УДК 94 : 574 (470.621) ББК 63.3 (2 Рос.Ады) К 70
Е.Е. Корчемкина,
соискатель кафедры отечественной истории, историографии, теории и методологии истории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8-928-465-51-46; e-mail: [email protected]
К вопросу о становлении региональных отделений всероссийского общества охраны природы в 50-е гг. XX в.: (на материалах Республики Адыгея)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается становление и деятельность региональной организации Всероссийского общества охраны природы как неотъемлемой части природоохранительной политики советского государства, анализируются основные направления и трудности функционирования общественной организации на начальном этапе своего существования, рубежом которого явилось принятие в 1960 г. Закона об охране природы в РСФСР, стимулировавшего формирование новой стратегической линии в природоохранительной политике.
Ключевые слова: Всероссийское общество охраны природы, пропаганда и культмассовая работа, озеленение населенных пунктов, восстановление природных ресурсов, экологическое равновесие.
Е.Е. Korchemkina,
Applicant for Candidate's degree of the Department of National History, Historiography, Theory and Methodology of History, Adyghe State University, ph.: 89284655146; e-mail: [email protected]
On the formation of regional branches of Russian Nature Conservancy Society in the 1950s (based on the materials of the Republic of Adyghea)
Abstract. The paper considers the formation and activity of regional organization of Russian society of nature conservancy as an integral part of nature protecting policy of the Soviet state. Analysis is being made of main directions and difficulties of the functioning of this public ornigazation at the initial stage of its activities, the landmark of which became the adoption in 1960 of the Law on Nature Conservancy in RSFSR which stimulated the formation of the new strategic line in nature-protecting policy.
Keywords: Russian society of nature conservancy, propaganda, cultural and mass work, gardening of settlements, restoration of natural resourses, ecological balance.
Исторический опыт деятельности Значительная часть публикаций в этом общественных движений в СССР пред- контексте лежит в плоскости педаго-ставляет собой самостоятельный объ- гической, философской, социологиче-ект научного изучения. В рамках исто- ской направленности [1]. В разработку риографии деятельности добровольных теории природоохранных обществен-организаций, находятся и вопросы из- ных организаций немалый вклад внес-учения деятельности общественности ли труды ученых-юристов [2]. Также в области экологического образования не осталась вне поля зрения истории воспитания, пропаганды идей охраны ков тематика деятельности советских природы, защиты окружающей среды, природоохранных организаций [3].
Обращение к историческому анализу работы общественности по охране природы не только в масштабах страны, но и в регионе дает ценный архивный материал об успехах и неудачах этой деятельности, позволяет дать успешные ориентиры решения проблем, возникающих перед современным природоохранительным движением.
С момента создания Советского государства и выработки основных направлений его деятельности успех реализации политики охраны природы напрямую зависел от степени привлечения общественности. Целенаправленная пропаганда идей охраны природы, проведение силами общественности природоохранных мероприятий возлагалось на Всероссийское общество охраны природы, ставшее одной из авторитетных общественных организаций в СССР. Созданное в 1924 г. Всероссийское общество охраны природы (ВООП), на протяжении следующего предвоенного десятилетия становится инициатором мероприятий природоохранного значения в РСФСР. Великая Отечественная война помешала развитию практической работы. После войны общество активно включилось в работу по восстановлению разрушенных природных объектов и комплексов, озеленению мест, пострадавших от войны. В этот же период расширяется сеть региональных организаций. Адыгейское областное отделение Общества охраны природы и озеленения населенных пунктов было организовано 1 января 1957 г. На первой областной конференции 30 марта 1958 г. в совет общества был избран 21 человек, создана ревизионная комиссия, президиум в составе 9 человек. Председателем стал заведующий областным коммунальным хозяйством. На день приема президиумом совета общества дел от Организационного бюро 30 марта 1958 г. действительными членами общества состояли 360 человек, юридических организаций — 12, членов юношеских секций насчитывалось 162 человека [4]. Тяжелым был период его формирования. Такая ситуация объяснялась тем, что в первые годы после
организации общества у руководства оказались случайные люди, проявлявшие безответственность. В целях оздоровления его работы ревизионной комиссией была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности президиума общества за период с 1 марта 1958 г. по 1 января 1959 г., которая выявила серьезные должностные нарушения, по итогам работы комиссии был поставлен вопрос о невозможности дальнейшего пребывания на своем посту председателя президиума Общества [5].
Финансовые трудности, которые испытывало Адыгейское областное отделение Всероссийского общества содействия охране природы и озеленения населенных пунктов в первые два года после образования, были вызваны не только субъективными причинами безответственного руководства. Существовали также и объективные причины, ставившие под угрозу его существование. Работа по привлечению государственных организаций к работе Общества существенно тормозилась, поскольку директора предприятий не спешили откликнуться на призыв стать юридическими членами Общества содействия охране природы и озеленения населенных пунктов. Руководство Адыгейского областного отделения 13 октября 1959 г. направило письмо председателю Майкопского горисполкома с просьбой помочь привлечь в юридические члены около 30 предприятий и организаций города. Ссылаясь на постановление Совета Министров РСФСР от 14 января 1956 г. за №105 и решение Облисполкома от 15 января 1960 г. за №1/57, руководителям предприятий и организаций предлагалось оплатить установленные вступительный и членский годовой взносы. Директор Майкопского спиртового завода в своем письме отвечал, что «на Ваше письмо ... в части перечисления Вам денег в сумме 2500 рублей в виде вступительных и членских взносов и оформления вступления в члены общества — Майкопский спир-товый завод сообщает о том, что, посоветовавшись с коллективом завода,
не находим в этом необходимости» [6]. Руководители других предприятий в качестве причин отказа вступать в члены общества называли отсутствие средств на ассигнование таких мероприятий. Подобным отказом ответили директора Майкопского спецмагазина, сельхозснаба, Майкопского хлебокомбината, Майкопского машиностроительного завода, заведующий Майкопской юридической консультацией. Руководство пищекомбината Ро-спотребсоюза сообщило, что вышестоящая организация, которой подчинено предприятие, средств не отпустила и не дала разрешение на вступление в ряды общества, указав при этом, что постановление Совета Министров, на которое делается ссылка в письме председателя областного отделения Всероссийского общества содействия охраны природы и озеленения населенных пунктов, касается устава этого общества и не обязывает организации вступать в его члены [7].
Кроме привлечения в свои ряды юридических членов значительную часть организационной деятельности Общества составляла работа по организации первичных ячеек. Так, план работы Адыгейского областного отделения Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов на 1957 год предусматривал задачу привлечения в члены общества 3000 человек, в юношеские секции — 5000 человек, юридических членов — 400 организаций, организовать 5 районных отделений общества [8].
Второе основное направление деятельности общества составляла пропаганда и культмассовая работа. По отчету за 1957 г. Адыгейским областным отделением Общества охраны природы было проведено 11 массовых мероприятий, охвативших 1042 человека. На семинарах для работников учреждений, организаций, учителям школ читались лекции на темы: «Охрана природы в СССР», «Развитие сельского хозяйства Адыгейской области в шестой пятилетке». В числе мероприятий были: конференции голубеводов, садоводов, любителей-виноградарей, любителей
цветоводов-лимоноводов. Специалистами Государственного заповедника, Всероссийского института растениеводства (ВИРа), Северо-Кавказской лесной опытной станции (СКЛОС) читались публичные лекции; проводились по 75-ти часовой программе курсы по садоводству и виноградарству. Традиционными были «Недели сада», «Месячник леса», «День птиц», выставки цветов. Все мероприятия пропагандировались в прессе и на радио, сопровождались лекциями специалистов, выставками животных, птиц, цитрусовых, сортов плодовых деревьев и винограда, экскурсиями на приусадебные участки. Таким образом, участники имели возможность не только получить знания о новых сортах растений и породах животных и птиц, но и обменяться опытом работы. Издание плакатов по охране природы, брошюр, разъясняющих методы борьбы с вредителями, содержащих опыт выращивания плодово-ягодных культур, составляло немаловажную часть деятельности общества. Помимо культурно-массовых мероприятий общество призвано было оказывать содействие в озеленении населенных пунктов, в развитии коллективного и индивидуального садоводства. Для выполнения этих задач по линии общества завозились и реализовывались предприятиям, организациям и населению средства борьбы с вредителями садов, саженцы плодовых, декоративных и виноградных культур. Члены общества принимали участие в борьбе с вредителями деревьев и кустарников, з, также в обрезке и уходе за зелеными насаждениями населенных пунктов.
В структуре общества функционировали следующие секции: юношеская; охраны природы; садоводства и виноградарства; озеленения населенных пунктов; цветоводства и цитрусоводства; птицеводства; пчеловодства.
Состоявшаяся в сентябре 1960 г. вторая областная конференция подвела итоги работы с момента образования общества охраны природы и озеленения населенных пунктов и наметила дальнейшие задачи. За три года
в области было создано шесть районных и одно городское (г. Майкоп) отделения общества, насчитывавших 2000 членов. К работе было привлечено более 5-ти тысяч школьников, 60 организаций и предприятий состояли юридическими членами, были организованы юношеские секции, охватывавшие 1000 учащихся начальных и средних школ [9]. На конференции отмечалось, что в Адыгейской автономной области проделана необходимая и полезная работа по организации охраны природы. Но, вместе с тем, было подчёркнуто, что «областное отделение и районные отделения общества мало решили и выдвигали вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов, имеются случаи бесхозяйственного использования лесов, загрязнения водоемов, браконьерство...» [10]. В качестве недостатков в работе отмечалось медленное озеленение населенных пунктов: «в городе (Майкопе) и по другим населенным пунктам недопустимо еще мало цветов» [11]. Указывалось ТЕКЖ6 и на недостаточную помощь со стороны облисполкома и райисполкомов. Преодоление недостатков в работе виделось в создании более массовой организации и с этой целью ставилась задача укрепления районных отделений и первичных организаций общества во всех районах и городе. Особое внимание уделялось формированию юношеских секций общества в школах и детских домах. Комсомольские организации призывались развернуть работу по вовлечению в члены общества молодежи. Большое значение придавалось участию в работе общества профсоюзных организаций. Именно профсоюзы должны были стать опорой в деятельности по озеленению населенных пунктов, заводских, фабричных и учрежденческих дворов. При профсоюзных комитетах предполагалось создавать советы или инициативные группы по созданию первичных организаций общества. Для пропаганды идей охраны природы, популяризации литературы о богатстве и разнообразии природы области и края привлекался
областной отдел культуры. Совместно с областным отделением общества по распространению политических и научных знаний разрабатывались и рассылались в районы материалы для чтения цикла лекций на сельскохозяйственные и природоохранные темы. Такие организации, как СКЛОС, Леспромхоз, сельскохозяйственный техникум и Государственный заповедник, привлекались к работе по популяризации ценных видов животных и растений, имеющихся в области, охране и рациональному использованию природных ресурсов. Обком КПСС и облисполком были главной опорой общества по мобилизации помощи со стороны местных советов депутатов трудящихся.
С принятием 27 октября 1960 г. нового Закона об охране природы РСФСР коренным образом изменилась работа общества, поднялся его авторитет. Следует отметить, что принятию данного закона предшествовало его массовое обсуждение в первичных организациях Всероссийского общества охраны природы и озеленения населенных пунктов. Наряду с прежними задачами по озеленению населенных пунктов на первое место в работе областных, районных и первичных организаций общества ставилась задача охраны природы и восстановления природных ресурсов, пропаганды знаний о природе среди народных масс. В связи с этим устанавливались тесные связи с организациями и учреждениями, имеющими не только природоохранное назначение, но и связанными с эксплуатацией природных богатств страны, прежде всего, лесоразрабатывающей и деревообрабатывающей промышленности, с землепользователями, колхозами и совхозами. Безусловно, что принятие в 1960 г. Закона об охране природы РСФСР стало новым рубежом в деятельности Общества, стимулирующим формирование новой стратегической линии, например, охрану водоемов и рыбных запасов, атмосферного воздуха, почв, лесов. Как и многие грани общественной жизни советского периода, деятельность общества не была лишена идеологических стереотипов коммуни-
стической пропаганды с целью вовлечения в природоохранительное движение широких народных масс, молодежи, школьников, призывов охватить все учреждения, организации, колхозы, МТС, совхозы движением за ленинское отношение к природе. Деятельность общества в конце 50-х гг. увязывалась с задачами выполнения семилетнего плана развития народного хозяйства (19591965 гг.), решений Пленумов ЦК КПСС и осуществлялась под руководством местных партийных и государственных
органов. Но, несмотря на атрибуты партийно-государственного руководства, провозглашавшуюся с партийных трибун массовость, природоохранительная работа являлась важным звеном в политической системе государства, обеспечившим контроль со стороны общества за хрупкой сферой экологического равновесия, т.к. задачи охраны окружающей среды отвечали интересам каждого советского человека, что и обеспечивало широкую социальную поддержку данному общественному движению.
Примечания:
1. Галкин Ю.Ю., Ожегов О.П. Особенности экологического движения в России. М.: Экоинформ, 1994. 143 е.; Галкин Ю.Ю. Экологическое движение: философско-социологический анализ: автореф. дис.... д-ра филос. наук. М., 1994. 39 е.; Яницкий О.Н. Экологическое движение в России: критический анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996. 216 е.; Яницкий О.Н. Эволюция экологического движения в современной России // Социологические исследования. 1995. №8. С. 15-26; Фарниева М.Г. Детское экологическое движение в России в XX веке: ист.-пед. анализ: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2005. 22 е.; Провадкин Г.Г. Образование и экология: проект будущего // Ученые записки: науч.-теор. сб. М.: Союз, 1998. №3. С. 101-102; Хатагова Е.Р. Экологическая направленность народной педагогики Северного Кавказа и ее использование в воспитании младших
школьников: на примере Республики Северная Осетия-Алания: автореф. дис____ канд.
пед. наук. Владикавказ, 2004. 22 е.; Шовгенова JI.M. Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей:
в условиях полиэтнической среды: автореф. дис____ канд. пед. наук. Майкоп, 2004.
26 е.; Шаповаленко А.Н. Традиционная экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия природы и общества: социокультурный анализ: автореф. дис.... канд. социол. наук. Майкоп, 2009. 22 с.
2. Быстров Г.Е. Правовое положение общественных организаций, осуществляющих функции охраны окружающей среды // Проблемы правовой охраны окружающей среды в СССР. JL: Изд-во ЛГУ, 1979, С. 101-162; Гришин H.H. Общественность и среда обитания: правовые аспекты участия общественности в принятии экологически значимых решений в России и Европе. М.: Ин-т проблем гуманизма и милосердия, 1997. 466 е.; Добровольные общества при социализме / А.И. Щиглик, Ц.А. Ямпольская, Д.В. Шутько [и др.]. М.: Наука, 1976. 372 е.; Щиглик А.И. Добровольные общества в переходный период от капитализма к социализму // Вопросы теории и истории общественных организаций. М.: Наука, 1971. С. 205-217; Тарнавский А.Г. Охрана природы и общественные организации: правовые вопросы / отв. ред. О.С. Колбасов. М.: Наука, 1990. 126 е.; Колбасов О.С. Экология: политика — право: правовая охрана природы в СССР. М.: Прогресс, 1983. 216 с.
3. Гаранин В.И. Охрана природы: прошлое и настоящее. Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. 75 е.; Рахилин В.К. Природоохранное движение в России. М.: Знание, 1985. 40 е.; Рахилин В.К. Общество и живая природа: Краткий очерк истории взаимодействия. М.: Наука, 1989. 215 е.; Галкин Ю.Ю., Ожегов, О.П. Особенности экологического движения в России. М.: Экоинформ, 1994. 143 е.; Борейко В.Е. Первое в России общество охраны природы // Природа. 1986. №3. С. 96-97; Смышляев В.А. Экологическое движение в России в 1980-х годах: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1995.18 е.; Забелин С.И. Природоохранное движение в России до и после перестройки // Россия в окружающем мире: аналитический ежегодник. М., 1998. С. 187-198; Баришпол И.Ф., Ларина В.Г. У природы друзей миллионы. М.: Лесная промышленность, 1984. 159 е.; Ларина В.Г. Всероссийское общество охраны природы (1924 1941 гг.). 106 с.
4. Государственное казенное учреждение Республики Адыгея «Национальный архив Республики Адыгея» (ГКУ НАРА). Ф.-Р 320. Оп. 1. Д. 5. Лл. 14, 15, 15.
5. Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Государственный архив Краснодарского края» (ГАКК). Ф. Р-1751. Оп. 1. Д. 1. Лл. 247-254.
6. ГКУ РА «НАРА». Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 1. Л. 13.
7. nCY PA «HAPA». <&. P-320. On. 1. fl. 1. JI. 21.
8. nCY PA «HAPA». «D.P-320. On. 1. fl. 2. JI. 44.
9. nCY PA «HAPA». «D.P-320. On. 1. fl. 5. JI. 6.
10. TKY PA «HAPA». «D. P-320. On. 1. fl. 5. JI. 6.
11. TKY PA «HAPA». «D. P-320. On. 1. fl. 5. JI. 7.
References:
1. Galkin Yu.Yu.,Ozhegov O.P. Special aspects of ecological movement in Russia. M,: Ecounform,1994.P.43; Galkin Yu.Yu. Ecological movement: philosophical and sociological analyses ¡abstract of dissertation of Doctor of Philosophy M.: 1194. P.39.Yanitsky O.N. Ecological movement in Russia: critical analyses. M.: Institute of sociology of RAS, 1996, P.216.; Yanitsky O.N. Evolution of ecological movement in modern Russia// Sociological research. 1995. No.8. P.15-26; Farnieva M.G. Children's ecological movement in Russia in XX century:historical and pedagogical analyses; abstract of dissertation of Doctor of Pedagogical Sciences. M.,2005.P.22. Provadkin G.G.Education and ecology: project of future// Scientific notes: scientific and theoretical collection. M.: Soyuz, 1998, №3, P.101-102; Hatagova E.R. Ecological orientation of public pedagogy in the North Caucasus and its using in education of pupils of lower grades using as an example experience of the Republic of North Ossetia— Alania: abstract of dissertation of candidate of pedagogy. Vladikavkaz, 2004. 22 p.; Shovgenova L.M. Psychological and pedagogical principles of ecological education of rural schoolchildren in the context of ethnocultural values;in case of multiethnic environment: abstract of dissertation of candidate of pedagogy. Maikop, 2004, 26 p. Shapovalenko A.N. Traditional ecological culture as a factor of harmonization of interrelations of nature and society : sociocultural analyses: abstract of dissertation of candidate of sociology. Maikop, 2009. 22p.
2. Bystrov G.E. Legal status of public organizations carrying out functions of environment protection// Problems of legal environmental protection in the USSR.L. Pub. off. LGU,P.101-162; Grishin N.N. The public and the environment: legal aspects of public's participation in making ecologically important decisions in Russia and Europe. M.: Institute of problems of humanism and mercy. 1997. 446p. Voluntary societies in socialism / A.I.Shiglik, Ts.A.Yampolskaya, D.V.Shutko (some others). M.: Science.1976. 372 p.; Shiglik A.I. Voluntary societies in the period of transition from capitalism to socialism // Problems of theory and history of public organizations. M.: Science, 1971. P.205-217; Tarnavsky A.G. Nature protection and public organizations: legal questions / editor-in-chief O.C.Kolbasov. M.: Science, 1990. 126 p.; Kolbasov O.C. Ecology: policy-laws: legal nature protection in the USSR.M.: Progress, 1983. 216 p.
3. Garanin V.I. Nature protection: past and present.Kazan: Tatar publ. office. 1975. 75 p.; Rachilin V.K. Nature protecting movement in Russia. M.: Znanie, 1985. 40p. Rachilin V.K. Society and live nature: Brief essay of history of interrelation. M.: Science. 1989. 215 p. Galkin Yu.Yu. Ozhegov O.P. Peculiarities of ecological movement in Russia. M.: 1994. 143 p.; Boreiko V.E. First nature protection society in Russia// Nature. 1986. №3. P.96-97; Smyshliaev V.A. Ecological movement in Russia in 1980: abstract of dissertation of candidate of history. Voronezh, 1995, 18 p. Zabelin S.I. Nature protecting movement in Russia before an after perestroika// Russriia in the surrounding world: analytical year book. M.: 1998. P.187-198; Barishpol I.F., Larina V.G.Nature has millions of friends. M.; Forestry, 1984. 159 p.; Larina V.G. All Russian Society of Nature Protection (1924-1941). 106 p.
4. State owned institution of Republic of Adyghe "National Archive of Republic !!! of Adyghe( GKU NARA), F.-R 320. Op.l. D.5. Ll.14,15,15.
5. State owned institution of Republic of Adyghe "National Archive of Republic of Adyghe( GKU NARA), F.-R 1751. Op.l. D.l. Ll.247-254.
6. GKU RA "NARA". F.R-320. Op.l. D 1. L.13.
7. GKU RA "NARA". F.R-320. Op.l. D 1. L.21.
8. GKU RA "NARA". F.R-320. Op.l. D 2. L.44.
9. GKU RA "NARA". F.R-320. Op.l. D 5. L.6.
10. GKU RA "NARA". F.R-320. Op.l. D 5. L.6
11. GKU RA "NARA". F.R-320. Op.l. D 5. L.7.