Научная статья на тему 'Природоохранная деятельность государства и общественных организаций в 1940-1960-е гг'

Природоохранная деятельность государства и общественных организаций в 1940-1960-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
391
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ / ALL-RUSSIAN SOCIETY FOR NATURE CONSERVATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ENVIRONMENTAL ORGANIZATION / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PUBLIC ORGANIZATION / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ENVIRONMENT / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONSERVATION ACTIVITIES / CONSERVATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Боголюбов Егор Андреевич

В статье рассматривается процесс становления сети местных отделений Всероссийского общества охраны природы в 40-60-е гг. XX в. Региональные отделения в этот период рассматривались государством в качестве общественного помощника в решении проблем охраны окружающей среды. Общественные организации были неразрывно связаны с государственными органами, выполняя возложенные на них государством обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Protection Activities of State and Public Organizations in the 1940s - 1960s

The article discusses the process of formation of the network of regional branches of the All-Russian Society for Nature Conservation, which took place in the 1940s 1960s. The regional branches during this period were considered by the state as a public assistant in solving problems of environment. Public organizations were inextricably linked with the public authorities, fulfilling the duties assigned to them by the state.

Текст научной работы на тему «Природоохранная деятельность государства и общественных организаций в 1940-1960-е гг»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 46-49.

УДК 340

DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.46-49

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В 1940-1960-е гг.

ENVIRONMENTAL PROTECTION ACTIVITIES OF STATE AND PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE 1940s - 1960s

Е. А. БОГОЛЮБОВ (E. A. BOGOLYUBOV)

В статье рассматривается процесс становления сети местных отделений Всероссийского общества охраны природы в 40-60-е гг. XX в. Региональные отделения в этот период рассматривались государством в качестве общественного помощника в решении проблем охраны окружающей среды. Общественные организации были неразрывно связаны с государственными органами, выполняя возложенные на них государством обязанности.

Ключевые слова: Всероссийское общество охраны природы; экологическая организация; общественная организация; охрана природы; охрана окружающей среды; природоохранная деятельность.

The article discusses the process of formation of the network of regional branches of the All-Russian Society for Nature Conservation, which took place in the 1940s - 1960s. The regional branches during this period were considered by the state as a public assistant in solving problems of environment. Public organizations were inextricably linked with the public authorities, fulfilling the duties assigned to them by the state.

Key words: All-Russian Society for Nature Conservation; environmental organization; public organization; conservation; environment; conservation activities.

Создание региональных отделений Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП, Общество) началось после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Восстановление промышленности, сельского хозяйства, экономики во всех частях РСФСР в послевоенный период не могло проводиться без соблюдения требований в области охраны окружающей среды. ВООП, единственная природоохранная организация в РСФСР, стала общественным проводником государственной политики в сфере восстановления важнейших отраслей государственного хозяйства с соблюдением природоохранных норм. Выполнение этой общественной обязанности только центральными отделами Общества, сосредоточенными исключительно в Москве и других крупных городах, было невозможно, что и обусловило необходи-

мость расширения сети региональных отделений ВООП. Региональные отделения должны были решать экологические проблемы в своей местности и вовлекать местное население в природоохранную деятельность.

Нормативным регулятором природоохранной общественной деятельности стало Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 25 сентября 1946 г. «Об охране природы на территории РСФСР», в соответствии с которым облисполкомам, крайисполкомам и Советам Министров автономных республик было поручено «организовать отделения Всероссийского общества охраны природы и оказать им необходимую помощь в повседневной работе» [1] по развитию охраны природы и окружающей среды, увеличению численности объектов животного и растительного мира, расширению площади

© Боголюбов Е. А., 2018

лесных угодий, содействовать в других природоохранных сферах, которым в годы войны был нанесён существенный урон.

Несмотря на готовность ВООП отправлять общественную обязанность по охране и восстановлению природы, выполнение данного Постановления Совета Министров РСФСР значительно замедлилось в силу нерасторопности местных исполкомов, решающих другие насущные послевоенные проблемы. Примером тому могут послужить Татарская АССР, Бурято-Монгольская АССР и Калининградская область, от которых по истечении года с момента издания вышеуказанного постановления ВООП так и не было получено никаких сведений «о претворении этого постановления в жизнь» [2]. В то же время некоторые отделения были сформированы непосредственно в 1946 г., например в Томской области. Однако к концу 1940-х гг. план по созданию отделений Общества был выполнен лишь частично.

Активизация этого процесса произошла в 50-е гг. XX столетия. В 1953 г. в составе Общества насчитывалось уже 55 областных, краевых и республиканских отделений и 11 оргбюро. Однако фактически вело работу около 30 отделений. Остальные отделения не развернули свою работу «из-за слабого руководства со стороны центрального аппарата Общества и отсутствия минимальных штатов для учёта членов и сборов членских взносов». По архивным данным, во всех отделениях общества состояло около 159 тыс. членов [3].

К 1955 г., в связи с объединением ВООП и Всероссийского общества содействия строительству и охране городских зеленых насаждений во Всероссийское общество содействия охране природы и озеленению населённых пунктов, в объединённом Обществе насчитывалось 56 республиканских, краевых, областных отделений. Общее число членов приближалось к 200 тыс. человек [4].

В этот период создаются следующие областные отделения ВООП: Иркутское (1954 г.) [5], Краснодарское (1955 г.) [6], Кемеровское [7] и Красноярское [8] (1956 г.), Адыгейское (1957 г.) [9], Новгородское (1959 г.) [10].

Поскольку охрана природы была признана всенародным делом, которое должно осуществляться в неразрывной связке с госу-

дарством, общественными организациями и другим добровольными обществами, а также с привлечением широких масс населения, то после создания сети регионального уровня стал вопрос о распространении подобных отделений на районном, городском и сельском уровне. Однако архивные документы свидетельствуют о трудностях, связанных с оформлением подобных общественных объединений на местном уровне. Например, к 1960 г. в Орловской области районные отделения не были созданы в Бохловском, Кор-саковском, Должанском, Малоархангельском, Свердловском районах [11]. В Новгородской области в Батецком, Залучском, Мо-тинском, Белебёлковском, Валдайском и Во-лотовском районах и городе Боровичи созданные отделения общества охраны природы не работали, а в Холмском, Хвойнинском и Уторгошском районах эти отделения общества вообще не были созданы [12]. В Кемеровской области к 1962 г. районных отделений по-прежнему не было в Яшкинском, Топкинском, Тисульском, Промышленнов-ском, Ижморском, Тяжинском, Крапивин-ском районах. Также слабо велась работа по организации первичных ячеек на крупных предприятиях, в колхозах и совхозах [13].

Таким образом, создание сети отделений ВООП обусловило ведущую общественную роль Общества в природоохранной деятельности. Поскольку к моменту создания региональных отделений ВООП на территории некоторых областей уже существовали общественные организации экологической направленности (например, общества мичуринцев, садоводческие и пчеловодческие товарищества), то наличие нескольких схожих по сфере деятельности обществ приводило «к параллелизму в работе и распылению сил общественности и материальных средств». Поэтому в ряде случаев эти организации присоединялись к ВООП. Подобное поглощение произошло в Кемеровской [14] и Пермской [15] областях.

Закон «Об охране природы в РСФСР» 1960 г. возложил руководство всей общественной работой по природоохранной деятельности в РСФСР на Всероссийское общество содействия охране природы и озеленению населённых пунктов. Органы государственной власти могли привлекать Общество

Е. А. Боголюбов

к участию в рассмотрении планов комплексных мероприятий по использованию и преобразованию природы и проектов крупнейших строек, затрагивающих сохранность и воспроизводство природных ресурсов. При местных отделениях учреждались общественные инспекции по охране природы. Этот Закон позволил расширить сферу деятельности местных отделений Общества [16].

Безусловно, общей для всех отделений была природоохранная деятельность, но конкретные проблемы, с которыми сталкивались организации, были разными в зависимости от ведущей отрасли и профориентации региона. Например, Краснодарское отделение в 60-е гг. осуществляло общественный контроль за нефтедобывающими предприятиями края, разрабатывало мероприятия по ликвидации имеющихся на территории края многочисленных газовых факелов и переключению бессмысленно сжигаемого газа на промышленное и бытовое использование [17]. Адыгейское отделение устанавливало тесные связи с организациями и учреждениями те только природоохранного назначения, но и связанными с эксплуатацией природных богатств страны, прежде всего лесоразрабаты-вающей и деревоперерабатывающей промышленности, с лесопользователями, колхозами и совхозами [18]. Иркутское отделение в своей работе пристально наблюдало за лесозаготовками, пресекало нерациональное использование лесосек, в частности территория после вырубки не очищалась от древесного мусора, что создавало пожароопасную ситуацию, а также проводило мероприятия по охране озера Байкал [19]. В Томской области местное отделение занималось охраной атмосферного воздуха [20].

Создание разветвлённого общественного и государственного механизма по охране природы предоставило в рамках делегирования региональным исполкомам утверждать различного рода правила по регулированию деятельности региональных отделений ВООП. К примеру, решением Исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся от 3 марта 1960 г. «Об утверждении правил по охране зеленых насаждений на территории Кемеровской области» Обществу охраны природы необходимо было организовать общественную ин-

спекцию по охране природы, а 29 июля 1960 г., опередив Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР», Облисполком утвердил Положение «Об общественной инспекции по охране природных богатств Кемеровской области» [21]. Согласно этому документу общественные инспекции могли создаваться при районных и городских отделениях Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населённых пунктов.

Иногда местные отделения ВООП наделялись контрольными полномочиями, выполняя тем самым функции общественного проводника реализации государством функций по охране природы. Например, в положении «Об общественном лесничестве в колхозе» говорилось, что Президиум рай-горотделения ВООП заслушивает лесничего о работе общественного лесничества и принимает меры к улучшению деятельности его через райисполкомы, правление колхозов. Помимо этого, местное райотделение ВООП должно было оказывать помощь общественному лесничеству в его работе [22].

Указанные выше документы раскрывают перед нами взаимоотношения государственной власти с общественными организациями на территории РСФСР. Государство не рассматривало общественные организации как самостоятельного участника публичных отношений - наоборот, оно видело в них непосредственного субъекта реализации государственной политики в различных сферах государственного хозяйства. Такое положение вещей характерно для всех обществ и союзов периода 30-80-х гг.

В частности, ВООП не было независимой организацией, поскольку оно создавалось государственной властью с целью осуществления государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Региональные отделения ВООП не могли сами формировать природоохранную и экологическую повестку. Органы власти в лице исполкомов различных уровней ставили конкретные цели и задачи перед Обществом. Иногда эти цели не совпадали с общественными интересами. Тем не менее региональные отделения ВООП внесли значительный вклад в развитие природоохранной деятельности своих регионов.

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А404. Оп. 1. Д. 139. Л. 2.

2. ГАРФ. Ф. А404. Оп. 1. Д. 139. Л. 8-9.

3. ГАРФ. Ф. А404. Оп. 1. Д. 212. Л. 2.

4. ГАРФ. Ф. А404. Оп. 1. Д. 230. Л. 3.

5. См.: Бондарева Д. К. История образования государственных природных памятников Иркутской области в 1970-90-х гг. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2017. - № 3 (29). - С. 31-36.

6. См.: СозиновА. В. Краснодарское отделение Всероссийского общества охраны природы: основные направления деятельности в 19601970-е годы // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 4. - С. 41-42.

7. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 102.

8. См.: Gaydin S. T. Establishment and development of departments of All-russian Society of Nature Conservation in Eastern Siberia (19461991) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. -2009. - Т. 2, № 2. - С. 280-291.

9. См.: Корчемкина Е. Е. К вопросу о становлении региональных отделений Всероссийского общества охраны природы в 50-е гг. ХХ в. (на материалах Республики Адыгея) // Вестник

Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. - № 3 (144). -С. 81-86.

10. ГАКО. Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

11. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 67.

12. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

13. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 211.

14. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 103-106

15. ГАКО Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 227.

16. Об охране природы в РСФСР : Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. -1960. - № 40. - Ст. 586.

17. См.: Созинов А. В. Указ. соч.

18. См.: КорчемкинаЕ. Е. Указ. соч.

19. См.: Бондарева Д. К. Природоохранная деятельность на территории Иркутской области в период 1960-1978 гг.: от Закона «Об охране природы в РСФСР» до БАМа // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2017. - № 2 (28). - С. 61-67.

20. См.: Вопросы охраны природы Западной Сибири. Вып. 4 / под ред. Б. Г. Иоганзен, С. В. Гудошников, Н. И. Иголкин [и др.]. -Томск : Изд-во Том. ун-та, 1970. - С. 24.

21. ГАКО. Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.

22. ГАКО. Ф. Р-175. Оп. 1. Д. 1. Л. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.