УДК 37.022
К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
© А. М. Ямалетдинова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
E-mail: [email protected]
Статья посвящается актуальной лингводидактической проблеме — определению статуса методики преподавания русского языка как научной дисциплины. По мнению ученых (М. Р. Львов, М. Т. Баранов, Е. И. Пассов и др.), однозначного решения эта проблема иметь не может, так как современные критерии оценки ориентируются на новые образовательные концепции и парадигмы, по которым подготовка учителя как ключевой фигуры выводится на первое место. Модернизация образовательной системы предусматривает разработку научных основ любой отрасли (в нашем случае — методики преподавания русского языка) с целью формирования профессиональной и методической культуры будущего специалиста.
Ключевые слова: методика, наука, предмет методики, интеграция, лингвистика, психология, педагогика, образовательная система, концепция, профессиональная подготовка, цикл лингводидактических дисциплин.
В настоящее время все цивилизованные страны перспективу своего политического, экономического и культурного развития связывают с образованием. Обществу нужны люди, способные приобретать знания и ориентироваться в образовательном пространстве. Результаты общего образования должны выражаться в предметном формате и иметь характер межпредметных умений.
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав основных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться - познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса [3, с. 18].
Эти знания и умения формируются в системе школьного образования. В связи с этим подготовка учителей в педагогических высших учебных заведениях, ориентированная на достижения в области педагогики, педагогической психологии, чрезвычайно важна. Особое внимание следует уделять методике обучения тому или иному предмету, в нашем случае - методике преподавания русского языка.
Методика преподавания русского языка занимает особое место в цикле лингводидактических дисциплин. Это связано с тем, что она завершает теоретическую профессионально-педагогическую подготовку студентов. Основные лингводидактические и психолого-педагогические предпосылки теоретической подготовки студентов - филологов, содержащиеся в «Практическом курсе русского языка» и «Введении в лингводидактику», раскрываются в «Методике преподавания русского язы-
ка». Поэтому, рассчитывая на сформированность у студентов к пятому курсу методического мышления, основной акцент делается на специфике «Методики преподавания русского языка» как интегративной науки.
Методика относится к числу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке, о духовном мире людей. Поскольку методика преподавания русского языка связана с изучением языка, то ее, очевидно, можно назвать одной из филологических наук. По словам М. Р. Львова, предметом методики преподавания русского языка является язык во всех его проявлениях: его структура и правила, речь - язык в действии, и все, что на данном языке выражено, хранится и понятно (то есть литература). Он отмечает, что занимается этим методика в особом аспекте: в передаче другим людям, новым поколениям [4, с. 58]. Следующая схема отражает мнение ученого.
Концепция курса «Методика преподавания русского языка» в педагогическом вузе (в том числе в классическом университете) основана на понимании преподавателем того, что он проводит занятия с будущими учителями русского языка в средней школе. «От любого другого вуза педагогический институт отличается тем, что в нем не только обучают и воспитывают студентов, но и готовят их к тому, чтобы они в свою очередь учили и воспитывали детей...». Так начинает свою программную статью о специфике лингвистических дисциплин в высшей школе педагогического профиля известный лингвист Л. Ю. Максимов [6, с. 97].
Традиционно методику, как и педагогику, относят к числу прикладных, или практических, наук. И если признать методику прикладной, практической наукой, то невольно возникает вопрос: «Прикладной к чему?». Традиционным считается ответ на этот вопрос академика Л. В. Щербы, который утверждал, что методика русского языка «становится прикладной отраслью, техническим приложением общего языкознания» [19, с. 12]. С таким же основанием можно методику считать «прикладной отраслью» к педагогике, т.к. методику принято считать частной дидактикой.
Раскрывая основы преподавания методики русского языка в педагогическом вузе, М. Б. Успенский отмечает, что не менее важной особенностью предметной методики как прикладной науки является зависимость действенности рекомендуемых средств и способов обучения (преподавания, изучения) от нескольких условий учебной работы: целей обучения, характера усваиваемого материала, этапа обучения, профиля школы и т.д. [17, с. 13].
Лингвометодическая закономерность может «сработать» только при соответствии целому ряду условий. Прежде всего - субъективных. К таким субъективным определяющим факторам относятся:
1) особенности личности обучающегося;
2) особенности личности обучающего;
3) особенности личности методиста-исследо-вателя.
Давно уже является аксиомой необходимость учитывать свойства психики обучаемого, его способности, уровень подготовки по данному предмету, его интересы, намерения и т. д. Учет этой зависимости педагоги, психологи, методисты издавна называют дифференцированным обучением. Не меньшее влияние на результативность учебных средств, инструкций, рекомендаций имеют личностные качества учителя школы, преподавателя вуза и методиста-исследователя.
Многообразие подходов предметной методики к учебной дисциплине позволяет допускать оправданную вариативность методических рекомендаций. На это свойство лингвометодики как прикладной науки обратил внимание А. В. Те-кучев: «Специфической чертой методики как науки в отличие от многих других наук является ее вариативность, те. то, что она допускает несколько решений одного и того же практического вопроса» [16, с. 91].
Интегративный характер методики преподавания русского языка проявляется в ее межпредметных связях с лингвистикой, психологией, педагогикой. Наиболее тесной является связь методики с лингвистикой, т.к. содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку в целом определяется прежде всего языкознанием. Поэтому методика преподавания русского языка в школе не может развиваться безотносительно к
лингвистической науке в ее современном состоянии.
Язык - система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т. е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и слово -образовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и в текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы.
Системный подход требует также моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит идеальная модель носителя языковых знаний и умений, или модель «языковой личности». Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представлять себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, закончив школу.
При создании модели используются и исследования уровней языкового развития учащихся по возрастам, тенденции такого развития, а также трудностей в отдельных аспектах языкового развития: в восприятии речи, в орфографии, в литературном произношении и пр. Важно определить также наиболее оптимальное соотношение теоретического и практического материала в языковом развитии личности. Школа должна давать своим воспитанникам достаточно полное знание языка и знания о родном языке - самом важном гуманитар -ном предмете.
На «входе» методики - модель «языковой личности», на «выходе» то, что мы имеем в действительности: выпускник средней школы с его теоретическими познаниями о языке, с его речевыми умениями и навыками, с его грамотностью и культурой речи. Методика как наука несет ответственность за недостатки в реализации модели. Между «входом» и «выходом» располагается вся методическая система с ее методами и приемами, со структурированием содержания, с формами контроля и оценки. Все вопросы, возникающие в процессе создания и использования методической системы, опирающейся на модель «языковой личности», решаются с опорой на языкознание.
Связь методики с языковедческими науками носит не только интегративный, но и дифференцированный характер. Методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графический уровни усвоения языка: фонетикой, фонологией, орфоэпией, графикой; с разделами языкознания, отражающими лексический уровень языка: лексикологией, лексикографией, морфемикой, словообразованием, семантикой, а также с фразеологией; с разделами языкознания, обеспечивающими обучение письму: теорией письма и орфографией.
Методика связана с грамматикой - морфологией и синтаксисом, которые служат основой овладения культурой речи; орфографией и пунктуацией; механизмами практического использования языка в речи: построения словосочетаний и предложений, образования форм слов в соответствии с языковой нормой.
Для методики родного русского языка важна также теория речевой деятельности. Это направление обеспечивает методические основы речевого развития школьников: их речи - устной и письменной, восприятия чужой речи (тоже устной и письменной). Современная методика сочинения в значительной степени строится на теории типов текста и синтаксисе текста.
Для успешного развития методики русского языка необходимы связи и с другими смежными научными направлениями - просодией, теорией дикции, стилистикой, риторикой, теорией литературных жанров. В развитии речи учащихся методика опирается на литературоведение, поэтику, логику, теорию сценической речи.
Методика не может обойтись без опоры на историю русского языка (историческую грамматику, фонетику), а также на диалектологию. Последняя, в частности, совершенно необходима в той части методики, где рассматриваются методы и приемы работы над культурой речи учащихся, над усвоением норм русского литературного языка.
Отметим, что конец ХХ и начало XXI века характеризуется увеличением информационного потока, ростом теоретических исследований в разных областях науки. Большой вклад в развитие методики преподавания русского языка внесли такие лингвистические направления, как психолингвистика, лингвопрагматика, лингвистика текста, герменевтика, теория коммуникации. Достижения этих отраслей, интерпретированных в методике преподавания русского языка, позволяют решить главную задачу - формировать языковую личность будущего учителя, его методическую и профессиональную культуру.
Методика преподавания русского языка связана с психологией, так как в процессе формирования языковой личности обучаемых следует учитывать такие свойства психики человека, как понимание, память, воля, эмоции, мышление, характер, темперамент и др. Методика использует положения, касающиеся психологии восприятия: анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, систематизация; учитывает данные социальной психологии о целях обучения, формах работы, дифференциации и индивидуализации.
Современная концепция обучения русскому языку предполагает знание учителем теории личности, способов мотивации, активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Связь с педагогикой обоснована следующими факторами.
1. Основные понятия педагогики могут использоваться в любой предметной методике.
2. Общепедагогические средства обучения своеобразно используются в условиях каждого учебного курса. Например, дидактические принципы, методы, средства наглядности, которые требуют учета специфики обучения языку
3. Средства преподавания (обучения, изучения), специфичные только для конкретного учебного предмета, в данном случае для курса русского языка в школе или вузе. Эти отношения иллюстрируются приемами различения и употребления в речи смежных единиц фонетики, грамматики и других аспектов русского языка.
По мнению известного ученого-лингвиста Е. И. Пассова, значимость методики можно понять лишь тогда, когда будет ясно всем, какую роль в современном обществе призван играть учитель.
В своем выступлении на XI конгрессе МАП-РЯЛ, жанр которого Е. И. Пассов определил как научно-фантастическое эссе и назвал «Русское слово в методике как путь в мир русского слова или есть ли у методики будущее?», автор справедливо, на наш взгляд, утверждает о необходимости изменений в профессиональной подготовке учителя. Это связано с тем, что существующая система профессиональной подготовки учителя 1) ориентирована не на профессиональную, а на предметную подготовку, то есть в вузах готовят лингвиста, филолога, переводчика, но не учителя русского языка; 2) ориентирована на научения, а не на подготовку учителя-исследователя;
3) ориентирована не на содержание и структуру его будущей деятельности; 4) ориентирована только на единственную (как правило, традиционную) модель обучения, лишенную индивидуальности, высокого теоретического и методического обрамления [9, с. 16].
Эти недостатки системы профессиональной подготовки будущих учителей вполне объяснимы. Среди многочисленных причин такой ситуации главной, с нашей точки зрения, является несерьезное отношение к методике как науке и, значит, к ее роли в практике. К сожалению, педагогические вузы готовят «предметника», то есть специалиста по конкретному предмету (например, по русскому языку, литературе). И, считается, что хорошее знание предмета обеспечит ему педагогическое мастерство. По словам Е. И. Пассова, знание предмета - лишь необходимая предпосылка; решающим фактором является методическая культура учителя [9, с. 19].
Таким образом, современные критерии определения статуса методики преподавания русского языка как научной дисциплины касаются ее специфического характера, обусловленного прежде всего интегративностью. Однозначно определить ее статус сложно, однако тот факт, что эта межотраслевая научная дисциплина занимает главенствующее
положение в ряду дисциплин лингводидактического цикла филологических факультетов педагогических вузов (в том числе классических университетов),- бесспорно.
«Логика развития методики как науки,- пишет Е. И. Пассов,- вкупе с растущими «производственными потребностями», точнее, требованиями к продукту образования, приведут к осознанию государственной необходимости профессиональной подготовки «методистов» [9, с. 19].
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка. М., 1990. 184 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченко П. Ф. Методика преподавания русского языка. М., 2001. 236 с.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования М., 2008. С. 20.
4. Львов М. Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей/ М. Р. Львов. М.: Вербум. 2007. 331 с.
5. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 1999. 272 с.
6. Максимов Л. Ю. Профессионализация преподавания русского языка в педагогическом институте //РЯШ. 1982. №4. С.97-103.
7. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.
8. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Минск, 2003.
9. Пассов Е. И. Русское слово в методике как путь в Мир русского Слова или Есть ли у методики будущее? СПб.: МИРС, 2008. 60 с.
10. Проект «Совет образования для Европы». Берн, 1996. 234 с.
11. Российское образование 2020. Модель образования для экономики, основанный на знаниях. Доклад к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация» (1-3 апреля 2008 г.) подготовлен Государственным университетом Высшая школа экономики при участии Всемирного банка и международного фонда. М., 2008. 39 с.
12. Садовничий В. А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. М., 2008. 28 с.
13. Система образования России. Национальный доклад Российской Федерации ООН по вопросам образования, науки и культуры. Международное бюро просвещения. 47 сессия Международной конференции по образованию «Качественное образование для всей молодежи: вызовы, традиции и приоритеты». Женева, 8-11 сентября 2004 г. С. 7.
14. Специальности классического университета. Уфа: БГУ, 2005. 9 с.
15. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 года: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны. М., 2004. С.4.
16. Текучев А. В. Так ли уж несовершенна наша методика русского языка как наука // Русский язык в школе, 1960, №4, с.88-93.
17. Успенский М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: учеб пособие. М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 192 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
18. Федоров А. А. О миссии классического университета как исследовательского и инновационного учреждения применительно к развитию гуманитарного образования в Башкирском государственном университете // Вестник Башкирского университета. 2007. №3. С. 171-173.
19. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Л., М., 1947. С. 12.
Поступила в редакцию 28.01.2011 г.