Научная статья на тему 'К вопросу о способе незаконного получения кредита'

К вопросу о способе незаконного получения кредита Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Расторопова О.В.

At qualification of illegal reception of the credit special attention, in our opinion, it is necessary to give the analysis of a way of fulfilment of the given crime as it, being an obligatory attribute of the objective party and in many respects defines essence and public danger of considered act, emphasizes hardly probable genesis of the given kind of illegal behaviour

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способе незаконного получения кредита»

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

ü S I

н

о ф

со

К ВОПРОСУ О СПОСОБЕ НЕЗАКОННОГО ПОЛУЧЕНИЯ КРЕДИТА

Расторопова О.В. *

At qualification of illegal reception of the credit special attention, in our opinion, it is necessary to give the analysis of a way of fulfilment of the given crime as it, being an obligatory attribute of the objective party and in many respects defines essence and public danger of considered act, emphasizes hardly probable genesis of the given kind of illegal behaviour.

При квалификации состава незаконного получения кредита по ч. 1 ст. 176 УК РФ особое внимание, по нашему мнению, следует уделять анализу способа совершения данного преступления, так как именно он, являясь обязательным признаком объективной стороны, во многом определяет сущность и общественную опасность рассматриваемого деяния, подчеркивает едва ли ни генезис данного вида противоправного поведения.

Как отмечается в юридической литературе, способ — это определенный образ действий, прием, метод поведения лица во время совершения преступления. В данном случае речь идет об обмане, содержание которого четко определено в диспозиции статьи. По мнению А.А. Са-пожкова: «Значение способа совершения преступления как обязательного (для данного вида преступления) признака состава преступления состоит и в том, что он определяет: условие уголовной ответственности, ограничение пределов уголовной ответственности, дифференциацию уголовной ответственности Способ в данном виде преступления — это основание криминализации деяния, разграничения преступления и других видов деяния» 1.

Однако следует заметить, что содержание обмана применительно к способу совершения деяния, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1 ст. 176 УК РФ, в отличие от обмана при мошенничестве или при причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения ограничено сведениями (в данном случае как обман не могут рассматриваться обманные действия, свидетельствующие о мнимом хозяйственном или финансовом благополучии индивидуального предпринимателя или организации) и активной формой обмана, которая исключает основания для привлечения к ответственности по данной норме за получение кредитных средств с помощью умол-

чания об истинном хозяйственном положении или финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации в случае, когда соответствующая информация должна быть представлена на основании договора или закона.

Обманные действия при незаконном получении кредита имеют одну важную особенность — они практически неосуществимы без использования письменных документов, содержащих ложные сведения.

Заведомо ложные сведения — это неверные данные, о которых заемщик достоверно знает, что они искажают или скрывают истинное положение вещей. Заведомая ложность этих сведений состоит в том, что в них осознанно не внесены верные или отражены неполные данные, искажающие смысл и содержание представленной информации, в результате чего делается вывод о предоставлении кредита. При этом такие сведения должны иметь все необходимые реквизиты кредитного или иного договора, они должны быть официальными и иметь хотя бы видимость достоверности, способную ввести кредитора в заблуждение; сведения, не имеющие должного оформления, не являются ложными и не могут расцениваться как признак данного состава преступления.

Сведения, как правило, представляются в письменной форме, в том числе и путем передачи документов, имеющих официальный характер, то есть в виде акта, зафиксированного на бумажном носителе и предназначенного удостоверять факты и события, имеющие правовое значение.

Такой документ должен быть надлежащим образом составлен, содержать необходимые реквизиты и подписи соответствующих должностных лиц. Момент доведения сведений до лиц, принимающих решение о кредите, может определяться нормами гражданского законодательства, регламентирующими заключение договора.

Адъюнкт кафедры методологии и методики расследования экономических преступлений Академии экономической безопасности МВД России.

Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя

Ложные сведения могут содержаться и в других документах, хотя и не имеющих статуса официальных, но, безусловно, исходящих от заемщика и имеющих значение для принятия решения о выдаче кредита.

Опыт свидетельствует, что ложные сведения включаются в разные документы. Однако наиболее часто они вносятся в учредительные или регистрационные документы; бухгалтерскую или учетную документацию; технико-экономическое обоснование использования целевого кредита с пакетом договоров и других документов — сертификаты, лицензии, экспортные квоты и т.п.; документы об обеспечении; аудиторские заключения, справки о погашенных кредитах и др.

Кроме того, практика свидетельствует, что случаи выдачи кредита и его невозврата без правильного оформления обеспечения исполнения обязательств, например — под фиктивный залог, достаточно распространены и составляют до 30 % от общего числа всех невозвращенных кредитов, в том числе и полученных преступным путем. Изученные материалы также подтверждают такую тенденцию.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 176 УК РФ, относится к группе преступлений, где подлог документа в качестве признака состава преступления является определяющим способ его совершения.

Ложные сведения могут вноситься в документы путем материального и интеллектуального подлога. Совершено это может быть следующими способами:

1) собственно внесение в подлинный документ записей, не соответствующих действительности, при этом документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего (изготавливается на соответствующем бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.д.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы и т.п.) являются ложными;

2) подделка документа, которая состоит в изготовлении (составлении) полностью подложного документа, при этом подделывается весь документ — как по форме, так и по содержанию;

3) фальсификация документа (частичная подделка), то есть внесение искаженных сведений в подлинный документ путем, например, уничтожения или исправления части текста, отдельных слов или любым приемом (вытравливание, стирание и т.п.).

Фальсификацией является и внесение дополнительных данных, а также подделка подписи должностного лица, изменение даты выдачи документа, закрепление на документе оттиска поддельной печати и пр.

Для привлечения виновного к уголовной ответственности не имеет значения, в какой степени не соответствует действительности представленный документ, искажен он полностью или частично. Главное, чтобы такие ложные сведения были существенными, то есть имели решающее значение, и привели в конечном счете к незаконному получению кредита.

В случае если представляемые фальшивые документы имеют официальный характер, возникает конкуренция рассматриваемой нормы и состава подлога документов (ст. 327 УК РФ — подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). В данном случае, поскольку ч. 1 ст. 176 УК РФ предусматривает представление данных документов, ч. 3 ст. 327 УК РФ как общая норма не подлежит применению. Однако действия по подделке официальных документов со стороны субъектов, предусмотренные ч. 1 ст. 176 УК РФ, либо иных изготовителей этих документов не охватываются их представлением (использованием) и подлежат самостоятельной оценке. В такой ситуации имеет место реальная совокупность двух преступлений, то есть ч. 1 или 2 ст. 327 УК РФ и ч. 1 ст. 176 УК РФ. По этому пути идет и судебно-следственная практика.

Определение сведений, отражающих хозяйственное положение либо финансовое состояние организации и индивидуального предпринимателя, основательно освещено в работах В.Д. Ларичева. «Хозяйственное положение, — считают В.Д. Ларичев и В.Ю. Абрамов, — это совокупность внутренних и внешних данных, характеризующих ведение экономического хозяйства предприятия, его производственную сторону дела» 2. К заведомо ложным сведениям о хозяйственном положении относятся следующие: неверные данные об учредителях, руководителях, акционерах, основных партнерах, связях кооперации с другими фирмами; фиктивные гарантийные письма, поручительства, предоставление в залог имущества, на которое нельзя обратить взыскание, не соответствующего объявленной стоимости, не являющегося собственностью залогодателя. А также технико-экономическое обоснование, в котором неверно указаны основные направления ис-

ю

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о ф

со

пользования заемных средств, конкретные хозяйственные операции; сфальсифицированные договоры, платежные, транспортные и иные документы о хозяйственной операции, в которую направляется кредит; поддельные договоры и другие документы, неправильно свидетельствующие о возможности реализации заемщиком своей продукции, его конкурентоспособности, положении на рынке и т.п.; данные складского и бухгалтерского учета и пр.

К заведомо ложным сведениям о финансовом состоянии, то есть о наличии и характеристике денежных средств, относятся сфальсифицированные: бухгалтерские документы о регистрации в налоговой инспекции, в которых финансовое состояние показано в более лучшем положении (баланс-форма № 1, отчет-форма № 2 и т.д.); справка о дебиторской и кредиторской задолженности, о полученных кредитах и займах в других банках, выписки из расчетных и текущих счетов и др.3

Таким образом, к сведениям о хозяйственном положении и финансовом состоянии следует относить сведения, которые подтверждают основания получения и гарантии возврата кредита.

С точки зрения существующих методик и практики представляется неоправданным делить сведения о хозяйственном положении и финансовом состоянии потенциального заемщика на два блока. Сведения, как видно из вышеприведенного, содержащиеся в этих блоках, столь взаимосвязаны, что невозможно представить, как можно выдать кредит, не имея полного представления о финансово-хозяйственном положении потенциального заемщика.

На основании представления таких заведомо ложных сведений банк или иной кредитор делают неверные оценки относительно хозяйственного и финансового положения заемщика, возможности возврата заемщиком полученной ссуды, что влияет на решение о предоставлении кредита и о его размере.

Действия, связанные с незаконным получением кредита, признаются преступными лишь в том случае, если установлена причинная связь между выдачей кредита, его несвоевременным возвращением и причинением банку в результате этого крупного ущерба.

Моментом окончания данного преступления следует считать момент причинения крупного ущерба кредитору. Данное последствие наступает с момента начала фактического использования незаконно полученных кредитных средств (закупка товаров, оплата услуг, внесение обязательных платежей, реализация вещей, являющихся предметом товарного кредита, и др.).

Определение крупного ущерба как обязательного признака деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, нормативно не установлено. Отождествление понятий «крупный размер, причиненный в результате незаконного получения кредита или льготных условий кредитования» и «крупный размер кредиторской задолженности» (примечание к ст. 177 УК РФ) недопустимо в силу ч. 2 ст. 3 УК РФ.

Ущерб, причиняемый кредитору, может состоять не только в прямых убытках, вызванных несвоевременным возвратом всего или части кредита, но и в невозможности исполнения обязательств имущественного характера либо в неполучении дополнительной выгоды в виде процентов по договору или в иной упущенной выгоде.

Следует также учитывать, что имущественный характер не является обязательным признаком крупного ущерба как последствия преступлений, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 176 УК РФ. Крупный ущерб может выразиться в снижении официально установленного рейтинга организации, утрате доверия среди клиентов и партнеров и т.п.

В каждом случае размер крупного ущерба должен определяться отдельно с учетом хозяйственного положения и финансового состояния кредитора, степени отрицательного влияния на них данного ущерба, а также признания данного факта кредитором, наличия объективной для заемщика возможности осознать действительное финансовое состояние и хозяйственное положение кредитора.

Подводя итог, можно сделать вывод, что при совершении этого преступления виновный незаконно получает и использует полученные денежные средства, присваивая полученный доход, подлежащий поступлению во владение (фонды) собственника, то есть банка. В результате таких действий собственнику (банку) причиняется ущерб в виде так называемой упущенной имущественной выгоды.

Литература и примечания

1. Сапожков А.А. Кредитные преступления. СПб., 2002. С. 64—65.

2. Ларичев В.Д., Абрамов В.Ю. Проблемы совершенствования уголовного законодательства в области защиты прав кредиторов // Государство и право. 1998. № 8. С. 98.

3. Ларичев В. Объективная сторона незаконного получения кредита // Законность 1997. № 7. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.