УДК 347.61 (470+571)"18"
Моховая Татьяна Александровна
преподаватель. Кубанский государственный
аграрный университет
Mokhovaya Tatiana Alexandrovna
teacher, Kuban State Agrarian University
Становление и развитие института брака в законодательстве Российской империи XIX века
Evolution of the institution of marriage in law Mitigation of Russian Empire
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению эволюции института брака в законодательстве Российской империи XIX века. Институт брака -один из основных институтов семейного права. Рассматривается порядок и условия заключения брака, препятствия к его заключению. Делается правовой анализ содержания брачных отношений. Уделяется внимание вопросу личных и имущественных отношений между супругами, родителями и детьми. Анализируются изменения в семейно-брачном законодательстве XIX века.
Ключевые слова: брак, семья, законодательство, указы, семейные правоотношения, институт, заключение брака, развод, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей.
Annotation. The article is devoted to the evolution of the institution of marriage in law mitigation of Russian Empire. The institution of marriage is one of the main institutions offamily law. The order and the conditions of the marriage, the obstacles to its conclusion. Made legal analysis of the content of the marriage relationship. Concerned with the issue of personal and property relations between spouses, parents and children. The changes in the family and marital legislation of the XIX century.
Keywords: marriage, family, legislation, decrees, family legal relations Institute, marriage, divorce, rights and obligations of spouses, rights and obligations of parents and children.
Институт брака в России в XIX веке регулировала книга первая Свода законов гражданских «О правах и обязанностях семейных» (1832 г.). В нем были установлены основные положения брачно-семейного права того периода, но в большей степени уделялось внимание условиям и порядку его заключения. Права и обязанности супругов, детей и родителей; расторжение брака и его правовые последствия продолжали регулироваться законодательством XVIII века. В этом плане следует отметить законодательную деятельность Петра I,
1
проводившего политику подчинения церкви светской власти, что повлекло за собой принятие многих нормативных актов, регулировавших основные положения брачного и семейного права, которые, как уже было сказано, не утратили своего значения и в исследуемый период.
Одной из первых научных определений института брака было сделано Г.Ф. Шершеневичем: «С точки зрения юридической, брак есть союз мужчины и женщины, с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме». К важнейшим признакам брака он относил взаимное согласие брачующихся лиц, облеченное в установленную законом форму. Цель брака, по Г.Ф. Шершеневичу, - «совместное сожительство не только в смысле физическом, но и нравственном» [1].
Что касается законодательства, то им были установлены возрастные ограничения для вступления в брак: низшим пределом стал возраст для мужчин - 18 лет, для женщин - 16. Высшим пределом, установленным еще Указом Синода 1744 г., являлся возраст 80 лет [2]. Для вступления в брак по-прежнему требовалось согласие родителей (опекунов, попечителей) лиц, вступающих в брак. При этом сохранялись нормы Указа Петра I от 5 января 1724 г., которым было установлено требование обязательной присяги со стороны родителей или заменяющих их опекунов и попечителей в том, что они не принуждали своих детей к вступлению в брак [3]. В отношении военнослужащих и гражданских служащих требовалось согласие начальства. Начало этому также положило петровское законодательство. В частности, гардемаринам запрещалось жениться без разрешения Адмиралтейской коллегии под угрозой быть сосланным на три года на каторжные работы. Для них же устанавливался особый возраст для вступления в брак - 25 лет [4]. Впоследствии брачный возраст для лиц военного ведомства был несколько снижен и стал равняться 23 годам, но заключение брака могло быть разрешено только при условии удостоверения имущественного обеспечения: недвижимости, ежегодного дохода не менее 1200 руб. в год. Нижним чинам, состоящим на действительной обязательной службе, запрещалось вступать в брак [5]. В XIX веке дозволение начальства на заключение брака стало требоваться и для некоторых категорий лиц, состоящих на гражданской службе.
В случае, если брак был совершен без дозволения начальства, это не влекло его недействительности. Однако лица, состоящие на государственной службе, подвергались строгому выговору с занесением его в послужной спи-сок[6].
Законным считался только церковный брак между лицами христианского вероисповедания. Лица, состоящие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное разрешение начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый брак без расторжения прежнего. Законным браком считался лишь церковный брак.
Со второй половины XIX века законодательство о браке претерпело некоторые изменения. В этот период государство признавало лишь церковный брак. Поэтому нормы церковного права, регулировавшие брачные отношения, включались в правовую систему государства. Нормы церковного права регулировали вопросы условий, способа и формы заключения брака. В Своде законов гражданских определение брака отсутствовало. За образец принимались определения, содержащиеся в официальном сборнике церковного права - Книге Кормчей. Несмотря на архаичность древних дефиниций, смысл их воспроизводился церковно-правовой доктриной даже в этот период без особых изменений [7]. В учебнике церковного права 1913 года так описывался брак: «Брак, как образ таинственного союза Христа с Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и жену для полого неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати» [8]. Из этого определения следовала обязательная регистрация брака православным священником.
Как уже было сказано выше, церковно-государственное право предусматривало следующие обязательные нормы для вступления в брак всех граждан, вне зависимости от принадлежности к тому или иному сословию: определенный возраст для вступления в брак; отсутствие родства и свойства между женихом и невестой (до 4-й степени включительно); согласие родителей на брак; согласие на брак жениха и невесты; запрет на вступление в брак с безумными и сумасшедшими; запрет на вступление в 4-й брак [9].
Важным условием заключения брака являлось и психическое здоровье лиц, вступающих в брак. Законодательно этот вопрос был регламентирован еще в период правления Петра I, который 6 апреля 1722 г. издал Указ «О свидетель-ствовании дураков в Сенате» [10], в соответствии с которым к людям, не имевшим с рождения здравого рассудка, запрещалось жениться и выходить замуж. Но решение об этом принимал Сенат. В XIX веке в соответствии со ст.37 Свода законов брак, совершенный душевнобольным человеком, признавался властью недействительным.
Что касается запрета на вступление в четвертый брак, то, в соответствии с указом Сената от 14 октября 1827 г. [11], был установлен запрет на вступление в таковой только лицам православного вероисповедания. Следует отметить, что запрет на вступление в четвертый брак был установлен еще Уложением 1649 года [12]. В 1697 году выходит инструкция поповским старостам патриарха Адриана, в которой 4-й брак уже признается преступлением [13].
В XIX веке такое положение практически сохранялось. Вступление в третий брак не возбранялось, однако на лицо, вступавшее в третий брак, налагалась церковная епитимья [14].
В случаях, если браки совершались с несоблюдением этих условий, они рассматривались епархиальным начальством, которое свое решение о признании брака незаконным и недействительным представляло на усмотрение Синода [15]. Исключение составляли только дела о многобрачии, которые разрешались епархиальной властью окончательно.
Правовыми нормами были зафиксированы и препятствия, которые могли помешать венчанию: не могли венчаться лица, находящиеся в алкогольном опьянении; находящиеся под церковной епитимьей; двоюродные брат и сестра, принадлежащие к штундизму и состоящих в сожительстве между собой даже в случае принятия православия, не могли быть также повенчаны [16]. Не служили препятствиями к заключению брака беременное состояние невесты, сожительство беременной невесты с виновником ее беременности; вообще добрачные сожительства, хотя и осуждаемые церковью. В случае добрачных сожи-тельств церковь могла произвести обряд бракосочетания даже без благословения родителей, если между этими лицами есть непринужденное взаимное согласие. Разрешалось венчать вторым браком без разрешения духовного и гражданского начальства вдову, отбывшую наказание на убийство первого мужа и возвращенную в свое общество.
В соответствии со ст.85 Свода законов гражданских Российским подданным было запрещено вступать в брак с нехристианами. Брак между христианами различных вероисповеданий допускался, но признавался действительным только при условии венчания православным священником (ст.72 Свода законов гражданских). Однако в этом случае рассмотрение вопросов о законности брака и его расторжении проводилось духовным судом православной церкви, и его решение имело силу в отношении обоих супругов (ст.73 Свода законов гражданских). Дети, рожденные в таком браке, должны быть крещены и воспитаны по правилам православного вероисповедания. Для этого перед венчанием об этом бралась подписка (ст.67 Свода законов гражданских) и устраивался экзамен на знание «закона Божия и членов веры нужнейших» [17]. Кроме того, предусматривалось правило, согласно которому супруг, принявший православие, давал подписку, что он будет увещевать другого супруга к восприятию православной веры (ст.81 Свода законов гражданских).
Следует отметить, что во второй половине XIX века в научной литературе того времени поднимался вопрос о замене церковного брака гражданским браком, что, по мнению ряда авторов [18], помогло бы устранить многие препятствия к вступлению в брак. Однако эта позиция не нашла широкого отклика в научной среде. Самым ярким ее противником выступил К.П. Победоносцев, считавший, что гражданский брак может обставляться не менее сложными формальностями, как и церковный брак [19]. Его поддержали ряд апологетов церковного брака [20]. Так что до 1917 года вопрос о замене церковного брака браком гражданским решен не был.
Что касается личных правоотношений между супругами, то они определялись законом как полнейшее повиновение жены «мужу своему как главе семейства»; обязательное требование «почтения и неограниченного послушания». Дети, рожденные в законном браке, наследовали права родителей.
Личные правоотношения между родителями и детьми также регулировались патриархальными нормами о полном подчинении последних, в случае неповиновения детей родителям они могли быть отданы под суд. Для имущественных отношений между родителями и детьми характерен принцип раз-
дельности их имущества. Взрослые дети были обязаны содержать своих нуждающихся родителей.
Расторжения брака с 1841 года регулировалось Уставом духовных консисторий, решение которой утверждалось архиереем епархии. В Свод законов была введена статья 1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она «представляется для него невыносимой». Жена сохраняла право на содержание мужа, если отказалась от совместного проживания по его вине.
Законы гражданские, регулировавшие институт брака в Российской империи XIX века действовали до начала XX века. Их коренная трансформация произошла только в результате октябрьского переворота, положившего начало реформированию российского семейного права.
Литература:
1. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1995. С.408-409.
2. ПСЗРИ-1. Т. VII. № 14356
3. ПСЗРИ-1. Т. VII. № 4406
4. ПСЗРИ-1. Т.IV. № 3977
5. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С.416
6. Григоровский С. О браке и разводе. Сборник церковных и гражданских законов. С дополнениями и разъяснениями на основании циркулярных указов и сепаратных определений святейшего Синода. - СПб., 1912. С.67
7. Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса. - М., 1989. С.7
8. Суворов Н.С. Учебник церковного права. - М., 1913. С.351
9. ПСЗРИ-3. Свод законов гражданских. - СПб., 1903. Т.Х. 4.1. С.164-165
10. ПСЗРИ-1. T.IV. № 3949
11. ПСЗРИ-2. Т. VIII. № 1470
12. ПСЗРИ-1. Т.Н. № 64
13. ПСЗРИ-1. Т.IV. № 1612
14. ПСЗРИ-3. Т.IX. № 638
15. Свод Законов Российской империи. Изд. 1892 г. Т.XVI. Ч.2., Зак. Суд. Гражд. Ст.449
16. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. Переизданное по состоянию на 1905 г. Издательский отдел Московского Патриархата. - М.,1903. С.1248-1250
17. Законы гражданские (Свод законов. Т.Х. Ч.1): Практический и теоретический комментарий. Вып.1-3. - М., 1913. С.133; Семидеркин Н.А. Указ. Соч. С.9
18. См.: Оршанский И. Духовный суд и семейное право.//Журнал Гражданского и Торгового права. 1872. Кн.3. С.455; Кн. 4. С.668; Ефименко А. Народные юридические воззрения на брак // Знание. 1874. № 1.
19. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Т.2. - СПб., 1871. С.57-
20. Бердников И.С. Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии.//Ученые записки императорского Казанского университета. - Казань,1887. Т.54 по юридическому факультету. С.1-56; Суворов Н.С. Гражданский брак. - СПб., 1889.
Literature:
1 . Shershenevich G. F. Textbook of the Russian civil law. - M, 1995. Page 408-409.
2 . PSZRI-1. T.VII. NO. 14356
3 . PSZRI-1. T.VII. NO. 4406
4 . PSZRI-1. T.IV. NO. 3977
5 . Shershenevich G. F. Textbook of the Russian civil law. Page 416
6 . Grigorovsky S. About marriage and divorce. Collection of church and civil laws. With additions and explanations on the basis of circular decrees and separate definitions of the holy Synod. - SPb. 1912. Page 67
7. Semiderkin N. A. Creation of the first matrimonial code. - M, 1989. Page 7
8 . Suvorov N. S. Textbook of an ecclesiastical law. - M, 1913. Page 351
9 . PSZRI-3. Code of laws of the civil. - SPb. 1903. T.H. 4.1. Page 164-165
10 . PSZRI-1. T.IV. NO. 3949
11. PSZRI-2. T.VIII. NO. 1470
12 . PSZRI-1. T.II. NO. 64
13 . PSZRI-1. T.IV. NO. 1612
14 . PSZRI-3. T.IX. NO. 638
15 . Code of laws of the Russian Empire. Prod. 1892. T.XVI. Ch.2. Zac. Court. Grazhd. Art. 449
16 . Bulgakov S. V. The reference book for sacred church attendants. The collection of the data concerning mainly practical activities of domestic clergy. Republished as of1905. Publishing department of the Moscow Patriarchy. - M., 1903 . Page 1248-1250
17 . Laws civil (Code of laws. T.H. p.1): Practical and theoretical comment. Vyp.1-3. - M, 1913. Page 133; Semiderkin N. A. Decree. Соч. Page 9
18 . See: Orshansky I. Spiritual court and family правоУ/Magazirn of the Civil and Commercial law. 1872 . Book 3. Page 455; Book 4. Page 668; Efmenko A. National legal views on marriage//Knowledge. 1874 . No. 1.
19 . Pobedonostsev K.P. Kurs of civil law. T.2. - SPb. 1871. Page 57-64
20 . Berdnikov I.S. Forma of a marriage at the European people in its historical развитииУ/Scientific notes of imperial Kazan university. - Kazan, 1887. T.54 on law department. Page 1-56; Suvorov N. S. Civil marriage. - SPb. 1889.