Научная статья на тему 'К вопросу о структуре профессиональной и воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов'

К вопросу о структуре профессиональной и воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / КОЛЛЕКТИВ / COLLECTIVE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поляков Сергей Александрович

Целью статьи является определение и развитие общих подходов к определению структуры профессиональной и воспитательной деятельности с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поляков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF BORDER ENFORCEMENT

The purpose of the article is to define and develop common approaches to the determination of the structure of professional and educational activity with staff.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре профессиональной и воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов»

больше зависимостей между различными аспектами субъективного самочувствия. В дальнейшем возможна разработка направления о взаимной связи самочувствия по различным аспектам и их зависимость с другими величинами, влияниям напряжений различных фокусов не только на самочувствие в целом, но и на другие фокусы.

Также, в силу небольшой выборки, мы не получили каких-либо явных зависимостей по статистическим критериям, что тоже является ограничением апробации и требует дальнейшего развития при продолжении работы. Возможно получение значимых статистических зависимостей в дальнейшем при увеличении выборки, что может задать новые направления во всем комплексном исследовании по данному вопросу.

В перспективе результаты могут быть использованы органами власти для мониторинга и оценки уровня жизни населения, его ожидания в различных областях. Зная факторы, которые влияют на миграцию, можно разработать методы по ее снижению и предотвращению, улучшив параметры уровня жизни на отдельно взятой территории, что позволит стабилизировать общество, улучшив экономическую обстановку в стране.

Понимание и нахождение способов улучшения субъективного самочувствия людей является одной из актуальных задач, как для управляющих общим курсом развития страны во всех областях, так и для теоретиков и практикующих специалистов в различных сферах.

Специальность: 19.00.03 УДК 159.9.072.433 ББК 88.4 ГРНТИ 15.41.47

43

Список литературы:

1. Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. - СПб.: Питер, 2005. - 461 с.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. — 543 с.

3. Профессионально-структурные и психологические аспекты модели управления и мониторинга качества жизни в регионе / ВоронцоваИ.П., Новопашина Л.А., Хасан Б.И. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 152 с.

4. Урри Д. (2012) Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 336 с.

5. Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология включенности в повседневность. Пер. с англ. - 4-е изд. - М. : Альпина нон-фикши,2015.- 194с.

6. Northern Territories Residents' Quality of Life: Interrelated Parameters of Subjective Larisa A. Novopashina and Boris I. Khasan // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement (2015 8) 262-277

7. Novopashina L. A., Vorontsova I.P., (2014). Can the Assessment of Quality of Life be a Landmarkin Development of a Region? Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 7. № 12. С. 2143-2151.

8. Novopashina L.A., Khasan, B.I., Conflict Situation and its Manifestation in Assessment of Quality of Life. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. Т. 7. № 4. - С. 597-608.

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ _ОРГАНОВ_

ON THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF

BORDER ENFORCEMENT

Поляков Сергей Александрович

г. Ставрополь

Член Российского философского общества Российской академии наук, соискатель, кафедра социальной психологии и психологии труда, Современная гуманитарная академия.

E-mail: [email protected] Polyakov Sergey Alexandrovich Stavropol

Russian philosophical society, PhD applicant, the Department of social psychology and labor psychology,

Modern humanitarian Academy

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является определение и развитие общих подходов к определению структуры профессиональной и воспитательной деятельности с личным составом. SUMMARY

The purpose of the article is to define and develop common approaches to the determination of the structure of professional and educational activity with staff. Ключевые слова

Деятельность, профессиональная деятельность, воспитательная деятельность, коллектив, личность. Keywords

Activity, professional activity, educational activity, collective, personality

Актуальность. На современном этапе следует признать тенденцию к повышению профессионализации пограничной службы России. Модернизация, процессы и реформы определили изменения всей структуры централизованной системы государственных органов и воинских подразделений федеральной пограничной службы. Передача функций пограничной службы в ведение органов безопасности РФ ознаменовала новый виток в развитии обеих структур. Изменения, проводимые в подведомственной структуре, ставят принципиально иные задачи перед пограничной службой и значительно расширяют ее сферы компетенции. Замена войсковой составляющей на профессиональную специальную службу повышает требования к служебной деятельности профессиональных кадров. Одной из важных составляющих которой является воспитательно-служебная деятельность с личным составом пограничных органов.

Методика исследования. Анализ функций и задач воспитания личного состава пограничных органов позволяет понять структуру воспитательной деятельности с личным составом. Оптимизация воспитательной работы требует внимательного отношения к взаимодействию офицерских кадров и личного состава. Понять структуру профессиональной воспитательной компетентности офицеров в пограничных органах позволяет профессиограмма и психограмма, позволяющие на службе дать оценку отсутствию или наличию необходимых профессионально важных качеств кандидата на должность, и дает возможность оценить успешность профессиональной деятельности.

В работах И.К. Шахриманьяна роль профес-сиограммы сводится к осуществлению психологического анализа в принципе любой деятельности, пониманию своей работы должностным лицом, а также уточняет возможный потенциал повышения эффективности труда специалиста [4, с.62-63]. Данная точка зрения находит популярность в научной литературе. Вместе с тем, развитие походов к про-фессиограмме офицера пограничных органов мало изучено.

Понимание структуры воспитательной деятельности в пограничных органах должно на современном этапе строиться на идеях С.Н. Баркалова, согласно которым разработка профессиограммы преследует своей целью повышения эффективности использования возможностей служебное подготовки, коррекции целей и задач образовательно-воспитательного процесса в профессиональном становлении специалиста [2, с.19-21]. Основу про-фессиограмм и психограмм составляют анализ методических пособий, анализ нормативно-правовых актов и процесс наблюдения за действиями того или иного специалиста.

Анализ профессиограмм по различным профессиям указывает на то, что чаще всего она содержит следующие типовые разделы: 1) общие сведения о профессии; 2) содержание деятельности; 3) социально-психологические факторы деятельности; 4) особенности психического состояния со-

трудников в процессе деятельности. Данные разделы отражают суть в принципе любой деятельности, а психограмма дополняет набор профессионально значимых качеств сотрудника и противопоказания к деятельности.

Сведения о структуре воспитательной деятельности с личным составом пограничных органов РФ дает анализ служебной документации, нормативно-правовых актов и отдельные эмпирические методы познания. Профессиограмма офицера пограничных органов по отдельным разделам должна уточнять основные направления воспитательной деятельности с личным составом.

Большой вклад в разработку данной вопроса сделал В.И. Хальзов. Моделирование структуры деятельности специалиста не всегда эффективно применяется на тактическом уровне, и требуется как общий ориентир для системы воспитательной работы с личным составом. Роль моделирования выражается в потребности необходимостью регулирования целей и задач подготовки специалистов. Поэтому исследователем подчеркивается важность количественного и качественного определения целей профессиональной подготовки специалиста. Видится возможным, что такой подход применим в пограничных органах РФ и требует дополнительных исследований [3, с.174-184].

Приблизительная структура воспитательной деятельности с личным составом, предполагается, должна выглядеть следующим образом:

1. Оперативно-боевая деятельность сотрудников пограничных органов.

2. Служебная и воспитательная деятельность сотрудников пограничных органов.

3. Деятельность сотрудников пограничных органов по индивидуальному обучению и воспитанию подчиненных.

4. Деятельность сотрудников пограничных органов по укреплению воинской дисциплины.

5. Социально-правовая деятельность сотрудников пограничных органов.

6. Культурно-просветительская деятельность сотрудников пограничных органов:

7. Физическое воспитание и спортивно-массовая деятельность сотрудников пограничных органов.

8. Деятельность сотрудников пограничных органов по поддержанию деловых взаимоотношений с местными органами власти и другими организациями.

9. Военно-организаторская деятельности сотрудников пограничных органов.

Автором настоящей научной статьи с 2012 года по настоящее время ведётся диссертационное исследование на тему «Социально-психологическая оценка профессиональной деятельности сотрудников органов пограничного контроля». В текущий момент завершён сбор статистических данных по критериям исследования, ранее опубликованных в различных изданиях, в том числе, рекомендованных ВАК [1, С. 142-149; 2, С. 23-27].

Выводы. Таким образом, были раскрыты наиболее общие подходы к структуре воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов с личным составом. Перспективой дальнейших исследований будет конкретизация основных функций в общей структуре воспитательной деятельности с учетом компетентностного подхода.

Список литературы:

1. Поляков С.А. Исследование неформальной структуры трудового коллектива (опыт пилотажного исследования) // Новое в психо лого-педагогических исследованиях №3/2014: научно-практическое издание, под ред. Лукацкого М.А. - М.: ОАНО ВО "МПСУ", 2014. - №3. - 203 с.

2. Поляков С.А. Перспективы и применимость модульного социотеста в органах пограничного контроля / С.А. Поляков // Юридическая психология №3/2014: научно-практическое и информационное издание, под ред. Белых-Силаев Д.В. - М.: ИГ «Юрист», 2014. - №3. - 40 с.

3. Баркалов С.Н. Профессиографирование служебной деятельности сотрудников ГИБДД для целей служебно-боевой подготовки // Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ в свете реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг». Орел, 2006. С. 19-21.

4. Хальзов В.И. О профессиограмме личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога / В.И. Хальзов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - №3. - С. 174-184.

5. Шахриманьян И. К. Психологическая характеристика деятельности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ // Вопросы теории организационного и правового обеспечения административного надзора в дорожном движении. М., 1983. С. 62-63.

СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У ВЗРОСЛЫХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ. (ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДДЕРЖАНО ГРАНТОМ РФФИ 16-06-00307 _ТИП ПРОЕКТА: "А")_

Рыкман Людмила Владимировна

кандидат психологических наук, доцент СПбГУ, Санкт-Петербург

Шенгер Евгения Алексеевна

психолог, Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Целью данного исследования является - изучение взаимосвязей, возникающие между удовлетворенностью жизнью, стремлением к саморазвитию и осмысленностью жизни взрослых. Анализ полученных результатов позволяет с уверенностью утверждать о наличии прямой взаимосвязи между уровнем осмысленности жизни респондентов и степенью их удовлетворённостью жизнью, а также о взаимном влиянии уровня осмысленности жизни и степени реализации стремлений к личностному росту. Можно сделать вывод, что люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл и движется в определенном направлении. Более удовлетворены собственной жизнью те, кто участвует в имеющих для них высокую значимость занятиях и действует в направлении собственного развития.

ABSTRACT

The aim of this study is - to explore the relationship arising between life satisfaction, the desire for self-development and meaningful adult life. Analysis of the results can confidently assert that there is a direct relationship between the level of meaningfulness of life of respondents and their degree of life satisfaction, as well as the mutual influence of the level of meaningfulness of life and the degree of realization of aspirations for personal growth. It can be concluded that people are happier when feel that their life has meaning and is moving in a certain direction. More satisfied with their lives, those who are involved in having them for the high importance of activities and acts in the direction of their own development.

Ключевые слова: осмысленность жизни, удовлетворенность, психологическое благополучие, стремление к развитию.

Keywords: meaningfulness of life, satisfaction of life, psychological well-being, the pursuit of development.

При современном уровне развития цивилизации человека все в меньшей степени волнуют вопросы области элементарных потребностей. В то время как вопросы удовлетворенности жизнью, счастья, эмоционального благополучия, самореализации, эмоциональной насыщенности жизненного процесса, вопросы управляемости жизни - выходят на первый план и приобретают все большее значение и актуальность. Эти переживания определяющим образом влияют на поступки субъекта, поведение и особенности его деятельности.

Все вышеуказанное позволяет с уверенностью утверждать, что удовлетворенность жизнью является существенной составляющей психологического здоровья личности, что представляется весьма актуальным и значимым [2, 130с].

Особое значение вопросы удовлетворенности жизнью и психологического благополучия приобретают в период взрослости. В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», когда происходит упрочнение чувства собственной иден-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.