Научная статья на тему 'К вопросу о способах развития креативного мышления на занятиях по английскому языку'

К вопросу о способах развития креативного мышления на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛАСТЕР / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / КЬЮБИНГ / SYSTEM THINKING / CREATIVE THINKING / CLUSTER / MIND MAP / CUBING / DEVELOPING THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается вопрос развития системно-креативного мышления при обучении английскому языку. Приводится описание креативных технологий (кластер, ментальная карта, кьюбинг), выявляются их положительные стороны. Автор размышляет о собственном опыте применения данных технологий, их влиянии на развитие системно-креативного мышления у студентов-юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERING THE QUESTION OF METHODS OF EVOLVING CREATIVE THINKING IN ENGLISH CLASSES

The article concerns the question of developing system-creative thinking in the classes of English. It contains the description of some of the creative technologies (cluster, mind map, cubing) featuring their positive aspects. The author considers her own experience of using the technologies and their impact on students» system-creative thinking.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способах развития креативного мышления на занятиях по английскому языку»

в

•МШН1Ж Прокофьева О. П

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о способах развития креативного

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о способах развития креативного имени o.e. кутафина(мгюА) мышления на занятиях по английскому языку

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития системно-креативного мышления при обучении английскому языку. Приводится описание креативных технологий (кластер, ментальная карта, кью-бинг), выявляются их положительные стороны. Автор размышляет о собственном опыте применения данных технологий, их влиянии на развитие системно-креативного мышления у студентов-юристов. Ключевые слова: системное мышление, креативное мышление, кластер, ментальная карта, кьюбинг.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.51.11.113-118

O. G. PROKOFEVA, PhD in Philology, Associate Professor of English Faculty № 1 of the Department of Legal Translation of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 CONSIDERING THE QUESTION OF METHODS OF EVOLVING CREATIVE THINKING IN ENGLISH CLASSES Abstract. The article concerns the question of developing system-creative thinking in the classes of English. It contains the description of some of the creative technologies (cluster, mind map, cubing) featuring their positive aspects. The author considers her own experience of using the technologies and their impact on students» system-creative thinking. Keywords: system thinking, creative thinking, cluster, mind map, cubing, developing thinking.

Ольга Геннадьевна ПРОКОФЬЕВА,

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1 Института юридического перевода Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

[email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Сегодня будущему юристу, как и профессионалу в любой сфере, требуется более широкий взгляд на вещи, чем ранее. Развивающийся информационный мир оставляет далеко позади методики образования, направленные на усвоение и репродукцию знаний, усредненный подход к учебному процессу. Многие исследователи отмечают, что сегодня главное — не стремиться знать все, а знать, как получать необходимое знание. Профессионал должен владеть общей системой ориентации в жизни, которая позволит ему пополнять свою систему знаний, находить уже имеющиеся сведения и генерировать новое знание. Таким образом, изучение иностранного языка сегодня должно быть осмысленным и системным, с другой стороны, важно обучать студентов креативному мышлению, в том числе и коллективному. Таким образовательным потребностям вполне © О. Г. Прокофьева, 2018

114

tow 1 i I ■ LJIAIf

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ и ттшь.

соответствует так называемая технология формирования и развития системно-креативного мышления1. Овладевая такой технологией, будущий профессионал без труда будет оперировать предметным материалом, намного экономнее расходуя время и постигая суть проблемы намного глубже.

Системное мышление — понятие, которое широко используется сегодня в менеджменте, психологии и различных тренингах личностного роста. Ключевое слово этого понятия — система; как известно, это некая структурированность отдельных фрагментов, где нет отдельно функционирующих элементов, не связанных с этой общей структурой. Это некое образование, существующее и функционирующее за счет многовариантного взаимодействия большого количества его частей. Особенность системы в том, что не состав частей, а способы и методы взаимодействия оказывают влияющее воздействие на систему в целом. Характер такого взаимодействия частей нелинейный, преимущественно скрытый, неочевидный и иногда парадоксальный. Применительно к педагогике системное мышление можно определить как мышление, уровень развития которого при познании человеком мира предметов и явлений объективной действительности позволяет устанавливать взаимосвязи между ними, выявлять закономерности протекания их взаимодействия и развития, прогнозировать это развитие и эффективно решать возникающие при этом проблемы2.

Под креативностью, в свою очередь, понимается творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления. В этом смысле креативность отличается от творчества как генерации нового знания путем использования уже существующих свойств, связей, отношений, хотя и скрытых. Креативность (от английского слова to create — создавать) предполагает создание (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений). Оценивая креативность мышления, обычно говорят о той или иной степени развитости четырех характеристик: продуктивности, гибкости, оригинальности и умении решать сложные задачи3. В определенном смысле креативность противопоставляется критическому мышлению, которое направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Говоря о системно-креативном мышлении, вслед за А. В. Шеверевым и М. Н. Романчуком4 будем понимать его как мышление, активизирующее креативность в процессе решения существующих проблем и поиска новых возможностей. Среди этапов развития системно-креативного мышления выделим наиболее важные при обучении английскому языку студентов-юристов: переход от преимущественно индуктивного (школьного) стиля мышления к преимущественно дедуктивному и абдуктивному (вузовскому); переориентация методик преподавания дисциплин с преимущественного присвоения студентами знаний

1 Шевырев А. В., Романчук М. Н. Формирование и развитие системно-креативного мышления — базовая стратегия образования в XXI веке // Синергетика и образование. URL: http://www.spkurdyumov.ru (дата обращения: 30.04.2018).

2 Шрагина Л. И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления // URL: http://slovari.info/philosophical/990.html (дата обращения: 30.04.2018).

3 Guilford J. P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. San Diego, 1968.

4 Шевырев А. В., Романчук М. Н. Указ. соч.

в

•МШН1Ж Прокофьева О. П

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о способах развития креативного II^J

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о способах развития креативного имени o.e. кугафина(мгюА) мышления на занятиях по английскому языку

на преимущественную их творческую выработку и использование. Очевидно, что системно-креативное мышление на занятиях английского языка необходимо развивать, используя активные методы обучения, которые способствуют практической направленности деятельности, выработке своего собственного знания (на основе уже существующих), создают условия для самоконструирования и саморазвития, повышают мотивацию. С этой точки зрения рассмотрим использование таких образовательных технологий, как интеллектуальные (ментальные) карты, кластер («гроздь») и кьюбинг.

Технологии кластера и интеллектуальной карты знакомы многим и имеют ряд сходных черт. Это графические методы, которые позволяют представить письменно информацию, содержащуюся в письменном или устно воспринимаемом тексте. Суть их сводится к тому, что в центре чистого листа (доски) пишется главное слово — основа будущей ментальной карты или кластера — и обводится кружком. При составлении кластера записываются все слова и идеи, которые приходят в голову, связаны или ассоциированы с данным центральным словом. При этом каждое новое слово также обводится кружком и линией соединяется либо с центральным словом, либо с другим, с которым, по мнению составителя кластера, существует связь. И так до тех пор, пока не закончатся идеи, или не выйдет отведенный для такого задания отрезок времени. После этого необходимо просмотреть свой кластер, исключить слова, которые не имеют отношения к главному слову и начать группировать по какому-либо признаку «грозди» слов, проставляя номер каждой «грозди». В итоге полученное графическое изображение напоминает виноградную гроздь, что и объясняет название «гроздь» в русском языке. Такая технология помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы и мотивирует их находить связи между идеями. Разбивка на кластеры используется на стадиях вызова и рефлексии. Это стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям или к собственному пониманию какой-либо темы5.

По сравнению с кластером ментальную карту можно определить как «напряженный мозговой штурм». Это более аналитическая форма работы. Главное слово, согласно классической методике составления карт6, должно сопровождаться иллюстрацией (картинкой, имиджем). Далее от главного слова отходят «ветви», причем на каждой линии-«ветви» пишется слово, выражающее связь (существенную черту, классификационный признак) с центральным словом. Эта «ветвь» первого уровня получает дальнейшее разветвление, приводя к словам-идеям второго и иных уровней. Слова, как уже было сказано выше, сопровожда- □

ются рисунками, рекомендуется использовать разные цвета при составлении Л

ментальной карты. Н

Как кластер, так и ментальная карта являются отражением нелинейной фор- г

Ш m К

мы мышления. Они являются способами креативного мышления, а не схема- ^

тизацией какого-либо объекта и отражают то, как работает наше мышление, Т

поскольку при работе над материалом при помощи таких технологий студенты Ч

т

П

5 Никитина А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся // □ Молодой ученый. 2016. № 17.1. С. 20—31. й

6 Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. М. : Попурри, 2014. НАУКИ

>

116

tow 1 i I ■ LJIAIf

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ и ттшь.

учатся устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, строить свои умозаключения, переходить от частного к общему, сравнивать и проводить аналогии. Они учатся видеть проблему (или тему) в целом, у них формируется целостное восприятие, соответственно, совершенствуется системное мышление.

Анализ литературы и собственный опыт применения кластеров и ментальных карт на занятиях английским языком студентов-юристов показывает, что они хорошо подходят для групповой работы как упражнение «на разогрев», когда студенты высказывают свои идеи по предложенной теме. Использование данного приема способствует повышению заинтересованности, мотивированности обучения, студенты с удовольствием выражают свои мысли. В зависимости от уровня подготовки, дальнейших целей урока возможно и составление индивидуальных кластеров или в группах по 2—3 человека с последующим сравнением полученных «конечных продуктов».

Эффективно применять кластер при работе над письменным текстом, когда после изучения текста предлагается еще раз взглянуть на первоначальный (интуитивный) вариант и доработать его с учетом информации, полученной из текста, или даже составить новый кластер. На стадии закрепления материала кластер рекомендуется использовать для развернутого пересказа текста. Однако подчеркнем, что кластер — это не опорный конспект, который создается для того, чтобы ученик лучше запомнил материал. Кластер — это инструмент, созданный для того, чтобы эффективнее мыслить, поэтому необходимо поощрять индивидуальное творчество7.

В равной степени вышесказанное относится и к ментальной карте, также было отмечено, что кластер более прост по сравнению с продуманной, цветной, создаваемой целенаправленно ментальной картой. Опыт работы со студентами-юристами показывает, что кластер — универсальная технология, подходит для любого уровня языковой подготовки, ментальная карта скорее рассчитана на студентов с хорошей языковой и общей подготовкой или студентов старших курсов. В дальнейшей работе над материалом информацию, изложенную с помощью кластера или ментальной карты, нужно повторять, при этом, как видим, такое повторение носит не механический, репродуктивный, а активный характер.

Еще одна интересная технология — кьюбинг (Cubing) с успехом применима в блоггинге, но может использоваться и в более широком контексте как метод для знакомства с новой темой, углубления понимания какой-либо проблемы и т.п. В классическом понимании кьюбинг представляет собой разогревающую технику, часто используется на подготовительном этапе в разного рода литературной работе и помогает исследовать разные стороны темы, тем самым заставляя автора глубже ее продумать и найти нужный фокус.

Название этой креативной техники происходит от слова «куб», чтобы описать куб, нужно посмотреть на каждую его сторону, т.е. шесть раз сменить точку зрения. Применяя данную технику не к конкретному предмету, а к идее (вопросу, проблеме), можно исследовать минимум шесть разных точек зрения на предмет или идею. Например, студентам предлагается какой-то вопрос, и нужно в тече-

7 Мажирина С. В. Технология развития критического мышления в организации учебного процесса // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3 (42). С. 85—87.

в

-1МШп]Ш ПРокофьева ° П

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о способах развития креативного 117

имени o.e. кугафина(мгюА) мышления на занятиях по английскому языку

ние одинакового количества времени (например, двух минут) написать о каждой из шести сторон этой темы. Для того, чтобы переключаться между различными сторонами темы, можно использовать следующие вопросы:

Описание: что собой представляет эта тема, какими свойствами обладает?

Сравнение: с чем можно сравнить эту тему, на какие другие темы она похожа и чем отличается?

Ассоциации: что приходит в голову в связи с ней? Нужно перечислить любые связи с данной темой — ассоциативные, причинно-следственные, символические, иррациональные и т.д.

Анализ: из каких составных частей она состоит? Из чего и в каком контексте возникает, к каким другим темам ведет?

Использование: кому и для чего полезна эта тема? Можно ли перенести ее в другие области?

Оценка: какие могут быть доводы за и против этой темы? Чем она интересна лично вам? Чем может быть интересна другим людям?

Обязательное требование — написать обо всех шести сторонах темы (вопроса), даже если первоначально в голову приходит не более двух-трех аспектов проблемы8.

Техника кьюбинга, безусловно, более сложная по сравнению с кластером и ментальной картой. Поэтому и использовать ее лучше со студентами 3-го или 4-го года обучения, когда у них уже сформированы базовые юридические знания, есть определенный объем знаний о соответствующих аспектах права на английском языке, в большей степени развито аналитическое и системное мышление. Овладение данной технологией позволяет студентам углубить свое понимание темы, сделать определеннее свою позицию по ней, открыть для себя новую точку зрения, определить наиболее интересную сторону темы и выбрать основной фокус и, соответственно, может использоваться для работы над эссе, подготовкой выступления на студенческой конференции или в составлении курсовой работы.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что многие из перечисленных технологий сами по себе относятся к креативным и используются в маркетинге, менеджменте и т.п. Кроме того, они позволяют систематизировать знания, помогают в поиске решения, если перед студентами ставится проблемная ситуация. Студенты учатся видеть проблему или тему целиком, выявлять взаимосвязи и взаимовлияние составных частей, что, несомненно, способствует формированию Е системного мышления. Не остается в стороне и общее интеллектуальное раз- Т витие, так как при использовании таких технологий совершенствуются все мыс- □ лительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Л

При этом происходит активизация деятельности студентов не только в об- Н

ласти изучения английского языка, но и в области освоения профессиональных г

компетенций современного юриста и делового человека, поскольку указанные И

технологии находят широкое применение в современном деловом мире. Т

И

Ч

гп

П

К

8 Асанова Е. Развиваем креативность: фрирайтинг и кьюбинг // Пресс-служба. 2014. № 4. й

С. 73—75. НАУКИ

>

TOW Ii I ■ LiÊAif

118 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета

L-имени O.E. Кутафина(МГЮА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Асанова Е. Развиваем креативность: фрирайтинг и кьюбинг // Пресс-служба. — 2014. — № 4. — С. 73—75.

2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. — М. : Попурри, 2014.

3. Мажирина С. В. Технология развития критического мышления в организации учебного процесса // Образование. Карьера. Общество. — 2014. — № 3 (42). — С. 85—87.

4. Никитина А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1. — С. 20—31.

5. Guilford J. P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. — San Diego, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.