Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОМПЕНСИРОВАННАЯ ЗАТРУДНЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / COPING STRATEGIES / COMMUNICATION SKILLS / MENTAL RETARDATION / COMPENSATED DIFFICULTIES OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филипиди Т. И.

Обсуждаются результаты исследования копинг-стратегий и коммуникативных умений подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. Показано, что затрудненность психического развития в детские годы и последующая её компенсация оказывают значимое влияние на характер взаимосвязи и взаимодействия вышеназванных подсистем регуляции межличностного общения и социального поведения в старшем подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филипиди Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGY AND COMMUNICATIVE ABILITIES OF TEENAGERS WITH THE COMPENSATED OF COMPLICATED MENTAL DEVELOPMENT

Results of research of koping strategy and communicative abilities of teenagers are discussed with the compensated of complicated mental development. It is shown that complicated of mental development in a childhood and the subsequent its compensation have significant impact on nature of interrelation and interaction of the above-named subsystems of regulation of interpersonal communication and social behavior at the advanced teenage age.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.9.07:922.7+376

Т. И. Филипиди

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В последние десятилетия в России увеличивается количество детей с задержкой психического развития. Значительная часть из них после получения соответствующей коррекционной поддержки более или менее успешно интегрируется в учебную деятельность и общеобразовательное пространство. Тем не менее, сам факт пережитой затрудненности психического развития не может не оказывать влияния на качественный уровень и структурную организацию механизмов психологической регуляции межличностного общения и социального поведения на последующих этапах жизненного пути. Однако подобные «возрастно-от-сроченные эффекты» затруднения психического развития в отечественной психологии изучены весьма слабо, поскольку вышеназванная категория подростков в буквальном смысле слова оказывается на «нейтральной территории» между специальной психологией, психологией развития, психологией личности и общей психологией, каждая из которых не считает их «вполне своими».

Предмет нашего исследования составляют копинг-стратегпи и коммуникативные умения старших подростков, в жизненном опыте которых имел место факт задержки психического развития с последующей компенсацией. Эти регулятор-ные образования интерпретируются нами как ресурсно-мобилизационный и операционально-поведенческий компоненты социально-коммуникативной компетентности рассматриваемой категории подростков. В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность понимается как интегральное психологическое образование, объединяющее и гармонизирующее внутренние средства регуляции социального поведения и межличностного общения человека[1].

Совмещение в рамках одного исследования коммуникативных умений и копинг-стратегий позволяет получить более панорамный психологический портрет подростков с компенсированной затрудненностью психического развития как субъектов общения и социального поведения. Достигается же это за счёт рассмотрения

интересующих нас подростков в двух взаимосвязанных контекстах своего бытия. Первый из них может быть обозначен как повседневное рутинное существование, онтологизирующееся в виде социально- и возрастно-типичных ситуаций общения. Социально-коммуникативные умения подростков отражают степень освоенности ими определенных поведенческих модулей (установление контакта, выслушивание собеседника, выражение собственной точки зрения и т. п.), на основе которых оказывается возможным конструирование схем и сценариев собственного поведения в подобных ситуациях. Второй «бытийный контекст» связан со столкновением подростков с обстоятельствами, воспринимаемыми и переживаемыми ими как «нарушающие привычный ход жизни», «вызывающие напряжение», «предъявляющие требования превышающие ресурсы... справиться с ними», определяясь в сознании действующего субъекта в качестве «трудных ситуаций» [2—4]. Способы совладания человека с подобными жизненными трудностями служат надежными и достоверными показателями достигнутого им общего уровня личностной зрелости, а также — степени сформированное™ парциальных механизмов психологической регуляции поведения, деятельности и общения.

Эмпирическую базу исследования составили девятиклассники

общеобразовательных школ Анапы и Краснодара. Экспериментальная группа включала 99 школьников, у которых в детстве констатировалось наличие задержки психического развития: из них 54 мальчика и 45 девочек. Контрольную группу составили 118 школьников (62 мальчика и 56 девочек), психическое развитие которых протекало в соответствии с возраст-но-нормативной траекторией. Далее сопоставляемые категории подростков будут обозначаться, соответственно, как «особые» и «обычные (нормативные)».

Коммуникативные умения оценивались посредством тест-опросника коммуникативных умений для подростков и старшеклассников, разработанного JI. Мишелсоном с соавторами, адаптированного для русскоязычной выборки Ю. 3. Гиль-бухом и модифицированного С. В. Кривцовой и М. Н. Достано-вой [5].

Диагностировалась степень выраженности трёх базисных вариантов социально-коммуникативного поведения подростков:

1) компетентного, предполагающего построение общения с партнером на принципах равенства психологических позиций и паритетной координации усилий по разрешению проблемной ситуации;

2) агрессивного, предполагающего давление на партнера из психологической позиции «сверху»;

3) зависимого, связанного с психологической пристройкой к

партнеру «снизу» и пассивным следованием за ним.

Выявление используемых подростками стратегий преодоления жизненных трудностей осуществлялось при помощи теста Э. Хей-ма (Е. Heiin), адаптированного в лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством JI. И. Вассермана [6]. Оценивалась представленность в индивидуальных паттернах ко-пинг-поведения подростков стратегий с разным уровнем адаптивности: адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных. Взаимосвязи между рассматриваемыми переменными выявлялись посредством рангового корреляционного анализа по Спирмену [7]. Исполь-

зовался пакет прикладных статистических программ SPSS 13.0. Для уточнения тестовых результатов проводился выборочный опрос респондентов.

Характер взаимосвязей копинг-стратегий и социально-коммуникативных умений принципиально различается у подростков с сопоставляемыми траекториями психического развития. Главное различие касается интенсивности связей между рассматриваемыми регулятивными подсистемами. Если у возрастно-нормативных подростков данные подсистемы функционируют практически автономно, то у подростков с компенсированной затрудненностью психического развития они достаточно сильно связаны между собой (рис. 1).

КОММУНИКАТИВНЫ УМЕНИЯ

КОПИНГ-СТТАТЕГИИ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

умкнич

КОПИНГ-СТТАТЕГИИ

Зависим. Отв. адапт.

Агрксшн.

Неалаот.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

«Особые" мальчики

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Агрессию. Нзадапт.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

«Особые-' девочки

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Компетент. Адаптивные Компетент. Адаптивные

\

Зависим. Огн. адапт. Зависим. Огн. адапт.

\

ЛгрЗССИЕН. 4 Неадапт. Атрессивн. Неадапт.

.(Обычные- мальчики

«Обычные- девочки

Услоенш обозначения: сплошными линиями обозначены положительные взаимосвязи, пунктирными - отрицательные; одинарные линии соответствуют уровню значимости связи р < 0,05; двойные ликик - уровню р < 0,01.

Рис. 1. Взаимосвязь копинг-стратегий и социально-коммуникативных умений подростков с затрудненной и нормативной траекториями психического развития

Это может рассматриваться как свидетельство того, что ситуации повседневного общения представляют для «особых» подростков большую трудность, чем для их «обычных» сверстников (что и приводит к активному задействованию копинг-ресурсов для построения обыденных контактов). Также «особые» подростки чаще и активнее используют свои коммуникативные умения в ситуациях преодоления жизненных трудностей. Сами же трудные жизненные ситуации видятся этим подросткам как коммуникативно-опосредованные и потенциально разрешимые путем общения с другими людьми, так или иначе вовлеченными в эти ситуации.

Вследствие характерной для «особых» подростков высокой функциональной взаимосвязанности двух подсистем регуляции поведения, — в контексте повседневного общения и в случае попадания в трудные жизненные обстоятельства, — представляется возможным зафиксировать ряд взаимопредикторных связей между данными подсистемами. Зная

особенности поведения подростков в типичных ситуациях повседневного общения (выражающиеся в определенной комбинации компетентных, зависимых и агрессивных действий) оказывается возможным с высокой степенью надежности прогнозировать выбор этими же подростками того или иного способа совладания с трудными жизненными обстоятельствами (выражающегося в обращении к определенному типу копинг-стратегий — адаптивных, неадаптивных, относительно адаптивных). Возможно и обратное: на основании оценки общей адаптивности копинг-поведения предсказывать профиль повседневного коммуникативного поведения подростков.

Полученные данные позволяют существенно уточнить ориентировочную основу разработки и реализации программ психологической поддержки и развития подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и межличностного общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Филипиди Т. И., Флоров- 2. Водопьянова Н. Е. Психодиаг-

ский С. Ю. Преодоление трудных ностика стресса. СПб.: Питер, 2009.

ситуаций подростками с компенсиро- 336 с.

ванной затрудненностью психическо- 3. Крюкова Т. Л. Психология со-

го развития // Человек. Сообщество, владающего поведения. Кострома:

Управление. 2012. № 2. С. 31-46. Авантитул, 2004. 344 с.

4. Lazarus R. S., Folk ma n S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.445 р.

5. Кривцова С. В., Достанова М. Н. Исследование коммуникативных умений подростков // Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. С. 87-105.

6. Водопьянова Н. Е. Указ. соч.

7. Коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена // 1Шр://у5ри. org/images/1 /И/Тема_5_Коэффи-циенты_корреляции_Пирсона_и_ Спирмена. р<±Г (дата обращения 12.03.2017).

REFERENCES

1. Filipidi T. I., Florovsky S. Yu. Overcoming of difficult situations by teenagers with the compensated of complicated mental development // Chelovek. Soobshestvo. Upravlenie. 2012. № 2. P. 31-46. (In Russ.).

2. Vodopyanova N. E. Stress psychodiagnostics: St. Petersburg, 2009. 336 p. (In Russ.).

3. Kryukova T. L. Psychology of to overcome behavior. Kostroma: Avantitul, 2004. 344 p. (In Russ.).

4. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.445 p. (In USA).

5. Krivtsova S. V., Dostanova M. N. Research of communicative abilities of teenagers // The teenager at the intersection of eras. M.: Genesis, 1997. P. 87-105. (In Russ.).

6. Vodopyanova N. E. Index of Composition.

7. Coefficients of correlation of Pearson and Spirmen//http://yspu.org/ images/1 /1 f/Te м a_ 5_ К о э ф ф и ц и е н ты _ корреляции_Пирсона_и_Спирмена. pdf (date of the address of 12.03.2017).

Поступила в редакцию 30.04.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.