УДК 159.9.07:922.7+376
Т. И. Филипиди
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В последние десятилетия в России увеличивается количество детей с задержкой психического развития. Значительная часть из них после получения соответствующей коррекционной поддержки более или менее успешно интегрируется в учебную деятельность и общеобразовательное пространство. Тем не менее, сам факт пережитой затрудненности психического развития не может не оказывать влияния на качественный уровень и структурную организацию механизмов психологической регуляции межличностного общения и социального поведения на последующих этапах жизненного пути. Однако подобные «возрастно-от-сроченные эффекты» затруднения психического развития в отечественной психологии изучены весьма слабо, поскольку вышеназванная категория подростков в буквальном смысле слова оказывается на «нейтральной территории» между специальной психологией, психологией развития, психологией личности и общей психологией, каждая из которых не считает их «вполне своими».
Предмет нашего исследования составляют копинг-стратегпи и коммуникативные умения старших подростков, в жизненном опыте которых имел место факт задержки психического развития с последующей компенсацией. Эти регулятор-ные образования интерпретируются нами как ресурсно-мобилизационный и операционально-поведенческий компоненты социально-коммуникативной компетентности рассматриваемой категории подростков. В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность понимается как интегральное психологическое образование, объединяющее и гармонизирующее внутренние средства регуляции социального поведения и межличностного общения человека[1].
Совмещение в рамках одного исследования коммуникативных умений и копинг-стратегий позволяет получить более панорамный психологический портрет подростков с компенсированной затрудненностью психического развития как субъектов общения и социального поведения. Достигается же это за счёт рассмотрения
интересующих нас подростков в двух взаимосвязанных контекстах своего бытия. Первый из них может быть обозначен как повседневное рутинное существование, онтологизирующееся в виде социально- и возрастно-типичных ситуаций общения. Социально-коммуникативные умения подростков отражают степень освоенности ими определенных поведенческих модулей (установление контакта, выслушивание собеседника, выражение собственной точки зрения и т. п.), на основе которых оказывается возможным конструирование схем и сценариев собственного поведения в подобных ситуациях. Второй «бытийный контекст» связан со столкновением подростков с обстоятельствами, воспринимаемыми и переживаемыми ими как «нарушающие привычный ход жизни», «вызывающие напряжение», «предъявляющие требования превышающие ресурсы... справиться с ними», определяясь в сознании действующего субъекта в качестве «трудных ситуаций» [2—4]. Способы совладания человека с подобными жизненными трудностями служат надежными и достоверными показателями достигнутого им общего уровня личностной зрелости, а также — степени сформированное™ парциальных механизмов психологической регуляции поведения, деятельности и общения.
Эмпирическую базу исследования составили девятиклассники
общеобразовательных школ Анапы и Краснодара. Экспериментальная группа включала 99 школьников, у которых в детстве констатировалось наличие задержки психического развития: из них 54 мальчика и 45 девочек. Контрольную группу составили 118 школьников (62 мальчика и 56 девочек), психическое развитие которых протекало в соответствии с возраст-но-нормативной траекторией. Далее сопоставляемые категории подростков будут обозначаться, соответственно, как «особые» и «обычные (нормативные)».
Коммуникативные умения оценивались посредством тест-опросника коммуникативных умений для подростков и старшеклассников, разработанного JI. Мишелсоном с соавторами, адаптированного для русскоязычной выборки Ю. 3. Гиль-бухом и модифицированного С. В. Кривцовой и М. Н. Достано-вой [5].
Диагностировалась степень выраженности трёх базисных вариантов социально-коммуникативного поведения подростков:
1) компетентного, предполагающего построение общения с партнером на принципах равенства психологических позиций и паритетной координации усилий по разрешению проблемной ситуации;
2) агрессивного, предполагающего давление на партнера из психологической позиции «сверху»;
3) зависимого, связанного с психологической пристройкой к
партнеру «снизу» и пассивным следованием за ним.
Выявление используемых подростками стратегий преодоления жизненных трудностей осуществлялось при помощи теста Э. Хей-ма (Е. Heiin), адаптированного в лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством JI. И. Вассермана [6]. Оценивалась представленность в индивидуальных паттернах ко-пинг-поведения подростков стратегий с разным уровнем адаптивности: адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных. Взаимосвязи между рассматриваемыми переменными выявлялись посредством рангового корреляционного анализа по Спирмену [7]. Исполь-
зовался пакет прикладных статистических программ SPSS 13.0. Для уточнения тестовых результатов проводился выборочный опрос респондентов.
Характер взаимосвязей копинг-стратегий и социально-коммуникативных умений принципиально различается у подростков с сопоставляемыми траекториями психического развития. Главное различие касается интенсивности связей между рассматриваемыми регулятивными подсистемами. Если у возрастно-нормативных подростков данные подсистемы функционируют практически автономно, то у подростков с компенсированной затрудненностью психического развития они достаточно сильно связаны между собой (рис. 1).
КОММУНИКАТИВНЫ УМЕНИЯ
КОПИНГ-СТТАТЕГИИ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
умкнич
КОПИНГ-СТТАТЕГИИ
Зависим. Отв. адапт.
Агрксшн.
Неалаот.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
«Особые" мальчики
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
Агрессию. Нзадапт.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
«Особые-' девочки
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
Компетент. Адаптивные Компетент. Адаптивные
\
Зависим. Огн. адапт. Зависим. Огн. адапт.
\
ЛгрЗССИЕН. 4 Неадапт. Атрессивн. Неадапт.
.(Обычные- мальчики
«Обычные- девочки
Услоенш обозначения: сплошными линиями обозначены положительные взаимосвязи, пунктирными - отрицательные; одинарные линии соответствуют уровню значимости связи р < 0,05; двойные ликик - уровню р < 0,01.
Рис. 1. Взаимосвязь копинг-стратегий и социально-коммуникативных умений подростков с затрудненной и нормативной траекториями психического развития
Это может рассматриваться как свидетельство того, что ситуации повседневного общения представляют для «особых» подростков большую трудность, чем для их «обычных» сверстников (что и приводит к активному задействованию копинг-ресурсов для построения обыденных контактов). Также «особые» подростки чаще и активнее используют свои коммуникативные умения в ситуациях преодоления жизненных трудностей. Сами же трудные жизненные ситуации видятся этим подросткам как коммуникативно-опосредованные и потенциально разрешимые путем общения с другими людьми, так или иначе вовлеченными в эти ситуации.
Вследствие характерной для «особых» подростков высокой функциональной взаимосвязанности двух подсистем регуляции поведения, — в контексте повседневного общения и в случае попадания в трудные жизненные обстоятельства, — представляется возможным зафиксировать ряд взаимопредикторных связей между данными подсистемами. Зная
особенности поведения подростков в типичных ситуациях повседневного общения (выражающиеся в определенной комбинации компетентных, зависимых и агрессивных действий) оказывается возможным с высокой степенью надежности прогнозировать выбор этими же подростками того или иного способа совладания с трудными жизненными обстоятельствами (выражающегося в обращении к определенному типу копинг-стратегий — адаптивных, неадаптивных, относительно адаптивных). Возможно и обратное: на основании оценки общей адаптивности копинг-поведения предсказывать профиль повседневного коммуникативного поведения подростков.
Полученные данные позволяют существенно уточнить ориентировочную основу разработки и реализации программ психологической поддержки и развития подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и межличностного общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филипиди Т. И., Флоров- 2. Водопьянова Н. Е. Психодиаг-
ский С. Ю. Преодоление трудных ностика стресса. СПб.: Питер, 2009.
ситуаций подростками с компенсиро- 336 с.
ванной затрудненностью психическо- 3. Крюкова Т. Л. Психология со-
го развития // Человек. Сообщество, владающего поведения. Кострома:
Управление. 2012. № 2. С. 31-46. Авантитул, 2004. 344 с.
4. Lazarus R. S., Folk ma n S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.445 р.
5. Кривцова С. В., Достанова М. Н. Исследование коммуникативных умений подростков // Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. С. 87-105.
6. Водопьянова Н. Е. Указ. соч.
7. Коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена // 1Шр://у5ри. org/images/1 /И/Тема_5_Коэффи-циенты_корреляции_Пирсона_и_ Спирмена. р<±Г (дата обращения 12.03.2017).
REFERENCES
1. Filipidi T. I., Florovsky S. Yu. Overcoming of difficult situations by teenagers with the compensated of complicated mental development // Chelovek. Soobshestvo. Upravlenie. 2012. № 2. P. 31-46. (In Russ.).
2. Vodopyanova N. E. Stress psychodiagnostics: St. Petersburg, 2009. 336 p. (In Russ.).
3. Kryukova T. L. Psychology of to overcome behavior. Kostroma: Avantitul, 2004. 344 p. (In Russ.).
4. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.445 p. (In USA).
5. Krivtsova S. V., Dostanova M. N. Research of communicative abilities of teenagers // The teenager at the intersection of eras. M.: Genesis, 1997. P. 87-105. (In Russ.).
6. Vodopyanova N. E. Index of Composition.
7. Coefficients of correlation of Pearson and Spirmen//http://yspu.org/ images/1 /1 f/Te м a_ 5_ К о э ф ф и ц и е н ты _ корреляции_Пирсона_и_Спирмена. pdf (date of the address of 12.03.2017).
Поступила в редакцию 30.04.2018 г.