Научная статья на тему 'К вопросу о становлении соматических прав и пределах их реализации'

К вопросу о становлении соматических прав и пределах их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
становление прав / соматические права / соматические правопритязания / поколения прав / пределы реализации прав / formation of rights / somatic rights / somatic claims / generations of rights / limits of realization of rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабина Мухтаровна Велиева

Статья посвящена генезису соматических прав как правовой категории. В частности, освещаются исторические этапы становления и законодательного закрепления прав четвертого поколения. Также в статье анализируются понятия «право» и «свобода» в контексте определения пределов реализации соматических прав. Автор приходит к выводу, что нормативному закреплению прав нового поклонения должно предшествовать его осмысление философской мыслью, а также важно учитывать аргументацию религиозного характера и ценностно-цивилизационные ориентиры государства. Кроме того, конституционное ограничение соматических прав человека послужит реальным средством, способствующим решению проблемы злоупотребления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the formation of somatic rights and the limits of their implementation

The article is devoted to the genesis of somatic rights as a legal category, in particular, the historical stages of the formation and legislative consolidation of the rights of the fourth generation are covered. The article also analyzes the concepts of «right» and «freedom» in the context of determining the limits of the implementation of somatic rights. The author comes to the conclusion that the normative consolidation of the rights of a new worship should be preceded by its comprehension by philosophical thought, and it is also important to take into account the argumentation of a religious nature and the value-civilization guidelines of the state. In addition, the constitutional restriction of somatic human rights will serve as a real means of facilitating the solution of the problem of their abuse.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении соматических прав и пределах их реализации»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 32 — 36. State service and personnel. 2024;(3):32 —36.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.7

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-32-36 NIION: 2012-0061-03/24-115

EDN: https://elibrary.ru/YGTXME MOSURED: 77/27-008-2024-03-315

К вопросу о становлении соматических прав и пределах их реализации

Сабина Мухтаровна Велиева

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Махачкала, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена генезису соматических прав как правовой категории. В частности, освещаются исторические этапы становления и законодательного закрепления прав четвертого поколения. Также в статье анализируются понятия «право» и «свобода» в контексте определения пределов реализации соматических прав. Автор приходит к выводу, что нормативному закреплению прав нового поклонения должно предшествовать его осмысление философской мыслью, а также важно учитывать аргументацию религиозного характера и ценностно-цивилизационные ориентиры государства. Кроме того, конституционное ограничение соматических прав человека послужит реальным средством, способствующим решению проблемы злоупотребления ими.

Ключевые слова: становление прав, соматические права, соматические правопритязания, поколения прав, пределы реализации прав.

Для цитирования: Велиева С.М. К вопросу о становлении соматических прав и пределах их реализации // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 32—36. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-32-36 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/YGTXME

PUBLIC LAW (PUBLIC LAW) SCIENCES

Original article

On the issue of the formation of somatic rights and the limits of their implementation

Sabina M. Velieva

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Dagestan State University», Makhachkala, Russia, [email protected]

Annotation. The article is devoted to the genesis of somatic rights as a legal category, in particular, the historical stages of the formation and legislative consolidation of the rights of the fourth generation are covered. The article also analyzes the concepts of «right» and «freedom» in the context of determining the limits of the implementation of somatic rights. The author comes to the conclusion that the normative consolidation of the rights of a new worship should be preceded by its comprehension by philosophical thought, and it is also important to take into account the argumentation of a religious nature and the value-civilization guidelines of the state. In addition, the constitutional restriction of somatic human rights will serve as a real means of facilitating the solution of the problem of their abuse.

Keywords: formation of rights, somatic rights, somatic claims, generations of rights, limits of realization of rights.

For citation: Velieva S.M. On the question of the formation of somatic rights and the limits of their implementation // Civil Service and Personnel. 2024. No. 3. P. 32—36. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-32-36 END: https://elibrary.ru/YGTXME

Права и свободы человека, закрепленные в нормативных правовых актах, играют фундаментальную роль в жизни каждого человека. Они служат основой для удовлетворения его основных потребностей, как материаль-

©Велиева С.М. М.,2024.

ных, так и духовных, обеспечивая условия для полноценного существования и развития личности. Несмотря на свою фундаментальность, права и свободы человека находятся в постоянном развитии. Это выражается в уточнении содержания уже существующих прав и появлении новых, отвечающих изменяющимся реалиям и потребностям современного общества.

№ 3/2024

В правовой доктрине по хронологической и предметной категориям принято выделять три «поколения» прав человека — личные, социально-экономические, коллективные [2]. Каждое новое поколение прав появляется в связи с определенными серьезными изменениями в обществе. Так, стремительный прогресс в сфере биомедицинских технологий в XX—XXI вв. привел к изменению мировоззренческих установок людей, что способствовало формированию прав четвертого поколения, призванных отвечать вызовам нового времени, — соматических прав, которые можно определить как совокупность прав, предоставляющих возможность человеку распоряжаться своим телом.

Общей тенденцией, характерной как для четвертого поколения прав человека, где соматические права занимают центральное место, так и для всех предыдущих поколений, является их существование изначально в форме правовых притязаний, которые нуждаются в формальном закреплении, чтобы получить статус гарантированных и защищаемых прав. Важно отметить, что притязания не равны правам и не все могут и должны превратиться в правовые нормы. С этой точки зрения соматические правопритязания можно разделить на три группы:

1) притязания, появление которых обусловлено расширением сферы правового регулирования вследствие развития новых медицинских технологий: репродуктивные (ЭКО, суррогатное материнство), трансплантация органов и др. По отношению к данной группе правопритязаний можно отметить общую тенденцию их позитивации и закрепления в законодательстве большинства стран;

2) притязания, связанные не с появлением нового круга общественных отношений, а с трансформацией видения этой сферы под воздействием мировоззренческих изменений морально-ценностного характера (эвтаназия, аборт). Правовое регулирование этой группы правопритязаний предполагает наличие диаметрально противоположных позиций — от их полного правового запрещения до абсолютного признания и возможности прямого разрешения;

3) притязания, находящиеся за пределами сферы правового регулирования и не требующие формального закрепления (право на смерть в форме самоубийства).

Как справедливо отмечает Д.С. Велиева, иногда выделение «новомодных» прав исходит из вульгарного и деформированного представления о естественных правах, отождествляющего права и физиологические возможности индивида [3, с. 47]. Более того, процессы позитивации соматических правопритязаний не являются универсальными и вызывают много вопросов, в том чис-

ле связанных с необходимостью самой позитивации [4, с. 166].

Первым в отечественной доктрине данную категорию прав выделил В.И. Крусс и назвал их соматическими (личностными) правами (от греч. Soma — тело). Характеризуя права, связанные со свободой телесного самовыражения, он использовал такие технические параметры, как «фундаментальная реконструкция», «реставрация», «технико-агрегатные средства» [6, с. 43]. Тем самым он подчеркнул зависимость реализации соматических прав от возможностей биотехнологий. Уникальный характер соматических прав дает возможность отметить комплекс черт, присущих только данной группе прав:

1) правоотношения возникают по поводу особенного объекта — человеческого тела;

2) возможность реализации этого комплекса прав напрямую связана с успешным развитием биологических и технических наук;

3) противоречивое отношение мировых конфессий и морали к манипуляциям с естественным строением тела;

4) корреляция с базовыми конституционными категориями — право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность и т.д.;

5) личный характер прав — обусловленность данной категории прав физиологическими и психологическими особенностями каждой отдельной личности;

6) степень их признания и реализации зависит от ценностно-цивилизационных ориентиров каждого государства и общества.

В правовой науке авторами приводятся различные классификации соматических прав, но наиболее полную сформулировал М.А. Лаврик. В частности, он выделил соматические права общего и специального характера, взяв за основу классификации объект, который регулирует личностные права [8, с. 86]. К соматическим правам общего характера автор относит право на трансплантацию органов и тканей, эвтаназию, репродуктивные права, право на клонирование, право на перемену пола, а к личностным правам специального характера — право на употребление наркотических средств и психотропных веществ.

Достижения в области медицины и технологий позволяют человеку изменить не только себя, но и весь человеческий род, например, если говорить о редактировании генома человека. Несмотря на то что появление соматических прав многие авторы связывают с развитием биотехнологий, основополагающие из них известны человечеству в качестве неприемлемых в той или иной степени норм поведения в обществе и, соответственно, вступающих в конфликт со сложившимися морально-этическими, культурными и религиозными ценностями.

№ 3/2024

Говоря о генезисе соматических прав, следует отметить, что этическая мысль прошла довольно длительный исторический путь, до того как соматические права сформировались как правовая категория. В течение длительного времени дискуссии в сфере соматических прав формировались не как правовые, а как философские и духовные. Можно выделить несколько исторических периодов их развития. Так, упоминание об искусственном прерывании беременности можно встретить в Древнем Китае более 4600 лет назад, а римское право карало за производство искусственного аборта. Данная проблема относится к числу старейших проблем религии, медицинской этики, философии, юриспруденции. Первые попытки показать, что части тела, которые не подлежат реконструкции, можно заменить, поставив вместо старых новые, были произведены около 2000 лет назад: Сушрута, великий врач Древней Индии, первым применил кожные лоскуты пациента с других частей тела для ринопластики. В начале XX в. были проведены первые попытки пересадить человеку роговицы донора, которые увенчались успехом. Однако особенности подавления иммунных реакций в целях приживления донорского органа смогли изучить только в середине столетия. Первый период является предпосылкой для становления прав данной категории.

Второй период исторического формирования соматических прав (1950—1990) характеризуется их первичным признанием обществом и закреплением как правовой категории. Положения об охране жизни и физической неприкосновенности были закреплены в таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Конвенция о соблюдении прав человека и фундаментальных свобод (1950) и в других нормативных правовых актах. Такие соматические права, как эвтаназия, аборт и ряд других, получили распространение в данный период.

Третий период — конец XX — начало XXI в. — характеризуется активным совершенствованием науки, производством разных технических средств, которые используют в медицине. Благодаря научно-техническому прогрессу улучшился уровень жизни людей, а достижения естественных и технических наук позволили иначе взглянуть на человеческие права. На этом этапе очерчивается широкий круг прав нового, четвертого поколения, связанных с физической (телесной) свободой. В связи с этим именно государство, с одной стороны, должно способствовать осуществлению этих прав человека путем создания соответствующих условий, а с другой — ограничивать свободу действий людей от возможных неблагоприятных последствий проявления их воли.

Анализируя исторические периоды становления и развития соматических прав, можно отме-

тить, что само явление соматических прав человека возникло гораздо раньше, чем его признали, как необходимость современности, нуждающаяся в каком-либо закреплении и контроле со стороны общества и государства.

Становление теории соматических прав происходило одновременно с формированием биоэтики, которая оказала существенное воздействие на их становление и развитие. В научной литературе впервые в 1970 г. появился термин «биоэтика» в статье американского врача-онколога Ванна Ренсселера Поттера «Биоэтика: наука выживания». Это относительно новая наука, которая может сочетать и сравнивать мораль и право. Биоэтика стремится установить разумные границы для развития соматических прав. Если позволить им эволюционировать без контроля в том направлении и темпе, которые диктует современная жизнь, мы рискуем потерять былые представления о человеке. Как отмечает Л.И. Глухарева, «грань между медицинской помощью для поддержания здоровья человека и созданием постчеловеческого существа может быть перейдена самым незаметным образом» [4, с. 72].

В современном мире довольно часто можно встретить беспринципное пользование правами и свободами, предоставленными законодательством государства.

Говоря о свободе и праве, хотелось бы отметить, что эти две категории указаны во многих нормативных актах параллельно, например, Декларации прав и свобод человека и гражданина, в которой уже в самом названии указаны понятия «право» и «свобода». Термин «свобода» может быть использован в разных контекстах: если речь идет о воле, то можем говорить о свободе воли; если о личности, то о свободе личности. А понятие «право», в свою очередь, можно определить как некую возможность на притязание, которая выражается интересом и желанием человека, проявляется в его поступках. О свободе совершать какие-либо поступки мы можем говорить только в том случае, если эти поступки носят допустимый характер с позиции права. В рамках права должна быть реализована свобода, т.е. законом устанавливаются возможные пределы поведения личности и, таким образом, осуществляется противодействие произволу. Применяя данные положения к соматическим правам, следует отметить, что свобода — это возможность личности удовлетворить свои физические потребности с помощью особого объекта личностных прав — тела человека, которое принадлежит субъекту соматических прав. Однако такая свобода не должна быть за рамками права, созданного на принципах справедливости и разумности.

Между тем ряд авторов придерживаются мнения, что в целях развития всего общества право

№ 3/2024

не должно сдерживать претворение в жизнь индивидуальных потребностей человека духовного и телесного характера. А свобода воли и свобода выражения поступков в целях реализации этих притязаний не должны быть ограничены пределами законов, так как это приведет к подавлению особенной индивидуальной природы человека [11, с. 404].

Обращаясь к проблемам, связанным с осуществлением права на собственное тело, С. Л. Франк отмечал проблему злоупотребления соматическими правами. Он утверждал, что по своей сущности человек является греховным, но свободным созданием, способным совершать любые действия. Однако личностную свободу он считал не как неизменную сферу, на которую невозможно оказать внешнее принудительное воздействие. Автор считал, что государство должно предотвратить злоупотребление правом, т.е. ограничивать греховную волю человека, сдерживать свободу действий, но не заниматься внутренним перевоспитанием, так как это дело его автономной воли и Бога [10].

По мнению В.И. Крусса, злоупотребление соматическими правами имеет двойственную природу. Данными правами злоупотребляют, с одной стороны, граждане в качестве потребителей, зачастую причиняя вред своему здоровью, а с другой — медицинские организации, врачи, которые проводят медицинские манипуляции без достаточной квалификации, знаний, специального медицинского оборудования либо вовсе без официального разрешения со стороны государства (лицензии) [7]. Особую популярность в современном мире получила пластическая хирургия. Однако каждая 10-я операция в Европе приводит к осложнениям, в связи с чем пациентам приходится не раз обращаться в медицинские организации.

Согласно Конституции РФ, жизнь и здоровье человека признаются высшими ценностями, соответственно, получило конституционное признание право на охрану здоровья и медицинскую помощь, без которых реализация соматических прав не представляется возможной. Каждый человек имеет возможность позаботиться о своем здоровье любым способом, не запрещенным законом. Вместе с тем безнравственное пользование личностными правами можно охарактеризовать как злоупотребление правом, а конституционное ограничение соматических прав человека послужит реальным средством, способствующим решению данной проблемы. Соматические права не носят абсолютного характера, хотя и являются неотъемлемыми от человека по своей правовой природе, и ограничение данных прав возможно в пределах государства, на территории которого распространяют свое действие нормативные

правовые акты. При этом необходимо соблюдение ряда принципов:

1) реальной необходимости применения мер ограничения;

2) соблюдения базовых норм международного и внутригосударственного права в сфере прав и свобод человека;

3) неприемлемости ограничения абсолютных прав человека.

При разрешении дилемм в сфере соматических прав затрагиваются сложные вопросы, которые связаны с реализацией прав и свобод человека. По мнению О.Э. Старовойтовой, совокупность проблем в сфере нормативного регулирования и реализации соматических прав выступает как новое направление в науке, которое можно обозначить термином «юридическая соматология» [9]. Между тем следует отметить, что некоторые вопросы уже нашли свое отражение в законодательстве страны, но тем не менее наука в этой области развивается быстрыми темпами, и право не всегда успевает регламентировать общественные отношения, которые возникают в связи с этим.

Анализируя вышеизложенное, автор приходит к выводу, что следует выделить (разграничить) понятие соматических прав и соматических интересов.

Под соматическими правами следует понимать комплекс прав, признаваемых обществом, закрепленных в нормативных правовых актах, гарантируемых государством, реализация которых приведет к изменению первородной телесной субстанции. А соматические интересы — это не противоречащие нормам права желания субъекта относительно распоряжения своим телом, вытекающие из общего содержания объективного права в виде определенной дозволенности, гарантируемой государством в меньшей степени, чем соматические права.

На наш взгляд, проблема соматических прав относится к категории всеобщих проблем. Конституционно-правовому решению данной проблемы должно предшествовать его осмысление философской мыслью, а также важно учитывать аргументацию религиозного характера. Это обусловлено тем, что тело человека необходимо рассматривать в тесной связи с его духовностью.

Перемены, происходящие в области прав человека в современном мире, носят глубокий характер, затрагивают фундаментальные основы бытия человека и общества в целом. В связи с этим при правовом регулировании данной сферы общественных отношений необходимо ориентироваться на Конституцию РФ, Указ Президента от 09.11.2022 г. [1] и другие нормативные акты, закрепляющие важнейшие ценностные, мировоззренческие установки государства.

№ 3/2024

Список источников

1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809// СПС «КонсультанПлюс». URL: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 31.07.2024).

2. Vasak K.. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to give Force of law to the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 30 (11). Paris, 1997. С. 28—32.

3. Велиева Д.С., Пресняков M.B. «Поколения» прав человека: проблема предметной определенности концепта «основные права» // Система конституционного права современной России: ценности, принципы, институты и нормы: Материалы XI Междунар. форумa. Саратов, 10 дек. 2019 г. Саратов, 2020. С. 43—47.

4. Глухарева Л.И. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: Дис. ...д-ра юрид. наук. М., 2004.

5. Зайцева Е.С. Соматические права человека — результат расширения сферы правового регулирования? // Академ. юрид. журн. 2023. Т. 24, № 2. С. 164—171.

6. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философс-ко-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10.

7. Крусс В.И. Злоупотребление правом: Учеб. пособие. М.: Норма. 2021. 92 с.

8. Лаврик MA. К теории соматических прав человека // Сиб. юрид. вестн. 2005. № 3. С. 85—87.

9. Старовойтова О.Э. Юридический механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина в Российской Федерации: историко-правовой и теоретический анализ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2006. 43 с.

10. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 478 с.

11. Цалиев A.M., Сланов О.Т. Право на телесную и физическую свободу человека в контексте теории соматических прав // Политика и право. 2008. № 2. С. 403—405

References

1. On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values: Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 No. 809// SPS «ConsultantPyus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_430906/ (date of access: 31.07.2024).

2. Vasak K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to give Force of law to the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 30 (11). Paris, 1997. Pp. 28-32.

3. Velieva D.S., Presnyakov M.V. «Generations» of Human Rights: the Problem of the Subject Certainty of the Concept of «Fundamental Rights» // The system of constitutional law in modern Russia: values, principles, institutions and norms: materials of the XI International forum., Saratov, December 10, 2019. Saratov, 2020. P. 43-47.

4. Glukhareva L.I. Human rights in the system of the theory of law and state: general theoretical, philosophical-legal and methodological problems: Diss. ... Doctor of Law. Moscow, 2004. P. 72.

5. Zaitseva E.S. Somatic human rights - the result of expanding the scope of legal regulation? // Academic Law Journal. 2023. Vol. 24, No. 2. P. 164—171.

6. Kruss V.I. Personal («somatic») human rights in the constitutional and philosophical-legal dimension: towards the formulation of the prob-lem// State and Law. 2000.№ 10.

7. Kruss V.I. Abuse of law: a tutorial. Moscow: Norma. 2021. 92 p.

8. Lavrik MA. On the theory of somatic human rights// Siberian legal bulletin. 2005. № 3. P. 85—87.

9. Starovoytova O.E. Legal mechanism for the implementation and protection of somatic rights of man and citizen in the Russian Federation: historical, legal and theoretical analysis: Abstract of a dissertation for the degree of candidate of legal sciences: 12.00.01. St. Petersburg, 2006. 43 p.

10. Frank S.L. Reality and Man / S.L. Frank. Moscow: Respublika, 1997. 478 p.

11. Tsaliev A.M., Slanov O.T. The Right to Bodily and Physical Freedom of Man in the Context of the Theory of Somatic Rights // Politics and Law. 2008. No. 2. P. 403—405.

Информация об авторе

Велиева С.М. — преподаватель кафедры общегуманитарных и социально- экономических дисциплин колледжа ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Статья поступила в редакцию 28.07.2024; одобрена после рецензирования 30.07.2024; принята к публикации 01.08.2024.

Information about the author

Veliyeva S.M. — Lecturer at the Department of General Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the College of the Dagestan State University

The article was submitted 28.07.2024; approved after reviewing 30.07.2024; accepted for publication 01.08.2024.

№ 3/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.