Оценивается правотворческая деятельность в целом, то есть создание, изменение или отмена нормативно-правовых актов различного вида. Важным показателем в данном аспекте является своевременность издания и отмены нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты должны сопутствовать общественным отношениям, которые регулируются ими.
Правоприменительная деятельность оценивается с точки зрения действия нормативных правовых актов во времени, по кругу лиц и в пространстве. Оценивается также уровень соблюдения законности и правопорядка в государстве. Важным показателем реализации права является соблюдение и обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Изучив все элементы правовой культуры, можно сказать, что правовая культура - это понятие, охватывающее все сферы деятельности, прямо или косвенно связанные с правом.
Правовая культура является статическим и одновременно динамическим показателем социально-правовой действительности, включающей теоретико-правовые знания, методы и средства правовой деятельности, юридическую
практику, транслируемой будущим поколениям вслед за изменениями, которые происходят во всех сферах жизни общества [7].
Для повышения уровня правовой культуры общество должно понимать, что же такое правовая культура. Именно поэтому необходимо разработать единую и понятную дефиницию правовой культуры и закрепить её на государственном уровне. Для того, что правоведы смогли разработать единое понятие правовой культуры необходимо выделить все её элементы, а потом уже собрать из элементов единое определение.
Практическая важность рассматриваемой темы заключается в том, что многие люди попросту не понимают смысла и значения правовой культуры. Люди встречают данное понятие в средствах массовой информации, но не воспринимают его из-за отсутствия необходимых знаний. Только узнав, что такое правовая культура люди осознанно смогут повышать её уровень. В таком случае, когда правовая культура будет глубоко изучена, когда будет разработано и закреплено её единое определение и структура, то сократиться количество правонарушений, отношение людей к праву станет лучше.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовая культура, как социально-правовое явление изучено не в достаточном объеме. Проблемы понятия и структуры правовой культуры должны быть исследованы и решены в ближайшем будущем. Решение таких проблем может стать первым шагом в становлении и развитии правового государства, где государство и гражданское общество станут взаимодействовать для достижения единой цели.
Список литературы:
1. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А., Теория государства и права, уч. для бакалавров, изд. ПРОСПЕКТ. Москва, 2012. С. 336.
2.Бабкина Ю.А. Правовая культура и способы её повышения // Вопросы российской юстиции. - 2019. №1 - С.10-16.
3.Бялт В.С., Демидов А.В. Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика // Ленинградский юридический журнал. -2018. №1(51) - С.19 - 26.
4.А.В. Малько. Теория государства и права: Учебник / под ред. А. В. Малько. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2011. С.384.
5.Морозова Л.А. 4-е изд., Теория государства и права: учебник, перераб. и доп. 4- е изд. М. 2010. С. 349.
6.Жигулин А.А. Понятие, структура и сущность правовой культуры // Территория науки. - 2012. №2 - С. 84-90.
7. Богатова Е.В. Правовая культура: статистика и динамика понимания // Философия права. - 2017. №4 (83) - С.30-34.