Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 46-49.
УДК 340
DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.46-49
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В 1940-1960-е гг.
ENVIRONMENTAL PROTECTION ACTIVITIES OF STATE AND PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE 1940s - 1960s
Е. А. БОГОЛЮБОВ (E. A. BOGOLYUBOV)
В статье рассматривается процесс становления сети местных отделений Всероссийского общества охраны природы в 40-60-е гг. XX в. Региональные отделения в этот период рассматривались государством в качестве общественного помощника в решении проблем охраны окружающей среды. Общественные организации были неразрывно связаны с государственными органами, выполняя возложенные на них государством обязанности.
Ключевые слова: Всероссийское общество охраны природы; экологическая организация; общественная организация; охрана природы; охрана окружающей среды; природоохранная деятельность.
The article discusses the process of formation of the network of regional branches of the All-Russian Society for Nature Conservation, which took place in the 1940s - 1960s. The regional branches during this period were considered by the state as a public assistant in solving problems of environment. Public organizations were inextricably linked with the public authorities, fulfilling the duties assigned to them by the state.
Key words: All-Russian Society for Nature Conservation; environmental organization; public organization; conservation; environment; conservation activities.
Создание региональных отделений Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП, Общество) началось после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Восстановление промышленности, сельского хозяйства, экономики во всех частях РСФСР в послевоенный период не могло проводиться без соблюдения требований в области охраны окружающей среды. ВООП, единственная природоохранная организация в РСФСР, стала общественным проводником государственной политики в сфере восстановления важнейших отраслей государственного хозяйства с соблюдением природоохранных норм. Выполнение этой общественной обязанности только центральными отделами Общества, сосредоточенными исключительно в Москве и других крупных городах, было невозможно, что и обусловило необходи-
мость расширения сети региональных отделений ВООП. Региональные отделения должны были решать экологические проблемы в своей местности и вовлекать местное население в природоохранную деятельность.
Нормативным регулятором природоохранной общественной деятельности стало Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 25 сентября 1946 г. «Об охране природы на территории РСФСР», в соответствии с которым облисполкомам, крайисполкомам и Советам Министров автономных республик было поручено «организовать отделения Всероссийского общества охраны природы и оказать им необходимую помощь в повседневной работе» [1] по развитию охраны природы и окружающей среды, увеличению численности объектов животного и растительного мира, расширению площади
© Боголюбов Е. А., 2018
лесных угодий, содействовать в других природоохранных сферах, которым в годы войны был нанесён существенный урон.
Несмотря на готовность ВООП отправлять общественную обязанность по охране и восстановлению природы, выполнение данного Постановления Совета Министров РСФСР значительно замедлилось в силу нерасторопности местных исполкомов, решающих другие насущные послевоенные проблемы. Примером тому могут послужить Татарская АССР, Бурято-Монгольская АССР и Калининградская область, от которых по истечении года с момента издания вышеуказанного постановления ВООП так и не было получено никаких сведений «о претворении этого постановления в жизнь» [2]. В то же время некоторые отделения были сформированы непосредственно в 1946 г., например в Томской области. Однако к концу 1940-х гг. план по созданию отделений Общества был выполнен лишь частично.
Активизация этого процесса произошла в 50-е гг. XX столетия. В 1953 г. в составе Общества насчитывалось уже 55 областных, краевых и республиканских отделений и 11 оргбюро. Однако фактически вело работу около 30 отделений. Остальные отделения не развернули свою работу «из-за слабого руководства со стороны центрального аппарата Общества и отсутствия минимальных штатов для учёта членов и сборов членских взносов». По архивным данным, во всех отделениях общества состояло около 159 тыс. членов [3].
К 1955 г., в связи с объединением ВООП и Всероссийского общества содействия строительству и охране городских зеленых насаждений во Всероссийское общество содействия охране природы и озеленению населённых пунктов, в объединённом Обществе насчитывалось 56 республиканских, краевых, областных отделений. Общее число членов приближалось к 200 тыс. человек [4].
В этот период создаются следующие областные отделения ВООП: Иркутское (1954 г.) [5], Краснодарское (1955 г.) [6], Кемеровское [7] и Красноярское [8] (1956 г.), Адыгейское (1957 г.) [9], Новгородское (1959 г.) [10].
Поскольку охрана природы была признана всенародным делом, которое должно осуществляться в неразрывной связке с госу-
дарством, общественными организациями и другим добровольными обществами, а также с привлечением широких масс населения, то после создания сети регионального уровня стал вопрос о распространении подобных отделений на районном, городском и сельском уровне. Однако архивные документы свидетельствуют о трудностях, связанных с оформлением подобных общественных объединений на местном уровне. Например, к 1960 г. в Орловской области районные отделения не были созданы в Бохловском, Кор-саковском, Должанском, Малоархангельском, Свердловском районах [11]. В Новгородской области в Батецком, Залучском, Мо-тинском, Белебёлковском, Валдайском и Во-лотовском районах и городе Боровичи созданные отделения общества охраны природы не работали, а в Холмском, Хвойнинском и Уторгошском районах эти отделения общества вообще не были созданы [12]. В Кемеровской области к 1962 г. районных отделений по-прежнему не было в Яшкинском, Топкинском, Тисульском, Промышленнов-ском, Ижморском, Тяжинском, Крапивин-ском районах. Также слабо велась работа по организации первичных ячеек на крупных предприятиях, в колхозах и совхозах [13].
Таким образом, создание сети отделений ВООП обусловило ведущую общественную роль Общества в природоохранной деятельности. Поскольку к моменту создания региональных отделений ВООП на территории некоторых областей уже существовали общественные организации экологической направленности (например, общества мичуринцев, садоводческие и пчеловодческие товарищества), то наличие нескольких схожих по сфере деятельности обществ приводило «к параллелизму в работе и распылению сил общественности и материальных средств». Поэтому в ряде случаев эти организации присоединялись к ВООП. Подобное поглощение произошло в Кемеровской [14] и Пермской [15] областях.
Закон «Об охране природы в РСФСР» 1960 г. возложил руководство всей общественной работой по природоохранной деятельности в РСФСР на Всероссийское общество содействия охране природы и озеленению населённых пунктов. Органы государственной власти могли привлекать Общество
Е. А. Боголюбов
к участию в рассмотрении планов комплексных мероприятий по использованию и преобразованию природы и проектов крупнейших строек, затрагивающих сохранность и воспроизводство природных ресурсов. При местных отделениях учреждались общественные инспекции по охране природы. Этот Закон позволил расширить сферу деятельности местных отделений Общества [16].
Безусловно, общей для всех отделений была природоохранная деятельность, но конкретные проблемы, с которыми сталкивались организации, были разными в зависимости от ведущей отрасли и профориентации региона. Например, Краснодарское отделение в 60-е гг. осуществляло общественный контроль за нефтедобывающими предприятиями края, разрабатывало мероприятия по ликвидации имеющихся на территории края многочисленных газовых факелов и переключению бессмысленно сжигаемого газа на промышленное и бытовое использование [17]. Адыгейское отделение устанавливало тесные связи с организациями и учреждениями те только природоохранного назначения, но и связанными с эксплуатацией природных богатств страны, прежде всего лесоразрабаты-вающей и деревоперерабатывающей промышленности, с лесопользователями, колхозами и совхозами [18]. Иркутское отделение в своей работе пристально наблюдало за лесозаготовками, пресекало нерациональное использование лесосек, в частности территория после вырубки не очищалась от древесного мусора, что создавало пожароопасную ситуацию, а также проводило мероприятия по охране озера Байкал [19]. В Томской области местное отделение занималось охраной атмосферного воздуха [20].
Создание разветвлённого общественного и государственного механизма по охране природы предоставило в рамках делегирования региональным исполкомам утверждать различного рода правила по регулированию деятельности региональных отделений ВООП. К примеру, решением Исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся от 3 марта 1960 г. «Об утверждении правил по охране зеленых насаждений на территории Кемеровской области» Обществу охраны природы необходимо было организовать общественную ин-
спекцию по охране природы, а 29 июля 1960 г., опередив Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР», Облисполком утвердил Положение «Об общественной инспекции по охране природных богатств Кемеровской области» [21]. Согласно этому документу общественные инспекции могли создаваться при районных и городских отделениях Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населённых пунктов.
Иногда местные отделения ВООП наделялись контрольными полномочиями, выполняя тем самым функции общественного проводника реализации государством функций по охране природы. Например, в положении «Об общественном лесничестве в колхозе» говорилось, что Президиум рай-горотделения ВООП заслушивает лесничего о работе общественного лесничества и принимает меры к улучшению деятельности его через райисполкомы, правление колхозов. Помимо этого, местное райотделение ВООП должно было оказывать помощь общественному лесничеству в его работе [22].
Указанные выше документы раскрывают перед нами взаимоотношения государственной власти с общественными организациями на территории РСФСР. Государство не рассматривало общественные организации как самостоятельного участника публичных отношений - наоборот, оно видело в них непосредственного субъекта реализации государственной политики в различных сферах государственного хозяйства. Такое положение вещей характерно для всех обществ и союзов периода 30-80-х гг.
В частности, ВООП не было независимой организацией, поскольку оно создавалось государственной властью с целью осуществления государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Региональные отделения ВООП не могли сами формировать природоохранную и экологическую повестку. Органы власти в лице исполкомов различных уровней ставили конкретные цели и задачи перед Обществом. Иногда эти цели не совпадали с общественными интересами. Тем не менее региональные отделения ВООП внесли значительный вклад в развитие природоохранной деятельности своих регионов.
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А404. Оп. 1. Д. 139. Л. 2.
2. ГАРФ. Ф. А404. Оп. 1. Д. 139. Л. 8-9.
3. ГАРФ. Ф. А404. Оп. 1. Д. 212. Л. 2.
4. ГАРФ. Ф. А404. Оп. 1. Д. 230. Л. 3.
5. См.: Бондарева Д. К. История образования государственных природных памятников Иркутской области в 1970-90-х гг. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2017. - № 3 (29). - С. 31-36.
6. См.: СозиновА. В. Краснодарское отделение Всероссийского общества охраны природы: основные направления деятельности в 19601970-е годы // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 4. - С. 41-42.
7. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 102.
8. См.: Gaydin S. T. Establishment and development of departments of All-russian Society of Nature Conservation in Eastern Siberia (19461991) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. -2009. - Т. 2, № 2. - С. 280-291.
9. См.: Корчемкина Е. Е. К вопросу о становлении региональных отделений Всероссийского общества охраны природы в 50-е гг. ХХ в. (на материалах Республики Адыгея) // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. - № 3 (144). -С. 81-86.
10. ГАКО. Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
11. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 67.
12. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
13. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 211.
14. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 103-106
15. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 227.
16. Об охране природы в РСФСР : Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. -1960. - № 40. - Ст. 586.
17. См.: Созинов А. В. Указ. соч.
18. См.: КорчемкинаЕ. Е. Указ. соч.
19. См.: Бондарева Д. К. Природоохранная деятельность на территории Иркутской области в период 1960-1978 гг.: от Закона «Об охране природы в РСФСР» до БАМа // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2017. - № 2 (28). - С. 61-67.
20. См.: Вопросы охраны природы Западной Сибири. Вып. 4 / под ред. Б. Г. Иоганзен, С. В. Гудошников, Н. И. Иголкин [и др.]. -Томск : Изд-во Том. ун-та, 1970. - С. 24.
21. ГАКО. Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
22. ГАКО. Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 148.