УДК 378.1
К вопросу о субъектных факторах конфликтогенности в сфере высшего образования
On the issue of subject factors of conflictogenity in the field of higher education
Свинцова М.Н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, MNSvintsova@fa. ru
Кушнир Д.Ю., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Svintsova M., Financial University under the Government of the Russian Federation, [email protected]
Kushnir D., Financial University under the Government of the Russian Federation, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.002
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Ключевые слова: образовательная среда, конфликтогенность, высшая школа, субъект образовательной среды, факторы конфликтогенности.
Keywords: educational environment, conflictogenity, higher school, subject of the educational environment, factors of the conflictogenity.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена возрастанием напряженности и конфликтогености образовательной среды в сфере современного высшего образования. Цель статьи заключается в определении факторов, повышающих уровень конфликтогенности в высшем образовании, обусловленных ролями и интересами субъектов образовательной среды и образовательного процесса в высшей школе. Авторами классифицированы группы факторов, выявлены причины их активизации, влияние колебаний психологической напряженности на отношения между субъектами образовательной среды, возможности регулирования их негативного воздействия на процесс обучения. Раскрыта сущность их возникновения, заключающаяся в расхождении интересов и ожиданий субъектов. Показана значимость регулирования факторов конфликтогенности для эффективного, комфортного и бесконфликтного функционирования образовательной среды. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, преподавателей, исследователей.
Abstract. The relevance of the article is due to the increasing tension and conflict potential of the educational environment in the field of modern higher education. The purpose of the article is to determine the factors that increase the level of conflictogenity in higher education, conditioned by the roles and interests of the subjects of the educational environment and the educational process in higher education. The authors classified groups of factors, identified the reasons for their activation, the influence of fluctuations in psychological tension on the relationship between the subjects of the educational environment, the possibility of regulating their negative impact on the learning process. The essence of their origin is revealed, which consists in the divergence of interests and expectations of subjects. The importance of regulating factors of conflictogenity for the effective, comfortable and conflict-free functioning of the educational environment is shown. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, teachers, researchers.
Введение. Образовательная среда вуза - это субъектов. В современных условиях рынка труда
образовательное пространство, в котором образовательная среда высшей школы фактически
происходит непрерывное взаимодействие его является почвой для формирования
14
востребованного специалиста для той или иной сферы экономики государства. Государство готовит кадры для собственных потребностей и исходя из требований времени. Образовательная среда вуза представляет собой живую систему, имеющую сложную структуру и динамично развивающиеся, непрерывно меняющиеся связи и взаимодействия между составными частями, субъектами образовательной среды.
Исследователь Н.И. Монастырская предлагает определять конфликтогенность таким образом: «Конфликтогенность общества представляет собой социальное явление, систему объективных обстоятельств и субъективных образов, формирующих напряженность как результат социального взаимодействия больших социальных групп, включающих свою систему отношений и групповые интересы» [17]. Н.М. Мухаметова, Р.А. Циринг, С.А. Репин предлагают понимать конфликтогенность образовательной среды как «совокупность факторов педагогического процесса и социального взаимодействия, способствующих возникновению конфликтов» [18].
Определение и исследование факторов конфликтогенности важно ввиду прямой связи их регулирования со сферой управления образованием. Вопрос классификации и подробного изучения факторов образовательной среды, оказывающих непосредственное влияние на возникновение потенциального конфликта, привлекал внимание исследователей в 90-е [14], 2000-е гг. [4;6;8;12;20], 2010-е гг. [3;13;22]. В эти периоды данной проблеме был посвящен ряд диссертационных исследований и научных публикаций.
Отчетливо прослеживается связь между реформированием системы образования в России и всплеском научного интереса к проблемам образования, в частности, к вопросам конфликта и конфликтогенности образовательной среды. На волне такого интереса был проведен ряд практических исследований, посвященных вопросам изучения конфликтов и конфликтогенности педагогической среды и мало затронувших других ее субъектов, принимающих непосредственное или опосредованное участие в образовательном процессе.
Целью данной статьи является анализ факторов конфликтогенности образовательной среды, относящихся к ее субъектам, их взаимодействие и взаимовлияние. В качестве предмета исследования представляют интерес факторы, повышающие уровень напряженности внутри образовательной среды и образовательного
процесса, напрямую связанные с интересами ее субъектов.
Субъект современной образовательной среды высшей школы понимается как участник образовательного процесса, который ведет активную деятельность внутри образовательного процесса, участвует в формировании его цели, задач, требований к результатам функционирования самой образовательной среды и образовательного процесса. Субъекты современной образовательной среды, которые сегодня выделяются педагогами, можно условно разделить на две категории: принимающие участие в образовательном процессе и находящиеся вне его, но оказывающие влияние и часто его определяющие. Внутри самого процесса образования в высшей школе находятся студент, преподаватель и администрация (руководство [19]), вне процесса - родитель [5], работодатель и государство и общество [16]. Именно интересы этих субъектов мы будем рассматривать далее в вопросе о факторах конфликтогенности образовательной среды.
Формирование конфликтогенности как свойства среды складывается из конфликтогенов, которыми, по мнению автора Н.И. Монастырской, являются действия определённых социальных групп или отдельных участников процесса, то есть субъектов образовательной среды. Так составляющими конфликтогенности являются конфликтогенная среда как почва для возникновения конфликта, как правило, обуславливающая степень развития и глубину конфликта, субъекты напряженности, имеющие свои интересы, зачастую противоречащие друг другу или не совпадающие в понимании результата работы системы, уровень или степень напряженности внутри системы, интенсивность, скорость протекания процессов и сами факторы или условия развития конфликтогенности.
Материалы и методы исследования. Анализ различных подходов к пониманию термина и проявлений конфликтогенности в
образовательной среде высшей школы позволяет сформировать целостную картину динамики напряженности в ней, рассмотреть структуру и выделить группы факторов, провоцирующих ее обострение. Комплексный подход к исследованию взаимодействия и пересечения, а порой и столкновения ожиданий и интересов субъектов образовательной среды, дает возможность, соблюдая принцип объективности, оценить и спрогнозировать траектории этого
взаимодействия, наметить пути к предупреждению и преодолению негативных
последствий их проявления со стороны самих субъектов.
Результаты исследования. На уровень конфликтогенности оказывает влияние ряд факторов, которые условно можно разделить на субъектные, т.е. зависящие от субъектов образовательной среды, входящих в нее (таковые были обозначены выше), и «факторы среды» или объективные факторы, факторы обстоятельств. Такой точки зрения придерживаются авторы О.Н. Шахматова, И.О. Курочкина, Н.М. Мухаметова, Р.А. Циринг, С.А. Репин и другие [15;18]. Для справедливости нужно отметить, что субъектность или объективность факторов имеет значительную долю условности, так как все факторы связны друг с другом, оказывают влияние друг на друга, взаимодействуют и определяют уровень напряженности в образовательной среде. Безусловно, такое деление на какие-либо группы схематизирует и упрощает, огрубляет процесс, но при этом, позволяет изучить его более детально и системно. Ни одна классификация, в том числе выбранная в дальнейшем в настоящем исследовании в качестве опорной, не отражает в полной мере всей сложности, многообразия и многогранности взаимодействия и взаимовлияния комплекса конфликтогенов.
В качестве объективных факторов, влияющих на уровень конфликтогенности в образовательной среде вуза и оказывающих прямое воздействие на позицию субъектов исследователи Н.М. Мухаметова, Р.А. Циринг, С.А. Репин предлагают выделить экономическую и социально-политическую обстановку в стране и регионе, организационно-управленческие факторы,
содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса, возрастные, статусные, а также гендерные особенности (противоречия) участников образовательного процесса, высокий уровень напряженности и особенности педагогического труда [15;18].
Конфликтогенные факторы образовательной среды, выделенные исследователями Г.П. Артемовым, А.В. Алейниковым, А.Г. Пинкевичем [1], связанные с постепенной трансформацией системы высшего образования в процессе многократного реформирования, представляют собой изменение целей высшего образования (сегодня это формирование компетенций), понимание его как услуги, снижение в обществе статуса ученого, профессора, преподавателя высшей школы, падение престижа профессии, привлечение судебных инстанций для разрешения конфликтов между субъектами высшего образования как нормальная практика.
Отсюда следует рассматривать
конфликтогенность образовательной среды как определенное ее состояние, характеризующееся особенностями комплекса угроз обострения конфликта между субъектами этой среды. Основным критерием конфликтогенности является уровень напряженности или активности, веса факторов как объективных, так и субъектных. Определенный уровень напряженности задает позитивный либо негативный ее вектор. В то время как умеренная напряженность, как правило, дает повод для консолидации и творческого решения проблем и задач, превышение же уровня напряженности между субъектами системы, напротив, приводит к возникновению собственно конфликта, нарушению или к прекращению работы системы, в данном случае, вплоть до нарушения функционирования всей
образовательной среды.
В качестве субъектных факторов следует обозначить интересы участников образовательной среды. Однако, большая часть авторов, исследующих вопросы анализа факторов конфликтогенности, концентрирует внимание на рассмотрении субъективных факторов в диадах отношений «преподаватель-студент»,
«преподаватель-преподаватель», реже
«преподаватель-администрация», то есть фактически замыкаются на пространстве педагогической среды, являющейся только частью образовательной среды. Однако спектр факторов шире.
Целесообразно рассматривать факторы, обуславливающие вероятность конфликтного поведения субъектов и повышающие общий уровень напряженности среды, относительно каждого из субъектов образовательного процесса и его ожиданий и требований, предъявляемых к прочим участникам. При этом нужно иметь в виду, что данные факторы находятся в прямой зависимости и взаимодействии с совокупностью объективных факторов.
В том состоянии высшего образования, которое сложилось в условиях широкого рынка образовательных услуг, высокой конкуренции за контингент обучающихся, именно студент является главным субъектом образовательной среды. Обучающийся на протяжении всего периода получения образования, начиная с этапа поступления, испытывает влияние большого количества факторов, определяющих его поведение относительно иных субъектов образовательной среды. Напряженность возникает ввиду возрастных особенностей психики студента, ведущих к изменению поведения, реакций на происходящее, зачастую негативных и
импульсивных. Часто студент испытывает чувство неудовлетворенности различными
составляющими процесса обучения: формами подачи материала, непонятными студенту действиями педагога [18], авторитарным стилем общения или дистантным отчужденным поведением преподавателя, нежелающего, по мнению студента, идти навстречу обучающемуся, низкой квалификацией педагогического состава [9], оценкой ввиду непонимания критериев оценивания. Данные факторы влияют на выстраивание коммуникации «студент-преподаватель», имеющей высокий
репутационный эффект для вуза. Большое влияние на уровень конфликтогенности со стороны студента во взаимодействии «студент-администрация» оказывает неудовлетворенность обучающегося условиями обучения в вузе (расписание, размер, оборудование и состояние аудиторий, обеспеченность литературой, питание, общежитие и др.), высокой загруженностью в процессе обучения (загруженность программы, перевес в сторону непрофильных дисциплин, постоянное реформирование, невозможность сочетать работу и учебу) [1]. Факторами конфликтогенности являются проблемы в выстраивании межличностных отношений с другими студентами и сотрудниками деканата, факультета, недостаточная стрессоустойчивость и адаптивность личности. Часто встречающейся психологической проблемой для обучающегося становится неоправданное ожидание возможности самореализации через образовательную траекторию и получаемую профессию, изначально неверный или неосознанный выбор программы обучения.
Педагогическая работа является одной из наиболее конфликтогенных ввиду специфики труда. Преподаватель в соответствии с современными требованиями обязан быть одновременно гибким к изменениям и образовательным и методическим трендам и профессионально соблюдать классические стереотипы профессии педагога. Можно выделить несколько факторов конфликтогенности, влияющих на поведение преподавателя как субъекта образовательной среды: снижение престижа при сохранении фактической социальной значимости профессии,
неудовлетворенность выбранной профессией из-за неправильного ее выбора, неполучение желаемого признания и уважения педагога со стороны других участников образовательного процесса или «отсроченное социальное одобрение» [10], повышенная ответственность за качество образования, за жизнь и здоровье
учащихся [18], постоянная интенсивная коммуникация, физические нагрузки («голосовая нагрузка», ведение занятий в положении стоя), требование постоянного повышения
квалификации и работы с большим массивом информации, увеличение работы с документами, менеджмента, наряду с научной и научно-педагогической работой, работа с «трудным контингентом» и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, требующая эмоционального и профессионального напряжения [2], нарушение студентами норм обучения и поведения, претензии к оцениванию ввиду субъективного представления
обучающихся о качестве своей работы [9], создающие регулярную микрострессовую ситуацию оценивания, накопление усталости вследствие непрерывного нахождения в процессе педагогической работы (особенно в условиях цифровизации непрерывная коммуникация с учащимися, «работа на дом» и т.д.), подверженность влиянию факторов
конфликтогенности в сети, резко возросшая с введением дистанционного образования, таких как отсутствие невербальных средств коммуникации, растянутость коммуникации во времени, ее круглосуточность, ослабление этических запретов для заочного общения и снижение стилистического уровня речевой культуры со стороны студента [7], постоянный процесс реформирования высшего образования, реорганизаций внутри вуза, отсутствие ощущения стабильности и защищенности со стороны системы, государства, вуза, неоднозначность в понимании прав и обязанностей, в связи с чем невыполнение требований, предъявляемых правилами учебного процесса,
неудовлетворенность организацией труда (отсутствие должного уровня
информированности, поступление требований с опозданием, работа в режиме постоянного «цейтнота»), недостаточный уровень
квалификации, вызывающий стресс [1], невозможность выстроить коммуникацию с другими участниками профессионального коллектива, конкуренция, особенности психологических и гендерных свойств личности преподавателя. Зачастую напряженность педагогического труда приводит к эмоциональному «выгоранию» и
профессиональной деформации педагога, что само по себе является значительным фактором конфликтогенности.
Еще одним определяющим
функционирование образовательной среды субъектом, имеющим основной ресурс для
регулирования уровня ее конфликтогенности, является администрация вуза. Для руководства высшей школы факторами конфликтогенности в отношении вышеназванных субъектов становятся осознание ситуации отставания результатов работы вуза от требований рынка труда, регулярное положение «догоняющего», сохранение и влияние «психологического багажа» бывшей педагогической деятельности руководителей, недостаток управленческой компетентности при высокой самооценке, исключительная ориентация на директивный стиль управления, уровень номинального авторитета согласно месту в системе управленческой иерархии, манипулирование как стиль управления, гендерные проблемы администрирования в образовательном учреждении [10], необходимость разрешать конфликты на разных уровнях образовательной среды (при этом администрация также может выступать в качестве стороны в конфликтной ситуации), ограниченность финансового и технологического ресурса высшего образования.
Важную роль играют факторы конфликтогенности, относящиеся к субъектам, принимающим участие в формировании образовательной среды, но находящиеся вне ее: родители студентов, работодатели, государство и общество.
Родители студентов предъявляют
повышенные требования к высшей школе как к социальному институту образования и воспитания, обнаруживают социальные и статусные противоречия [18], имеют устаревшее представление о содержании, форме и целях высшего образования, перекладывая часть ответственности за оценки студентов на преподавателей вуза, формулируют требования к образованию как к услуге, так как именно они являются основными плательщиками. Отсутствие информированности со стороны вуза и поступление субъективной информации от студента, искаженное представление о способах решения проблем и вопросов способствует росту напряженности в образовательной среде, отражаясь на качестве образования.
На наш взгляд, целесообразно в условиях сегодняшнего развития, конкуренции в образовании и на рынке труда и восприятия образования как сферы экономики, включать на равных работодателя в перечень субъектов образовательной среды. Работодатель сегодня более не сторонний наблюдатель, который использует тот потенциал, который предоставляет ему вуз, а формирует определенный «заказ», фактически задает тренд в выстраивании
образовательных траекторий, политике администрации вуза и, соответственно, методики преподавания в высшей школе. Работодатель при этом, принимая на работу выпускника вуза, вчерашнего студента, видит несоответствие уровня его квалификации требованиям рынка, отставание программ подготовки в вузе от потребностей работодателя, необходимость самостоятельного обучения молодых кадров.
Государство и общество не создало на сегодняшний день целостной и последовательной концепции образовательной политики (стратегии развития системы образования). Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения образования, регионализация ведут к перераспределению ресурсов образования, несоответствию образования субъекта потребностям общества и государства [6], сохранению стереотипов относительно качества образования и получаемых профессий.
Заключение. Таким образом, кроме исследования интересов и взаимовлияния традиционных субъектов образовательной среды высшей школы (преподаватель, студент, родители, государство и социум, руководство образовательной организации), авторы статьи приходят к выводу, что в условиях современного рынка труда на равных с другими субъектами нужно рассматривать работодателя. Работодатель напрямую (в условиях
практикоориенитированного обучения и на уровне магистратуры особенно) или опосредованно, через других субъектов, оказывает влияние на поведение внутри образовательной среды всех ее субъектов, усложняет отношения между ними, что повышает уровень конфликтогенности внутри образовательной среды. Степень влияния, его направление имеет широкую перспективу для дальнейшего исследования, так как оно специфично для различных направлений подготовки будущих бакалавров и магистров, но, безусловно, присутствует.
Рассматривая совокупность факторов, обуславливающих усиление напряженности внутри образовательной среды относительно каждого из ее субъектов, надо отметить, что поведение, отношение субъекта обуславливается его ценностными ориентирами и установками, сформированными в процессе воспитания и становления личности [11].
Резюмируя влияние субъектных факторов конфликтогенности, можно выделить следующие общие аспекты, усугубляющие ситуацию напряженности в образовательной среде:
- несовпадение ожиданий субъектов образовательной среды и реальных результатов;
- рассогласование целей субъектов в процессе образовательной деятельности;
- интенсивность коммуникации и повышенные требования субъектов к личности и друг к другу;
- низкая культура управления и низкая эффективность администрирования (отсутствие профессиональных менеджеров;
- несогласованность управленческих решений; проблема кадрового менеджмента) [21];
- низкий уровень информированности и сопряженный с этим авральный характер деятельности;
- низкая адаптивность субъектов образовательной среды (ряд авторов выделяют отдельным фактором проблему ригидности преподавательского состава);
- субъективное чувство недооцененности труд; несправедливости отношения со стороны иных субъектов процесса.
При этом любой фактор конфликтогенности усугубляется неэффективностью управления, катализирующей созревание конфликта.
Снижение уровня конфликтогенности образовательной среды возможно только путем взаимного осознания проблем взаимодействия и конструктивного преодоления представленных аспектов.
Литература:
1. Артемов Г.П., Алейников А.В., Пинкевич А.Г. Конфликтогенные факторы образовательной деятельности в высших учебных заведениях: принципы и методы организации мониторинга / Г.П. Артемов, А.В. Алейников, А.Г. Пинкевич // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - № 2(91). - С. 274-289.
2. Бергис Т.А., Кривуля Ю.С. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы / Т.А. Бергис, Ю.С. Кривуля // Карельский научный журнал. - 2020. -Т. 9. - № 1(30). - С. 47-49.
3. Гончарова Н.Ю. Особенности интерпретации социокультурных феноменов в современном образовании: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Гончарова Наталья Юрьевна; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2014. - 31 с.
4. Гржебина Л.М. Конфликтогенность образования как социокультурный фактор трансформации современного российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Л.М. Гржебина; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. - Москва, 2006. - 26 с.
5. Дружинина А.Е. Социально-психологические условия формирования толерантности в межличностных отношениях субъектов образовательной среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Дружинина Анна Евгеньевна; Рос. гос. социал. ун-т. - Москва, 2012. - 22 с.
6. Захарчук Л.А. Управление конфликтами в системе образования : автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Л.А. Захарчук; Моск. гос. ун-т сервиса. -Москва, 2006. - 27 с.
7. Иваненко Г. Коммуникация в социальной сети: факторы конфликтогенности / Г. Иваненко // Юрислингвистика. - 2020. - № 18(29). - С. 21-25.
8. Иванова О.А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / О.А. Иванова;
Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. -Санкт-Петербург, 2004. - 49 с.
9. Игнатова Е.С. Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе / Е.С. Игнатова // Дискуссия. - 2014. - № 10(51). - С. 126-129.
10. Кирсанов А.И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтогенности образовательной среды / А.И. Кирсанов // Язык и текст. - 2019. - Т. 6. - № 4. - С. 34-43.
11. Ковалёва М.А. Проблемы исследования ценностно-смысловых ориентаций и самоактуализации личности / М.А. Ковалева // Акмеология. - 2007. - № 3. -С. 90-94.
12. Колтунов А.Л. Управление социальными конфликтами в системе высшего образования: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / А.Л. Колтунов; Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т. - Тюмень, 2006. - 30 с.
13. Коростелева Л.Ю. Управление социальными конфликтами в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Коростелева Лариса Юрьевна; Соврем. гуманит. акад. - Москва, 2011. - 21 с.
14. Куконков П.И. Социальная напряженность и конфликты в сфере общего образования: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / П.И. Куконков; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 1996. - 25 с.
15. Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: РГППУ, 2013.
16. Михайлов Н., Ситникова М. Инновационная деятельность - мощный стимул развития субъектов образовательной среды / Н. Михайлов, М. Ситникова // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 76-82.
17. Монастырская Н.И. Концепт "конфликтогенность": определение дефиниций / Н.И. Монастырская // Science Time. - 2014. - № 11. - С. 234238.
18. Мухаметова Н.М., Циринг Р.А., Репин С.А. Исследование конфликтогенных факторов
образовательной среды при подготовке выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья / Н.М. Мухаметова, Р.А. Циринг, С.А. Репин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2 2-2. - С. 885.
19. Проничева О.Ю. Образовательная среда вуза как фактор влияния на субъектов образовательного процесса и ресурс формирования личности / О.Ю. Проничева // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В.Хрулева. - 2020. - №° 2(22). - С. 121-128.
20. Тарабаева В.Б. Инновационное развитие вузов: проблемы управления конфликтами: монография / В.Б. Тарабаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 324 с.
21. Факторы конфликтогенности современной педагогической среды высшей школы / В.С. Агапов, О.П. Белая, М.И. Плугина, Л.Н. Кулешова // Акмеология. - 2017. - № 2(62). - С. 79-83.
22. Чуриков И.Н. Организационно-педагогические условия предупреждения конфликтов в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Чуриков Игорь Николаевич; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2010. - 30 с.
References:
1. Artemov G.P., Aleinikov A.V., Pinkevich A.G. Conflict-related factors of educational activity in higher educational institutions: principles and methods of organizing monitoring / G.P. Artemov, A.V. Aleinikov, A.G. Pinkevich // Integration of education. - 2018. - T. 22. -№ 2(91). - S. 274-289.
2. Bergis T.A., Krivulya Yu.S. The problem of professional stress of teachers in the conditions of the modern educational system / T.A. Bergis, Yu.S. Krivulya // Karelian scientific journal. - 2020. - T. 9. - № 1(30). - S. 4749.
3. Goncharova N.Yu. Features of the interpretation of socio-cultural phenomena in modern education: author. dis. ... cand. philosopher. sciences: 09.00.11 / Goncharova Natalya Yurevna; Nizhegor. state un-t them. N.I. Lobachevsky. - Nizhny Novgorod, 2014. - 31 p.
4. Grzhebina L.M. Conflict nature of education as a socio-cultural factor in the transformation of modern Russian society: author. dis. ... cand. sociol. sciences: 22.00.06 / L.M. Grzhebina; Institute of socialist-polit. issled. RAS. -Moscow, 2006. - 26 p.
5. Druzhinina A.E. Socio-psychological conditions for the formation of tolerance in the interpersonal relations of the subjects of the educational environment: author. dis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.05 / Druzhinina Anna Evgenevna; Grew up. state social. un-t. - Moscow, 2012. - 22 p.
6. Zakharchuk L.A. Conflict management in the education system: author. dis. ... cand. sociol. sciences: 22.00.08 / L.A. Zakharchuk; Moscow state un-t service. -Moscow, 2006. - 27 p.
7. Ivanenko G. Communication in a social network: factors of conflict / G. Ivanenko // Legal science. - 2020. - № 18(29). - S. 21-25.
8. Ivanova O.A. The system of training a teacher for interaction in a conflict educational environment: author. dis. ... dr. ped. sciences: 13.00.08 / O.A. Ivanova; Institute of Adult Education Ros. acad. education. - St. Petersburg, 2004. - 49 p.
9. Ignatova E.S. Study of conflict-generating factors of pedagogical interaction in the university / E.S. Ignatova // Discussion. - 2014. - № 10(51). - S. 126-129.
10. Kirsanov A.I. Conflicts in educational institutions. Reasons for increasing the conflict potential of the educational environment / A.I. Kirsanov // Language and text. - 2019. - T. 6. - № 4. - S. 34-43.
11. Kovaleva M.A. Problems of research of value-semantic orientations and self-actualization of personality / M.A. Kovaleva // Acmeology. - 2007. - № 3. - P. 90-94.
12. Koltunov A.L. Management of social conflicts in the higher education system: author. dis. ... cand. sociol. sciences: 22.00.08 / A.L. Koltunov; Tyumen. state oil and gas. un-t. - Tyumen, 2006. - 30 p.
13. Korosteleva L.Yu. Management of social conflicts in the educational environment of the university: author. dis. ... cand. sociol. sciences: 22.00.08 / Korosteleva Larisa Yurevna; Let's lie. humanizes. acad. - Moscow, 2011. - 21 p.
14. Kukonkov P.I. Social tension and conflicts in the field of general education: author. dis. ... cand. sociol. sciences: 22.00.06 / P.I. Kukonkov; Nizhny Novgorod state ped. un-t. - Nizhny Novgorod, 1996. - 25 p.
15. Kurochkina I.A. Pedagogical confictology: textbook / I.A. Kurochkina, O.N. Shakhmatova. -Yekaterinburg: RGPPU, 2013.
16. Mikhailov N., Sitnikova M. Innovative activity is a powerful stimulus for the development of subjects of the educational environment / N. Mikhailov, M. Sitnikova // Higher education in Russia. - 2008. - № 7. - S. 76-82.
17. Monastyrskaya N.I. The concept of "conflict potential": definition of definitions / N.I. Monastyrskaya // Science Time. - 2014. - № 11. - S. 234-238.
18. Mukhametova N.M., Tsiring R.A., Repin S.A. Investigation of conflict-generating factors of the educational environment in the preparation of university graduates with disabilities / N.M. Mukhametova, R.A. Tsiring, S.A. Repin // Modern problems of science and education. - 2015. - № 2-2. - S. 885.
19. Pronicheva O.Yu. The educational environment of the university as a factor of influence on the subjects of the educational process and the resource of personality formation / O.Yu. Pronicheva // Bulletin of the Military Academy of Material and Technical Support. General of the Army A.V. Khrulev. - 2020. - № 2(22). - S. 121-128.
20. Tarabaeva V.B. Innovative development of universities: problems of conflict management: monograph / V.B. Tarabaeva. - Belgorod: BelSU Publishing House, 2007.
- 324 p.
21. Conflict factors of the modern pedagogical environment of higher education / V.S. Agapov, O. P. Belaya, M.I. Plugin, L.N. Kuleshova // Acmeology. - 2017.
- № 2(62). - S. 79-83.
22. Churikov I.N. Organizational and pedagogical Churikov Igor Nikolaevich; Moscow state humanitarian. un-
conditions for the prevention of conflicts in a modern t them. M.A. Sholokhov. - Moscow, 2010. - 30 p.
university: author. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 /
13.00.08 -Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:
Свинцова Марина Николаевна (г. Москва, Россия), кандидат исторических наук, доцент Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Кушнир Дария Юрьевна (г. Москва, Россия), ассистент Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]