Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНО-КОММНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНО-КОММНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-коммуникативная компетентность / подростки с компенсированной задержкой психического развития. / social and communicative competence / adolescents with compensated mental development delay.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филипиди Татьяна Ивановна

в статье анализируются результаты исследования коммуникативных умений подростков с компенсированной задержкой психического развития. Сам факт пережитой задержки психического развития не может не оказывать влияния на качество и характер решения этими детьми «задач развития» на последующих этапах жизненного пути. Однако такие «отсроченные эффекты» затруднения психического развития слабо изучены в отечественной психологии. Выявлено, что задержка психического развития в детские годы и ее последующая компенсация оказывают значимое влияние на социальное поведение в старшем подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филипиди Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE SPECIFICS OF THE SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF ADOLESCENTS WITH COMPENSATED MENTAL RETARDATION

the article discusses the results of a study of the communication skills of adolescents with compensated mental development delay. The very fact of experiencing mental development delay cannot but influence the quality and nature of how these children solve “developmental problems” at subsequent stages of their life. However, such “delayed effects” of mental development difficulties have been poorly studied in Russian psychology. It is revealed that the difficulty of mental development in childhood and its subsequent compensation have a significant impact on social behavior in older adolescence.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНО-КОММНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНО-КОММНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Филипиди Т.И.

Филипиди Татьяна Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируются результаты исследования коммуникативных умений подростков с компенсированной задержкой психического развития. Сам факт пережитой задержки психического развития не может не оказывать влияния на качество и характер решения этими детьми «задач развития» на последующих этапах жизненного пути. Однако такие «отсроченные эффекты» затруднения психического развития слабо изучены в отечественной психологии. Выявлено, что задержка психического развития в детские годы и ее последующая компенсация оказывают значимое влияние на социальное поведение в старшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, подростки с компенсированной задержкой психического развития.

ON THE ISSUE OF THE SPECIFICS OF THE SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF ADOLESCENTS WITH COMPENSATED MENTAL

RETARDATION Filipidi T.I.

Filipidi Tatyana Ivanovna - PhD in Psychology, Associate Professor, DEPARTMENT OFDEFECTOLOGYAND SPECIAL PSYCHOLOGY, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Abstract: the article discusses the results of a study of the communication skills of adolescents with compensated mental development delay. The very fact of experiencing mental development delay cannot but influence the quality and nature of how these children solve "developmental problems" at subsequent stages of their life. However, such "delayed effects" of mental development difficulties have been poorly studied in Russian psychology. It is revealed that the difficulty of mental development in childhood and its subsequent compensation have a significant impact on social behavior in older adolescence.

Keywords: social and communicative competence, adolescents with compensated mental development delay.

УДК 159.9.07

В последние десятилетия в России отмечается стабильный рост количества детей, страдающих различного рода задержками психического развития. После получения соответствующей коррекционной помощи значительная часть из них продолжает обучение в общеобразовательной школе, более или менее успешно интегрируясь в учебную деятельность и образовательное пространство. Тем не менее, сам факт пережитой (а зачастую и не вполне преодоленной) затрудненности психического развития не может не оказывать влияния на качество и характер решения этими детьми «задач развития» на последующих этапах жизненного пути, а также - на уровень развития и структурную организацию механизмов психологической регуляции социального поведения. Однако такие «возрастно -отсроченные эффекты» затруднения психического развития в современной отечественной психологии изучены весьма слабо, поскольку вышеназванная категория подростков в буквальном смысле слова оказывается на «нейтральной территории» между специальной психологией, психологией развития и общей психологией, каждая из которых не считает их «вполне своими». Как следствие, оказываются существенно ограниченными и возможности оказания таким людям необходимой психологической помощи.

Предметом нашего исследования выступают особенности социально-коммуникативной компетентности (СКК) старших подростков, в жизненном опыте которых имела место задержка психического развития с последующей её компенсацией. Несмотря на то, что полученная в младшем школьном возрасте коррекционная помощь позволяет таким подросткам в дальнейшем вполне успешно обучаться в общеобразовательной школе, сам факт пережитой затрудненности психического развития не может не оказывать влияния на характер решения этими детьми «задач развития» на последующих

этапах жизненного пути, а также - на качественный уровень и структурную организацию механизмов психологической регуляции общения и социального поведения. Однако такие «отсроченные эффекты» затруднения психического развития слабо изучены в отечественной психологии, поскольку вышеназванная категория подростков в буквальном смысле слова оказывается на «нейтральной территории» между специальной психологией, психологией развития, психологией личности и общей психологией, каждая из которых не считает их «вполне своими».

В качестве одной из важнейших задач развития личности в подростковом возрасте является интеграция в систему коммуникации и социального взаимодействия с окружающими людьми, группами, общностями, а в пределе - и социумом в целом (D. Baucum, G. Craig, F. Dolto, M. Klée, H. Remschmidt, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Казанская, Т.Д. Марцинковская, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Многими отечественными психологами именно межличностное общение квалифицируется как ведущая деятельность на данном этапе жизненного пути личности (М.С. Каган, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Необходимым условием решения этой жизненной задачи выступает обретение субъектом компетентности в сфере общения и социальных отношений как особом подпространстве его личностного бытия (К.А. Абульханова, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Клюева, Л.А. Петровская, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина и др.).

СКК рассматривается нами как интегральное психологическое образование, объединяющее и гармонизирующее внутренние средства регуляции межличностного общения и социального поведения личности (Богданова Е.Е., Флоровский С.Ю., 2007; Куницына В.Н., 2002; Rubin K.H., Rose-Krasnor L., 1992). При этом мы исходим из положения о продуктивности изучения СКК развивающейся личности в контексте возрастно-актуальных жизненных проблем и задач (Абульханова К.А., 1999; Калинина Н.В., 2006 и др.).

Эмпирическую базу исследования составили девятиклассники общеобразовательных школ Анапы и Краснодара. Экспериментальная группа включала 99 школьников, у которых в детстве констатировалось наличие задержки психического развития: из них 54 мальчика и 45 девочек. Контрольную группу составили 118 школьников (62 мальчика и 56 девочек), с возрастно-нормативной траекторией психического развития. Далее сопоставляемые категории подростков будут обозначаться, соответственно, как «особые» и «обычные (нормативные)».

Социально-коммуникативные умения подростков отражают степень освоенности ими определенных поведенческих модулей (установление контакта, выслушивание собеседника, выражение собственной точки зрения и т.п.), на основе которых оказывается возможным конструирование схем и сценариев собственного поведения в подобных ситуациях.

Коммуникативные умения оценивались посредством тест-опросника коммуникативных умений для подростков и старшеклассников, разработанного Л. Мишелсоном с соавторами (L. Michelson et al.), адаптированного для русскоязычной выборки Ю.З. Гильбухом и модифицированного С.В. Кривцовой и М.Н. Достановой (Кривцова С.В., Достанова М.Н., 1997). Диагностировалась степень выраженности трёх базисных вариантов социально-коммуникативного поведения подростков: 1) компетентного, предполагающего построение общения с партнером на принципах равенства психологических позиций и паритетной координации усилий по разрешению проблемной ситуации; 2) агрессивного, предполагающего давление на партнера из психологической позиции «сверху»; 3) зависимого, связанного с психологической пристройкой к партнеру «снизу» и пассивным следованием за ним. Выявление используемых подростками стратегий преодоления жизненных трудностей осуществлялось при помощи теста Э. Хейма (E. Heim), адаптированного в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под руководством Л.И. Вассермана (Водопьянова Н.Е., 2009). Оценивалась представленность в индивидуальных паттернах копинг-поведения подростков стратегий с разным уровнем адаптивности, - адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных. Взаимосвязи между рассматриваемыми переменными выявлялись посредством рангового корреляционного анализа по Спирмену. Использовался пакет прикладных статистических программ SPSS 13.0. Для уточнения тестовых результатов проводился выборочный опрос респондентов.

Результаты выполненного эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы:

Социально-коммуникативная компетентность (СКК) подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в сравнении с СКК нормативно развивавшихся сверстников наряду с общими чертами характеризуется присутствием специфических особенностей. Эти особенности отражают своеобразие механизмов психологической регуляции интерперсонального общения и социального поведения, обусловленное соединением в жизненном опыте личности «линии ущербности» (заданной задержкой психического развития в детстве) и «линии преодоления» (связанной с целенаправленными усилиями по компенсации этой задержки и выходу из пролонгированной трудной жизненной ситуации). Выявляются три типа таких специфических особенностей СКК: а) негативные (дефицитарные), выражающиеся в худшей сформированности социально-коммуникативных

характеристик; б) позитивные (компенсаторные), соответствующие более высокому уровню зрелости;

в) стилевые, отражающие своеобразие механизмов психологической регуляции общения и социального

поведения.

Список литературы /References

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб: Питер, 2009. 336 с.

2. Кривцова С.В., Достанова М.Н. Исследование коммуникативных умений подростков // Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков, 1997. С.87-105.

3. Крюкова Т.Л. Психология совладеющего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. 344 с.

4. Филипиди Т.И. Социально-коммуникативная компетентность подростков с компенсированной затрудненностью психического развития: взаимосвязь социально-коммуникативных умений и копинг-стратегий // European Social Science Journal. 2018. № 10. С. 529-538.

5. LazarusR.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer, 1984. 445 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.