Научная статья на тему 'К вопросу о становлении института гражданского брака: сравнительно-правовой обзор правового регулирования брачно-семейных отношений в России и странах Западной Европы в конце XIX века'

К вопросу о становлении института гражданского брака: сравнительно-правовой обзор правового регулирования брачно-семейных отношений в России и странах Западной Европы в конце XIX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1412
330
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО АНГЛИИ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ГЕРМАНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телепина Наталия Михайловна, Телепина Наталия Александровна

В статье рассматриваются основные моменты становления института гражданского брака, которые важны для понимания тенденции его дальнейшего развития, на основе сравнительно-правового анализа институтов семейного права, существовавших в конце XIX в. России, и аналогичных институтов в праве Англии, Германии и Франции того же периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF CIVIL MARRIAGE LEGAL INSTITUTION: COMPARATIVE REVIEW OF CIVIL MARRIAGE LEGAL REGULATION IN RUSSIA AND WESTERN EUROPE IN THE LATE 19TH CENTURY

The article deals with the main stages of the formation of civil marriage institution, which is important to understand and realize trends of its further development. The overview is based on the comparative legal analysis of the institutions of family law that existed at the end of the 19th century in Russia, and similar legal institutions appeared in England, Germany and France in the same period.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении института гражданского брака: сравнительно-правовой обзор правового регулирования брачно-семейных отношений в России и странах Западной Европы в конце XIX века»

УДК 347.61/.62::348.8 (091) (470+41+430+44)

Н М- Телепина К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА

на. Телепина ГРАЖДАНСКОГО БРАКА: СРАВНИТЕЛЬНО-

ПРАВОВОЙ ОБЗОР ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Аннотация. В статье рассматриваются основные моменты становления института гражданского брака, которые важны для понимания тенденции его дальнейшего развития, на основе сравнительно-правового анализа институтов семейного права, существовавших в конце XIX в. России, и аналогичных институтов в праве Англии, Германии и Франции того же периода.

Ключевые слова: гражданский брак, становление гражданского брака, семейное право России, семейное право Англии, семейное право Франции, семейное право Германии.

Natalia Telepina Natalia Telepina

SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF CIVIL MARRIAGE LEGAL INSTITUTION: COMPARATIVE REVIEW OF CIVIL MARRIAGE LEGAL REGULATION IN RUSSIA AND WESTERN EUROPE IN THE LATE 19TH CENTURY

Annotation. The article deals with the main stages of the formation of civil marriage institution, which is important to understand and realize trends of its further development. The overview is based on the comparative legal analysis of the institutions of family law that existed at the end of the 19th century in Russia, and similar legal institutions appeared in England, Germany and France in the same period.

Keywords: civil marriage, formation of civil marriage, Russian family law, English family law, French family law, German family law.

В течение многих столетий в сознании людей сложилось твердое представление о браке как семейном союзе мужчины и женщины, создаваемом с основной целью — продолжение рода и воспитание потомства. Среди урегулированных правом общественных отношений брачно-семейные отношения представляют собой комплекс сложных общественных взаимосвязей, с одной стороны, основанных на личных чувствах и родстве, с другой стороны, носящих имущественный характер [17, с. 407]. Однако вопрос о правовой природе брака до сих пор не решен. Даже действующее семейное законодательство не содержит легального определения брака: ни Семейный кодекс РФ [1], ни Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» [2], регулирующий порядок государственной регистрации заключения и расторжения брака. В настоящее время существуют различные точки зрения на брак: брак-статус, брак-договор, брак-партнерство.

На определенном историческом этапе возник гражданский (светский) брак, представляющий собой форму супружеского союза, который устанавливается светскими органами государственной власти без участия церкви [4]. В настоящей статье рассматриваются основные моменты формирования института гражданского брака, которые важны для понимания тенденции его дальнейшего развития. С этой целью было проведено исследование и подготовлен сравнительный обзор норм семейного права, регулирующих заключение и расторжение брака, имущественные и личные неимущественные отношения супругов в конце XIX в. в России, в сопоставлении с правовым регулированием аналогичных институтов в праве Англии, Германии и Франции того же периода [12, с. 18—134].

© Телепина Н.М., Телепина Н.А., 2014

Заключение брака. К концу XIX в. во всех законодательствах устанавливается, что брак должен заключаться при соблюдении обязательных условий. К таким условиям относится добровольное согласие лиц, вступающих в брак, достижение установленного брачного возраста, соблюдение указанной законом формы брака, отсутствие ранее заключенного брака, а также запрещенного законом родства или свойства между брачующимися.

В XVI в. государство (в Англии в 1538 г., во Франции в 1579 г.) впервые начинает принимать меры для регистрации актов гражданского состояния (рождение, брак и смерть), столь необходимых для устранения путаницы в личных и имущественных отношениях, входящих в предмет правового регулирования семейственного и наследственного права[ 18]. Для правильной регистрации государство начинает использовать публичный церковный брак. Но при этом зачастую возникают непреодолимые трудности из-за непримиримой позиции христианской церкви в отношении брака иноверцев и с иноверцами. Только с конца XVIII в. с введением гражданской формы брака разноверие почти везде в Западной Европе перестало служить препятствием: во Франции с 1791 г., в Германии со времени принятия закона 1875 г.

В России дела о заключении и расторжении брака были возложены на церковь. Но вопросы брачного законодательства и суда относились к ведению государства. Регистрация брака осуществлялось приходским духовенством в метрических книгах под наблюдением соответствующих правительственных учреждений. Российское законодательство знало только церковную форму брака всех вероисповеданий: различались браки между православными, а также православными и неправославными. Браки иноверцев друг с другом производились по обряду соответственного вероисповедания. Запрещались браки с нехристианами. Вступление женщины в брак с иностранцем влекло за собой потерю подданства. В России брачный возраст был установлен: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин всех вероисповеданий. Брачная перезрелость (старчество) для православных была определена в 80 лет [9, с. 16]. На гражданской или военной службе полагалось получить на брак разрешение начальства. Также требовалось разрешение Царствующего Императора на брак лиц Императорского дома [19]. Браки православных с лицами неправославных христианских исповеданий разрешались лишь при условии венчания, крещения и воспитания детей по правилам православной веры.

Первый опыт введения понятия гражданского брака был предпринят в 1874 г., когда браки старообрядцев стали записываться в метрических книгах и рассматривались как браки гражданские. Такие гражданские браки имели, в основном, лишь моральное значение, т.к. не подкреплялись никакими юридическими последствиями при разделе имущества в случае наследования или прекращения сожительства. С 1906 г. городскими управами осуществляется регистрация браков всех сектантов.

В Англии гражданский брак с обязательной регистрацией был введен во времена Кромвеля в 1653 г., и заключался он у судьи. В период Реставрации заключение брака снова стали осуществлять в англиканских церквях, зачастую без соблюдения определенной формы, только лишь по взаимному согласию, что породило множество нарушений. В 1837 г. было признано, что брак может быть заключен альтернативно либо в гражданской, либо в религиозной форме для всех вероисповеданий: или у чиновника-регистратора, или в церкви в присутствии регистратора. В силу прецедентного характера английского права вопросы брачного нормотворчества в основном находятся в ведении суда, что способствовало распространению отношения к браку, как к разновидности контракта. Возраст вступления в брак для жениха - 14 лет, для невесты - 12 лет.

Во Франции в силу непримиримой позиции католической церкви были запрещены смешанные с протестантами церковные браки. Но протестанты регистрировали браки у нотариуса, а позднее — у чиновников. По мнению французских юристов, только венчание делает брак таинством, а одно лишь согласие супругов есть простой контракт. Отсюда появилась возможность отделения договора от таинства и подчинение того и другого разным властям - светским и церковным. В 1792 г.

введен обязательный гражданский брак для всей Франции с регистрацией у чиновника-регистратора. В 1804 г. был принят Гражданский кодекс Наполеона (Французский гражданский кодекс 1804 г.), по которому брак определялся как разновидность гражданского соглашения (договора). Гражданский брак стал единственно законным, только после него разрешалось проводить венчание. Вопросы брачного законодательства и суда относятся к ведению государства. Брачный возраст был установлен для мужчины - 18 лет и для женщины - 15 лет. Разноверие перестало служить препятствием к браку с 1791 г.

В Германии с 1875 г. единственной законной формой являлся обязательный гражданский брак. Брак считался не частным договором, а государственно-социальным институтом. При заключении брака требовалось присутствие гражданского чиновника-регистратора. Проводить церковный обряд по чину каждого вероисповедания разрешалось только после заключения гражданского брака. Вопросы брачного законодательства и суда относятся к ведению государства. Брачный возраст был установлен в 21 год для мужчин, в 16 - для женщин. Для вступления в брак офицеров требовалось разрешение власти. Разноверие перестало служить препятствием к браку с 1875 г.

Расторжение брака. В законодательстве всех рассматриваемых стран устанавливалось, что брак считается недействительным при нарушении обязательных условий, таких как добровольное согласие вступающих в брак, достижение установленного брачного возраста, соблюдение указанной законом формы брака, отсутствие ранее заключенного брака, а также запрещенного законом родства или свойства между брачующимися.

Расторжение брака в России осуществлялось церковным судом, но решение готовили чиновники. Расторжение брака было возможным только в исключительных случаях: прелюбодеяния одного из супругов, безвестное отсутствие супруга свыше пяти лет, для православного - наказание супруга, сопряженное с лишением всех прав состояния (для католиков последняя норма не действовала). Для католиков допускалось только «разлучение от стола и ложа» в случаях прелюбодеяния, жестокого обращения с женой, покушения на убийство супруга, совершения тяжкого преступления. Для протестантов основаниями для расторжения брака были: прелюбодеяние, злонамеренное оставление, долговременная (более пяти лет) отлучка, неизлечимая прилипчивая болезнь, сумасшествие, развратная жизнь, жестокое обхождение, оскорбления, покушение на убийство супруга, тяжкое преступление.

В Англии длительное время возможно было только разлучение, развод допускался исключительно по решению парламента в случае прелюбодеяния. С 1857 г. развод стал осуществляться в судебном порядке, наряду с разводом продолжало практиковаться разлучение. Единственный законный повод развода - прелюбодеяние, при этом для жены достаточно было самого факта, а при прелюбодеянии мужа сверх того требовалось наличие одного из отягчающих обстоятельств: двоебрачия, кровосмешения, противоестественных пороков, покушения на жизнь супруга, «жестокости», беспричинного оставления не менее, чем на два года.

Во Франции до 1792 г. в силу католических традиций развод не допускался, было возможно только разлучение. В 1792 г. революционным законодательством отменялось разлучение и вводился развод. В Гражданском кодексе 1804 г. устанавливались нормы, допускающие развод в случаях прелюбодеяния (для жены допускался развод по причине прелюбодеяния мужа, только если он держал свою сожительницу в общем доме), злоупотребления, совершения преступления, длительного разлучения, грубого обращения или тяжелых обид одного из супругов в отношении другого, а также по взаимному согласию супругов. По-прежнему допускалось разлучение. В период реставрации Бурбонов развод был отменен. В 1884 г. был вновь введен в действие Гражданский кодекс, который уравнял права супругов при прелюбодеянии, но не восстановил возможность развода по обоюдному согласию. Сохраняя католические традиции, кодекс не признавал основанием для развода никакую

болезнь.

В Германии развод осуществлялся по Германскому гражданскому уложению (ГГУ) 1886 г. только через суд и при наличии особых оснований. Безусловными основаниями (такими, при наличии которых развод должен быть непременно разрешен) считались: прелюбодеяние в равной степени как со стороны мужа, так и со стороны жены, покушение на жизнь супруга, противоестественные пороки, злонамеренное оставление. Условными основаниями (такими, существенность которых оставлялась на усмотрение суда) были: дурное обращение, совершение преступления, безнравственное поведение, душевная болезнь. Данные основания были приняты под влиянием протестантизма. В отдельных случаях было возможно прощение супруга. Но одного взаимного согласия супругов на развод было недостаточно. Допускалось церковное разлучение.

Имущественные отношения. В России с начала XVIII в. (значительно раньше, чем в Европе) устанавливалась раздельность имущества супругов. При этом каждый супруг мог распоряжаться своей собственностью самостоятельно. Так, например, жена имела право распоряжаться своим имуществом, не испрашивая на это разрешения мужа. Допускался брачный договор. Жена, как бы велики ее средства ни были, не обязана была участвовать в издержках брачной и семейной жизни. Супруги не отвечали друг за друга в обязательствах, выданных каждым на себя, без участия другого.

В Англии исторически право управления и распоряжения супружеским имуществом принадлежало мужу. Только с 1882 г. по закону о собственности замужних женщин имущественные отношения супругов стали основываться на принципе раздельности имуществ. Жене предоставлялось право приобретать и отчуждать имущество, вступать в договоры, а также отстаивать на суде свое «отдельное имущество» (к «отдельному имуществу» относилось имущество, которым она обладала во время заключения брака, и все, что она приобретала потом своим трудом) и отвечать этим имуществом по обязательствам.

Во Франции в соответствии с кодексом Наполеона был установлен режим законной общности для имущества, по которому распоряжение (с правом отчуждения) общим имуществом полностью предоставлялось мужу. Муж также управлял имуществом жены. Жена могла выступать в суде с разрешения мужа, принимать на себя обязательства, относящиеся только к ее торговому делу. Супруги могли заключить брачный договор о раздельном имуществе, также у жены было право раздела общности имущества по суду.

В соответствии с Германским гражданским уложением устанавливался режим общности имущества с правом мужа им пользоваться и управлять, но не распоряжаться единолично. Допускалось прекращение общности имущества. «Отдельное имущество» жены, унаследованное и приобретенное ее личным трудом, остается ее собственностью. Допускалось заключение специального брачного контракта.

Личные неимущественные отношения. По российскому семейному праву муж был обязан любить, защищать и содержать жену, жена должна была находиться в «неограниченном послушании мужу». Закон отрицал раздельную жизнь супругов кроме ссылки или жестокого обращения.

В Англии жена была зависимой от своего мужа. Муж юридически полностью «прикрывал» жену, т.е. даже за деликт, совершенный женой, нес ответственность муж. Муж мог подвергать жену умеренным домашним наказаниям.

Во Франции муж обязан был оказывать покровительство своей жене, содержать ее и свою семью. Жена была обязана следовать за мужем. За плохое поведение члены семьи могли быть подвергнуты заточению в тюрьму или в исправительный дом. По закону замужняя женщина была не способна к юридической деятельности.

В Германии муж содержал жену и семью и главенствовал в общесемейных делах. В пределах домашнего хозяйства жене предоставлялось право «вести дела мужа». Женщина в браке не теряла

своей дееспособности. У жены имелось право «не подчиняться решению мужа, если оно представляется злоупотреблением со стороны мужа», так, например, если муж требовал, чтобы жена следовала за ним. Замужняя женщина могла участвовать в судебном процессе.

Анализируя семейно-правовые нормы, существовавшие в конце XIX в. в России, и сопоставляя их с аналогичными институтами в праве Англии, Германии и Франции, можно сделать ряд выводов. На состояние семейного права у христианских народов Европы весьма сильное влияние оказала христианская религия, для которой брак всегда считался священным, пожизненным и нерасторжимым союзом. Это влияние сказалось как на определении условий заключения и расторжения брака, так и на его форме. В известной мере оно отразилось и на установлении взаимных личных отношений между членами семьи. В то же время семейное право развивалось при активном участии государства, которое строило его на общекультурных началах, стремилось учесть разнообразные интересы граждан. Но религиозные воззрения во многом сохранили свои позиции и развитие семейного права пошло разными путями в странах с различными религиозными основами [6, с. 2—3].

Во Франции и Германии юридическое понятие о браке возникло под влиянием борьбы католичества с протестантизмом. Западноевропейская церковь в религиозных вопросах проявляла большую нетерпимость, в особенности по поводу браков между иноверцами или с иноверцами.

По мере развития веротерпимости государство признало возможным нарушить авторитет господствующего вероисповедания и отделить гражданскую, юридическую природу брака, от религиозной. Таким образом, таинство в браке стало подлежать церковному ведению, а брачный договор - ведению светской власти. Брак был признан, прежде всего, договором, который совершенно отделен от церковного законодательства. Государственная власть закрепила за собой право принимать законодательство о браке и осуществлять судопроизводство по брачно-семейным делам и создало особую светскую, или гражданскую, форму брака [12, с. 51—58]. Первый раз эта форма брака была введена в Голландских Штатах для диссидентов в 1580 г. Наиболее полно данные правовые новеллы нашли отражение в кодексе Наполеона, который послужил примером для дальнейшего развития всего брачного законодательства Европы.

Что касается российского законодательства, то в дореволюционный период регулирование брачно-семейных отношений осуществлялось в том числе и в соответствии с нормами церковного брачного права, которое основывалось на каноническом учении Православной церкви [3]. В связи с этим, в противоположность западноевропейскому праву, причисляющему брак к институтам семейного права, в России брак рассматривался как акт преимущественно религиозный. Его регулирование в важнейших вопросах (таких как заключение и прекращение брака) было передано в руки того вероисповедания, к которому принадлежат супруги. При этом государство внимательно наблюдало за этой сферой церковной деятельности и участвовало в ней через работу своих чиновников, готовивших необходимые документы. С одной стороны, такая форма взаимодействия государства и церкви осуществлялась без заметного противостояния, с другой стороны, видимо, поэтому семейное право России отличала некоторая несистемность, обрывочность, а его реформа была затруднена вследствие совершенно понятной консервативности религиозных правил. И только после 1917 г. в России в ходе революционных изменений была узаконена для всех единая форма обязательного гражданского брака.

Таким образом, на протяжении XIX в. общая секуляризация правового регулирования брачно-семейных отношений (начавшаяся с эпохой Просвещения) привела к почти повсеместному утверждению гражданского брака - даже в тех странах, где вероисповедание и религия сохраняли официальное значение. При этом наметились основные тенденции: возможность заключения брака независимо от вероисповедания, появление возможности расторжения брака по взаимному согласию, сближение личных прав супругов, как неимущественных, так и имущественных. Впоследствии эти тенденции заложили основу современного семейного права.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29 декабря 1995 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.04.2014)

2. Федеральный закон № 143-ФЗ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.04.2014)

3. Алешина О.В. Влияние православных обычаев на семейные правоотношения в сфере заключения брака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 17.04.2014)

4. Брокгауз Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М.: Эксмо, 2010. - 992 с.

5. Вологдин В.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / В.А. Вологдин. - М.: Высшая школа, 2005. - 575 с.

6. Государство и право: теория, история, практика: коллективная монография / Под ред. С.Г. Киселева. - М.: МАКС Пресс, 2014. - Выпуск 1. - 128 с.

7. Загоровский А.И. Курс семейного права.- Одесса. - 1909. - 560 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 15.04.2014)

8. Исаев И.А. История государства и права России / И.А.Исаев. - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2004. - 797 с.

9. История государства и права зарубежных стран. Ч. 2. под общей ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 712 с.

10. Наполеон Бонапарт. Гражданский кодекс. - М.: Эксмо, 2013. - 480 с.

11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т.2 / О.А. Омельченко. - М.: ТОН - Остожье, 2000. - 496 с.

12. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Вторая часть. Права семейные, наследственные и завещательные. / К.П. Победоносцев. - М.: Статут, 2009. - 639 с.

13. Право / под ред. С.Г. Киселева. - М.: Юрайт, 2013. - 632 с.

14. Савельев В.А. Гражданский кодекс Германии (история, система, институты). / В.А. Савельев. - М.: Юрист, 1994.

15. Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса / Н.А. Семидеркин. - М.: Изд-во Московского университета, 1989. - 96 с.

16. Телепина Н.М. Основы семейного права // Право. - М.: Юрайт, 2013. - 632 с.

17. Телепина Н.А. Основы наследственного права // Право. - М.: Юрайт, 2013. - 632 с.

18. Телепина Н.М., Телепина Н.А. Некоторые аспекты становления министерства иностранных дел в XVIII -начале XIX века // Государство и право: теория, история, практика: коллективная монография. - М.: МАКС Пресс, 2014. - Выпуск 1. - С. 43-50.

19. Телепина Н.М., Телепина Н.А. К вопросу о роли России в развитии международного права в первой половине XIX века // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20. - С. 136-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.