Закон и право. 2024. № 8. С. 47-51.
Law and legislation. 2024;(8):47-51.
Научная статья
УДК 342.7
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-47-51 NIION: 1997-0063-8/24-404
EDN: https://elibrary.ru/MMEJBE MOSURED: 77/27-001-2024-8-604
К вопросу о сущности соматических прав и их месте в системе основных прав человека
Сабина Мухтаровна Велиева
Дагестанский государственный университет,
Махачкала, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена правовой природе прав четвертого поколения — соматических прав. В частности, приводятся различные точки зрения авторов относительно правовой природы соматических прав и их месте в традиционной системе прав человека. Анализируются понятия «соматические права» и «личностные права». Автор приходит к выводу, что базой для данных прав являются такие личные права, как право на жизнь и человеческое достоинство, и, соответственно, соматические права являются правомочиями личных конституционных прав.
Ключевые слова: право на жизнь, право на человеческое достоинство, соматические права, личностные права.
Для цитирования: Велиева С.М. К вопросу о сущности соматических прав и их месте в системе основных прав человека // Закон и право. 2024. № 8. С. 47—51. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-47-51 EDN: https://elibrary.ru/MMEJBE
Original article
On the issue of the essence of somatic rights and their place in the system of fundamental human rights
Sabina M. Velieva
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the legal nature of the fourth generation of rights — somatic rights. In particular, the authors present various points of view regarding the essence of somatic rights and their place in the traditional system of human rights. The article also analyzes the concepts of «somatic rights» and «personal rights». The author comes to the conclusion that the basis for these rights are such personal rights as the right to life and human dignity, and, accordingly, somatic rights are a type of personal constitutional rights.
Keywords: right to life, right to human dignity, somatic rights, personal rights.
For citation: Velieva S.M. On the issue of the essence of somatic rights and their place in the system of fundamental human rights // Law and legislation. 2024;(8):47—51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-47-51 EDN: https://elibrary.ru/MMEJBE
На сегодняшний день категория прав человека является центральной в любом цивилизованном демократическом государстве. Права человека — это универсальная категория, вытекающая из самой природы человека, представляющая собой возможность пользоваться благами и свободно существовать
© Велиева С.М. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 08-2024
в обществе. Право, являясь сложным, уникальным явлением, не мыслится без человека как его центральной фигуры.
Процесс становления прав человека можно охарактеризовать как динамичный процесс, в результате которого уточняется содержание прав, существовавших ранее, зарождаются новые права, расширяются представления о механизме их регулирования и защите.
В правовой доктрине по хронологической и предметной категориям принято выделять три «поколения» прав человека: личные, социально-экономические, коллективные. Впервые данная классификация была представлена в 1977 г. чешским юристом Карелом Васаком, директором Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО. Он взял за основу девиз Великой французской революции: «Свобода, Равенство, Братство» [3, с. 28].
Все три поколения прав органически взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, последовательно закрепляя права человека как высшую ценность.
Каждое новое поколение прав появляется в связи с определенными серьезными изменениями в обществе, сменой мировоззренческих установок. Развитие человеческой цивилизации и смена моральных-ценностных идей приводят к динамике основного набора прав человека, призванного отвечать вызовам «нового» времени.
На рубеже XX — XXI вв. в связи с бурным развитием биомедицинских технологий, генной инженерии появляется новый круг общественных отношений, которые затрагивают положение личности как в государстве, так и в обществе. Открытия в данной сфере позволяют человеку изменить себя и весь человеческий род. Речь идет об активном развитии прав четвертого поколения, т.е. о соматических правах.
Современный технологический уровень предоставляет человеку возможность свободно распоряжаться собственной жизнью. Вопреки расхожему мнению признание соматических прав связывают с развитием биотехнологий на рубеже 3-го тысячелетия. Между тем базообра-зующие из них известны человечеству в качестве неприемлемых в той или иной степени нормы поведения в обществе и, соответственно, вступающие в конфликт со сложившимися морально-этическими, культурными и религиозными ценностями. Так, упоминание об искусственном прерывании беременности можно встретить в Древнем Китае более 4600 лет назад, а Римское право карало за производство искусственного аборта.
Первым в отечественной доктрине категорию прав выделил В.И. Крусс и назвал их соматическими (личностными) правами (от греч. soma — тело). Характеризуя права, связанные со свободой телесного самовыражения, он использовал такие технические параметры, как «фундаментальная реконструкция», «реставрация», «технико-агрегатные средства» и т.д. К данной категории прав относил: право на эвтаназию; право на аборт; право
на изменение пола и т.д. Тем самым В.И. Крусс подчеркнул зависимость реализации соматических прав от возможностей биотехнологий.
Более полную классификацию данной категории прав дал М.А. Лаврик, выбрав основанием классификации объект, который регулирует личностные права. Он выделяет соматические права общего и специального характера [8]. К соматическим правам общего характера относит: право на трансплантацию органов и тканей, эвтаназию, репродуктивные права, право на клонирование, право на перемену пола. А к личностным правам специального характера относится право на употребление наркотических средств и психотропных веществ.
Для понимания смысла прав четвертого поколения важное значение имеет изучение терминов «соматические права», «личностные права», предложенных В.И. Круссом.
Термин «сома» введен в оборот немецким зоологом А. Вейсманом в XIX в. для названия тела организма, его «смертной части». Прилагательное от слова «сома» — «соматический» довольно распространено, несмотря на то, что положения вейсманизма не так широко применяются. Достаточно часто термин «соматический» используют в медицине («соматические мутации»), биологии (например, «соматология» — изучение строения человека, «соматические болезни»), а также в смежных областях («соматические названия»: ноги, лоб, глаза, руки и т.д.).
В юриспруденции термин «соматический» начали использовать для обозначения прав человека, относящихся к его телу, а именно, прав, предоставляющих человеку возможность распоряжаться своим телом. В целях правового регулирования термин «соматический» наполняется новым содержанием — устанавливает отельную сферу с особым объектом правопритязания.
В.И. Крусс предлагает использовать термин «личностные права» в качестве синонима термина «соматические права». Исследуя термин «личностные права», можно отметить, что в юридической науке довольно часто используют схожий (по звучанию) термин — «личные права».
В конце XIX в. в Энциклопедическом словаре было закреплено, что под личным правом — в противоположность вещному — понимали такое право, объектом которого является лицо, прежде всего это семейные и обязательственные права [2]. Содержание данного термина меняется в середине XX в., и под личными правами стали понимать политические, трудовые, жилищные и иные имущественные и неимущественные права граждан, которые не подлежат оценке и
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024
не отделимы от обладателей [4]. По истечению десятка лет под личными права человека в советском, а затем в российском праве стали понимать права, которые на международном уровне именуются гражданскими правами.
А.Н. Головистикова под личными правами понимает совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к тому или иному государству [5].
Н.С. Бондарь отмечает, что основное назначение личных прав и свобод состоит, во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, при помощи личных прав гарантируется личная свобода, а именно, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения [1].
Данная группа прав совместно с социальными, экономическими, политическими и культурными правами является составным элементом правового статуса личности.
По мнению Е.М. Нестеровой, соматические права представляют собой предоставленные государством в официальных документах возможности человека по самоопределению посредством распоряжения своим телом, реализация которых возможна благодаря достижениям в области технических наук [13, с. 25].
Однако М.А. Лаврик, критикуя и дополняя теорию соматических прав В.И. Крусса, предложил отказаться от термина «личностные права» в силу того, что понятия «личностные права» и «личные права» достаточно похожи и в определенной невозможности однозначного определения на настоящий момент того, является ли тело сугубо личностной характеристикой человека [8, с. 17].
Также хотелось бы отметить, что В.И. Крусс, который первым ввел в научный оборот терминологию личностные («соматические права»), в более поздних работах данный термин практически не использует, а термин «соматические права» начал использовать уже без кавычек.
Без понимания природы соматических прав невозможно учесть особенности их правового регулирования, реализации и пределы осуществления. И в связи с этим в правовой доктрине можно выделить различные точки зрения на определение сущности соматических прав.
Так, согласно одной из них личностные права определяют как категорию, неподвластную государству: «...эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защищать пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности» [9].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что комплекс соматических прав обеспечивает негативную свободу личности, так как государство, признавая свободу личности в данной сфере отношений, должно обеспечить приоритет индивидуальных интересов, внутренних ориентиров развития каждой отдельной личности, и, соответственно, данная область не может быть объектом притязаний государства.
В соответствии с другим подходом, напротив, подчеркивается двойственность природы соматических прав. «Здесь человек не только претендует на автономность поля своей юрисдикции, но и заявляет встречные — соответствующие его намерениям пользователя — позитивные претензии к обществу в плане их обеспечения и гарантирования» [7, с. 43]. Таким образом, приходим к выводу, что соматические права вовсе не являются элементом негативного статуса личности.
Е.М. Нестерова, раскрывая сущность соматических прав через права личности, отметила, что правопритязания человека на распоряжение своим телом не имеют в полной степени характеристики прав как юридической дозволенности высшей категории. В данном случае речь идет о субъективном праве каждой личности и соответствующей обязанности других членов общества не нарушать его и не препятствовать его осуществлению [12].
Как известно, права человека являются инструментом претворения в жизнь интересов субъекта права. Субъективное право обеспечивает возможность управомоченного лица удовлетворить его потребность в пользовании конкретным социальным благом, которая обеспечивается юридическими обязанностями других субъектов правоотношения и получает защиту со стороны полномочных органов. Правовая природа субъективного права состоит в предоставлении государством варианта юридического поведения. А соматические права, как таковые , не имеют в полной мере таких параметров,
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2024
поскольку половина соответствующих праву стремлений остается за рамками нормативного регулирования и итогом является ущемление законных желаний граждан. И вот в этом и заключается главное несоответствие в рамках соматических прав.
Н.И. Матузов отмечал, что область дозволенного далеко не охватывается и не исчерпывается субъективными правами, она гораздо шире [11]. Говоря о субъективных правах, не стоит забывать и о законных интересах. Под законным интересом следует понимать возможности граждан в определенных областях, которые гарантированы государством в меньшей степени, чем субъективные права.
И в связи с этим А.В. Малько писал, что «законный интерес всего лишь не запрещенность, предоставленная государством и в определенной мере поддерживаемая им» [10].
Анализируя современное состояние соматических прав, важно отметить, что они находятся в стадии преобразования от законных интересов к субъективным правам человека, которые будут признаны государством и законодательно закреплены.
В науке существуют различные взгляды не только на природу соматических прав, но и на место прав данной группы в системе прав человека. Главным образом дискуссии среди авторов возникают по следующему вопросу: являются ли соматические права самостоятельной разновидностью прав человека, которые подлежат признанию государством, или же они представляют собой правомочия и конкретизацию уже существующих групп прав.
Так, Е.М. Нестерова признает соматические права как отдельную, самостоятельную группу прав человека, которые исходят от личных прав. С точки зрения автора, данные права должны быть предметом правового регулирования и признаны на законодательном уровне, так как это права четвертого поколения, включающие группу специальных правопритязаний человека на возможность распоряжения жизнью и своим телом [12].
На взгляд В.И. Крусса, соматические права не могут быть размещены в классической типологии прав человека как «личные права», поскольку, несмотря на сугубо личностный характер, они имеют свои сформировавшиеся характеристики [7, с. 25].
А.И. Ковлер считает, что такие личные права, как право на жизнь, неприкосновенность личности, право на свободу и достоинство личности, составляют основу личных прав. Этот комплекс прав как раз и является сердцевиной
личностных прав [6]. Вместе с тем необходимо отметить, что такого рода однозначность в определении места соматических прав в системе прав человека ставится под сомнение. Так, при детальном изучении прорисовывается связь некоторых соматических прав с культурными, социальными и экономическими правами.
Исходя из анализа законодательных источников можно сделать вывод, что наряду с правом на жизнь право на человеческое достоинство является базовой категорией, из которой выводятся первостепенные сущностные признаки человеческих прав, таких, как равенство, свобода и т.д.
Данное право признается за всеми людьми, независимо от физических, психологических и иных различий, на любом этапе развития человека, в том числе на эмбриональной стадии, а также после смерти.
Соматические права хотя и включают компоненты позитивных прав, все же главенствующими для них являются такие базовые права, как право на жизнь и человеческое достоинство.
Статья 21 Конституции РФ провозглашает право человека на достоинство личности, согласно которому на государство возлагается обязанность по его обеспечению. Ничто не может быть основанием для умаления данного права.
Подкрепляется право на достоинство личности статьями Конституции о неприкосновенности личности, праве на свободу, о личной, семейной тайне и др. Таким образом, создается особый конституционный механизм, под воздействием принципов которого могут и должны быть детализированы правомочия определенных прав в текущем законодательстве.
Данное положение относится и к соматическим правам, которые хотя и имеют свои отличительные черты, тем не менее, не являются пока самостоятельной группой прав. Попытки определить соматические права к какой-то группе уже сложившихся прав показывает, что, с одной стороны, они носят интегративный характер, который демонстрирует взаимозависимость и взаимосвязь положений Конституции, закрепляющих права человека; и это положение нисколько не исключает возможность отнесения соматические права к той или иной разновидности уже существующих прав.
С другой стороны, подчеркивается относительность существующей традиционной классификации прав. Например, право на трансплантацию органов и тканей человека одновременно соответствует как личным правам (право на жизнь и достоинство личности), так и социальным правам (право на охрану здоровья) и кон-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024
кретизируется в текущем законодательстве. При этом осуществление данного права возможно при помощи универсальных конституционных принципов, которые дают возможность реализовать конкретные правомочия как в рамках личного, так и социального права.
Исходя из изложенного выше становится очевидным одно: вопреки сложной этико-пра-вовой сущности данных прав как комплекса правомочий по распоряжению человеком своим телом эта категория не может рассматриваться иначе, как конституционно-правовая.
Список источников
1. Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1996. 159 с.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.,1896. 868 с.
3. Vasak Karel. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to give Force of law to the Universal Declaration of Human Rights / / UNESCO Courier, 30 (11). Paris, 1997. С. 28-32.
4. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. М., 1954. 305 с.
5. Головистикова А.Н. Классификация прав человека // Право и жизнь // URL: http:// www.law-n-life.ru (Дата обращения: 26.07.2024)
6. Ковлер А.И. Антропология права. М.: Норма, 2002. 202 с.
7. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философ-ско-правовом измерении: к постановке проблемы // Гос-во и право. 2000. № 10.
8. Лаврик М.А. К теории соматических прав человека // Сибирский юрид. вестник. 2005. № 3.
9. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М: Норма, 2020. 142 с.
10. Малько А.В. Теория правовой политики: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. 15 с.
11. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Проспект, 1972. 102 с.
12. Нестерова Е.М. Личностные (соматические) права в системе прав человека: Дис. ... канд.
юрид. наук. М., 2014. 197 с. // URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/01007857414
13. Нестерова Е.М. Личностные (соматические) права как предмет междисциплинарного исследования // Государственно-правовые исследования. 2020. Вып. 3.
References
1. Bondar N.S. Human Rights and the Constitution of Russia: the Difficult Path to Freedom. Rostov-on-Don: Rostov University Publishing House, 1996. 159 p.
2. Brockhaus F.A., Efron I. A. Encyclopedic Dictionary. St. Petersburg, 1896. 868 p.
3. Vasak Karel. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of Law to the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 30 (11). Paris, 1997. Pp. 28-32.
4. Vvedensky B.A. Great Soviet Encyclopedia. Moscow, 1954. 305 p.
5. Golovistikova A.N. Classification of human rights // Law and life // URL: http://www.law-n-life.ru. (Accessed: 26.07.2024)
6. Kovler A.I. Anthropology of law. Moscow: Norma, 2002. 202 p.
7. Kruss V.I. Personal («somatic») human rights in the constitutional and philosophical-legal dimension: towards the formulation of the problem / / State and Law. 2000. № 10.
8. Lavrik M.A. On the theory of somatic human rights // Siberian legal bulletin. 2005. № 3.
9. Lukasheva E.A. Human rights: Textbook. 3rd ed., revised and enlarged. M.: Norma, 2020. 142 p.
10. Malko A.V. Theory of legal policy: Monograph. Moscow: Yurlitinform, 2012. 15 p.
11. Matuzov N.I. Personality. Rights. Democracy: Theoretical problems of subjective law. Saratov: Prospect, 1972. 102 p.
12. Nesterova E.M. Personal (somatic) rights in the human rights system: Dis. ... cand. of legal sciences. Moscow, 2014. 197 p. // URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/01007857414
13. Nesterova E.M. Personal (somatic) rights as a subject of interdisciplinary research / / State and legal studies. 2020. Issue 3.
Информация об авторе
Велиева С.М. — преподаватель кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин колледжа Дагестанского государственного университета
Статья поступила в редакцию 09.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.
Information about the author
Velieva S.M. — lecturer at the department of general humanitarian and socio-economic disciplines of the College of the Dagestan State University
The article was submitted 09.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.
LAW & LEGISLATION • 08-2024