Э.Н. Любичева
К вопросу о стратегии уголовной политики в области противодействия хулиганству
В уголовно-правовой науке имеется множество определений уголовной политики. Для анализа уголовной политики государства применительно к области противодействия уголовно-наказуемому хулиганству приведем, по нашему мнению, наиболее основательные.
Л.Д. Гаухман и Ю.И. Ляпунов считают, что уголовная политика - это основные принципы, направления и перспективы охраны .. .общественных отношений от преступных посягательств (борьбы с преступностью), базирующиеся на познании объективных закономерностей развития общества в исторически определенный период времени и соответствующие сущности социально-экономической формации [1, с. 4].
Н.И. Загородников и Н.А. Стручков дополняют это определение, включая создание и применение правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права [2, с. 4]. Н.С. Панченко утверждает, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью [3, с. 73].
По вполне справедливому мнению Э.Ф. Побегайло, политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовная политика как одно из направлений социальной политики - это часть государственной политики борьбы с преступностью. Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержании деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения. Уголовная политика представляет собой стратегию и тактику этой борьбы. Стратегия и тактика предполагают ответы на два вечных вопроса: что делать и как делать? На первый вопрос ответ дает стратегия, на второй - тактика. В качестве составных частей (отраслей, подсистем, направлений) единой политики борьбы с преступностью (или, по нашему мнению, «правоохранительной политики государства». - Э.Л.), выделяются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная (пенитенциарная), криминологическая (профилактическая), административно-правовая ее разновидности. Однако в реальной жизни борьба с преступностью осуществляется комплексно с использованием возможностей каждой из политик [4, с. 23-36].
Таким образом, уголовная политика в области борьбы с хулиганством - часть уголовной политики противодействия преступности, которая, в свою очередь, является частью правоохранительной политики Российской Федерации. Это направление уголовной политики представляет собой совокупность ряда правовых разноотраслевых мер, направленных на осуществление единой цели -эффективного противодействия противоправному (и именно преступному) хулиганству, детерминирующим его причинам и условиям, а также вреду, причиняемому соответствующим общественным отношениям.
Полагаем, уголовная политика государства в области противодействия хулиганству на основе изучения данного противоправного и социально-опасного поведения в предшествующие относительно самостоятельные исторически определенные периоды времени в совокупности с изучением соответствующей сущности конкретной социально-экономической формации, призвана: 1) сформулировать исходные направления противодействия хулиганству и именно борьбы с таким видом преступности; 2) определить ее стратегию и тактику (на концептуальном, законодательном и правоприменительном уровнях такой борьбы); 3) дать обоснованный и приемлемый, с точки зрения построения правового государства, ответ об: а) возможности и объеме криминализации, декриминализации и пенолизации уголовно-правовых норм о хулиганстве, сходных, одноосновных с ним преступлений, их взаимосвязи с нормами других правовых отраслей, предусматривающих публичную ответственность за хулиганские действия, б) порядке реализации такой ответственности; в) обозначить границы законотворческой, исполнительной, правоохранительной и правоприменительной деятельности органов и организаций государства в противодействии хулиганству.
После фактической декриминализации хулиганства как некорректного поведения в обществе наблюдается резкое падение регистрации хулиганств в 1999 году - 128 701, 2000 - 125 100, 2001 - 135 183, 2002 - 133 187, 2003 - 114 052, 2004 - 24 798, 2005 - 30 041*.
Причина видится не в сокращении хулиганских действий, а в ином расставлении акцентов при определении первоочередных объектов защиты. Обращает на себя внимание тот факт, что в период с 1999 года по 2003 год наблюдается снижение регистрации преступлений, предусмотренных ст. 119 УК РФ на 22,7 %, а в 2004 году увеличивается на 21,7 %, в 2005 году еще на 23,8 % (в 2004 году зарегистрировано преступлений, предусмотренных ст. 119 УК РФ - 83 451, 2005 - 103 332)**.
Таким образом, применитель согласился с государственной концепцией приоритетной уголовно-правовой охраны личности в однородных с хулиганскими действиях, поскольку угроза убийством в редких случаях может рассматриваться как реальная, если во время ее выражения не применялось оружие либо предмет, применяемый в качестве оружия.
Изменение концептуального подхода к защите личности от противоправных посягательств, требует, с нашей точки зрения, продолжения реформирования самого законодательства в области противодействия хулиганству, нуждается в комплексном подходе и разработке стратегии уголовной политики.
С одной стороны, эта стратегия должна учитывать интересы безопасности каждого члена общества, социальную обусловленность уголовно-правовой защиты от хулиганства, с другой - детерминанты этого явления, личность правонарушителя, механизм преступного поведения.
Исходя из причин и условий хулиганства, как видится, можно выявить несколько направлений деятельности в области борьбы с хулиганством:
- создание стабильной правовой основы для улучшения благосостояния населения, профилактики хулиганства, защиты семьи и детства;
- повышение уровня образования населения;
- разработка эффективного государственного механизма поэтапной профилактики хулиганства.
Роль уголовной политики в последнем направлении деятельности государства прослеживается
достаточно ясно, и выражаться она может через правовые нормы, исходящие из стратегии противодействия хулиганству.
Основные стратегические направления противодействия хулиганству видятся в:
- разработке системы оценки деятельности правоохранительных органов через показатели состояния защищенности граждан от хулиганских проявлений (например, подведение итогов работы по результатам опроса граждан);
- разработке слаженной системы взаимодействия органов исполнительной, законодательной власти и суда;
- разработке Концепции противодействия хулиганству в виде правового акта;
- внесении изменений в уголовное, трудовое, жилищное и т.д. законодательство с целью профилактики хулиганства;
- создании системы профилактики хулиганства, основанной на методе убеждения и реконструкции принудительных профилактических мер (например, норму, предусматривающую уголовную ответственность за несоблюдение ограничений, установленных судом).
Концепция, на наш взгляд, должна содержать в себе следующие положения:
- регламентация компетенции органов государственной власти по предупреждению хулиганства и правовая основа их деятельности;
- источники финансирования;
- критерии оценки деятельности правоохранительных органов в этой области;
- создание единого центра анализа и прогнозирования преступлений из хулиганских побуждений;
- разработка и внедрение методик проведения предупредительных мероприятий.
Литература
1. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М., 1980.
2. Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Сов. гос-во и право. 1981. № 7.
3. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988.
4. Побегайло Э.Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. 2005. № 1.