Научная статья на тему 'К вопросу о структуре профессиональной и воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов'

К вопросу о структуре профессиональной и воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / КОЛЛЕКТИВ / COLLECTIVE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поляков Сергей Александрович

Целью статьи является определение и развитие общих подходов к определению структуры профессиональной и воспитательной деятельности с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поляков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF BORDER ENFORCEMENT

The purpose of the article is to define and develop common approaches to the determination of the structure of professional and educational activity with staff.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре профессиональной и воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов»

14

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #3 (36), 2017\ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Специальность: 19.00.03 УДК 159.9.072.433 ББК 88.4 ГРНТИ 15.41.47

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ _ОРГАНОВ_

Поляков Сергей Александрович

Член Российского философского общества Российской академии наук, соискатель, кафедра социальной психологии и психологии труда, Современная гуманитарная академия.

ON THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF

BORDER ENFORCEMENT

Polyakov Sergey Alexandrovich

Russian philosophical society, PhD applicant, the Department of social psychology and labor psychology,

Modern humanitarian Academy

Аннотация: целью статьи является определение и развитие общих подходов к определению структуры профессиональной и воспитательной деятельности с личным составом.

Summary: the purpose of the article is to define and develop common approaches to the determination of the structure of professional and educational activity with staff.

Ключевые слова: деятельность, профессиональная деятельность, воспитательная деятельность, коллектив, личность.

Keywords: activity, professional activity, educational activity, collective, personality.

Актуальность. На современном этапе следует признать тенденцию к повышению профессионализации пограничной службы РФ. Модернизация процессы и реформы определили изменения всей структуры централизованной системы государственных органов и воинских подразделений федеральной пограничной службы. Передача функций пограничной службы в ведение органов безопасности РФ ознаменовала новый виток в развитии обеих структур. Изменения, проводимые в подведомственной структуре, ставят принципиально иные задачи перед пограничной службой и значительно расширяют ее сферы компетенции. Замена войсковой составляющей на профессиональную специальную службу повышает требования к служебной деятельности профессиональных кадров. Одной из важных составляющих которой является воспитательно-служебная деятельность с личным составом пограничных органов.

Методика исследования. Анализ функций и задач воспитания личного состава пограничных органов позволяет понять структуру воспитательной деятельности с личным составом. Оптимизация воспитательной работы требует внимательного отношения к взаимодействию офицерских кадров и личного состава. Понять структуру профессиональной воспитательной компетентности офицеров в пограничных органах позволяет профессиограмма и психограмма, позволяющие на службе дать оценку отсутствию или наличию необходимых профессионально важных качеств кандидата на должность, и дает возможность оценить успешность профессиональной деятельности.

В работах И.К. Шахриманьяна роль профес-сиограммы сводится к осуществлению психологического анализа в принципе любой деятельности, пониманию своей работы должностным лицом, а также уточняет возможный потенциал повышения эффективности труда специалиста [4, с.62-63]. Данная точка зрения находит популярность в научной литературе. Вместе с тем, развитие походов к про-фессиограмме офицера пограничных органов мало изучено.

Понимание структуры воспитательной деятельности в пограничных органах должно на современном этапе строиться на идеях С.Н. Баркалова, согласно которым разработка профессиограммы преследует своей целью повышения эффективности использования возможностей служебное подготовки, коррекции целей и задач образовательно -воспитательного процесса в профессиональном становлении специалиста [2, с.19-21]. Основу про-фессиограмм и психограмм составляют анализ методических пособий, анализ нормативно-правовых актов и процесс наблюдения за действиями того или иного специалиста.

Анализ профессиограмм по различным профессиям указывает на то, что чаще всего она содержит следующие типовые разделы: 1) общие сведения о профессии; 2) содержание деятельности; 3) социально-психологические факторы деятельности; 4) особенности психического состояния сотрудников в процессе деятельности. Данные разделы отражают суть в принципе любой деятельности, а психограмма дополняет набор

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4(37), 2017 | психологические науки

профессионально значимых качеств сотрудника и противопоказания к деятельности.

Сведения о структуре воспитательной деятельности с личным составом пограничных органов РФ дает анализ служебной документации, нормативно -правовых актов и отдельные эмпирические методы познания. Профессиограмма офицера пограничных органов по отдельным разделам должна уточнять основные направления воспитательной деятельности с личным составом.

Большой вклад в разработку данной вопроса сделал В.И. Хальзов. Моделирование структуры деятельности специалиста не всегда эффективно применяется на тактическом уровне, и требуется как общий ориентир для системы воспитательной работы с личным составом. Роль моделирования выражается в потребности необходимостью регулирования целей и задач подготовки специалистов. Поэтому исследователем подчеркивается важность количественного и качественного определения целей профессиональной подготовки специалиста. Видится возможным, что такой подход применим в пограничных органах РФ и требует дополнительных исследований [3, с. 174-184].

Приблизительная структура воспитательной деятельности с личным составом, предполагается, должна выглядеть следующим образом:

1. Оперативно-боевая деятельность сотрудников пограничных органов.

2. Служебная и воспитательная деятельность сотрудников пограничных органов.

3. Деятельность сотрудников пограничных органов по индивидуальному обучению и воспитанию подчиненных.

4. Деятельность сотрудников пограничных органов по укреплению воинской дисциплины.

5. Социально-правовая деятельность сотрудников пограничных органов.

6. Культурно-просветительская деятельность сотрудников пограничных органов:

7. Физическое воспитание и спортивно-массовая деятельность сотрудников пограничных органов.

8. Деятельность сотрудников пограничных органов по поддержанию деловых взаимоотношений с местными органами власти и другими организациями.

9. Военно-организаторская деятельности сотрудников пограничных органов.

15

Автором настоящей научной статьи с 2012 года по настоящее время ведётся диссертационное исследование на тему «Социально-психологическая оценка профессиональной деятельности сотрудников органов пограничного контроля». В текущий момент завершён сбор статистических данных по критериям исследования, ранее опубликованных в различных изданиях, в том числе, рекомендованных ВАК [1, С. 142-149; 2, С. 23-27].

Выводы. Таким образом, были раскрыты наиболее общие подходы к структуре воспитательной деятельности сотрудников пограничных органов с личным составом. Перспективой дальнейших исследований будет конкретизация основных функций в общей структуре воспитательной деятельности с учетом компетентностного подхода.

Список использованной литературы:

1. Поляков С.А. Исследование неформальной структуры трудового коллектива (опыт пилотажного исследования) // Новое в психолого-педагогических исследованиях №3/2014: научно-практическое издание, под ред. Лукацкого М.А. - М.: ОАНО ВО "МПСУ", 2014. - №3. - 203 с.

2. Поляков С.А. Перспективы и применимость модульного социотеста в органах пограничного контроля / С.А. Поляков // Юридическая психология №3/2014: научно-практическое и информационное издание, под ред. Белых-Силаев Д.В. - М.: ИГ «Юрист», 2014. - №3. - 40 с.

3. Баркалов С.Н. Профессиографирование служебной деятельности сотрудников ГИБДД для целей служебно-боевой подготовки // Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ в свете реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг». Орел, 2006. С. 19-21.

4. Хальзов В.И. О профессиограмме личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога / В.И. Хальзов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - №3. - С. 174-184.

5. Шахриманьян И. К. Психологическая характеристика деятельности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ // Вопросы теории организационного и правового обеспечения административного надзора в дорожном движении. М., 1983. С. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.