Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
личностная регуляция / социальное поведение / подростки / компенсированная затрудненность психического развития / personal regulation / social behavior / adolescents / compensated difficulties in mental development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филипиди Т.И.

В статье анализируются результаты исследования личностной регуляции общения и социального поведения подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. Результаты проведенного исследования позволяют осуществить более точную расстановку приоритетов в программах психологической поддержки подростков с компенсированной затрудненностью психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филипиди Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL REGULATION OF COMMUNICATION AND SOCIAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH COMPENSATED MENTAL DEVELOPMENT DIFFICULTIES

Article analyzes the results of a study of personal regulation of communication and social behavior of adolescents with compensated difficulties in mental development. The results of the study allow for a more precise prioritization of psychological support programs for adolescents with compensated difficulties in mental development.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159

Филипиди Т.И.

канд. псих. наук, доцент кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье анализируются результаты исследования личностной регуляции общения и социального поведения подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. Результаты проведенного исследования позволяют осуществить более точную расстановку приоритетов в программах психологической поддержки подростков с компенсированной затрудненностью психического развития.

Ключевые слова: личностная регуляция, социальное поведение, подростки, компенсированная затрудненность психического развития.

Предметом нашего исследования выступают особенности личностной регуляции общения и социального поведения старших подростков, в жизненном опыте которых имел место факт задержки психического развития с последующей компенсацией (до уровня возможности дальнейшего обучения в общеобразовательной школе). Подобный факт может рассматриваться как опыт пребывания в пролонгированной трудной жизненной ситуации и ее успешного разрешения.

Эмпирическую базу исследования составили девятиклассники общеобразовательных школ Анапы и Краснодара. Основная группа включала 99 школьников, у которых в детстве констатировалось наличие задержки

психического развития (54 мальчика и 45 девочек). Группу сравнения составили 118 школьников (62 мальчика и 56 девочек) с возрастно-нормативной траекторией развития. Выявление характеристик личностной регуляции общения и социального поведения осуществлялось при помощи опросника HSPQ Р.Б. Кеттела (Рукавишников, Соколова, 1994) [1].

На основании обобщения результатов исследований посвященных проблематике смысловой интеграции личностных регуляторов поведения человека [2, 3, 4] нами были выделены три подсистемы личностной регуляции общения и социального поведения подростков: 1) привлекательность общения и способы реализации коммуникативных потребностей, 2) личностная позиция по отношению к окружающим, 3) самоконтроль социального поведения.

Полученные данные дают основание констатировать, что затрудненность психического развития в детские годы и последующая компенсация этой затрудненности оказывают значимое влияние на личностную регуляцию общения и социального поведения в старшем подростковом возрасте. Данное влияние наиболее ярко выражено в таких личностно-регуляторных сферах, как эмоциональная привлекательность контактов с другими людьми, способы выражения коммуникативных потребностей, самоконтроль социально-нежелательных поведенческих тенденций и в меньшей степени затрагивает личностную позицию старших подростков по отношению к окружающим.

Локализованные в подростковом возрасте возрастно-отсроченные эффекты компенсированной затрудненности психического развития в сфере личностной регуляции коммуникативного поведения являются поло-специфическими. В сравнении с нормативно развивающимися сверстниками у мальчиков с компенсированной затрудненностью психического развития оказываются хуже сформированными операционально-поведенческие компоненты общения (при одинаковой степени привлекательности сферы общения), а у девочек - потребностно-мотивационные (на фоне равенства операциональных возможностей реализации коммуникативных потребностей).

Приоритетным фактором сдерживания нежелательных поведенческих реакций у девочек-подростков с компенсированной затрудненностью психического развития выступают осознание социальных требований и мотивация одобрения, при этом собственные моральные нормы и представления выполняют лишь вспомогательную роль. Для их возрастно-нормативных сверстниц характерен противоположный механизм социального самоконтроля.

Эмоциональный фон повседневного межличностного взаимодействия и поведения в группе более гармоничен и константен у девочек-подростков с компенсированной затрудненностью психического развития, нежели чем у их нормативно развивающихся сверстниц, испытывающих значительное психическое напряжение из-за конфликта между стремлением к реализации индивидуалистических ценностей и чувствительностью к групповому мнению.

Результаты проведенного исследования позволяют осуществить более точную расстановку приоритетов в программах психологической поддержки и развития подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и продуктивного межличностного общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Личностные опросники Р. Кеттела (CPQ, HSPQ): Руководство / Сост. А.А. Рукавишников. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1994. 16 с;

2. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. 213 с;

3. Шмелёв, А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с;

4. Cattel, R.B. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16 PF) in clinical, educational, industrial and research psychology. Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 232 p.

Filipidi T.I.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

PERSONAL REGULATION OF COMMUNICATION AND SOCIAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH COMPENSATED MENTAL DEVELOPMENT DIFFICULTIES

Abstract: article analyzes the results of a study of personal regulation of communication and social behavior of adolescents with compensated difficulties in mental development. The results of the study allow for a more precise prioritization of psychological support programs for adolescents with compensated difficulties in mental development.

Keywords: personal regulation, social behavior, adolescents, compensated difficulties in mental development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.