Научная статья на тему 'Использование приёмов критического мышления "ментальная карта"'

Использование приёмов критического мышления "ментальная карта" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1932
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ТОНИ БЬЮЗЕН / КЛАСТЕР / ВЕБ-КВЕСТ / КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ / CRITICAL THINKING / CREATIVITY / MIND-MAP / TONY BUSEN / CLUSTER / WEB-QUEST / CASE-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дозоцева Марина Николаевна

Данная статья посвящена рассмотрению использования приёмов критического мышления «ментальная карта», «кластер», «кейс» и других на уроках. В статье рассказано о происхождении этих методов и причинах их особой актуальности в современной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE TECHNIQUES OF CRITICAL THINKING "MENTAL MAP"

This article is devoted to the review of using methods of “critical thinking”, such as “mind map”, “cluster”, ”case-technology” and others at the lessons. It is also told about the origins of these methods and the grounds for their special importance for the modern educational system.

Текст научной работы на тему «Использование приёмов критического мышления "ментальная карта"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

«МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА»

Дозоцева Марина Николаевна

преподаватель иностранного языка Льговский филиал ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж» E - mail: [email protected]

Данная статья посвящена рассмотрению использования приёмов критического мышления «ментальная карта», «кластер», «кейс» и других на уроках. В статье рассказано о происхождении этих методов и причинах их особой актуальности в современной системе образования.

Ключевые слова: критическое мышление, творческая активность, ментальная карта, Тони Бьюзен, Кластер; веб-квест; кейс технологии.

Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения. Актуальность в критическом мышлении существует, так как основная задача современного образования - качественные знания для дальнейшего развития учащихся. Критическое мышление - основа для творческого мышления, для развития логики и творчества, анализа полученного знания (рефлексии). В изучении иностранных языков критическое мышление приходится очень кстати.

Цель технологии развития критического мышления - формирование у учащихся способности формулировать вопросы, аргументировать ответы и принимать независимые продуманные решения.

Составление ментальных карт и кластеров на уроке - действенный способ решения этой задачи. Использование этих приёмов позволит повысить надёжность образования, так как оно приобретает осознанный, рефлексивный характер.

Учащийся сам конструирует процесс обучения, исходя из реальных и конкретных целей, определяет конечный результат. Повышается коммуникативный потенциал личности, способность реагировать на внешние изменения.

Ментальная карта и кластер - это творческий продукт в результате критического мышления. Эти приёмы носят индивидуальный характер и используются во время занятий в сотрудничестве учитель - учащиеся или учащиеся - учащиеся. Ментальные карты лучше не составлять заранее, только на занятии при активном сотрудничестве с учащимися. Знания в учебнике - это основа, схема. Ментальная карта позволяет смотреть на проблему глобально, подвижно. Использование ментальных карт и кластеров требует подготовки, но они помогают систематизировать имеющиеся знания.

Mind Mapping - способ систематизации знаний с помощью схем в особом графическом виде. Они воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы. Ментальные карты нужны для: 1 .запоминания материала 2. систематизации материала 3. планирования действия 4.подготовки к выступлению 5.поиска решения 6.рассмотрения различных вариантов решения задач. Составление карты - занятие увлекательное как для учителя, так и для учащихся, так как несёт в себе изрядную долю спонтанности, импровизации, творческой активности.

Идея этого метода принадлежит Тони Бьюзену, британскому психологу, автору и соавтору более 100 книг о свойствах мозга, интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Его работы « Книга ментальных карт -разветвлённое мышление», «Научите себя думать», «Подключи свою память» и другие, опубликованы более чем в 100странах и переведены на 28 языков.

Суть изображения заключается в следующем: в центре рисуем ядро (основное понятие, тема, ключевой образ). От центра отходят лучи, они должны быть разного цвета и толщины в зависимости от важности аспекта. Начинаем их проводить с правого верхнего угла по часовой стрелке. Итак, сначала проводим ветки первого уровня. На них слова, раскрывающие проблему. От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, уточнения. Слова пишутся печатными буквами. Записываем только ключевые слова, не предложения. В идеале длина слова должна совпадать с длиной ветви. Разные уровни, или ветки, пишутся разными цветами. Нужно использовать гибкие ветки, на одной линии - одно слово, все сложные понятия сводить к простым. Можно добавлять рисунок, пиктограмму, символы, связанные с ключевым словом. Использование рисунков и цветов очень важно, так как изображение по сути своей является средством взаимосвязи и ассоциации. Исследования, проведённые в Лондонском Университете, показали, что люди использующие цвет и изображение в умной карте, запоминают материал намного лучше.

Ментальная карта - это универсальный приём, его можно использовать на индивидуальных занятиях, в работе в парах, в группах, в классах.

Я использовала этот приём при актуализации знаний фразовых глаголов. Это мини-карты, их можно быстро нарисовать на доске. В центре глагол, от него ветками отходят предлоги, с которыми он употребляется и под предлогами пишется новое значение, которое приобрёл глагол. Русские и английские слова пишутся разными цветами. Карты по определённой лексической теме похожи на деревья. Собирается лексика по теме, распределяется по группам. Связи между ними показываются графически. Можно писать словосочетания, использовать русский перевод. Ментальная карта в качестве домашней работы даёт больший простор фантазии и творчеству -можно использовать рисунки, значки, вырезанные картинки.

Очень интересную Mind Map составили студенты по теме «Health». В центре - ключевое понятие, крупные ветви- emotions , diet, lifestyle,

doctors. Масса вторичных ветвей, разного цвета и значения. Эта работа доставила много положительных эмоций учащимся и преподавателю.

Кластер (гроздь) - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Это изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Суть приёма «кластер»:

1. Выделить главную смысловую единицу (тему).

2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации).

3. Конкретизировать фактами и мнениями.

Посередине листа или доски - ключевое слово, «сердце идеи». Вокруг пишутся слова или сочетания выражающие идеи , факты, образы (планета и её спутники). По мере записи появляются слова соединённые прямыми линиями с ключевым понятием, у каждого из «спутников» появляются свои «спутники».

Вот пример составления кластера на занятии по теме «Vitamins». В центре - планета с основным понятием - vitamins, в спутниках первого ряда расположились названия основных витаминов - A,D,B,C,E. По стрелкам в следующем ряду спутников ключевые глаголы - help protect . Далее по соединительным линиям - те органы или системы человеческого организма, которым необходимы эти витамины и последний ряд спутников - продукты питания в которых содержатся эти витамины в достаточном количестве.

Например:

Vitamins----C----helps---to recover after illness, resistance to infection----fruit and vegetables.

Vitamins----D---helps---the body in formation of bones and strong

teeth----milk, eggs, fish, yeast.

И кластер, и ментальная карта развивают системное мышление, помогают учащимся систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения. Учат вырабатывать и высказывать своё мнение, развивают навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, выявляют способности к творческой переработке информации. Их можно использовать на любом этапе урока, на стадиях вызова, осмысления, рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока. Эти приёмы критического мышления являются наиболее доступными в повседневной практической работе.

Согласно требованиям ФГОС, каждое образовательное учреждение должно иметь электронный контент по всем учебным предметам, в том числе и такие объекты, которыми можно манипулировать. Но даже если бы этого требования не было, развитие общества ставит нас, учителей, перед необходимостью использовать самые современные информационные технологии.

Компьютерные технологии и Интернет стремительно вошли в нашу жизнь и на их основе возникли такие интересные обучающие технологии как «веб-квест». Этот термин впервые предложил в 1995 Берни Додж профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего, США. Эта технология даёт возможность для развития исследовательской и творческой работы, качества и оригинальности работы, развивает навыки работы в микрогруппах, создания презентации, устного выступления, письменного текста. Мир компьютерных игр используется в учебных целях. Это очень технологически продвинутая технология. Но, например, метод «кейс - технологии» кажется немного более доступным на данный момент.

Корни этого метода уходят в Гарвард, в конец 19 века, на факультет бизнеса, где его использовали для описания проблемной экономической, социальной или бизнес ситуации с целью разобраться в проблеме. Цель метода - научить анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, оценивать их, находить оптимальные решения и формировать программу действий. Очень применим при «мозговом штурме», который имеет свои известные правила. При отборе проблемы для кейса надо ориентироваться на учебные цели. Всё должно быть абсолютно реально, актуально для сегодняшнего дня. Основная задача кейса заключается в том, чтобы детально и подробно описать жизненную ситуацию. Вот небольшой пример кейса по теме «Holidays and Celebrities». Проблема-способ отдыха. Легенда - 1.пара студентов из Швеции, семья Браун, группа художников из России. Создаются подробности легенды по каждой группе. Далее- 6 вариантов отдыха групп, учащимся нужно было учитывать финансовые возможности группы, возраст, состояние здоровья, время отдыха, программу отдыха. Также выбрать маршрут, отель, транспорт, билеты. Были использованы два занятия и домашнее задание.

Актуальность кейс-метода - формирование личности современного человека возможно в случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных проблем развивать с детского возраста. Задача - осмыслить и найти решение в реальной жизненной проблемной ситуации.

К сожалению, за рамками остались множество приёмов, таких как: «ин-серт», «бортовой журнал» для чтения или прослушивания информации, диаграммы Эйлера-Вена для отношений между множеством и подмножеством, приём «ромашка Блума», «фишбоун», «6 шляп мышления» и другие. Все они нацелены на получение на уроке навыков работы с информацией (поиск, анализ, систематизация), которые не менее важны, чем её усвоение, а может быть и более. Забудутся какие-то математические формулы, останется логика мышления сформированная на уроках. Сотрутся в памяти даты исторических событий, но умение видеть причинно-следственные связи между ними никуда не денется.

В итоге мы можем сказать, что все приёмы критического мышления помогают решать насущные образовательные и воспитательные задачи -

активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, повысить её результативность, дать возможность группе работать в едином проблемном поле, перенести акцент обучения с овладения готовым знанием на его выработку, что и является одной из задач современного образования.

Список литературы

1) Diane F. Halpern «Психология критического мышления» СПб : Пи-тер2000- 512

2) http://www.wisemapping.com

3) www.i Mind Map, com

4) http.// videouroki.net

USING THE TECHNIQUES OF CRITICAL THINKING "MENTAL MAP»

Doors Marina Nikolaevna

a teacher of Oriental language Legs branch OBOUSPO "Kors is busy with the College of medical" E - mail: [email protected]

Abstract: This article is devoted to the review of using methods of "critical thinking", such as "mind map", "cluster", "case-technology" and others at the lessons. It is also told about the origins of these methods and the grounds for their special importance for the modern educational system.

Key-words: critical thinking, creativity, Mind-map, Tony Busen, Cluster, Web-quest; case-technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.