Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И СОЛИДАРНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И СОЛИДАРНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSION / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / СОЛИДАРНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / SOLIDARITY OF GENERATIONS / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / LIFE EXPECTANCY / ЗАРПЛАТА / SALARY / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / RETIREMENT AGE / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / PROVISION OF PENSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна, Лагуткин Александр Владимирович,, Оболенский В.Н.

В статье предпринята попытка проанализировать природу и сущность государственной политики в области пенсионного обеспечения. Поскольку пенсию получают только дожившие до пенсионного возраста люди, а отчисления от зарплаты платят все работающие, очевидны вопросы, на которые государство не дает ответов: кому пошли деньги, которые не дожившие до пенсии граждане платили в течение всего работоспособного возраста? Поскольку они платили эти взносы из своих зарплат (эти суммы были их собственностью с момента начисления в качестве зарплаты), почему после их смерти, лишившей их права использования этих денег (в виде пенсий после определенного возраста), эти суммы (или их часть) не возвращаются им (их наследникам), не включаются в наследственную массу? Почему гражданин не свободен сам распоряжаться своей собственностью (зарплатой) и обязан делать отчисления в государственный пенсионный фонд и другие социальные фонды?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF JUSTICE OF PENSION SYSTEM AND SOLIDARITY OF GENERATIONS

In article an attempt to analyze the nature and entity of a state policy in the field of provision of pensions is made. As the pension is received only by the people who lived up to a retirement age, and assignments from a salary pay all operating, questions on which the state doesn’t give answers are obvious: to whom did the money which didn’t live which up to pension citizens go paid during all operable age? As they paid these contributions from the salaries (these amounts were their property from the moment of charge as a salary), why after their death which deprived of their right of use of this money (in the form of pensions after a certain age), these amounts (or their part) don’t return them (to their successors), don’t join in hereditary weight? Why the citizen isn’t free itself to dispose of the property (salary) and is obliged to do contributions to the state pension fund and other social funds?

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И СОЛИДАРНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»

О^ ПОЛИТИКА И ПРАВО

УДК - 347 ЛАГУТКИН Александр Владимирович,

ББК - 67.405 доктор юридических наук, профессор, адвокат

МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов» Адвокатской палаты г. Москвы, действительный член РАЕН, член Президиума РАЕН, председатель отделения «Проблемы управления» РАЕН e-mail: a-lagutkin@yandex.ru

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ведущий научный сотрудник кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, действительный член РАЕН e-mail: ludmilagr@mail.ru

ОБОЛЕНСКИЙ В.Н.,

кандидат медицинских наук, член-корреспондент РАЕН, заведующий отделением гнойной хирургии ГБУЗ «Городская клиническая больница № 13» Департамента здравоохранения г. Москвы, доцент кафедры общей хирургии лечебного

факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет

им. Н.И. Пирогова» e-mail: gkb13@mail.ru

12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И СОЛИДАРНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать природу и сущность государственной политики в области пенсионного обеспечения. Поскольку пенсию получают только дожившие до пенсионного возраста люди, а отчисления от зарплаты платят все работающие, очевидны вопросы, на которые государство не дает ответов: кому пошли деньги, которые не дожившие до пенсии граждане платили в течение всего работоспособного возраста? Поскольку они платили эти взносы из своих зарплат (эти суммы были их собственностью с момента начисления в качестве зарплаты), почему после их смерти, лишившей их права использования этих денег (в виде пенсий после определенного возраста), эти суммы (или их часть) не возвращаются им (их наследникам), не включаются в наследственную массу? Почему гражданин не свободен сам распоряжаться своей собственностью (зарплатой) и обязан делать отчисления в государственный пенсионный фонд и другие социальные фонды?

Ключевые слова: пенсия, пенсионное обеспечение, справедливость, солидарность поколений, продолжительность жизни, зарплата, пенсионный возраст, государство, гражданин, права человека.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

LAGUTKIN Alexander Vladimirovich,

doctor of jurisprudence, professor, lawyer of MGKA «Moscow Guild of Lawyers and Lawyers» of Chamber of Advocates of Moscow, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences, member of Presidium of the Russian Academy of Natural Sciences, chairman of separation of «Control problem» of the Russian Academy of Natural Sciences e-mail: a-lagutkin@yandex.ru

OBOLENSKY V.N.,

candidate of medical sciences, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, manager of separation of purulent surgery of GBUZ «City clinical hospital No. 13» Department of health care of Moscow, associate professor of the general surgery of medical faculty of SEIVPO «The Russian national research medical university of N.I. Pirogov» e-mail: gkb13@mail.ru

TO A QUESTION OF JUSTICE OF PENSION SYSTEM AND SOLIDARITY OF GENERATIONS

Summary. In article an attempt to analyze the nature and entity of a state policy in the field of provision of pensions is made. As the pension is received only by the people who lived up to a retirement age, and assignments from a salary pay all operating, questions on which the state doesn't give answers are obvious: to whom did the money which didn't live which up to pension citizens go paid during all operable age? As they paid these contributions from the salaries (these amounts were their property from the moment of charge as a salary), why after their death which deprived of their right of use of this money (in the form of pensions after a certain age), these amounts (or their part) don't return them (to their successors), don't join in hereditary weight? Why the citizen isn't free itself to dispose of the property (salary) and is obliged to do contributions to the state pension fund and other social funds?

Keywords: pension, provision of pensions, justice, solidarity of generations, life expectancy, salary, retirement age, state, citizen, human rights.

GRUDTSYNA Lyudmila Yurevna,

doctor of jurisprudence, professor, professor of Civil law department FGOBOU WAUGH «Financial University under the Government of the Russian Federation», leading researcher of department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the RUDN Legal institute, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences e-mail: ludmilagr@mail.ru

Сегодня Министерство финансов РФ работает над вопросом увеличения налога на работающих граждан с 13% до 14%. По действующему российскому пенсионному законодательству с работников удерживается только налог на доход, а с зарплаты работника налог в размере 22%, состоящий из страховой части — 16%, и накопительной части — 6%, в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) платит его работодатель [7].

Основные тарифы страховых взносов для работодателей, производивших выплаты физическим лицам в 2015 г., регла-

ментированы в п. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В отличие от прошлых лет, предельные величины для начисления взносов в ПФР и ФСС в 2015 г. различны, а взносы в ФФОМС теперь начисляются со всей суммы выплат, поскольку предел отменен.

В 2016 г. действуют следующие тарифы страховых взносов [8]:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

Шифр ФСС Пенсионный фонд ФФО МС ФСС Налоговая нагрузка

Общий режим (01 / НР / ВЖНР / ВПНР) 071 22 5,1 2,9 30

Плательщики, применяющие УСН(52 / НР / ВЖНР / ВПНР)

Плательщики, переведенные на ЕНВД (53 / НР / ВЖНР / ВПНР)

Общие тарифы при превышении размера базы 718 000 руб. (ФСС) 22 5,1 - 27,1

Общие тарифы при превышении размера базы 796 000 руб. (ПФР) 10 5,1 - 15,1

Итак, отчисления на пенсии для большинства работающих граждан в 2016 г. составляют 22%. «Упрощенцы» и некоторые другие категории организаций платят 20%. Причем была фактически отменена накопительная часть пенсии, и теперь все средства, зачисленные от работника в , сразу формально тратятся. Накопления этих денег не происходит.

Важно, что общая продолжительность жизни в России меньше среднего европейского уровня на 14 лет. Об этом сообщил руководитель Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, академик РАМН, руководитель Комиссии Общественной палаты по формированию здорового образа жизни Лео Бокерия на Втором Всероссийском форуме «Здоровье нации -основа процветания России» [2].

Приведем простой пример. Представим, что работник не дожил до пенсии, а, например, последние 20-25 лет получал в среднем 50 000 рублей в месяц (сегодня до пенсии не доживают от 30 до 40% мужчин и около 10% женщин. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), полученным за 2015 г., в России средняя продолжительность жизни составляет 68 лет. У женщин этот показатель равен 74 годам, а у мужчин лишь 65. Для сравнения: средняя продолжительность жизни в США - 79 лет, это 38-е место в мире, мужчины в среднем живут 76 лет, женщины — 81. Рекорд держит Япония с общим показателем в 84 года, для мужчин - 80 лет, для женщин — 87 [6]). Если исходить из того, что

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

помимо 13% подоходного налога работающий гражданин платил (через отчисления работодателя) еще 22% в Пенсионный фонд России, то ежемесячно в Пенсионный фонд России этот гражданин отдавал государству 11 000 руб. (22%) от своей зарплаты (50 000 рублей). В год это составляет 132 000 руб. Если эту сумму умножить, например, на 25 трудовых лет, то получается 3 300 000 руб. В случае «недожития» гражданина до пенсионного возраста эта сумма для умершего работника (и членов его семьи, наследников) «сгорала», а фактически - оставалась у государства под предлогом солидарности поколений, провозглашенного в Конституции РФ 1993 г. социального государства и направления этой суммы на выплаты пенсий другим гражданам, которым повезло дожить до своих пенсий.

Что же получается и о какой социальной справедливости здесь может идти речь? Граждане, дожившие до пенсионного возраста, получают свои пенсии, основанные на собственных отчислениях, а не на чужих. Граждане, не дожившие до пенсий, напрасно делали эти отчисления, ущемляя самих себя в заработке, в тех деньгах, которые они могли потратить при жизни (на себя и свои семьи) «здесь и сейчас», а не «потом и когда-то». Кроме того, мы даже не принимаем во внимание инфляцию, с учетом которой подлежат безусловному пересчету в сторону увеличения все эти суммы за все годы. То же можно сказать о гражданах, переживших на год или несколько лет свой пенсионный возраст.

На такой форме присвоения и неконтролируемого использования государством средств граждан держится отечественная социальная пенсионная система. И еще она держится на постоянных сумбурных изменениях: начиная с 2000 г. законодательство о пенсионной системе и пенсиях менялось много раз, и каждый раз специалисты пытались, как египетские иероглифы, «расшифровывать» очередные законодательные нововведения, изложенные витиеватым и намеренно непонятным языком. Один из авторов этих строк в 2005 г. писала о том, что в большинстве случаев в игре под названием «пенсионная система» выигрывает государство, а работник остается в проигрыше [1].

Что же происходит за рубежом и какова история пенсий и пенсионных систем мира?

Впервые слово «пенсия» появилось в документах Парижской счетной палаты в царствование Людовика XI во второй половине XV в. и означало суммы, ежегодно перечислявшиеся первому камергеру английского короля Эдуарда IV Уильяму Гастингсу и другим лондонским сановникам.-В наши дни подобные «пенсии» именовали бы взятками. По имеющимся данным, канцлер Елизаветы Петровны Алексей Бестужев получал «пенсию» от британского кабинета, а Талейран - от русского царя Александра I.

Мировая история пенсионных систем насчитывает лишь два столетия - первые в современном понимании пенсии (от лат. pension — «выплата») появились в монархической Европе в XIX в., когда указом монарха назначались пенсионы выдающимся лицам за особые заслуги перед королевской династией: придворным, военачальникам, ученым, художникам. В дальнейшем происходившая в Европе индустриализация постепенно разрушала традиционную семейно-соседскую общину, значительное число людей стало работать вне семьи и местного сообщества, по найму. В Европе это привело к развитию различных форм социального страхования, первоначально на отдельных предприятиях.

Впервые государственное пенсионное обеспечение реализовал в 1889 г. германский канцлер Отто фон Бисмарк, известный знаменитыми словами: «Силу революциям

придают не крайние требования меньшинства, а неудовлетворенные законные чаяния большинства».

Государственные пенсии в Европе начала XX в. выплачивались по достижении 70-летнего возраста, и это при средней продолжительности жизни в 45 лет. До этого мир жил по законам социального дарвинизма. Мысль о том, что каждый имеет право на пенсию по старости, что государство обязано заботиться о гражданах, показалась бы людям странной. Если человек не имел состояния, заботиться о нем в старости должны были дети или церковная благотворительность. В России существовала поговорка: «Первый сын — Богу, второй — царю, третий - себе на пропитание».

В середине XX в. в Европе стало набирать популярность (за счет развития экономики и финансового сектора) добровольное пенсионное страхование — в настоящее время самый распространенный способ обеспечения жизни по выходе на пенсию в развитых странах мира.

Следует также учитывать, что на зарубежном рынке существует три основных «кита» пенсионных систем — США, континентальная Европа и Великобритания. При этом пенсионные продукты в этих странах предлагают не только частные фонды, но и страховые компании, пенсионные кассы, банки, инвестиционные компании.

В Великобритании только к 1979 г. подданные окончательно разочаровались в государственном обеспечении престарелых. Преобладающий взгляд на государство как на самого эффективного поставщика услуг был разрушен, так же как и в континентальной Европе. Премьер-министр М. Тэтчер подчеркивала ведущую роль рынка и предпринимателей (средний класс) в будущей системе социального обеспечения [11]. В общественном мнении укреплялись позиции тех, кто подчеркивал личную ответственность граждан за свое здоровье и благосостояние. Начался переход к фрагмен-тированной и смешанной экономике социального обеспечения, которая возложила ответственность за обслуживание пожилых на сообщество. Этот английский опыт и зрелое понимание скромной (контролирующей, но не всеобъемлющей и не то-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

тальной) роли государства в социальном распределении благ и социальном обеспечении, на наш взгляд, пора взять на вооружение в современной России.

Как правило, в каждой стране мира используется комбинированная система, включающая в себя два или все три вида пенсионных систем. В развитых странах из-за демографической ситуации распределительные системы приходят в упадок: на каждого пенсионера приходится все меньше работающих сограждан. В Дании, Финляндии, Франции, США и других высокоразвитых странах мира, благодаря пенсионным накопительным системам, население получает большие пенсии. Например, в США обычная пенсия составляет в среднем около 1 200 долл. в месяц (50% от размера зарплаты). Наемные работники платят взносы в пенсионный фонд в размере 7,5% (столько же доплачивает работодатель). Не наемные работники (бизнесмены, адвокаты, художники и др.) сами платят за себя полную сумму - 15%.

В Китае не существует государственной пенсионной системы в нашем, европейском, понимании. Например, сельское население Китая пенсию не получает вообще. На государственную пенсию могут надеяться только те, кто состоял на государственной службе, и лица, работающие в промышленности. Основанием к начислению базовой пенсии государственному служащему преимущественно считается обязательный трудовой стаж - не менее 15 лет на госпредприятии, и ежемесячные отчисления от зарплаты в размере 11% в государственный пенсионный фонд.

Представляется, что сила семейных традиций в китайских семьях (когда взрослые дети поддерживают своих родителей) снимает многие острые социальные и нравственные проблемы, во многом уменьшая стоящие перед государством задачи. Данный опыт, прежде всего силу семейных ценностей и традиций, на наш взгляд, необходимо заимствовать, но с учетом российского патриархального прошлого и общинной психологии.

В Японии пенсия состоит из двух частей - базовой (гарантированно выплачиваемой всем по достижении пенсионного воз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

раста) и трудовой (формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят поровну). Средняя пенсия достигает 60% от заработка.

В Великобритании работник платит в фонд 10% от заработка, работодатель добавляет от 3 до 10,2%. Пенсия достигает 50% зарплаты. Государство гарантирует лишь минимальную пенсию.

Французы вносят в пенсионный фонд 16,35% от заработка (работники и работодатели - пополам, лица свободных профессий — полностью самостоятельно). Размер пенсии - 50% от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. Ближе всего к российской пенсионной системе шведская модель.

В 1999 г. в Швеции была введена новая двухуровневая пенсионная система — так называемый шведский пенсионный социализм.

Первый уровень — распределительная (солидарная) система. Размер пенсии в распределительной системе зависит от заработной платы работника и формируется из взносов, составляющих 16% от заработной платы. Из этих взносов складываются условные накопления, то есть накапливаются не «живые» деньги, а обязательства. Условные накопления индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране.

Второй уровень — накопительная система. Взносы собирает государство, а распоряжается ими сам будущий пенсионер Швеции, инвестируя в один или несколько (до пяти) из 800 инвестиционных фондов, предложенных на выбор. Фонды оперируют финансовыми инструментами с разной доходностью, что дает человеку возможность самостоятельно выбирать стратегию инвестирования. По умолчанию накопления находятся на счетах государственного фонда, но 57% шведов предпочитают делать активный выбор.

В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе «солидарности поколений», когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется Pay as You Go (PAYG), что можно перевести

как «выплата по ходу». Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем.

Однако эта «первая опора» становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более «щедрых» пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы РАУС, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% от ВВП. Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам — «второй опоре», основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан — так называемой третьей опоре пенсионной системы.

В ФРГ работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет лишь 19,4% от фонда оплаты труда. Стоит отметить (и взять на вооружение в России), что в Германии важным уровнем защиты в старости является обеспечение по старости от организаций, предприятий (крупного и среднего бизнеса). Многие компании и предприятия в ФРГ выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на пенсию по возрасту так называемые пенсии от предприятий дополнительно к пенсиям, заработанным в системе установленного законом пенсионного страхования. Несмотря на то что эта форма защиты в старости в Германии добровольная, подавляющее большинство немецких компаний выплачивают своим сотрудникам такие пенсии [10, с. 62—64; 3, с. 36—38]. Те, кто работал на крупных предприятиях, получают еще и производственную пенсию. Такая пенсия возможна, если на предприятии создана пенсионная касса по договоренности между профсоюзом и администрацией. Производственная пенсия зависит от прибыли работодателя и стажа работника. При десятилетнем ста-

же работник может рассчитывать на такой вид пенсии. Производственную пенсию получает примерно половина немецких пенсионеров [5, с. 70—72].

Еще одним уровнем защиты в старости в ФРГ является забота о своей старости частным способом. Эта форма защиты в старости также является добровольной. В данном случае каждый может сам принимать решение, будет ли он что-то предпринимать для обеспечения своей старости, и если да, то в каком виде и в каком объеме. Для этого приемлемы все формы создания частного капитала. Типичной формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании. 78% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами. Объем выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет около 63% от объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости [9, с. 6, 7; 4, с. 44—47].

Модель пенсионной системы США основана преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии. Главная государственная пенсионная система США выполняет социальную, а не инвестиционную функцию. Для двух третей престарелых государственные пенсии составляют половину и больше их дохода. Число бедных среди престарелых, в 1950-е годы составлявшее более 40%, в 2013 — 2015 гг. не превышает 10%. В эту категорию попадают главным образом те, кто по каким-то причинам не смог заработать себе право на полную государственную пенсию, например незамужние женщины, примерно до 40 лет жившие на пособия по программе помощи семьям с детьми.

Большинство существующих в США пенсионных программ носит накопительно-инвестиционный характер. Одновременно соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику. В послевоенный период и особенно за последние 20 лет происходит бурный рост пенсион-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

ных систем, построенных по накопительному принципу, и соответственно растет их вклад в экономику США. Таким образом, все большее число американцев обеспечивают себе частную коллективную пенсию по месту работы и частную индивидуальную пенсию, способствуя при этом развитию экономики и финансового сектора.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:

Во-первых, социальная справедливость заложена в самом фактическом получении гражданином пенсии, на которую он делал отчисления все предыдущие годы, будучи трудоспособным.

Во-вторых, следует законодательно признать (например, путем внесения поправок в ГК РФ, ТК РФ и другие законы) ежемесячные отчисления с зарплаты собственностью работника (как части его зарплаты - собственности), которая фактически (и принудительно) отдается работником в доверительное (временное) управление государству и/или негосударственным пенсионным (инвестиционным) фондам. В этом случае право собственности на переданные (перечисленные в государственный пенсионный фонд) суммы остается за работником, значит, в случае «недожития» работника до пенсии (начала пенсионных выплат) его собственность (когда-то переданная во временное и доверительное управление государству) - пенсионные накопления в той или иной части, (необходимо будет выработать правовую формулу подсчетов) должна включаться в наследственную массу и выплачиваться государством наследникам. То же касается и лиц, скончавшихся через непродолжительное время после достижения пенсионного возраста (следует сделать специальные расчеты, создать основанную на математических законах экономико-правовую формулу, в каком возрасте будет израсходована сумма накопительной пенсии). Данная формула, на наш взгляд, в порядке исключения не должна касаться долгожителей (после 90 лет), исчерпавших запас пенсионных накоплений и не имеющих родственников, способных их содержать.

В-третьих, необходим коренной пересмотр правовых механизмов пенсионных

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2016

взносов, начисления пенсий и всей пенсионной системы России в сторону ее понятности (прозрачности) для населения, справедливости (суть которой состоит в получении пенсии либо получении определенных сумм отчислений наследниками недо-жившего до пенсии или пережившего пенсионный возраст, но не исчерпавшего пенсионных накоплений) и социальной адекватности (поскольку каждый работающий делает отчисления в пенсионный и иные фонды, о перераспределении взносов одних работников другим, достигшим ранее пенсионного возраста, не может быть и речи).

В-четвертых, в настоящее время, в условиях кризиса, Россия не должна перенимать зарубежный опыт работы негосударственных пенсионных накопительных фондов, поскольку государство не имеет возможности гарантировать их стабильную работу в условиях неустойчивости отечественной финансовой системы. Но в перспективе, при стабилизации экономики, это предстоит сделать, осмыслив ошибки предыдущих пенсионных систем, беспорядочно и бессмысленно вводящихся в России на протяжении последних 15 лет.

В-пятых, следует предоставить гражданам России (трудоспособного возраста) право ответственного выбора: а) отчислять установленные государством взносы на свои будущие пенсии (приблизительно прогнозируя суммы этих пенсий; назовем их, например, традиционные государственные пенсии); б) отчислять S от установленных законом взносов (понимая, что при выходе на пенсию они получат самый минимум; назовем его, например, минимальная государственная поддержка; в) не делать никаких отчислений, добровольно отказавшись от будущих пенсий (в этом случае гражданин освобождает государство и общество от ответственности и вправе самостоятельно распоряжаться деньгами, которые он отказался уплачивать государству в качестве пенсионных взносов).

В то же время разумно было бы предложить создание специальных счетов в финансово устойчивых банках под гарантии Банка России, куда производятся отчисления на будущую пенсию граждан России, которыми он имеет право пользо-

ваться как специальными депозитными счетами в своих интересах. Разработать такую систему предлагается в ближайшее время. В этом случае прозрачность пенсионных накоплений будет очевидна, очевидна будет и заинтересованность соответствующего банка. Гласность системы позволит гражданину России осуществлять свои права в соответствии с положениями Конституции РФ 1993 г. С учетом вменяемости и разумности большинства граждан можно с большой вероятностью предположить, что они будут вкладывать деньги, в том числе, в различные инвестиционные проекты, что пойдет на пользу российской экономике, или, в крайнем случае, сохранять их на депозитных вкладах в банках, что также, опосредованно, дает возможность государству распоряжаться их деньгами.

Все вышеизложенное, на взгляд авторов статьи, является важным, психологически мобилизующим население России фактором, способным стать отправной точкой в повышении финансовой грамотности, самообразовании, самореализации и более активной жизненной позиции граждан нашей страны.

Список литературы

[1] Грудцына Л., Макаров А. История пенсионной системы в дореволюционной России и современный опыт зарубежных стран // Адвокат. 2005. № 5.

[2] Заседание комитета по проведению Второго Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» // Московский университет. 2006. № 6 (4155) // Интернет-источник: http://getmedia.msu.ru/newspaper /newspaper/4155/all/pressl.htm.

[3] Комин Н. Три пенсии в одни руки // Эхо планеты. 2000. № 3.

[4] Мачульская Е. Пенсионное страхование в Германии // Соц. защита. 2000. № 3.

[5] Мойрер А. Какую систему пенсионного обеспечения предпочесть (опыт Германии) // Человек и труд. 1999. № 2.

[6] Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, http://www.who.int/ru.

[7] Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // Интернет-источник: http://www.pfrf.ru.

[8] Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 г. № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.».

[9] Привалов К. Заметки о пенсии в Германии // Рос. вести. 1999. № 201.

[10] Социальное обеспечение в Германии // Социальная защита. 2001. № 5.

[11] Thatcher, Margaret. Stop the Excuses. Help Bosnia Now (6 August 1992). Image of Meryl Streep as Margaret Thatcher unveiled. BBC News (8 February 2011).

Spisok literatury:

[1] Grudcy'na L., Makarov A. Istoriya pensionnoj sistemy' v dorevolyucionnoj Rossii i sovremenny'j opy't zarubezhny'x stran // Advokat. 2005. № 5.

[2] Zasedanie komiteta po provedeniyu Vtorogo Vserossijskogo foruma «Zdorov'e nacii - osnova procvetaniya Rossii» // Moskovskij universitet. 2006. № 6 (4155) // Internet-istochnik: http://getmedia.msu.ru/newspaper/ newspaper/4155/all/pressl.htm.

[3] Komin N. Tri pensii v odni ruki // E'xo planety'. 2000. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Machul'skaya E. Pensionnoe straxovanie v Germanii // Soc. zashhita. 2000. № 3.

[5] Mojrer A. Kakuyu sistemu pensionnogo obespecheniya predpochest' (opy't Germanii) // Chelovek i trud. 1999. № 2.

[6] Oficial'ny'j sajt Vsemirnoj organizacii zdravooxraneniya, http://www.who.int/ru.

[7] Oficial'ny'j sajt Pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii // Internet-istochnik: http://www.pfrf.ru.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.11.2015 g. № 1265 «O predel'noj velichine bazy' dlya nachisleniya straxovy'x vznosov v Fond social'nogo straxovaniya Rossijskoj Federacii i Pensionny'j fond Rossijskoj Federacii s 1 yanvarya 2016 g.».

[9] Privalov K. Zametki o pensii v Germanii // Ros. vesti. 1999. № 201.

[10] Social'noe obespechenie v Germanii // Social'naya zashhita. 2001. № 5.

[11] Thatcher, Margaret. Stop the Excuses. Help Bosnia Now (6 August 1992). Image of Meryl Streep as Margaret Thatcher unveiled. BBC News (8 February 2011).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.