УДК 159.922.8/.923.2 Филипиди Татьяна Ивановна
соискатель кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета, учитель-дефектолог высшей квалификации Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г. Анапы тел.: (918) 143-62-77
К ПРОБЛЕМЕ
СОЦИАЛЬНО-КОМ МУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОГНИТИВНО-РЕПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТЫ
Filipidy Tatyana Ivanovna
PhD applicant of the Social Psychology and Sociology of Management Department, Kuban State University, Teaching speech pathologist of higher qualification, Municipal educational institution for children in need for psychological and educational, medical and social care «Center for Diagnosis and Counseling», Anapa tel.: (918) 143-62-77
CONCERNING THE PROBLEM OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEENAGERS WITH COMPENSATED MENTAL RETARDATION: COGNITIVE-REPRESENTATIONAL AND VALUE-SEMANTIC ASPECTS
Аннотация:
Обсуждаются результаты исследования социально-коммуникативной компетентности подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. В качестве модельной ситуации рассматривается решение этими подростками проблемы предварительного профессионального самоопределения. Выявлен ряд особенностей когнитивно-репрезентационных и ценностно-смысловых аспектов социальнокоммуникативной компетентности данной категории подростков (в сравнении с нормативно развивавшимися сверстниками).
Ключевые слова:
социально-коммуникативная компетентность, подростки, затрудненное психическое развитие, предварительное профессиональное самоопределение.
Summary:
The article discusses the results of a research of social and communicative competence of teenagers with compensated mental retardation. As a model situation the author examines solution of a problem of preliminary vocational self-determination by those teenagers. There set forth a number of special features of cognitive-representational and value-semantic aspects of social and communicative competence of that category of juveniles (in comparison with normatively developing juveniles of the same age).
Keywords:
social and communicative competence, teenagers, mental retardation, preliminary vocational selfdetermination.
В последние десятилетия в России отмечается стабильный рост количества детей, страдающих различного рода задержками психического развития. После получения соответствующей коррекционной помощи значительная часть из них продолжает обучение в общеобразовательной школе, более или менее успешно интегрируясь в учебную деятельность и образовательное пространство. Тем не менее сам факт пережитой (а зачастую и не вполне преодоленной) затрудненности психического развития не может не оказывать влияния на качество и характер решения этими детьми «задач развития» на последующих этапах жизненного пути, а также - на уровень развития и структурную организацию механизмов психологической регуляции социального поведения. Однако такие «возрастно-отсроченные эффекты» затруднения психического развития в современной отечественной психологии изучены весьма слабо, поскольку вышеназванная категория подростков в буквальном смысле слова оказывается на «нейтральной территории» между специальной психологией, психологией развития и общей психологией, каждая из которых не считает их «вполне своими». Как следствие, оказываются существенно ограниченными и возможности оказания таким людям необходимой психологической помощи и поддержки.
Предметом нашего исследования выступает социально-коммуникативная компетентность старших подростков, в жизненном опыте которых имел место факт задержки психического развития с последующей компенсацией. Социально-коммуникативная компетентность рассматривается нами как интегральное психологическое образование, объединяющее и гармонизирующее внутренние средства регуляции социального поведения личности [1]. В данной статье
представлены результаты психологического анализа когнитивно-репрезентационных и ценностно-смысловых составляющих социально-коммуникативной компетентности интересующей нас категории подростков.
При этом мы исходим из положения о продуктивности изучения социальнокоммуникативной компетентности развивающейся личности в контексте возрастно-актуальных жизненных проблем и задач [2]. Одной из приоритетных жизненных задач развивающейся личности в старшем подростковом возрасте является предварительное профессиональное самоопределение. В настоящее время проблема профессионального самоопределения старших подростков актуализируется профилизацией обучения в старших классах общеобразовательных школ. В связи с этим все учащиеся девятых классов оказываются включенными в ситуацию жизненного выбора, обозначаемую рядом авторов как «профильное самоопределение» [3]. По экспертным оценкам серьезные трудности при выборе конкретного профиля обучения в 10-11 классах испытывают от 40 до 80 % девятиклассников. Заметим, что речь идет о трудностях профессионального самоопределения тех подростков, чье психическое развитие протекало в соответствии с нормативной траекторией и было свободно от сколь-либо явных деструктивных эксцессов.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся девятых классов общеобразовательных школ Краснодара и Анапы. Было опрошено 78 школьников, у которых в детстве констатировалось наличие задержки психического развития и 146 школьников, психическое развитие которых протекало в соответствии с возрастно-нормативной траекторией. Эти категории подростков составили «экспериментальную» и «контрольную» выборки. Кроме того, «контрольная» выборка была расширена за счет использования материалов опроса, проводившегося ранее по аналогичной программе (177 человек) [4]. Подвыборки были идентичны по половому составу: в каждой из них количество девочек и мальчиков было приблизительно одинаковым. В дальнейшем для удобства изложения сопоставляемые категории подростков будут обозначаться, соответственно, как «особые (особенные)» и «обычные (нормативные)».
Использованная для сбора эмпирической информации анкета была построена в соответствии с предложенной Н.Н. Пряжниковым моделью личной профессиональной перспективы [5]. Она содержала пункты, направленные на выявление представлений школьников о потребностях общества в честном труде, ценностно-мотивационных основаниях трудовой деятельности, о мире профессий и их прожективном статусном позиционировании в нем, стратегиях и способах достижения профессиональных целей, координации профессиональных целей с другими жизненными задачами, внешних и внутренних препятствиях на пути реализации профессиональных планов и намерений, способах совладания с этими препятствиями.
Поскольку исследование строилось по сравнительному принципу, то в качестве базовой математико-статистической процедуры выступала оценка достоверности выявляемых межгруп-повых различий. Она осуществлялась при помощи ф-критерия Фишера в случае сопоставления процентных долей и t-критерия Стьюдента в случае данных, представленных в виде абсолютных значений. В тексте статьи обсуждаются лишь значимые различия (p<0,05) между подвыборками «особых» и «нормативных» подростков.
Подростки с особенностями развития обнаруживают худшее знание мира профессий: в условиях ограничения времени они называют меньшее количество профессий, часто затрудняются в нормативном номинировании указываемой профессии (заменяя его описательным: «тот, кто водит транспорт», «работа на телевидении» и т.п.), как правило, формируют «моноте-матические» списки профессий, объединяющие виды деятельности, относящиеся к одному интересующему их лично профессиональному кластеру (например, строительные специальности или специальности, связанные со сферой обслуживания).
Меньшая логичность и последовательность проявляется «особенными» подростками и при проектировании пути достижения персональной профессиональной мечты. Обнаруживается явная склонность «спрямлять» линию достижения желаемых профессиональных целей, игнорируя промежуточные этапы их достижения (например, за «поступлением в желаемое учебное заведение» сразу же оказывается «устройство на хорошую работу» или, более того, «занятие высокого положения в обществе»).
При этом профессиональные притязания подростков с компенсированной затрудненностью психического развития носят относительно умеренный характер. В отличие от своих «нормативных» сверстников, преимущественно ориентированных на получение высшего образования, «особенные» подростки рассматривают в качестве приемлемых вариантов получение начального и среднего профессионального образования. Также в субъективных моделях личной профессиональной перспективы «особенных» подростков почти в два раза чаще, чем у их «обычных» сверстников, присутствует такой элемент, как резервное профессиональное
намерение, что свидетельствует об их большей сензитивности к проблеме «психологических тылов» [6] в будущей «взрослой жизни».
По сравнению со своими «нормативными» сверстниками, подростки с затрудненным психическим развитием более явно ориентированы на трудовые ценности приватного типа (предполагающие отношение к труду как способу обеспечения материального благосостояния и жизненного благополучия себя и своих близких). Трудовые ценности социально-созидательной и самоактуализационной направленности в их понимании не обладают сколь-либо серьезным смыслообразующим потенциалом.
Характерна для «особых» подростков и меньшая озабоченность этическими аспектами будущей трудовой деятельности. Складывающиеся у них этические стандарты профессионального поведения отличаются большей «размытостью» и более «спокойным» отношением к вовлечению в разнообразные «нечестные» сценарии социально-трудовой активности. В сравнении с «нормативными» сверстниками, они больше ориентированы на трудовые посты, предполагающие непосредственное межличностное общение с другими людьми, так или иначе оказывающимися при этом в зависимом положении от них.
В целом подростки с затрудненным психическим развитием склонны воспринимать ситуацию «профильного самоопределения» как менее проблемную, в отличие от своих «нормативных» сверстников. С одной стороны, это является функцией ограниченности когнитивных возможностей «особенных» оптантов (в частности, их меньшей чувствительности к противоречиям и «разрывам» линии профессиональной перспективы), а с другой - их приверженности вполне адаптивным стратегиям ограничения уровня профессиональных притязаний и «задействования» ресурсов ближайшего социального окружения (родителей, родственников, знакомых).
Вообще готовность принимать помощь со стороны окружающих, прежде всего родителей, родственников, знакомых, очень ярко выражена у подростков, переживших опыт преодоления затрудненности психического развития. «Особенные» подростки упоминают этот ресурс решения проблемных ситуаций в два раза чаще, чем их «обычные» сверстники. При этом они и более спокойно воспринимают предлагаемые ближайшим окружением «готовые» варианты построения профессионального будущего. Иначе говоря, они в большей мере ориентированы на ту линию формирования профессиональной идентичности, которая была обозначена Дж. Мар-сиа как «предрешенная идентичность» [7]. Как известно, данная линия развития идентичности оценивалась самим Дж. Марсиа неоднозначно: наряду с очевидным негативным содержанием отмечался и возможный адаптивный потенциал данной версии личностно-профессионального развития в определенных социальных условиях. Последнее соображение можно обоснованно экстраполировать и на случай профессионального самоопределения «особых» подростков, которое явственно характеризуется «двойным» ограничением субъекта профессионального выбора: не только со стороны ситуации (реальная ограниченность спектра возможных вариантов профессионального обучения и трудоустройства), но и интрапсихических ресурсов самого оптанта (как правило, дефицитарных).
Также полученные нами данные корреспондируются с результатами известной работы М. Уоллаха и Н. Когана [8]. Эти авторы выявили высокий уровень социальной адаптированности и удовлетворенности жизнью младших подростков с ограниченным интеллектуальным и творческим потенциалом (что характерно и для большей части рассматриваемых в нашей работе «особых» подростков, хотя и более старших по возрасту). Субъективный комфорт данной категории подростков достигался за счет использования ими трех основных стратегий решения проблемных ситуаций: предпочтения выжидательной позиции (в надежде на то, что ситуация разрешится сама собой), умеренности притязаний и поддержания хороших отношений с окружающими.
Подводя итоги, можно констатировать, что подростки с затрудненным психическим развитием склонны воспринимать ситуацию предварительного профессионального самоопределения как менее проблемную, в отличие от своих «нормативных» сверстников. С одной стороны, это обусловливается ограниченностью когнитивных возможностей «особенных» оптантов (в частности, их невысокой чувствительностью к противоречиям и «разрывам» линии профессиональной перспективы), а с другой - их меньшей личностной вовлеченностью в решение данной проблемы вследствие приверженности стратегиям ограничения уровня профессиональных притязаний и «задействования» ресурсов ближайшего социального окружения (родителей, родственников, знакомых).
Выявленные особенности социально-коммуникативной компетентности подростков с компенсированной затрудненностью психического развития не только способствуют уточнению и детализации содержания деятельности по профессиональной ориентации данной категории оптантов в ситуации профильного самоопределения, но и позволяют решать более широкий
круг вопросов, связанных с построением данной категорией подростков «образа будущего» и жизненной перспективы в целом.
Ссылки:
1. Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development: A Lifespan Perspective (Eds. V.B. Van Hasselt and M. Hersen). N.Y., 1992. P. 283-317 ; Wrubel J., Benner P., Lazarus R.S. Social competence from the perspective of health and coping // Social Competence (Eds. J.D. Wine, M.D. Smye). N.Y., 1981. P. 61-69.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1999 ; Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2006.
3. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19-26.
4. Бичевая Л.Ф., Дьяченко В.А., Флоровский С.Ю.,
Шаповалова Г.В. Личная профессиональная перспектива старших подростков в ситуации пред-профильного обучения: опыт социально-
психологического анализа // Личность как субъект организации времени своей жизни: сб. науч. ст. Краснодар, 2008. С. 222-225.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
6. Пряжников Н.С. Проблема «психологических тылов» в профессиональном самоопределении // Прикладная психология. 1998. № 4. С. 64-77.
7. Marcia J.E. Ego identity status: relationships to change in self-esteem, general adjustments, and authoritarianism // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. V. 35. P. 118-133.
8. Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children: A study of the creativity/intelligence distinction. N.Y., 1965.
References (transliterated):
1. Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development: A Lifespan Perspective (Eds. V.B. Van Hasselt and M. Hersen). N.Y., 1992. P. 283-317 ; Wrubel J., Benner P., Lazarus R.S. Social competence from the perspective of health and coping // Social Competence (Eds. J.D. Wine, M.D. Smye). N.Y., 1981. P. 61-69.
2. Abul'khanova K.A. Psikhologiya i soznanie lichnosti (problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noy lichnosti): izbr. psikhol. tr. M.; Voronezh, 1999 ; Kalinina N.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie razviti-ya sotsial'noy kompetentnosti shkol'nikov: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Samara, 2006.
3. Chistyakova S.N. Problema samoopredeleniya starsheklassnikov pri vybore profilya obucheniya // Pedagogika. 2005. № 1. S. 19-26.
4. Bichevaya L.F., D'yachenko V.A., Florovskiy S.Y.,
Shapovalova G.V. Lichnaya professional'naya per-spektiva starshikh podrostkov v situatsii predprofil'nogo obucheniya: opyt sotsial'no-
psikhologicheskogo analiza // Lichnost' kak sub"ekt organizatsii vremeni svoey zhizni: sb. nauch. st. Krasnodar, 2008. P. 222-225.
5. Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe sa-moopredelenie. M.; Voronezh, 1996.
6. Pryazhnikov N.S. Problema «psikhologicheskikh tylov» v professional'nom samo-opredelenii // Pri-kladnaya psikhologiya. 1998. № 4. P. 64-77.
7. Marcia J.E. Ego identity status: relationships to change in self-esteem, general adjustments, and authoritarianism // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. V. 35. P. 118-133.
8. Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children: A study of the creativity/intelligence distinction. N.Y., 1965.